Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

- Одна из целей – дать учащимся, проявляющим повышенный интерес к математике, возможность углубленного изучения основного курса путем рассмотрения задач, требующих разного подхода при своем решении.- Развить математическое мышление учащихся.- Расширить математический кругозор.- Развить интерес к предмету и его изучению.- Подготовить учащихся к учебе в ВУЗе.Назначение этой работы – помочь учащимся и учителю в достижении этих важных целей, которые стоят перед ними.Теоремы – труженицы:1)           ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Площади плоских фигур.

Теоремы - труженицы:

  1. Отношения квадратов площадей подобных фигур равно квадрату коэффициента подобия.

  2. Если два треугольника имеют равные основания, то площади этих треугольников относятся как высоты;

  3. Если два треугольника имеют равные высоты, то площади этих треугольников относятся как основания.

  4. Основные формулы:

1)Урок решения задач по теме Площади плоских фигур; 2) Урок решения задач по теме Площади плоских фигур; 3) Урок решения задач по теме Площади плоских фигур;4) Урок решения задач по теме Площади плоских фигур; 5) Урок решения задач по теме Площади плоских фигур;

6) Урок решения задач по теме Площади плоских фигур; 7) Урок решения задач по теме Площади плоских фигур;

Площади выпуклого четырехугольника.

1) Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

2) Урок решения задач по теме Площади плоских фигур;

3) Урок решения задач по теме Площади плоских фигур (если в четырехугольник можно вписать окружность)

Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

Площадь параллелограмма.

1) Урок решения задач по теме Площади плоских фигур; 2) Урок решения задач по теме Площади плоских фигур; 3) Урок решения задач по теме Площади плоских фигур;

S трапеции =Урок решения задач по теме Площади плоских фигур - площадь трапеции

Площадь кругового сектора: Урок решения задач по теме Площади плоских фигур (Урок решения задач по теме Площади плоских фигур- радианная мера центрального угла)

Площадь кругового сегмента: Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

Задача: В параллелограмме АВСD, Е - произвольная точка стороны ВС. Доказать, что сумма площадей треугольников АВС и CDE составляет половину площади параллелограмма.

Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

Решение.

ЕМ॥ АВ

АВЕМ и MECD - параллелограммы. S ABE = SAEM; SECD= S MDE; SABE+ SECD = ½ SABCD.

Задача: Полуокружность касается сторон АС и ВС треугольника АВС в точках D и Е соответственно и имеет центр на стороне АВ. Найдите радиус этой полуокружности, если ВС = 13см, АВ = 14 см, АС = 15см.

Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

Решение.

1) OD=OE=r? ODAC? OEBC

S∆AOC= Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

SОВС=Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

S∆ABC= S∆AOC + S∆BOC = Урок решения задач по теме Площади плоских фигур+Урок решения задач по теме Площади плоских фигур=14r

2) S∆ABC=Урок решения задач по теме Площади плоских фигур; p=21 см

S∆ABC=Урок решения задач по теме Площади плоских фигур84 (см)

3) 14r=84

r=6 (см)

Ответ: r=6

Замечание: Вместо опорного элемента выбрана площадь, т.е. задача решена методом площадей.

Задача: площадь ∆АВС равна 30см2. На стороне ВС взята точка D так, что AD : DC = 2:3. Длина перпендикуляра DE, проведенного на сторону ВС, равна 9мс. Найдите ВС.

Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

Решение.

∆АВD и ∆BDC имеют общую сторону BF; следовательно их площади относятся как длины оснований, т.е. SABD: SBDC=AD : DC = 2 : 3

SBDC= 3/5 SABC= 18 (см2)

SBDC = ½ BC  DE, 18 = ½ ВС  9; ВС = 4см.

Ответ: ВС = 4см

Задача: окружность, вписанная в ∆АВС, делит основание АС точкой касания на отрезки а и в. Найти площадь ∆АВС, если известно, что В = 600.

Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

Решение.

OF = OE = OD = r

AF = AD = a.

CD = CE = в

ВО - биссектриса В => ОВЕ = 300.

ctg300=Урок решения задач по теме Площади плоских фигур=r ctg300 = rУрок решения задач по теме Площади плоских фигур

BF=BE= rУрок решения задач по теме Площади плоских фигур

AC=a+b

AC=a+ rУрок решения задач по теме Площади плоских фигур

BC=b+ rУрок решения задач по теме Площади плоских фигур

S∆ABC = Pr; P=Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

S∆ABC = (a+b+ rУрок решения задач по теме Площади плоских фигур)  r

S∆ABC = Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

Урок решения задач по теме Площади плоских фигур= (a + b + rУрок решения задач по теме Площади плоских фигур)r

Урок решения задач по теме Площади плоских фигур= (a + b + rУрок решения задач по теме Площади плоских фигур)2r2

abУрок решения задач по теме Площади плоских фигур= (a + b +Урок решения задач по теме Площади плоских фигур)r

S∆ABC = abУрок решения задач по теме Площади плоских фигур

Ответ: SABC = abУрок решения задач по теме Площади плоских фигур

Примечание: Радиус r нас не интересовал, он необходим был как средство для отыскивания площади.

Задача: В четырехугольнике ABCD Е - середина АВ, F - середина CD. Доказать, что EBFD в два раза меньше площади четырехугольника АВСD.

Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

Решение.

BD - диагональ ABCD,

SAED = SBED;

SBFD= SBFC;

SBEDF= 0,5 SABCD

Ключевой момент: Медиана треугольника делит его на два равновеликих треугольника.

Задача: В равнобедренной трапеции (равнобокой) высота равна Н, а диагонали взаимно перпендикулярны. Найти площадь трапеции.

Ключ: площадь четырехугольника, диагонали d1 и d2 которого перпендикулярны, вычисляют по формуле: Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

Решение.

1 способ:

∆ВКО - прямоугольный и равнобедренный. ВК = КО

∆AFO : AF =OF

ВК + AF = KF

½ ( BC + AD) = H

Sтр.= ½ (BC + AD)  H = HH = H2

2 способ:

BD=Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

Sтр.=Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

Задача: найти площадь трапеции по двум диагоналям 17 и 113, и высоте 15

Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

Решение.

1) ВР AD; СFAD

2) ∆АСЕ: по теореме Пифагора Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

3) ∆BPE: по теореме Пифагора Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

4) AE + PD = BC + AD +120

5)SABCD= Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

Ответ: SABCD = 900

Задача: В ∆АВС на сторонах АВ и ВС взяты точки К и Р так, что Урок решения задач по теме Площади плоских фигур; Урок решения задач по теме Площади плоских фигур.

Прямые АР и СК пересекаются в точке Е. найдите площадь треугольника АВС, если известно, что площадь ∆ВСЕ=4см2

Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

Решение.

  1. Пусть АК=х, ВК=2х, ВР=у, СР=2у.

  2. РМ॥КС; по теореме Фалеса: Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

ВМ=Урок решения задач по теме Площади плоских фигурМК=Урок решения задач по теме Площади плоских фигурВК=2х=х; КМ=Урок решения задач по теме Площади плоских фигурх

3) ∆АКЕ∆АМР, Урок решения задач по теме Площади плоских фигур , т.е. Урок решения задач по теме Площади плоских фигур ; КЕ=Урок решения задач по теме Площади плоских фигурМР

Урок решения задач по теме Площади плоских фигур; т.е. МР=Урок решения задач по теме Площади плоских фигурКС. В итоге получаем, что КЕ=Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

ЕС=Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

4) ∆ВЕС и ∆ВКС. У них высота, проведенная из вершины В, общая, значит, их площади относятся как основания, т.е. Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

Урок решения задач по теме Площади плоских фигур = Урок решения задач по теме Площади плоских фигур(см2)

5) ∆ВКС и ∆ АВС, у них высота, проведенная из вершины С - общая, значит, их площади относятся как основания: Урок решения задач по теме Площади плоских фигур, получаем:

SABC = Урок решения задач по теме Площади плоских фигур7 (см2)

Ответ: SABC = 7 см2

Задача : Если ABCD - трапеция с основаниями AD и Вс, а Е - точка пересечения ее диагоналей, то треугольники АВЕ и CDE равновелики.

Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

Разные способы доказательства.

I способ:

SВСЕ =Урок решения задач по теме Площади плоских фигур ; SСЕD =Урок решения задач по теме Площади плоских фигурУрок решения задач по теме Площади плоских фигур Урок решения задач по теме Площади плоских фигур BE × CE Урок решения задач по теме Площади плоских фигур SВСЕ = SСЕD

II способ:

S∆ABE = S∆ABD - S∆AED

S∆CED = S∆ACD - S∆AED

SABD = SACD

(AD и Н - общие, высота проведена из В и С).

SABD = SACD

Урок решения задач по теме Площади плоских фигур

© 2010-2022