Урок геометрии История геометрии (7 класс)

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 2

Тема: История геометрии. Основные геометрические фигуры. (7класс)


Цель: показать историю развития геометрии; дать понятия основных геометрических фигур.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран; геометрические инструменты; Е.Ефимовский «След колесницы»

Ход урока:

I. Мы с вами находимся на «пороге неизведанного». Перед нами новый путь и мы не знаем, что там впереди. А перед нами ….

-Что это? (слайд 1) /камень, придорожный/

Отрывок «Первый разговор»

- Видите камень вон тот придорожный?

-Камень как камень… обычный.

- Возможно.

Как бы о нем поточнее узнать?..

Надо Науку на помощь позвать.

Как пишется «камень», научит Грамматика.

Размеры и форму найдет математика.

Физика массу отыщет и вес.

Минералогия взглянет на срез.

«Это кремень,- она скажет ребятам,-

И называют его - силикатом……

Как вы думаете, что мы узнаем о камне на наших уроках геометрии?

Что же эта за наука, когда она возникла и зачем, мы постараемся сейчас с

вами разобраться. (слайд 2)

II. Возникновение первых геометрических понятий непосредственно связано с повседневной жизнью человека, с измерением полей, строительством жилых зданий и амбаров, с изготовлением и украшением предметов быта.

С геометрическими фигурами … (А что это? Фигура - латинское слово, означающее образ, вид, начертание) имели дело с глубокой древности и крестьяне, и ремесленники, и строители храмов, дворцов и пирамид. Надо было уметь измерять площади земельных участков, подсчитывать объем корзин, которыми собирали урожай, определять, сколько камня потребуется для здания. Особенно быстро знания о свойствах фигур развивались в Древнем Египте. (слайд3) В этом государстве все земледелие было сосредоточено на очень узкой полосе земли - в долине реки Нил. Земли было мало, за участок крестьянин ежегодно платил соответствующий налог фараону. Каждую весну Нил разливался и заливал тот или иной участок. Тогда пострадавший обращался к царю, который посылал своего человека, чтобы установить, на сколько уменьшился участок, и соответствующим образом уменьшить налог. Также нужно было отмерять новый участок земли.

Отрывок «Предыстория» (слайд 4,5)

За быком шагали пахари, за плугом.

По прямой ходили люди, а не кругом.

Знали люди, что приходит день за ночью.

Что идти прямой дорогою короче.

Знали способ, как чертить углы прямые,

И осваивали площади земные.

И обтёсывали камни гладко гладко,

И тянулась пирамидой кверху кладка….

Первые научные познания об измерении расстояний, площадей и объемов, о свойствах различных фигур возникли около 4 тыс. лет назад. Люди использовали свои геометрические знания, полученные из наблюдений и опытов. Так как в основном речь шла о земельных участках, то древние греки, узнавшие об этой науке от египтян, назвали ее геометрией (слайд6).

Греческие ученые узнали много новых свойств геометрических фигур, и уже тогда геометрией стали называть науку о геометрических фигурах, а для науки об измерении Земли ввели другое название - «геодезия» (деление земли).

В Древней Греции, начиная с 7 века до н. э. происходит постепенный переход от практической к теоретической геометрии. Разрозненные геометрические сведения дополнялись, уточнялись и обобщались. Таким образом, была создана наука, изучающая формы, размеры и взаимное расположение фигур. (слайд7)

Оформилась геометрия как наука в 3 веке до н.э. Наибольшая заслуга в этом принадлежит Евклиду.(слайд 8,9) древнегреческому ученому, жившим в городе Александрии (ныне Египет). «Начала» - первое дошедшее до нас полное научное изложение геометрии. Наши школьные учебники тоже содержат в основном геометрический материал и научную систему, изложенную в труде Евклида. Вот почему мы геометрию, которую изучают в школе, называем евклидовой.

III. 1) С геометрическими фигурами мы уже знакомы!? Какие фигуры вы знаете? (слайд10)

Задание «сосчитать фигуры» (слайд 11)

2) А что такое прямоугольник? Окружность?....чтобы дать понятие - определение этим фигурам, нужно выяснить, на чем строится геометрия Например, русский язык - это буквы; арифметика - это цифры…; а геометрия состоит… Послушайте! (слайд 12).


Отрывок «Притча о трёх учениках»

Чтоб попасть к нему в ученики

И постигнуть мудрость старика,

Морем плыли, шли издалека..,

А вопросы были нелегки.

- Что есть точка?, вопрошал Эвклид.

Взглядом обводя своих гостей.

- Точка - это то, в чем нет частей, -

Архелай кудрявый говорит.

- Правильно ответил, молодец!-

Улыбнулся ласково мудрец.-

Ну в чём же линии секрет?

- Есть длина, а ширины в ней нет!

-Снова в точку….

3) Основными геометрическими фигурами являются точка и прямая.

(слайд 13,14)

4) Требования к тетрадям; инструменты на уроках геометрии

5) Запись темы в тетради, зарисовка основных фигур, их обозначений

6) Чем прямая АВ отличается от прямой CD? Значок «принадлежности», запись.

7) «Геометрия»- измерение фигур, а точку и прямую измерить нельзя. Поэтому они называются основными геометрическими фигурами.

Увеличение (появление) числа измерений влечет за собой изменение и усложнение геометрической фигуры.

IV. 1) На занятиях по наглядной геометрии вашими постоянными спутниками будут наблюдение и опыт. Усидчивость и аккуратность при выполнении заданий помогут вам в достижении цели, как смекалка и находчивость при решении задач.

Поможет нам в этом учебник. Рассказ о построение учебника

2) № 2,5. №6,7(устно)

3) Д/З стр5-7, №1,3,4

V. Подведение итогов урока


© 2010-2022