Разработка урока по математике на тему Применение производной (11 класс)

Обобщающий урок по теме «Применение производной» Цель урока: Образовательная:           - Отработать навыки исследования функций с помощью производной;    - Закрепление навыков нахождение промежутков возрастания и убывания функции, экстремумов функции с помощью производной; - Развитие навыков чтения графиков функций; умений использовать теоретический материал при решении практических задач; - Выявление уровня овладения знаниями и качества знаний по данной теме;   - Актуализация имеющихся знаний;...
Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока

Обобщающий урок по теме «Применение производной»

Алгебра и начала анализа, 11 класс

БАЖЕНОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА, учитель математики, МКОУ «Илирская СОШ №2», Иркутская область, Братский район, п. Прибрежный.

Тип урока: урок систематизации обобщения знаний и умений

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование, демонстрационный материал: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, карточки для работы в группе, лист самооценки самостоятельной работы.

Цель урока:

Образовательная:

  1. Отработка навыков исследования функции с помощью производной;

  2. закрепление навыков нахождения промежутков возрастания и убывания функции, экстремумов функции с помощью производной;

  3. развитие навыков чтения графиков функций; умений использовать теоретический материал при решении практических задач;

  4. выявление уровня овладения знаниями и качества знаний по данной теме;

  5. актуализация имеющихся знаний;

  6. создание условий для объективной самооценки обучающихся.

  7. расширение видов деятельности по подготовке к ЕГЭ.

Развивающие:

  1. Расширение представлений об использовании применения производной в различных областях научных знаний и практической деятельности людей многих профессий;

  2. развитие навыков самоорганизации, умений работать в группе; умений доводить начатое дело до конца;

  3. развитие зрительного и мысленного анализа, внимания и абстрактно- логического мышления; умений анализировать и делать выводы;

  4. развитие умений осуществлять поисковые действия умственного и практического плана; самоанализировать и самокорректировать свои действия;

  5. привитие навыков работы с научно-популярной литературной, ресурсами Интернета; углубление знаний обучающихся, расширение их кругозора;

  6. развитие умений планировать полный или частичный ход решения.

Воспитательные:

  1. Повышение интереса обучающихся к предмету; воспитание сознательного отношения к обучению;

  2. учить видеть практическую пользу знаний;

  3. воспитание чувства любви к ближнему, доброжелательности, взаимовыручки;

  4. воспитание прилежания, активности, внимания, умений переключаться с одного вида работы на другой;

  5. побудить у учащихся осознание системной подготовки к ЕГЭ;

  6. формирование отношения взаимной ответственности в группах;

  7. продолжение формирования коммуникативных умений.

Задачи

  • Контроль теоретических знаний по теме

  • Контроль умений и практического опыта нахождения производной

УУД

Личностные УУД: понимать значимость понятий производная и её применение и в курсе математики и в профессиональной деятельности.

Регулятивные УУД: понимать последовательность действий на уроке; рационально использовать время на уроке; контролировать свою деятельность; давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД: работать в группе, оценивать качество своей деятельности.

Познавательные УУД: применять таблицу производных, геометрический, физический смысл производной и нахождение наибольшего и наименьшего значений для решения практических задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Владеть таблицей производных

2. Дифференцировать функции.

3. Находить наибольшее и наименьшее значение функций, с помощью производных, владеть знаниями геометрического и физического смысла производных.

Личностные:

1. Формирование математического кругозора.

Метапредметные:

1. Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различной сферы.

ХОД УРОК

I. Организационный момент

Рефлексия настроения.

Чтобы на протяжении всего урока у вас было хорошее настроения, вам поможет вот это весеннее солнце. Улыбнитесь ему. Желаю вам творческих успехов!

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Ребята, если вы правильно отгадайте ключевое слово урока, то узнаете тему нашего урока.

1) С ее появлением математика перешагнула из алгебры в математический анализ;

2) Ньютон назвал ее "флюксией" и обозначал точкой;

3) Бывает первой, второй, … ;

4) Обозначается штрихом.

Итак, тема нашего занятия "Применение производной "

Как вы думаете, ребята, какова цель нашего урока? (Дети формулируют цель.)

Цель нашего урока - повторить основные направления применения производной для решения различных (избранных) задач дифференциального исчисления. Подготовка к ЕГЭ по данной теме, применение производной в различных областях.

Постарайтесь на уроке доказать высказывание Н. И. Лобачевского о том, что:

«Дифференциальное исчисление - это описание окружающего нас мира, выполненное на математическом языке. Производная помогает нам успешно решать не только математические задачи, но и задачи практического характера в разных областях науки и техники».

Н.И. Лобачевский

Активизация знаний учащихся

Как вы думайте «Производная имеет важное значение как в математике так и в других науках? Можно ли сказать про неё, что она «Всемогущая?

Постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке.

III. Актуализация знаний, умений, навыков.

1.Заполнить кроссворд (вопросы и кроссворд проецируются на экран).

1.Французкий математик XVII Ферма определял эту линию так: «Прямая, наиболее тесно примыкающая к кривой в малой окрестности заданной точки».

2.В математике это понятие возникло в результате попыток придать точный смысл таким понятиям, как «скорость движения в данный момент времени», и «касательная к кривой в заданной точке».

3.Производная какой функции имеет вид у' =Разработка урока по математике на тему Применение производной (11 класс).

4.Точки, где производная функции не существует или равна нулю.

5.Эта точка лежит внутри области определения функции, и в ней функция принимает самое большое значение по сравнению со значением в близких точках.

6. Эта величина определяется как производная скорости по времени.

1



2



3


4



5



6



Проверка (слайд)

1

к

а

с

а

т

е

л

ь

н

а

я

2

п

р

о

и

з

в

о

д

н

а

я

3

т

а

н

г

е

н

с

4

к

р

и

т

и

ч

е

с

к

и

е

5

м

а

к

с

и

м

у

м

6

у

с

к

о

р

е

н

и

е

ІV. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

1. Графический диктант: (проверка знаний формул) 1 - верно, 0 - нет

Разработка урока по математике на тему Применение производной (11 класс)

Самопроверка: 10011 (слайд)

2. Геометрический смысл производной

Подготовка к ЕГЭ ( задания № )

1 слайд

1 задание: Функция y = f(x) определена на промежутке (- 6; 6). На рисунке изображён график её производной. Найдите точки, в которых производная функции равна нулю.

Разработка урока по математике на тему Применение производной (11 класс)

2 слайд

2 задание: Функция y = f(x) определена на промежутке (-6; 5). На рисунке изображён график её производной. Укажите количество промежутков, на которых функция возрастает.

Разработка урока по математике на тему Применение производной (11 класс)

3 слайд

3 задание: Функция y = f(x) определена на промежутке (-4; 5). На рисунке изображён график её производной. Найдите точку минимума функции y = f(x).

Разработка урока по математике на тему Применение производной (11 класс)

4 слайд

4 задание: Функция y = f(x) определена на промежутке (-4; 5). На рисунке изображён график её производной. Найдите точку максимума функции y = f(x).

Разработка урока по математике на тему Применение производной (11 класс)

5 сайд

5 задание

На рисунке изображены графики функции у = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой х0. Найдите значение производной функции в точке х 0.

Разработка урока по математике на тему Применение производной (11 класс)

Ответы (самопроверка) слайд

Ответы: 1 задание: х = - 4; х = - 2; х = 1; х = 5

2 задание: 5

3 задание: х = 3

4 задание: х = 2

5 задание: 0,75

Физминутка

3) Применение производной. Выполните задание (ЕГЭ. В14)

Работа в группах

I группа Найдите точку максимума функции Разработка урока по математике на тему Применение производной (11 класс)

Разработка урока по математике на тему Применение производной (11 класс)

II группа Найдите наименьше значение функции у = (х - 13)ех-12 на отрезке [11; 13]

Разработка урока по математике на тему Применение производной (11 класс)

III группа Найдите точку минимума у = х -5 lnx

Разработка урока по математике на тему Применение производной (11 класс)

Выполнение заданий проверяется у доски (взаимооценка)

Проверка домашнего задания

Применение производной в других науках (межпредметная связь)

I группа Производная в физике, химии

II группа Производная в биологии

III группа Производная в экономики, географии

Работа в группе: 1. Составление синквейна по теме «Производная»

2. Что вы можете сказать о производной функции, которую описывает поговорка "Чем дальше в лес, тем больше дров".

(Ответ: производная положительна на всей области определения, т.к. эта функция - монотонно возрастающая)

Домашнее задание: 1.Повторить теоретический материал по теме «Производная и ее применение»

2. Составить презентацию на основе банка заданий ЕГЭ по теме «Производная»

Итог урока:

1. Можно ли сказать, что производная «всемогущая»

2. Выставление оценок (самооценка) комментировано

В заключении урока я хочу вам прочитать стихотворение:

"Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись - радовать глаз,
Поэзия - пробуждать чувства,
Философия - удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело - совершенствовать материальную сторону жизни людей,
А математика способна достичь всех этих целей".

Так сказал американский математик Морис Клайн.

Спасибо за работу

Литература:

1.Алгебра и начала математического анализа. 10 - А45 11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе / [. М. Абрамов. Ю. П. Дудницин и др.]; под ред.А. Н. Колмогорова. - 18 -е изд. М.: Просвещение, 2009, - 384 с.

2. Ершова А. П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10 - 11 классов. - 4 - е изд., испр. - М.: Илекса. - 2008. - 208 с.

3.ЕГЭ - 2014 под редакцией А. Л. Семенова и И. В. Ященко Математика самое полное издание типовых вариантов заданий

4. liubavyshka.ru/photo/17-0-9981

5. images.yandex.ru

Приложение:

Лист самооценки

Ф. И. учащегося:

Домашнее задание

Кроссворд

Графический

диктант

Подготовка

к ЕГЭ

Работа в группе

Синквейн

Дополни-

тель баллы

Всего баллов

Оценка

Кол - во баллов (о - 5)

Кол - во баллов (о - 6)

Кол - во баллов (о - 5)

Кол - во баллов (о - 5)

Кол - во баллов (о - 5)

Кол - во баллов (о - 5)

1…




1. от 0 - 10 баллов - оценка «2» от 11 - 20 баллов - оценка «3» от 21 - 29 баллов - оценка «4» от 30 - … оценка «5»



© 2010-2022