«Решение уравнений, содержащих модуль»

Цели урока: ·        развивать навыки решения тригонометрических уравнений, уравнений, содержащих модуль; вспомнить решение систем иррациональных уравнений и закрепить навыки их решения; ·        развитие математического и общего кругозора, мышления и речи, внимания и памяти; ·        воспитание интереса к математике и ее приложения; активности; умения общаться; общей культуры. Тип урока: систематизация и обобщение. Ход урока I.                  Организационный момент На прошлом уроке мы закончи...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ГБОУ СОШ № 225

Г. Москва







Конспект урока по алгебре

в 11 классе


«Решение уравнений, содержащих модуль»

Учитель математики

Дорошенко Н.И.



2013


Цели урока:

  • развивать навыки решения тригонометрических уравнений, уравнений, содержащих модуль; вспомнить решение систем иррациональных уравнений и закрепить навыки их решения;

  • развитие математического и общего кругозора, мышления и речи, внимания и памяти;

  • воспитание интереса к математике и ее приложения; активности; умения общаться; общей культуры.

Тип урока: систематизация и обобщение.

Ход урока

  1. Организационный момент

На прошлом уроке мы закончили решение тригонометрических уравнений на заданном промежутке. Сегодня на уроке мы продолжим решение тригонометрических уравнений, а также уравнений, содержащих модуль, и разберем решение нескольких систем уравнений.

  1. Проверка домашнего задания

  1. Решить систему уравнений

«Решение уравнений, содержащих модуль»«Решение уравнений, содержащих модуль»

Решим уравнение «Решение уравнений, содержащих модуль».

Пусть «Решение уравнений, содержащих модуль» тогда «Решение уравнений, содержащих модуль», получим «Решение уравнений, содержащих модуль»«Решение уравнений, содержащих модуль»+«Решение уравнений, содержащих модуль» - «Решение уравнений, содержащих модуль»=0.

«Решение уравнений, содержащих модуль»

«Решение уравнений, содержащих модуль»«Решение уравнений, содержащих модуль»«Решение уравнений, содержащих модуль»>0, t1,2=«Решение уравнений, содержащих модуль» t1=«Решение уравнений, содержащих модуль», t2=7.

Возвращаясь к переменной у имеем:

1«Решение уравнений, содержащих модуль»«Решение уравнений, содержащих модуль») 2)

Система примет вид:

«Решение уравнений, содержащих модуль»«Решение уравнений, содержащих модуль»«Решение уравнений, содержащих модуль»

Проверка:

1) х=1, у=7 2) х=7, у=1

«Решение уравнений, содержащих модуль»«Решение уравнений, содержащих модуль»

Ответ: (1;7), (7;1).

-Учитель рассматривает 2-ой способ решения, который короче

«Решение уравнений, содержащих модуль»

Пусть «Решение уравнений, содержащих модуль»=t , тогда получим «Решение уравнений, содержащих модуль»«Решение уравнений, содержащих модуль»+«Решение уравнений, содержащих модуль» = «Решение уравнений, содержащих модуль», «Решение уравнений, содержащих модуль»«Решение уравнений, содержащих модуль»+«Решение уравнений, содержащих модуль»= 7+«Решение уравнений, содержащих модуль».

Числа 7 и «Решение уравнений, содержащих модуль»являются корнями уравнения, других корней оно не имеет, т.к. сводится к квадратному уравнению

Либо х=7у, либо у=7х

у=1, х=7 х=1, у=7

Проверка показывает, что обе пары значений удовлетворяют системе.

Ответ: (1;7), (7;1).

  1. Актуализация знаний.

    1. Решение тригонометрических уравнений

1«Решение уравнений, содержащих модуль»)


«Решение уравнений, содержащих модуль»


2)





3«Решение уравнений, содержащих модуль»)



4«Решение уравнений, содержащих модуль»)


«Решение уравнений, содержащих модуль»

5)

pешения не имеет, т.к. «Решение уравнений, содержащих модуль»

6«Решение уравнений, содержащих модуль»«Решение уравнений, содержащих модуль»)



  1. Решение тригонометрических уравнений, содержащих модуль

1«Решение уравнений, содержащих модуль»)

Значение х, при котором sin x =0 является решением данного уравнения:

«Решение уравнений, содержащих модуль»

Если «Решение уравнений, содержащих модуль», то «Решение уравнений, содержащих модуль»

  1. П«Решение уравнений, содержащих модуль»ри «Решение уравнений, содержащих модуль» имеем

Отбираем те значения х, которые удовлетворяют условию «Решение уравнений, содержащих модуль»

«Решение уравнений, содержащих модуль»

П«Решение уравнений, содержащих модуль»ри k=2l корни удовлетворяют условию «Решение уравнений, содержащих модуль», следовательно, «Решение уравнений, содержащих модуль»

2) При «Решение уравнений, содержащих модуль» имеем

Отбираем те значения х, которые удовлетворяют условию «Решение уравнений, содержащих модуль»

«Решение уравнений, содержащих модуль»

При s=2m корни удовлетворяют условию «Решение уравнений, содержащих модуль», следовательно, «Решение уравнений, содержащих модуль»

Ответ: «Решение уравнений, содержащих модуль»; «Решение уравнений, содержащих модуль»; «Решение уравнений, содержащих модуль».

2«Решение уравнений, содержащих модуль»)

Т.к. а=2, 2>1, функция «Решение уравнений, содержащих модуль» - возрастает и каждое свое значение принимает только при одном значении аргумента, если «Решение уравнений, содержащих модуль» , то t1=t2, следовательно:

«Решение уравнений, содержащих модуль»

Значения х, при которых sinx=0 являются решением данного уравнения «Решение уравнений, содержащих модуль»

Если «Решение уравнений, содержащих модуль», то«Решение уравнений, содержащих модуль»

1)При «Решение уравнений, содержащих модуль», т.е. «Решение уравнений, содержащих модуль»имеем «Решение уравнений, содержащих модуль»

а) если «Решение уравнений, содержащих модуль», то 2х-4=х

х=4

Но sin4<0, следовательно х=4 не является корнем уравнения

б) Если «Решение уравнений, содержащих модуль», то 2х-4= - х

«Решение уравнений, содержащих модуль»

«Решение уравнений, содержащих модуль», следовательно «Решение уравнений, содержащих модуль» - не является корнем уравнения

2) При «Решение уравнений, содержащих модуль», т.е. «Решение уравнений, содержащих модуль»имеем «Решение уравнений, содержащих модуль»

«Решение уравнений, содержащих модуль»

а) если «Решение уравнений, содержащих модуль», то -2х-4=х; «Решение уравнений, содержащих модуль»

Но sin«Решение уравнений, содержащих модуль»<0 и «Решение уравнений, содержащих модуль», следовательно «Решение уравнений, содержащих модуль» - является корнем уравнения

б) Если «Решение уравнений, содержащих модуль», то -2х-4= - х

х=4

sin4<0 и «Решение уравнений, содержащих модуль», следовательно х=4 - не является корнем уравнения

Ответ: «Решение уравнений, содержащих модуль»; «Решение уравнений, содержащих модуль».

«Решение уравнений, содержащих модуль»3) «Решение уравнений, содержащих модуль»

«Решение уравнений, содержащих модуль»

Значение х, при которых cos x=0 является решением данного уравнения, т.е. «Решение уравнений, содержащих модуль»

Если «Решение уравнений, содержащих модуль», то «Решение уравнений, содержащих модуль»

  1. При «Решение уравнений, содержащих модуль» имеем «Решение уравнений, содержащих модуль»

а«Решение уравнений, содержащих модуль») если «Решение уравнений, содержащих модуль», то

«Решение уравнений, содержащих модуль»Отбираем те значения х, которые удовлетворяют условию «Решение уравнений, содержащих модуль» и «Решение уравнений, содержащих модуль»

При m=2l корни удовлетворяют условию «Решение уравнений, содержащих модуль» и «Решение уравнений, содержащих модуль», следовательно «Решение уравнений, содержащих модуль»

«Решение уравнений, содержащих модуль»б) Если «Решение уравнений, содержащих модуль», то

О«Решение уравнений, содержащих модуль»тбираем те значения х, которые удовлетворяют условию «Решение уравнений, содержащих модуль» и «Решение уравнений, содержащих модуль»

При s=2t корни удовлетворяют условию «Решение уравнений, содержащих модуль» и «Решение уравнений, содержащих модуль» , следовательно «Решение уравнений, содержащих модуль»

  1. «Решение уравнений, содержащих модуль»При «Решение уравнений, содержащих модуль» имеем «Решение уравнений, содержащих модуль»

а) если «Решение уравнений, содержащих модуль», то

Отбираем те значения х, которые удовлетворяют условию «Решение уравнений, содержащих модуль» и «Решение уравнений, содержащих модуль»

«Решение уравнений, содержащих модуль»«Решение уравнений, содержащих модуль»

б) Если «Решение уравнений, содержащих модуль», то

Отбираем те значения х, которые удовлетворяют условию «Решение уравнений, содержащих модуль» и «Решение уравнений, содержащих модуль»

«Решение уравнений, содержащих модуль»

Ответ: «Решение уравнений, содержащих модуль»

3 . Решение систем уравнений

1) «Решение уравнений, содержащих модуль»

«Решение уравнений, содержащих модуль»

Р«Решение уравнений, содержащих модуль»ешим уравнение

«Решение уравнений, содержащих модуль»

«Решение уравнений, содержащих модуль»«Решение уравнений, содержащих модуль»«Решение уравнений, содержащих модуль»


Ответ: (5;1).

2) «Решение уравнений, содержащих модуль»

Решим уравнение:

«Решение уравнений, содержащих модуль», «Решение уравнений, содержащих модуль»

«Решение уравнений, содержащих модуль»

«Решение уравнений, содержащих модуль»

«Решение уравнений, содержащих модуль»

1«Решение уравнений, содержащих модуль»)

не удовлетворяет условию

2«Решение уравнений, содержащих модуль»)

«Решение уравнений, содержащих модуль»«Решение уравнений, содержащих модуль»«Решение уравнений, содержащих модуль»«Решение уравнений, содержащих модуль»

Ответ: (0;1).


  1. Итог урока.

В заключении учитель подводит итог урока, объявляет оценки, задает домашнее задание.


Список использованной литературы

  1. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 кл, 2009 г., под редакцией А.Н. Колмогорова

  2. Математика. Подготовка к ЕГЭ - 2012, 2013 г., под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова; Ростов - на -Дону: Легион

  3. Математика. Подготовка к ЕГЭ - 2013 г., авт. сост. А.П. Власова; «Издательство Астрель»

© 2010-2022