Организация самостоятельной работы учащихся на уроке математики

Организация  самостоятельной работы учащихся на уроке математики   Воспитание у наших учеников самостоятельности, инициативы, активности – требовании сегодняшнего дня. Введение  ФГОС, ГИА, ЕГЭ требует усвоение обязательных стандартов по математике каждым учеником. Организация  самостоятельной работы учащихся на уроке математики раскрывает проблему  самостоятельной работы учащихся и ее организацию на уроке. Развитие самостоятельности неразрывно связано с учебной деятельностью учащихся.  В своем ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Быковской Ирины Сергеевна,

учитель математики

МБОУ «СОШ № 19» г. Абакан,

республика Хакасия.


Организация самостоятельной работы

учащихся на уроке математики

Воспитание у наших учеников самостоятельности, инициативы, активности - требовании сегодняшнего дня. Введение ФГОС, ГИА, ЕГЭ требует усвоение обязательных стандартов по математике каждым учеником. Положительный исход аттестации выпускника прямо зависит от уровня его самостоятельной деятельности. Развитая самостоятельность учащихся - ключ к их успехам.

Проблема самостоятельной работы учащихся и ее организация на уроке имеет богатую историю и свои традиции ее решения. По мнению ряда исследователей, самостоятельная работа есть синтез формы учебной деятельности и средства организации познавательной деятельности, вида деятельности и организационной формы.

Только работая самостоятельно, можно чему-либо научиться.

Самостоятельность. Это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.

Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности. Она открывает человеку путь к независимости, вселяет уверенность в своих силах.

Основой ученической компетентности является самостоятельная деятельность, когда ученик по собственной инициативе выбирает предмет, объем, форму и источники для занятий. По каким критериям можно определить, сформирована она или нет? И как ее сформировать? Самостоятельным не рождаются. Это качество формируется. Само по себе оно «произрастает» редко. Его нужно воспитывать и заботливо выращивать, опираясь прежде всего на те области знаний и умений, которые субъекту интересны.

Учебная компетентность складывается только в условиях личностно ориентированного обучения, сущность которого - содействовать становлению личностных образовательных смыслов, или потребностей, школьника. Личностный смысл, потребность, или «пристрастное отношение» к жизненным ценностям, является «устойчивым регулятором... поведенческого репертуара» человека (Н.М. Борытко).

Развитие самостоятельности неразрывно связано с учебной деятельностью учащихся. Сформировать самостоятельность, не вовлекая ученика в учебную деятельность, принципиально невозможно. Поэтому первостепенной задачей учителя на первой ступени обучения является сегодня формирование умений и навыков познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках. В основной школе учитель уже работает над развитием умений и навыков познавательной активности и самостоятельности учащихся планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся. В школе третей ступени активизируется необходимость совершенствования навыков самостоятельной деятельности учащихся, познавательной активности, активизируется необходимость воспитания у учащихся способности к самостоятельному получению знаний.

Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок учителя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поиска, решения проблемных ситуаций и другими средствами, активизируя познавательную деятельность обучающих.

Пути развития самостоятельности:

  • Надо учить в любом задании узнавать изученное ранее.

  • Развития самостоятельности - обучение деятельности.

  • Развития самостоятельности - «включение» ребят в разнообразную познавательную деятельность.

  • Рзвития самостоятельности - поручение учащимся выполнять разные роли в процессе учебной деятельности.

Сегодня книжные магазины переполнены книгами с готовыми домашними заданиями, а на уроках основная масса детей предпочитает списывать с доски в тетрадь, не напрягая себя осмыслением. Поэтому одна из основных задач учителя - организация работы в классе таким образом, чтобы ученики не только много трудились самостоятельно, но и делали это с достаточной долей удовольствия. Только работая самостоятельно, можно чему-либо научиться. Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно, соблюдая определенные принципы.

Некоторые принципы развития самостоятельности учащихся


Принцип обязательности

Каждый ученик на каждом уроке непременно должен самостоятельно выполнить хотя бы небольшое задание:

  • решить задачу,

  • сформулировать краткий ответ на вопрос,

  • провести опыт,

  • привести примеры,

  • работать с учебником и т.п.

Принцип посильности

Задания для самостоятельной работы должны быть подобраны таким образом, чтобы ученик мог с ними справиться. Если речь идет о новом материале, задание должно быть в «зоне ближайшего развития» ребенка, чтобы он мог самостоятельно или с небольшой помощью решить поставленную проблему.

Принцип постоянного обучения новым формам и методам самостоятельной работы

начинаем учить самостоятельной работе с учебником, задачником, таблицами, дополнительной литературой и далее постепенно осваиваем все более сложные методы самостоятельной работы.

Принцип интересности

Для разных учеников привлекательны разные формы и методы работы. Поскольку путь к хорошему результату может быть разным, то лучше позволить ребенку идти тем путем, который ему больше нравится.

  • одни дети с удовольствием решают задачи;

  • другие любят практическую работу;

  • третьи предпочитают дополнительную литературу или работу в Интернете.

Надо разрешать детям преимущественно использовать их любимый метод, грамотно направляя их.

Принцип постоянной занятости

Ученик не должен скучать на уроке и иметь свободное время. Если способные дети, с хорошими навыками самостоятельности, досрочно заканчивают работу, необходимо давать дополнительные, наиболее интересные задания в качестве поощрения.

Принцип использования эмоции

Ученики должны не только самостоятельно действовать и мыслить, но и испытывать эмоциональный подъем, радость от победы над задачей и над собой.

Принцип поощрения

Многие дети будут работать самостоятельно только за какое-либо поощрение. С этим надо считаться и использовать для мотивации.

Для разных детей значимы разные поощрения, например

  • высокие оценки,

  • публичное признание их хорошей работы,

  • помещение работ на выставку,

  • победа в конкурсе или соревновании,

  • назначение помощником учителя при экспериментах,

  • позволение самостоятельно проводить некоторые демонстрационные опыты,

  • быть консультантом учащихся при выполнении лабораторных работ и т.д.

Модернизация образовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, самостоятельности их познавательных и созидательных способностей. Это мы должны отражать при разработке рабочей программы по предмету. При составлении календарно-тематического плана и плана к каждому уроку нужно предусмотреть самостоятельную деятельность учащихся на каждом этапе урока. При составлении поурочного плана особое внимание придавать самостоятельным работам: указывается их типы, уровень, зная их классификации.

Виды самостоятельной работы по дидактической цели

  1. Приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.

  2. Совершенствование знаний и выработка умений применять их на практике.

  3. Формирование у учащихся умений и навыков практического характера.

  4. Развитие творческих способностей.

Основные требования к современному уроку:

  • Пути и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей школьников. Соотношение самостоятельной и коллективной работы.

  • Организация самостоятельной работы учащихся.

  • Приемы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Данные требования к современному уроку будут реализованы, если учитель эффективно использует на каждом этапе урока активные форма обучения навыкам самостоятельной работы учащихся.

Задача учителя - учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания

Учебный процесс - планирование собственной деятельности учителя и им же деятельности учащихся на уроке, организации самостоятельной работы, стимулирование интереса к учению, активности по усвоению знаний, умений и способов познавательной деятельности и контроля за учебным познанием школьников.

Оценка самостоятельной деятельности учащихся

Для осуществления целенаправленного управления процессом обучения необходима оперативная обратная связь. Оценка знаний учащихся является мощным стимулом учения.

Оценка играет немаловажную роль и в решении проблемы включения учащихся в самостоятельную работу.

Рассмотрим наиболее существенные педагогические требования к контролю знаний учащихся, к оценке их самостоятельной работы:

  • Оценка отражает результат личной учебной деятельности, максимально учитывает индивидуальные особенности учащихся.

  • Оценка должна быть объективной (объективность оценок лежит в увеличении их числа).

  • Гласность оценки, ее аргументация, проставление в дневник.

  • Стимулирующий характер оценки.

  • Постоянно знакомить учащихся с критериями оценивания устных и письменных работ.

  • Включение приема самооценки своих результатов и взаимопроверки, сопоставление результатов оценивания.

  • Сочетание количественной и качественной оценки.

  • Единство требований учителей.

В традиционной практике, при доминировании объяснительно- репродуктивного метода обучения функции учителя отводится как источника информации, его излишняя информационная активность сужают поле информационного потребления учащегося и существенным образом блокируют полноценное развитие самостоятельной деятельности обучающего. Самостоятельность как качество личности в силу своей природы не может развиваться в условиях постоянной опеки учителя. Поэтому основная функция педагога в условиях реализации ФГОС - не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучится.

Одним из факторов организации самостоятельной работы учащихся на уроке вижу во взаимоотношении между учащимися и учителем, между самими учащимися, которые определяют формы организации учебной деятельности. Учитывая, что уровень познавательной самостоятельности у учащихся различен, вовлекаю ученика в разные виды взаимоотношений:

Учитель- ученик - класс

Учитель- класс- ученик

Учитель- группа - ученик

Учитель- ученик

Указанные виды отношений реализую во фронтальной , коллективной, групповой, индивидуальной форме организации учебной деятельности.

1. На этапе изучения нового материала :

Г-Ф, Г-К, И-Ф, И-К

2.На этапе закрепления знаний:

а)Ф- И, Ф-Г, Г-И, И-Г изучения понятия и его применения

б) Ф-Г-И, Г-И, К-Г теоремы, их доказательство, применение к решению задач

в) Ф-Г-И , Г-И, Ф-И приемы и способы решения задач, …

3 . На этапе проверки знаний:

Г-Ф или И-Ф

Взаимосвязь Г-Ф: обуславливает выполнение каждой группой своих заданий с последующим фронтальным обсуждением результатов: анализ ошибок, рациональных способов решения задач, несколько подходов к решению задачи. Эффективно используются на уроке комбинации нескольких форм.




Формы самостоятельной работы на уроках математики.

1. Работа с учебником:

  • чтение текста;

  • чтение про себя;

  • воспроизведение прочитанного;

  • обсуждение прочитанного;

  • разбивка прочитанного на смысловые части;

  • составление плана прочитанного;

  • работа с оглавлением, с предложенным указателем;

  • работа над понятием, термином.

2. Выполнение письменных самостоятельных работ на уроке:

  • выполнение упражнений, задач на закрепление темы;

  • составление задач, уравнений, упражнений, схем, таблиц;

  • работа над ошибками;

  • работа по чертежу, графику, таблице, схеме;

  • лабораторные и практические работы;

  • тестовые задания.

3. Виды практических работ

Математический диктант.

Исходить из заданий изучаемого пункта:

  • включать задания на повторение, слабо усвоенный материал;

  • все задания максимально приближать к изучаемому материалу;

  • усвоение приема самоконтроля.

Уроки - отчеты:

  • домашнее задание дается вперед в течение двух недель на карточке.

Практическая работа по закреплению знаний, умений и навыков на заключительном этапе.

Составление схем. Таблиц.

Тесты.

Требования:

  • определенность;

  • простота;

  • однозначность;

  • равнотрудность.

Современный учебный процесс не мыслим без системы тестового контроля. Использование тестов позволяет сэкономить время, проверить широкий спектр знаний учащихся по предмету, уровня сформированности некоторых умений и навыков.

Лабораторная работа

  • построение графиков и их применение;

  • использование моделей, чертежных инструментов;

  • обработка данных по формуле и средних результатов;

  • применение таблиц, справочников;

  • связь с другими дисциплинами.

Творческие «Особые задания»

В классе всегда есть ребята, которым учитель уделяет особое внимание, «олимпийский резерв». Раз особое внимание - то и особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом. Выполняется оно в специальной тетради, включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности. Практические примеры: составление кроссвордов, презентации, познавательных вопросов, новых задач.

Выполнение домашнего задания

  • Самостоятельная работа дает возможность ученику:

  • проверить уровень своих ЗУН;

  • способствовать более глубокому развитию ЗУН, применение своих знаний;

  • выполнить работу по своим способностям

Решение проблемы, повышение уровня самостоятельности учащихся на уроках математики, организую через совместный поиск решения проблемы, добиваясь самостоятельности у учащихся умозаключений, анализа, сравнения, обобщения, включаю их в исследовательскую и частично-поисковую работу. Самостоятельные работы систематизирую по уровням сложности, дидактический материал разрабатываю по каждой теме с учетом обязательного стандарта усвоения и выхода на более высокий уровень. Вовлекая учащихся в творческую мыслительную деятельность, использую на своих уроках ИКТ, тестовые технологии, обучаю учащихся навыкам составления презентаций, выполнения творческих заданий, что позволяет мне сделать выводы об уровне подготовки учащихся к самостоятельной работе, отношению к ней учеников. Проведение анкетирования среди учащихся в начале года и в конце помогает организовать индивидуальную дифференцированную работу по отработке предметных, метапредметных и личностных УУД, скорректировать работу, выбрать целесообразные формы организации самостоятельной деятельности учащихся на определенном этапе урока.

Анкета

Навыки владения самостоятельной работой учащихся на уроках


Цель: Определение уровня владения навыками самостоятельной работе, отношение к ней учеников.

1. Умеешь ли ты работать самостоятельно:

а) обобщать и систематизировать учебный материал?

б) анализировать, обдумывать, умения выражать свои мысли

в) выделять главное?

г) сравнивать?

д) самостоятельно выводить формулы?

е) самостоятельно решать задачи, выполнять упражнения?

ж) выступать с докладами, сообщениями перед аудиторией?

з) анализировать, обдумывать, умения выражать свои мысли?

и) работать с книгами, сравнивая и анализируя прочитанное?

к) использовать Интернет ресурсы?

2. Какие виды самостоятельной работы тебя привлекают?

а) письменные проверочные работы (диктант, контрольная работа, тест),

б) лабораторные работы,

в) доказательство утверждений,

г) составление презентаций,

д) составление схем, таблиц, диаграмм,

ж.) подготовка сообщений,

е) работа с книгой.

Таким образом, обеспечивая переход от одной формы деятельности к другой на разных этапах урока, создаю условия для перехода ученика на более высокий уровень самостоятельности, самообразования. На уроках изучения нового материала, закрепления знаний работаю над формированием и развитием навыков самостоятельной работы, а на заключительном этапе изучения темы появляется возможность расширения кругозора учащихся, совершенствования умений и навыков состоятельной работы.

Необходимо помнить, что один урок не может решить всех задач обучения ученика навыкам самостоятельной работы, нужна система в работе, преемственность в обучении, четкое понимание роли самостоятельной работы ученика в учебном процессе. Ведь результат успешности обучения школьника прямо зависим от уровня его самостоятельности. Невозможно ожидать от учеников оригинальных, красивых решение, ответов, если учитель предварительно не продемонстрировал школьникам собственного интереса к предмету, его важности. Так и равнодушие учителя к результатам самостоятельной работы ученика не может вызвать развития его самостоятельности.

© 2010-2022