- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока на тему
Конспект урока на тему
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Терентьева И.В. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Линейная функция и её график
Терентьева Ирина Владимировна
учитель математики и физики МОУ «Основная общеобразовательная школа № 46»
Время реализации материала: 45 минут
Класс: 7
Цель урока: научить обучающихся определять путь и время при прямолинейном равномерном движении тел, строить графики пути и скорости с использованием понятия линейная функция и её график.
Задачи урока:
- формирование наглядного представления обучающихся о связи формул по расчету пути и времени движения при прямолинейном равномерном движении с понятием линейной функции;
- практическое применение понятия линейной функции и её графика к решению физических задач.
Оборудование урока: раздаточный материал, доска.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, рассказ.
Формы организации учебной деятельности:
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности обучающихся, постановка цели и задач урока (3 минуты).
2. Проверка знаний: фронтальный опрос (7 минут).
3. Изложение нового материала (10 минут):
-
Путь при равномерном прямолинейном движении. Определение линейной функции, пропорциональности, построение графика линейной функции. Выражение одной переменной через другую.
-
Время при равномерном прямолинейном движении. Выражение одной переменной через другую.
4. Закрепление изученного. Решение задач на нахождение пути и времени при равномерном прямолинейном движении. Чтение графиков. (15 минут)
5. Домашнее задание. Дифференцированная самостоятельная работа. Инструктаж. (5минут).
6. Подведение итогов. (4 минуты).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Вопросы для фронтального опроса:
-
Какое движение называется механическим?
-
Чем характеризуется это движение? Записать в буквенном обозначении.
-
Что означает понятие равномерное движение?
-
Как изменяется скорость при равномерном движении?
-
Дать определение линейной функции. Записать в буквенном обозначении.
Изложение материала:
1. Путь при равномерном прямолинейном движении. Определение линейной функции, пропорциональности, построение графика линейной функции.
В физике и технике часто приходится решать обратную задачу: определять пройденный телом путь при известных времени и скорости движения. Проделав определенные математические преобразования из формулы скорости v = , получим s = vt. В математике эта формула представляет собой линейную функцию y = kx. А графиком линейной функции является прямая. Поэтому зависимость пути, пройденного телом от времени движения на графике изображается прямой линией.
Сравним имеющиеся две формулы. Каждая из них представляет собой пропорциональность: в алгебре y пропорционален x, в физике путь s пропорционален времени t.
Построим теперь графики зависимости пути от времени при скорости движения равном 3 м/с и 1 м/с : s = 3t и s = t.
Для построения графика составляем таблицы:
s = 3t
t
2
3
s
6
9
s = t
t
2
3
s
2
3
Построим графики в одной системе координат
s = 3t
s = t
2. Время при равномерном прямолинейном движении. Выражение одной переменной через другую. Зная путь и скорость движения тела, можно рассчитать время движения. Выразите из формулы s = vt время t через скорость v и путь s. ( t = )
Решение задач.
-
Искусственный спутник Земли в момент выхода на орбиту имеет скорость 8 км/с. Какой путь он пролетит за 1 мин? Построить график этого движения.
-
Скорость распространения света в вакууме равна 300000 км/с. За какое время свет от Солнца преодолеет расстояние до Земли, если оно равно 150 млн. км?
-
Автомобиль ехал 1 ч со скоростью 60 км/ч. Потом 0,5 ч стоял, а затем ехал 1 ч со скоростью 120 км/ч. Постройте график зависимости пройденного пути от времени.
Дифференцированная самостоятельная работа:
ИНСТРУКТАЖ:
1. Задания выполняются с использованием графика прямой пропорциональности.
2. По оси абсцисс откладывают независимую переменную (в нашем случае - время t), а по оси ординат - зависимую (в нашем случае - путь s).
1-й уровень.
s
1. По графику пути равномерного
прямолинейного движения определить путь,
пройденный телом за 4 с после начала движения.
2. Построить график равномерного движения тела,
если оно имеет скорость 2 м/с.
3. Какая скорость больше 10 м/с или 54 км/ч?
2-й уровень.
1. По графику скорости равномерного
движения определить скорость движения
тела через 3 с после начала движения.
2. Построить график равномерного движения тела,
если оно имеет скорость 4 м/с.
3. Вычислите скорость лыжника, прошедшего 15 км за 2,5 ч.
3-й уровень.
1. Рыболов пошел из дома на озеро,
где ловил рыбу. Затем он возвратился
обратно. Узнайте по графику:
а) Каково расстояние от дома до озера?
б) Сколько часов рыболов был на озере?
2. Велосипедист движется со скоростью 10 км/ч. Постройте график его движения.
3. Автомобиль проехал 0,5 ч со скоростью 90 км/ч. С какой скоростью должен ехать велосипедист, чтобы проехать тот же путь за 1 ч 30 мин?