- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии -8 УМК И. Ф. Шарыгин на 102 часа
Рабочая программа по геометрии -8 УМК И. Ф. Шарыгин на 102 часа
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рагина Н.И. |
Дата | 05.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением предметов физико-математического цикла»
Рассмотрено на МО учителей
Протокол № _1___
от «_30__» _августа_________ 2013 г.
Руководитель МО_________
Утверждаю:
Директор
___________________
«___» ________ 2013 г.
Согласовано на МС школы
Протокол № ____
от «___» ________2013 г.
Руководитель МС _______
Рабочая программа учебного предмета
ГЕОМЕТРИЯ
8а класс, 3 часа в неделю (всего 102 часа)
Программу составила
Рагина Н.И
г. Дзержинск 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1. Федерального компонента государственного стандарта общего образования («Математика» №14, 2006),
2. Примерной программы по математике основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Математика. М.: Дрофа, 2004),
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009-10 учебный год. («Вестник образования» №4, 2008),
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.
Место предмета в базисном учебном плане.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии в 8 классе отводится не менее 68 часов из расчета 2 часа в неделю. Данная программа рассчитана на 3часа в неделю (всего 102 часа). Учебный план школы полностью совпадает с Федеральным планом.
Рабочая программа составлена к УМК И.Ф. Шарыгина, издательство Дрофа, 2011г.
Основная задача изучения курса геометрии 8 класса:
-
- приобретение конкретных знаний о плоских фигурах, формирование математического языка их описания, развитие геометрического воображения и интуиции, развитие логического мышления, развитие понятия доказательства, подготовка аппарата, необходимо для изучения смежных дисциплин (физики, черчение и т. д.) и курса стереометрии в старших классах.
-
В материале 8 класса сосредоточено основное содержание предлагаемого геометрического курса. Отсюда необходимость более интенсивного изучения материала. Если в 7 классе цель была заинтересовать, то 8 класса - научить.
-
Концептуальной особенностью авторского подхода к изложению материала глав 5,6 и 7 является акцентирование внимания на продолжении изучения свойств основных фигур: треугольника и окружности. Кроме того, здесь изучаются и другие фигуры планиметрии, прежде всего четырехугольники специального вида.
-
Глава 8 посвящена систематизации методов геометрии. В основе выбранной систематизации лежит специфика поиска решения задач, что позволяет учащимся углубить знания о свойствах изучаемых фигур.
-
Изучение материала, излагаемого в каждой части учебника, формирует три различных этапа обучения, которые в силу специфики заложенных целей требуют соответствующих форм организации урока.
-
Основная часть уроков первого этапа - стандартные уроки объяснения нового материала и уроки решения задач.
На втором этапе все уроки являются уроками обобщения и систематизации знаний, которые целесообразно проводить в форме беседы.
На третьем этапе основной вид учебной деятельности - самостоятельная работа по решению задач.
Целью изучения курса геометрии в VIII классе является:
-
научить решать задачи на доказательство, вычисление и построение; овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.); усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
-
научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
-
развивать представления о некоторых областях применения геометрия в быту, науке, технике, искусстве;
-
развивать опыт применения дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
-
развивать опыт применения аналитического аппарата (алгебраические уравнения, элементы тригонометрии) для решения геометрических задач.
-
воспитывать геометрическое воображение и интуицию, логическое мышление.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
Уровень обязательной подготовки определяется следующими требованиями:
-
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды, четырехугольники и их частные виды, многоугольники, окружность, круг); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
-
владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
-
уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и формулы и проводя аргументацию в ходе решения задач;
-
уметь решать простейшие задачи на доказательство;
-
владеть алгоритмами решении основных задач на построение.
Распределение учебных часов по темам.
№
Название темы
К-во часов
1.
Параллельные прямые.
12
2.
Углы, связанные с окружностью
8
3.
Задачи на построение
11
4.
Четырехугольники. Теорема Фалеса.
16
5.
Подобие
8
6.
Метрические соотношения в треугольнике и окружности.
20
7.
Задачи и теоремы геометрии
27
Итого
102
Содержание программы
Параллельные прямые и углы
-
Теоремы о признаках и свойствах параллельных прямых, о сумме углов треугольника и многоугольника, об измерении центральных и вписанных углов, о свойствах вписанных и описанных окружностей треугольника.
-
Дополнительный материал: угол с вершиной внутри круга, угол с вершиной вне круга, угол между касательной и хордой, метод геометрических мест, метод вспомогательной окружности.
-
Внешние и внутренние односторонние и соответственные углы, образованные при пересечении двух параллельных прямых секущей, вводятся без развернутых определений, на наглядном уровне.
-
Подобие
-
Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция, теорема Фалеса, средняя линия треугольника, средняя линия трапеции, пропорциональные отрезки. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников.
-
Метрические соотношения в треугольнике и окружности
-
Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике, теорема Пифагора, тригонометрические функции, теоремы синусов и косинусов, соотношения между отрезками, возникающими при пересечении прямых с окружностью.
-
Задачи и теоремы геометрии
-
Замечательные точки треугольника, некоторые теоремы и задачи геометрии, метод подобия, построение отрезков по формуле, метод подобия в задачах на построение, одно геометрическое место точек, вписанные и описанные четырехугольники, вычислительные методы в геометрии, или об одной задаче Архимеда.
Требования к уровню подготовки.
Уметь:
-
распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства, признаки;
-
изображать планиметрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; иметь представления об их сечениях и развертках;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: угла, равного данному; биссектрисы данного угла; серединного перпендикуляра к отрезку; прямой, параллельной данной прямой; треугольника по трем сторонам;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
-
Применять полученные знания:
-
при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
-
для вычисления длин, площадей основных геометрических фигур с помощью формул (используя при необходимости справочники и технические средства.
Методическое обеспечение
-
Шарыгин И.Ф. Геометрия 7-9 классы. - М.: Дрофа, 2007
-
Егоров А.А. Робот Ж.М. Геометрия. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику И.Ф. Шарыгина «Геометрия 7-9 кл.»: В 2 ч.: М.: Дрофа, 2009
-
Мищенко Т.М., Шарыгин И.Ф. Геометрия 8 кл.: Методическое пособие к учебнику И.Ф. Шарыгина «Геометрия 7-9 кл.»:М.: Дрофа 2002
-
Рязяновский А.Р.. Фролова О.В. Геометрия 7-9 кл.: Дидактические материалы: М.: Дрофа 1999
-
Седова В.В Проверочные работы с элементами тестирования по геометрии. Саратов: Лицей 2001
Электронные учебные пособия.
Геометрия 8 - Мультимедийное приложение к учебнику И.Ф. Шарыгина: М. Дрофа, 2006
Поурочное планирование по геометрии 8а класс 2013-14 уч.год
№ уро
ка
тема урока
Все
го часов
Тип
урока
требования
к ЗУН
КТ ресурсы,
оборудование
Дата проведения
подготовка
К ГИА
план
факт
Параллельные прямые на плоскости
12
1-2
Беседа о математических предложениях и их доказательствах. Взаимное расположение прямых на плоскости. IV свойств о плоскости.
2
УОЗМ
Знать определение параллельных прямых на плоскости. Уметь строить прямую, параллельную данной и проходящей через точку вне прямой. Знать аксиому параллельности (4 основное свойство плоскости) и следствия.
4.09
6.09
3.09
4.09
3-5
Признаки и свойства
параллельных прямых.
Контрольная работа №1
3
УОЗМ
Различать виды углов, получающихся при пересечении двух прямых третьей прямой
+
7.09
10.09
Тем.
тесты
УЗИМ
Знать признаки параллельности двух прямых.
11.09
10.09
УКИМ
Уметь применять признаки и свойства параллельных прямых
13.09
14.09
6
Сумма углов треугольника
3
УОЗМ
Уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника и теорему о внешнем угле треугольника.
+
14.09
14.09
7
Углы треугольника и п-угольника
УЗИМ
Уметь применять теорему о сумме углов треугольника , о внешнем угле треугольника. Многоугольники.
+
18.09
17.09
8
Сумма углов п-угольника
УЗИМ
Знать теорему о сумме углов п-угольника, теорему
о сумме внешних углов п-угольника.
+
20.09
20.09
9-11
Практикум решения задач по теме «Параллельные прямые».
Самостоятельная работа
3
УОСЗУН
Уметь решать опорные задачи I,II,III уровней
21.09
25.09
27.09
21.09
24.09
25.09
Тем.
тесты
12
Контрольная работа №2
1
УКИМ
Уметь применять знания, умения и навыки на практике.
28.09
27.09
Измерение углов, связанных с окружностью.
8
13
Геометрическое место точек. Окружность как геометрическое место точек.
1
УОЗМ
Знать определение окружности и ее элементов.
2.10
28.09
14-16
Центральные и вписанные углы и их измерение
3
УОЗМ
УЗИМ
КУ
Понимать определение дуги окружности, оределение центрального угла, определение одного дугового градуса, соответствие градусных мер центрального угла и дуги окружности, на которую он опирается. Знать теорему об измерении вписанного угла.
+
4.10
02.10
5.10
4.10
9.10
5.10
17
Измерение углов, связанных с окружностью
1
УОЗМ
Знать теорему об измерении угла с вершиной, расположенной внутри круга, теорему об измерении угла с вершиной вне круга. Знать теорему об измерении угла между касательной и хордой.
+
11.10
9.10
Тем.
тесты
18-19
Решение задач по теме.
2
УПЗУН
Уметь применять теоремы об измерении углов, связанных с окружностью.
12.10
11.10
+
16.10
12.10
20
Контрольная работа №3
1
18.10
16.10
Задачи на построение геометрического места точек
11
21
Метод геометрического места точек при решении задач на построение
1
УОЗМ
Знать решение шести задач на построение с помощью циркуля и линейки .
+
19.10
18.10
22
Проведение окружности через 1,2,3,4 точки.
2
УОЗМ
УЗИМ
Уметь проводить окружности через 3 точки плоскости. Теорема о существовании окружности, проходящей через 3 точки плоскости.
23.10
19.10
23
ИД
25.10
23.10.
24
Дуга, вмещающая данный угол
Самостоятельная работа
2
УОЗМ
УЗИМ
Знать суть метода геометрических мест точек в задачах на построения. Уметь решать задачи о дугах, вмещающих данный угол. .
ИД
26.10
25.10
Тем.
тесты
25
КУ
Знать теорему о существовании единственной окружности, вписанной в треугольник.
ЦОР
30.10
26.10
26
Метод вспомогательной окружности
2
УПЗУН
Уметь применять задачи на построение, вычисление и доказательство, связанные с окружностью и метод вспомогательной окружности в задачах.
+
8.11
9.11
30.10
27
28-29
Решение задач на построение, сопоставление различных методов
2
УПЗУН
Уметь применять метод вспомогательной окружности при решении задач.
+
13.11
15.11
30
Решение задач на вычисление и доказательство по теме «окружность».
1
УПЗУН
16.10
Тем.
тесты
31
Контрольная работа № 4
1
20.11
Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат.
8
32
Параллелограммы. Четырехугольники и их виды
1
УОЗМ
Знать определения параллелограмма, формулировки свойств и признаков,
+
22.11
33
Параллелограмм, его свойства и признаки.
1
УОЗМ
Уметь их
доказывать и применять при решении
+
23.11
34
Прямоугольник, ромб, квадрат.
1
УОЗМ
Знать определения частных видов параллелограмма: прямоугольника, ромба и квадрата, формулировки их свойств и признаков.
+
27.11
35
Виды параллелограммов, их признаки и свойства.
1
УПЗУН
УЗИМ
Уметь применять формулировки свойств и признаков при решении задач
29.11
36
1
+
30.11
Тем.
тесты
37
1
4.12
38-39
Решение упражнений и задач по теме «Параллелограммы».
Контрольная работа №5
2
УОСЗУН
УКИМ
Уметь применять знания при решении задач
РАЗД.М
6.12
7.12
Теорема Фалеса и ее применение
8
40
Теорема Фалеса Средняя линия треугольника
1
УОЗМ
Знать теорему Фалеса, определение средней линии треугольника и теорему о средней линии треугольника.
+
11.12
41
Трапеция и ее свойства
1
УОЗМ
Знать определения параллелограмма и трапеции, виды трапеций, формулировки свойств и признаков
+
13.12
42
Трапеция и свойство ее средней линии
1
УОЗМ
Знать определение средней линии трапеции, теоремы о средней линии трапеции.
+
14.12
43-44
Решение задач по теме.
2
УЗИМ
Уметь их
доказывать и применять при решении
18.12
20.12
Тем.
тесты
45-46
Решение задач по теме
2
УОСЗУН
Уметь их
доказывать и применять при решении
21.12
25.12
47
Контрольная работа № 6
1
УКИМ
+
27.12
Подобие треугольников и многоугольников.
8
48
Пропорциональные отрезки
1
УОЗМ
Знать определение отношения отрезков, пропорциональных отрезков и теорему о пропорциональных отрезках.
+
28.12
49
Решение задач на нахождение отношений отрезков
1
УПЗУН
Уметь решать задачи на отношения отрезков, пропорциональных отрезков.
ИД
Тем.
тесты
50
Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников.
3
УОЗМ КУ
Знать определение подобных треугольников, уметь доказывать теорему о существовании подобных треугольников и признаки подобия треугольников.
+
51
52
53
Важное свойство подобных фигур
1
УОЗМ
Знать основное свойство подобных треугольников
+
54
Решение задач на подобие фигур.
1
УПЗУН
55
Контрольная работа №7
1
УЗИМ
Знать свойство высоты, теорему Пифагора и уметь применять их.
Теорема Пифагора
6
56
Свойство высоты в прямоугольном треугольнике
1
УОЗМ
Знать соотношения в прямоугольном треугольнике и уметь их применять при решении задач.
+
57
Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора. Обобщенная теорема Пифагора.
3
УОЗМ
УЗИМ
УПЗУН
+
58
Тем.
тесты
59
60-61
Решение задач по теме.
Контрольная работа №8
2
УПЗУН
УКИМ
Тригонометрические функции
10
62-63
Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла в прямоугольном треугольнике
2
УОЗМ
УЗИМ
Знать понятие синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника. Простейшие тригонометрические тождества.
+
64
Решение прямоугольных треугольников
1
УЗИМ
Уметь решать прямоугольные треугольники
Тем.
тесты
65
Контрольная работа № 9
1
УКИМ
Понимать суть тригонометрические функции тупого угла
+
66
Теорема косинусов
1
УОЗМ
Знать теорему косинусов
+
67
Теорема синусов
1
УОЗМ
Знать следствие из теоремы косинусов. Теорему синусов
+
68
Теоремы синусов и косинусов.
1
УОЗМ
Знать теорему о свойстве медианы в прямоугольном треугольнике
ИД
69
Решение геометрических задач с использованием тригонометрии
2
КУ
Уметь применять теорему косинусов. Следствие из теоремы косинусов. Теорему синусов
70
Тем.
тесты
71
Контрольная работа № 10
1
УКИМ
РАЗД.М
Соотношение между отрезками, возникающими при пересечении прямых с окружностью.
4
72
73
Свойство хорд в окружности.
2
УОЗМ
УЗИМ
Знать и уметь применять теорему об отрезках хорды. . Теорему о секущих к окружности .
+
74
75
Свойство секущих к окружности.
2
УОЗМ
УЗИМ
Уметь применять теорему об отрезках хорды. Теорему о секущих к окружности.
Тем.
тесты
Глава 8. Задачи и теоремы геометрии
27
*76-79
Замечательные точки в треугольнике
4
УОЗМ
УЗИМ
УПЗУН
Уметь
доказывать и применять при решении:
Замечательные точки треугольника: Точка пересечения биссектрис, высот, медиан. Теоремы о высотах, медианах треугольника.
+
*
Метод подобия в задачах на доказательство и на построение
8
КУ
УЗИМ
УПЗУН
80
Свойство биссектрисы внутреннего угла треугольника, свойство внешнего угла.
2
УОЗМ
УЗИМ
Знать теорему: Свойство биссектрисы внутреннего и внешнего углов треугольника. Уметь применять.
+
81
82-83
Формула длины биссектрисы треугольника
2
УОЗМ УПЗУН
Знать формулу длины биссектрисы треугольника.
+
Тем.тесты
84
Метод подобия в задачах на доказательство
1
УОЗМ
Рассмотреть метод подобия.
85
Метод подобия в задачах на построение.
Контрольная работа №11
3
УПЗУН
УКИМ
Уметь решать задачи о четырех отношениях отрезков в треугольнике. Теорема Чевы. Теорема Менелая.
+
86
87
88-91
8.5 Вписанные и описанные четырехугольники
4
УОЗМ УПЗУН КУ
Знать свойства и признаки. Уметь применять при решении задач.
+
92-96
*8.6 Вычислительные методы в геометрии
5
УПЗУН УОСЗУН
Понимать задачу Архимеда об арбелосе
97-102
8.7 Обзор различных методов решения задач
6
УОСЗУН
Сокращения, используемые в рабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом. УЗнМ - урок закрепления изученного материала.
УПЗУН - урок применения знаний и умений. УОСЗУН - урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУН - урок проверки и коррекции знаний и умений. КУ - комбинированный урок.
УКИМ - урок контроля изученного материала
ИД - интерактивная доска
ЦОР (school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).