Деловая игра на тему Площади многоугольников

Как известно, играют не только дети, играют и взрослые. Существуют так называемые деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практи­ческой жизни. Более общим является определение деловой игры как модели взаимодействия людей в процессе достижения некоторых целей — экономических, производственных, политических. В любом случае дел...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Урок геометрии в 8 классе











Деловая игра на тему

«Площади многоугольников»






Учитель:Веселова М.И.











Деловая игра на уроке математики.

Как известно, играют не только дети, играют и взрослые. Существуют так называемые деловые игры, в процессе которых на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практи­ческой жизни.

Более общим является определение деловой игры как модели взаимодействия людей в процессе достижения некоторых целей - экономических, производственных, политических.

В любом случае деловая игра - это модель процесса приня­тия решений в реальной ситуации с четко выраженной структурой.

Деловая игра позволяет создавать производственные ситуации, в ходе которых играющему необходимо найти правильную линию по­ведения, оптимальное решение проблемы, соответственно реальным обстоятельствам производства, имитированным в игре.

В ходе игры каждому участнику необходимо максимально мо­билизовать все свои знания, опыт, воображение. Особенно ценно то, что здесь дело не сводится лишь к механическому использова­нию программного материала. В процессе игры вырабатывается уме­ние мыслить системно, продуктивно, пробуждается стремление к по­иску новых идей, а это уже шаг к творчеству.

Деловые игры получают в последнее время все большее рас­пространение при обучении студентов. Однако они могут и долж­ны применяться при обучении школьников. Ведь учащиеся в условиях игры охотно перевоплощаются в тех или иных специалистов и выступают в адекватной роли в моделируемой об­становке.

Рассмотрим деловую игру на уроке геометрии в 8 классе при изучении темы «Площади многоугольников»




Деловая игра «Строитель»


Тема: «Площади многоугольников»

Цель урока: усвоение учащимися формул для вычисления пло­щадей параллелограмма, треугольника, трапеции и применение по­лученных знаний к решению практических задач.

Воспитательная цель: ориентация учащихся на профессию строи­теля.

В начале урока учитель знакомит учащихся со строи­тельным производством и одной из наиболее распространенных строительных профессий - столяра.

I этап. Строительное производство сегодня - это механизи­рованный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр работает в строительно-монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских. Он выполняет различные операции на станках: на круглопильных - раскрой пиломатериалов, на фуговальных - строгание, на долбежных и шипорезных - вы­далбливание гнезд и зарезание шипов у заготовок.

Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т. д. Выполнение такой работы невозможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, знания технологии и орга­низации строительного производства, умения читать чертежи. Про­фессия требует объемного воображения, хорошего глазомера, зна­ния геометрии, рисования, черчения.

Постановка задачи. Учитель объявляет, что сегодня все уче­ники будут выступать в роли строителей. Требуется выполнить ра­боту по настилке полов строящегося детского сада. Предлагается произвести настилку паркетного пола в игровом зале размером 5,75X8 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треуголь­ников, параллелограммов и равнобочных трапеций. Размеры пли­ток в сантиметрах указаны на рисунке.

Деловая игра на тему Площади многоугольников

Правила игры. Учащиеся разбиваются на три бригады. Изби­раются бригадиры.

Первая бригада - столяры. Им нужно изготовить паркетные плитки указанных размеров в таком количестве, чтобы после на­стилки пола не осталось лишних плиток и число треугольных пли­ток было минимальным, а плиток в форме параллелограммов и тра­пеций - одинаковое количество.

Вторая бригада - поставщики. Им нужно доставить необходи­мое количество плиток на строительную площадку. Они рассчиты­вают это количество.

Третья бригада - паркетчики. Чтобы проконтролировать достав­ку, надо наперед знать, сколько и каких паркетных плиток пона­добится для покрытия пола.

Побеждает в игре та команда, которая первой выполнит пра­вильный расчет. Для этого надо знать формулы для вычисления пло­щадей вышеуказанных фигур. Учитель записывает на доске, какой материал следует изучить. Учащиеся приступают к работе с учеб­ником. Внутри каждой команды разрешаются взаимоконсультации. При необходимости консультацию дает учитель.

После того как теоретический материал изучен, а формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапе­ции записаны в тетрадях, учитель проецирует на доску рисунки и формулы по проработанному материалу. Проводится проверка го­товности бригад. С этой целью каждой команде предлагается по два-три вопроса. Ответы учащихся оцениваются очками. Счет за­писывается на доске.

II этап. Каждая команда приступает к практическим вычислениям.

Паркет укладывается в ряды так, что параллелограммы и трапеции чередуются, а треугольников в одном ряду всего два. Подсчеты показывают, что в одном ряду по ширине укладывается по два треугольника и по восемь параллелограммов и трапеций. Действительно, площадь одной полосы шириной 20 см и дли­ной 575 см будет 11500 см2. Если площадь двух треугольников 300 см2, а площадь параллелограмма или трапеции 700 см2, то в одной полосе по ширине игрового зала поместится по 8 параллело­граммов и трапеций: (11500 -300):700== 16. Таких полос в длине комнаты поместится 800:20 = 40. Следовательно, для настилки пола понадобится 80 треугольников и по 320 параллелограммов и тра­пеций. Проверкой устанавливается: площадь игрового зала 575X X800 = 460 000 см2 , площадь одной полосы 575X20=11500 см2, а таких полос 40, поэтому

11500X40 = 460 000 см2 - площадь пар­кетного пола.

Это самый ответственный этап игры. Вычисляются площади плоских фигур, производятся расчеты.

В конце второго этапа игры учащиеся из каждой бригады дают объяснения около доски, как они вычислили нужное коли­чество паркетных плиток.

Идет разговор об экономии материала. На первый план высту­пает математическое содержание работы. Происходит процесс при­менения знаний на практике. На этом этапе игры команды полу­чают определенное число очков, а правильно ответившие ученики - оценки в журнал. На заключительном этапе учитель проверяет, на­сколько глубоко усвоили ученики материал. Для этого им предла­гаются контрольные вопросы, которые могут быть, например, такими:

1. Дайте определение площади простых фигур.

2. Докажите, что площадь параллелограмма равна произведе­нию его стороны на высоту, проведенную к этой стороне.

3. Докажите, что площадь треугольника равна половине про­изведения его стороны на высоту, проведенную к этой стороне.

4. Докажите, что площадь трапеции равна произведению по­лусуммы оснований на высоту.

5. По какому принципу укладывали паркетные плитки в один ряд?

6. Как проводились вычисления площади одного ряда плиток?

7. Дайте краткую характеристику профессии столяра.

В заключение подводятся результаты игры, задается домашнее задание.

Заметим, что в менее подготовленных классах такую игру сле­дует проводить с целью обобщения и применения знаний, после того как изучен материал о площадях плоских фигур. Число вопро­сов на заключительном этапе можно уменьшить.

Как видим, деловые игры представляют собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения постав­ленной задачи. Этот процесс, условно расчленяется на такие этапы: знакомство с профессией строителя; построение имитационной мо­дели производственного объекта; постановка главной задачи бри­гадам и выяснение их роли в производстве; создание игровой проблемной ситуации; овладение необходимым теоретическим мате­риалом; решение производственной задачи на основании математи­ческих знаний; проверка результатов; коррекция; реализация при­нятого решения; анализ итогов работы; оценка результатов работы.

Основная идея игры состоит в том, чтобы создать производ­ственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, смогут увидеть и оценить значение математических знаний в производительном труде, само­стоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом и при­менить полученные знания на практике.

Благодаря соревновательному характеру деловой игры акти­визируется воображение участников, что помогает им находить ре­шения поставленной задачи.


© 2010-2022