- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии для 10 класса
Рабочая программа по геометрии для 10 класса
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ильина Н.В. |
Дата | 20.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза Б. А. Котова
РАССМОТРЕНО Методическим советом от 28.08.2015г. №3
УТВЕРЖДЕНО
приказом от 29.08.2015г. №111
ПРИНЯТО Педагогическим советом от 28.08.2015г. №12
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» 10-Б класс на 2015-2016 учебный год
Составила: Ильина Н.В.
учитель математики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение геометрии - одного из важнейших компонентов математического образования, направлено на достижение следующих целей:
-
формирование конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений;
-
развитие пространственного воображения и интуиции;
-
овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
интеллектуальное развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления;
-
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития геометрии, эволюцией математических идей, понимания значимости геометрии для общественного прогресса.
Задачи курса:
-
развитие пространственных представлений и изобразительных умений;
-
освоение основных фактов и методов стереометрии
-
знакомство с пространственными телами и их свойствами;
-
формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
-
развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося;
-
формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения;
-
создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки; для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
-
создание условий для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность;
-
формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический;
-
формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства:
-
формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных.
Нормативная основа реализации программы:
Федеральный уровень
-
Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
-
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденная приказом Министерства образования РФ от 18 июля 2002 года №2783.
-
Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004г. №1312».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2009 г. N 729
"Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях". -
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
-
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.
-
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года Источник: минобрнауки. рф/новости/4136.
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».
-
Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».
-
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 "О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся".
-
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения».
-
Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.
-
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы /составитель: Т.А.Бурмистрова. М.: "Просвещение", - 2009.
-
Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года №2506-р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Региональный уровень
-
Письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009г. №3499.
-
Приказ УОиН Липецкой области от 29.04.2015 г. № 424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2015/2016 учебный год».
Лицейский уровень
-
Устав лицея.
-
Программа развития лицея «Школа познания +» на 2015-2018 гг.
-
Образовательная программа лицея на 2015-2016 уч.г.
-
Календарный учебный график.
-
Учебный план МБОУ лицея №1 г. Усмани на 2015-2016 уч.г.
-
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) лицея №1 г.Усмани Липецкой области (протокол педагогического совета №14 от 26.08.2009г.).
Сведения о программе
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной Программы общеобразовательных учреждений « Геометрия. 10-11 кл.», - М.Просвещение, 2009 г., составитель Т.А.Бурмистрова, для учебника «Геометрия 10-11 классы», автор Л.С.Атанасян.
Обоснование выбора примерной программы
В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Выбранная авторская программа обеспечивает достижение базового уровня образовательных достижений учащихся. Специфика программы в том, что она способствует формированию компетенций, определяющихся рядом условий: настроенностью учащихся на необходимость определенных действий, четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые учащиеся должны решать в ходе учебной деятельности, полнотой и ясностью представления о структуре формируемого умения, показом учителем способов выполнения той или иной работы, организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их совокупностью с использованием системы задач.
Данные компетенции обучающихся обеспечивают реализацию задач лицейского образования. Выбранная авторская программа также соответствует особенностям ученического коллектива класса. Класс имеет социально-экономический и химико-биологический профиль; в классе учащиеся обладают определенными навыками к самостоятельному поиску, отбору информации; вместе с тем, им необходима дополнительная помощь учителя при проведении анализа и подведении итогов, поэтому программа обеспечивает мотивацию учащихся к освоению базового уровня и обеспечивает освоение базовых понятий курса геометрии.
Информация о внесённых изменениях в примерную программу и их обоснование
В учебном плане для изучения геометрии на базовом уровне отводится 2 часа в неделю (2-й вариант учебного плана), отличительных особенностей рабочей программы по сравнению с авторской программой нет.
Место и роль учебного курса
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов за учебный год.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов, окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Геометрия нацелена на формирование аппарата для решения не только математических задач, но и задач смежных предметов, окружающей реальности. Язык геометрии, умение «читать» геометрический чертеж, подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира.
В ходе освоения содержания предмета учащиеся овладевают геометрическим языком, развивают умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развивают пространственные представления, изобразительные умения, получают навыки геометрических построений. Происходит формирование систематических знаний о плоских фигурах, их свойствах, формирование представлений о простейших пространственных телах, развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследование построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач разнообразными способами, приобретают и совершенствуют опыт:
-
построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
-
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
-
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
-
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
-
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Информация о количестве учебных часов: согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 10 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов за учебный год;
контрольных работ - 5. Уровень обучения - базовый.
Формы организации образовательного процесса
Основная форма обучения - урок. Исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся применяются следующие формы организации учебного процесса на уроке:
-
индивидуальные,
-
групповые,
-
индивидуально-групповые,
-
парные,
-
коллективные,
-
фронтальные.
Типы уроков по ведущим целям:
Формирование знаний:
-
лекция,
-
исследование.
Формирование умений и навыков:
-
практикум,
-
деловая игра,
-
тренинг.
Закрепление и систематизация знаний:
-
семинар,
-
соревнования.
Проверка знаний:
-
зачет,
-
контрольная работа,
-
самостоятельная работа.
При выполнение работ и заданий разного вида применяется комбинированный урок.
Технологии обучения
В ходе реализации программы предполагается использование элементов следующих технологий:
-
личностно-ориентированное обучение,
-
проблемное обучение,
-
дифференцированное обучение,
-
обучение с применением опорных схем,
-
информационно-коммуникационные технологии,
-
деятельностные технологии,
-
технология обучения на основе решения задач (введение задач с жизненно-практическим содержанием),
-
здоровьесберегающие технологии,
-
игровые технологии,
-
технологии уровневой дифференциации.
Ключевые компетенции и механизмы их формирования:
1.Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Формируется она благодаря самостоятельным и групповым исследованиям, проводимых в форме практических и самостоятельных работ, тематических и итоговых тестов.
Здесь надо отметить проявления:
-
гибкости мышления:
а) лёгкость перехода от одного способа решения к другому, умение найти несколько способов);
б) умение перестроить, сконструировать способ решения задачи, составленной на основе ранее изученных задач;
в) умение выйти за границы привычного способа решения, найти способ решения нестандартной задачи;
-
самостоятельности мышления:
а) элементы новизны в способах решения задач;
б) умение найти способ решения без посторонней помощи;
-
рациональности мышления:
а) экономичность мыслительных операций (владение рациональными способами поиска решения задачи);
б) стремление к выбору наиболее рациональных средств, т. е. к наиболее изящному, простому, короткому конкретно-содержательному способу решения;
-
критичности мышления:
а) оценка адекватности и рациональности способов решения как в целом, так и отдельных операций;
б) оценка правильности результата (применением приемов самоконтроля, оценкой реальности результата).
2.Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности, формируется благодаря широкому спектру тем, в которых математическая наука рассматривается в интеграции с другими дисциплинами.
Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.
Развитие математической культуры учащихся происходит через систему задач. Под системой задач надо понимать такое их сочетание и последовательность, которые способствуют развитию всех компонентов математической подготовки:
1) фактических знаний, умений, установленных программой обучения;
2) мыслительных операций и методов, присущих математической деятельности;
3) математического стиля мышления;
4) рациональных, продуктивных способов учебно-познавательной деятельности.
Исходя из этого, подбираются задачи с соответствующим содержанием и структурой. Говоря о содержании задачи, имеем в виду:
1) её сюжет, который в соответствии с целью может носить либо абстрактно-математический характер, либо конкретно-бытовой, производственный, занимательный; 2) тот теоретический материал (понятия, свойства, формулы, правила, алгоритмы и т. д.), усвоению которого будут способствовать задачи.
По структуре задачи могут быть сложными или простыми, требовать репродуктивных способов решения (стандартные) или творческих (нестандартные). Последние требуют от учащихся проявления определённых качеств мышления: самостоятельности, глубины, гибкости, критичности, рациональности.
3.Учебно-познавательная компетенция, включающая в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами формируется за счёт полученных знаний и умений организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Здесь надо рассматривать развитие следующих качеств:
-
видеть несколько способов решения задачи;
-
конструирование нового способа из ранее изученных, применение вспомогательных приёмов;
-
нахождение необычного способа решения, при этом полезно завуалировать необходимость необычного способа таким содержанием и структурой, которые по виду напоминают обычную, стандартную задачу;
-
решать задачи известным способом, но необычное содержание задачи маскирует этот способ;
-
перестраивать привычный прямой ход рассуждения на обратный.
4.Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, телефон, компьютер, принтер, модем, факс) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
5.Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик по ходу изучения курса овладевает умением представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебной программе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними.
Так как каждый учащийся решает учебное задание свойственным ему путём, то процесс его решения в классе может быть представлен несколькими алгоритмами. В учебном процессе алгоритмические предписания применяются для:
1) формирования навыков и умений учащихся по данному готовому предписанию;
2) самообучения (самоанализа);
3) анализа хода деятельности учащихся в процессе решения задач при сравнении с "идеальными" предписаниями;
4) планирования и программирования хода выполнения задания;
5) поисково-исследовательской деятельности.
6.Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя), в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений в вопросах экономики и права. Сюда входят умения анализировать ситуацию, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой.
Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности:
-
ставить цель, задать вопрос;
-
проводить дискуссию;
-
делать выводы;
-
проводить доказательные рассуждения и умозаключения;
-
отстаивать свою точку зрения.
7.Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Данная компетенция формируется в результате:
-
владения терминологией и отработка умения её грамотного использования;
-
умения изображать планиметрические фигуры и простейшие геометрические конфигурации;
-
применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
-
умения решать задачи на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул;
-
умения решать задачи на доказательство;
-
умения решать задачи на построение с помощью циркуля и линейки;
-
осуществления поиска нужной информации для расширения знаний об изучаемых объектах;
-
планирования и осуществления алгоритмической деятельности;
-
владения приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
-
целенаправленного обращения к примерам из практики, что развивает умения вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания, проводить исследования и эксперименты;
-
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
-
умения проводить доказательные рассуждения, аргументации, выдвигать гипотезы и их обоснования;
-
умения использовать разнообразные информационные источники, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
-
использовать язык геометрии для их описания, приобретать опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.
Виды и формы контроля:
Срезовые работы:
-
входной контроль,
-
промежуточный контроль,
-
итоговый контроль;
текущий контроль (письменные опросы):
-
контрольные работы,
-
тесты,
-
самостоятельные работы;
-
математический диктант,
-
практические работы,
-
индивидуальное задание;
текущий контроль (устные опросы):
-
собеседование,
-
зачеты.
Промежуточная аттестация осуществляется на основе положения МБОУ лицея №1 г.Усмани «О формах, периодичности и порядке проведения промежуточной аттестации обучающихся».
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года
В результате изучения данного курса на базовом уровне учащиеся 10 класса должны:
знать/понимать
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности.
уметь
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
-
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-
изображать основные многогранники; выполнять чертежи по условиям задач;
-
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
-
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей);
-
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Кроме того, ученик должен:
-
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
-
решать следующие жизненно практические задачи:
-
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;
-
аргументировать и отстаивать свою точку зрения; - уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
-
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
Информация об используемом учебнике
Для преподавания геометрии в 10 классе используется учебник для общеобразовательных учреждений Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кодомцев С.Б., Киселёва Л.С., Позняк Э.Г. Геометрия. 10-11 классы - М.: Просвещение, 2010. Содержание учебника позволяет достичь планируемых результатов обучения, предусмотренных ФГОС основного общего образования.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
-
Введение. Аксиомы стереометрии и их следствия. (5 ч)
Предмет стереометрии. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Основная цель - ознакомить учащихся с основными свойствами и способами задания плоскости на базе группы аксиом плоскости и простейших следствий из них.
Расширенная система аксиом, полученная добавлением к аксиомам первых трех аксиом плоскости, служит основой для доказательства первых теорем курса стереометрии. Школьники должны понимать, что и после того, как плоскость в пространстве задана, на ней выполняются все известные им теоремы планиметрии.
В данной теме учащиеся начинают знакомиться с взаимным расположением прямых и плоскостей в пространстве (отношение принадлежности прямых и плоскостей).
Тема играет важную роль в развитии пространственных представлений учащихся, фактически впервые встречающихся здесь с пространственной геометрией. Поэтому преподавание следует вести с широким привлечением моделей, рисунков.
Введение в практику таких геометрических фигур, как параллелепипед (в частности, куб) и пирамида (в частности, тетраэдр), позволит расширить систему задач, включив в нее задачи на построение точек и линий пересечения прямых и плоскостей, простейшие задачи на построение сечений многогранников. В ходе решения этих задач следует добиваться от учащихся проведения доказательных рассуждений.
В результате изучения раздела ученик должен
знать:
-
аксиомы стереометрии и их следствия;
-
определение предмета стереометрии;
уметь: решать задачи по теме.
-
Параллельность прямых и плоскостей. (20 ч)
Взаимное расположение прямых (пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся) и плоскостей в пространстве. Угол между двумя прямыми в пространстве. Параллельность прямых и плоскостей. Признаки параллельности прямых и плоскостей. Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур. Задачи на построение сечений.
Основная цель - дать учащимся систематические знания о параллельности прямых и плоскостей в пространстве.
В теме продолжается знакомство учащихся с взаимным положением прямых и плоскостей в пространстве: рассматриваются все возможные случаи, причем основное внимание уделяется параллельности прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей. Для этих случаев даются соответствующие определения и признаки.
Превалирующие в теме задачи на доказательство дают возможность развития умения проводить логические рассуждения, а также создать конструктивную базу формирования пространственных представлений.
Задачами на доказательство достаточно высокого уровня являются теоремы существования и единственности. Так, теоремы существования дают возможность познакомить учащихся с новым для них видом задач на построение - воображаемое построение, а также с некоторыми конкретными способами построения нужной прямой или плоскости. На примере теоремы о существовании и единственности прямой, параллельной данной, можно проиллюстрировать школьникам необходимость заново доказывать известные им из планиметрии факты, если речь идет о точках и прямых пространства, а не о конкретной плоскости.
В связи с появлением задач на вычисление длины отрезка возникает возможность и необходимость целенаправленного повторения планиметрического материала: определений, свойств и признаков параллелограмма, равенства и подобия треугольников и т. п. При решении задач учащиеся должны использовать в качестве аргументов обоснования определения и признаки параллельности, взаимосвязи параллельности прямых и плоскостей.
Тема играет важную роль в процессе формирования пространственных представлений учащихся. Изучение теоретического материала важно сочетать с решением задач на воображаемые построения с использованием моделей и рисунков. Свойства параллельного проектирования применяются к решению простейших задач и к практическому построению изображений пространственных фигур на плоскости.
В результате изучения раздела ученик должен
знать:
-
понятия параллельных прямых, отрезков, лучей в пространстве;
-
теоремы о параллельных прямых и о параллельных плоскостях;
-
лемму о пересечении плоскости параллельными прямыми;
-
теорему о трёх параллельных прямых;
-
возможные случаи расположения прямой и плоскости; плоскостей;
-
признак параллельности прямой и плоскости;
-
признак параллельности двух плоскостей;
-
понятие скрещивающихся прямых, их признак;
уметь: решать задачи по теме.
Контрольная работа №1 по теме «Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых. Параллельность прямой и плоскости».
Контрольная работа №2 по теме «Параллельность прямых и плоскостей».
-
Перпендикулярность прямых и плоскостей. (20 ч)
Перпендикулярность прямых в пространстве. Углы между прямыми и плоскостями, между плоскостями. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная. Расстояние от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Примеры симметрий в окружающем мире.
Основная цель - дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве, ввести понятие углов между прямыми и плоскостями.
Здесь продолжается изучение взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве: рассматривается перпендикулярность прямых, прямой и плоскости, двух плоскостей. Материал темы обобщает и систематизирует известные учащимся из планиметрии сведения о перпендикулярности прямых. Изучение теорем о взаимосвязи параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве, а также материал о перпендикуляре и наклонных целесообразно сочетать с систематическим повторением соответствующего материала из планиметрии, что будет способствовать более глубокому усвоению нового материала, позволит ознакомить учащихся с использованием аналогии в математике.
При изучении существенно возрастает роль задач на вычисление. Следует отметить, что в основе практически всех этих задач лежат сведения, изученные в планиметрии: теорема Пифагора и следствия из нее. В отдельных задачах эти сведения применяются после предварительного использования теоремы о трех перпендикулярах или теоремы о перпендикулярных плоскостях. При решении задач на вычисление необходимо поддерживать достаточно высокий уровень обоснованности выводов с опорой на известные учащимся сведения из планиметрии и изученные в теме определения и признаки перпендикулярности, теоремы о связях между параллельностью и перпендикулярностью, теорему о трех перпендикулярах.
Как при изучении предыдущей темы, существенную роль в формировании пространственных представлений учащихся играют задачи на воображаемые построения, в большинстве случаев решаемые конструктивно.
Тема имеет важное пропедевтическое значение для изучения многогранников. Фактически при решении многих задач, связанных с вычислением длин перпендикуляра и наклонных к плоскости, речь идет о вычислении элементов пирамид. Это позволяет уменьшить количество соответствующих задач в курсе Х класса.
В результате изучения раздела ученик должен
знать:
-
понятия перпендикулярных прямых в пространстве, прямой и плоскости;
-
теорему о перпендикулярности прямой и плоскости;
-
лемму о перпендикулярности двух параллельных прямых третьей прямой;
-
теоремы, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их перпендикулярностью к плоскости;
-
возможные случаи расположения прямой и плоскости; плоскостей;
-
признак перпендикулярности прямой и плоскости;
-
признак перпендикулярности двух плоскостей;
-
понятие перпендикуляра, проведённого к плоскости;
уметь: решать задачи по теме.
Контрольная работа №3 по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей».
-
Многогранники. (13 ч)
Понятие многогранника. Вершины, рёбра, грани многогранника. Развёртка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. Призма, её основания, боковые рёбра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида, её основание, боковые рёбра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Правильные многогранники (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр). Сечения куба, призмы, пирамиды.
Основная цель - дать учащимся систематические сведения об основных видах многогранников.
В теме обобщаются и расширяются знания об отдельных видах многогранников. На материале, связанном с изучением пространственных геометрических фигур, повторяются и систематизируются знания о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, об измерении расстояний и углов в пространстве.
Пространственные представления развиваются в процессе решения большого числа задач, требующих распознавания различных видов многогранников и форм их сечения, а также построения соответствующих чертежей.
Практическая направленность курса реализуется значительным количеством вычислительных задач, в ходе решения которых развиваются навыки общения с основными геометрическими величинами: длинами, величинами углов, площадей. При обучении следует требовать от учащихся обоснования правильности выбора или построения различных видов углов в пространстве, включая угол прямой с плоскостью, линейный угол двугранного угла. При решении задач на вычисление совершенствуются и развиваются умения применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач.
Учащиеся должны уметь применять изученные в теме формулы для нахождения площадей боковых поверхностей призм и правильной пирамиды при решении геометрических и несложных практических задач.
В результате изучения раздела ученик должен
знать:
-
понятия многогранника, правильного многогранника и его элементов;
-
понятия площади поверхности призмы;
-
понятия пирамиды и площади её поверхности;
-
формулы площадей поверхностей многогранников;
уметь: решать задачи по теме.
Контрольная работа №4 по теме «Многогранники».
-
Векторы в пространстве. (7 ч)
Понятие вектора в пространстве. Координаты вектора. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трём некомпланарным векторам.
Основная цель - обобщить и систематизировать представления учащихся о векторах и декартовых координатах; ввести понятия углов между: скрещивающимися прямыми, прямой и плоскостью, двумя плоскостями.
Рассмотрение векторов и системы декартовых координат носит в основном характер повторения, так как векторы изучались в курсе планиметрии, а декартовы координаты в курсе алгебры.
Новым является пространственная система координат и трёхмерный вектор.
Различные виды углов в пространстве являются, наряду с расстоянием, основными количественными характеристиками взаимного расположения прямых и плоскостей, которые будут широко использоваться при изучении многогранников и тел вращения.
Следует обратить внимание на те конфигурации, которые ученики будут в дальнейшем использовать: угол между скрещивающимися рёбрами многогранника, угол между ребром и гранью многогранника, угол между гранями многогранника.
Основными задачами в данной теме являются задачи на вычисления, в ходе решения которых ученики проводят обоснования правильности выбранного для вычислений угла.
В результате изучения раздела ученик должен
знать:
-
понятия вектора в пространстве, нулевого вектора, равные векторы;
-
правила параллелограмма и треугольника сложения векторов в пространстве;
-
правило умножения вектора на число;
уметь: решать задачи по теме.
Контрольная работа №5 по теме «Векторы в пространстве».
-
Итоговое повторение. Решение задач. (5 ч)
Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Векторы в пространстве. Многогранники.
Основная цель - систематизировать знания, умения, навыки учащихся.
В результате изучения раздела ученик должен
знать:
-
основные понятия и определения геометрических фигур;
-
формулировки аксиом и основных теорем и их следствий;
уметь:
-
изображать геометрические фигуры и тела. Выполнять чертежи по условию задачи, строить сечения многогранников;
-
применять изученные свойства фигур и тел для решения задач;
-
проводить обоснованные и доказательные рассуждения при решении задач;
-
вычислять линейные и угловые элементы в фигурах.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Наименование темы
Количество часов
Количество контрольных работ
1.
Введение. Аксиомы стереометрии и их следствия.
5
2.
Параллельность прямых и плоскостей.
20
2
3.
Перпендикулярность прямых и плоскостей.
20
1
4.
Многогранники.
13
1
5.
Векторы в пространстве.
7
1
6.
Итоговое повторение. Решение задач.
5
Итого:
70
5
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Используемый учебно-методический комплект
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кодомцев С.Б., Киселёва Л.С., Позняк Э.Г. Геометрия. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010.
Учебное и учебно-методическое обеспечение
1.Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кодомцев С.Б., Киселёва Л.С., Позняк Э.Г. Геометрия. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2010.
2.Бурмистрова Т.А. Геометрия. 10 - 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2009.
3.Зив Б.Г. Стереометрия. Устные задачи. 10-11 классы. С.-Петербург: Издательство
«ЧеРо-на-Неве», 2004.
4.Ершова А.П. Голобородько В.В. Устная геометрия. 10-11 классы. М.: Издательство «ИЛЕКСА», 2008.
5.Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике //«Вестник образования» -2004 - № 14 - с.107-119.
6.Геометрия, 7 - 9: Учеб.для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф.,
Бутузов, С.Б., Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2008-2012.
7.С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов. Изучение геометрии в 10 - 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2001.
8.А.П. Киселев. Элементарная геометрия. - М.: Просвещение, 1980.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока
Номер параграфа
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
по плану
фактически
I четверть (18 уроков)
Введение. Аксиомы стереометрии и их следствия.
5
1
1-2
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии.
1
02.09.
2
3
Некоторые следствия из аксиом.
1
04.09.
3-5
Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий.
3
09.09.
11.09.
16.09.
Глава I
Параллельность прямых и плоскостей.
13
6
4-5
Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых.
1
18.09.
7
6
Параллельность прямой и плоскости.
1
23.09.
8-11
Решение задач по теме «Параллельность прямой и плоскости».
4
25.09.
30.09.
02.10.
07.10.
12
7
Скрещивающиеся прямые.
1
09.10.
13
8-9
Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми.
1
14.10.
14
Решение задач по теме «Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми».
1
16.10.
15
Решение задач по теме «Параллельность прямых и плоскостей».
1
21.10.
16
Контрольная работа №1 по теме: «Аксиомы стереометрии. Взаимное расположение прямых. Параллельность прямой и плоскости».
1
23.10.
17
10
Параллельные плоскости.
1
28.10.
18
11
Свойства параллельных плоскостей.
1
30.10.
II четверть (14 уроков)
Глава I
Параллельность прямых и плоскостей. (продолжение)
7
19
12
Тетраэдр.
1
11.11.
20
13
Параллелепипед.
1
13.11.
21-22
14
Задачи на построение сечений.
2
18.11.
20.11.
23
Закрепление свойств параллелепипеда.
1
25.11.
24
Контрольная работа №2 по теме: «Параллельность прямых и плоскостей».
1
27.11.
25
Зачёт по теме «Параллельность прямых и плоскостей».
1
02.12.
Глава II
Перпендикулярность прямых и плоскостей.
7
26
15-16
Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости.
1
04.12.
27
17
Признак перпендикулярности прямой и плоскости.
1
09.12.
28
18
Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости.
1
11.12.
29-31
Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости.
3
16.12.
18.12.
23.12.
32
19-20
Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трёх перпендикулярах.
1
25.12.
III четверть (20 уроков)
Глава II
Перпендикулярность прямых и плоскостей. (продолжение)
13
33-34
21
Угол между прямой и плоскостью.
2
13.01.
15.01.
35-37
Решение задач на применение теоремы о трёх перпендикулярах, на угол между прямой и плоскостью.
3
20.01.
22.01.
27.01.
38
22
Двугранный угол.
1
29.01.
39
23
Признак перпендикулярности двух плоскостей.
1
03.02.
40
24
Прямоугольный параллелепипед.
1
05.02.
41
Решение задач на свойства прямоугольного параллелепипеда.
1
10.02.
42
Перпендикулярность прямых и плоскостей (повторение).
1
12.02.
43
Решение задач на перпендикулярность прямых и плоскостей .
1
17.02.
44
Контрольная работа №3 по теме: «Перпендикулярность прямых и плоскостей».
1
19.02.
45
Зачёт по теме ««Перпендикулярность прямых и плоскостей».
1
24.02.
Глава III
Многогранники.
7
46
27
Понятие многогранника.
1
26.02.
47
30
Призма. Площадь поверхности призмы.
1
02.03.
48-49
Решение задач на вычисление площади поверхности призмы.
2
04.03.
09.03.
50
32
Пирамида.
1
11.03.
51
33
Правильная пирамида.
1
16.03.
52
Решение задач по теме «Пирамида».
1
18.03.
IV четверть (18 уроков)
Глава III
Многогранники. (продолжение)
6
53
Решение задач по теме «Пирамида».
1
06.04.
54-55
34
Усечённая пирамида. Площадь поверхности усечённой пирамиды.
2
08.04.
13.04.
56
35-37
Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильных многогранников.
1
15.04.
57
Контрольная работа №4 по теме: «Многогранники».
1
20.04.
58
Зачёт по теме «Многогранники. Площадь поверхности призмы, пирамиды».
1
22.04.
Глава IV
Векторы в пространстве.
7
59
38-39
Понятие векторов. Равенство векторов.
1
27.04.
60
40-41
Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов.
1
29.04.
61
42
Умножение вектора на число.
1
04.05.
62
43-44
Компланарные векторы. Правило параллелепипеда.
1
06.05.
63
45
Разложение вектора по трём некомпланарным векторам.
1
11.05.
64
Контрольная работа №5 по теме: «Векторы в пространстве» .
1
13.05.
65
Зачёт по теме «Векторы в пространстве».
1
18.05.
Итоговое повторение. Решение задач.
5
66
Аксиомы стереометрии и их следствия.
1
20.05.
67
Параллельность прямых и плоскостей.
1
25.05.
68
Теорема о трёх перпендикулярах.
1
25.05.
69
Многогранники.
1
27.05.
70
Векторы в пространстве.
1
27.05.