- Преподавателю
- Математика
- Тематическое планирование по геометрии
Тематическое планирование по геометрии
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Темирова В.Г. |
Дата | 11.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Для продуктивной деятельности в современном мире требуется достаточно прочная математическая подготовка. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять сложные расчеты, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Кроме того основной задачей курса геометрии является необходимость обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни в современном обществе, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи обучения для достижения поставленных целей:
-
закрепить сведения о векторах и действиях с ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве;
-
сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости;
-
дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения - цилиндре, конусе, сфере, шаре;
-
ввести понятие объема тела и вывести формулы для вычисления объемов основных многогранников и круглых тел.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
-
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
-
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной деятельности в обществе.
-
Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности.
-
Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана
Общее количество часов
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы
Реквизиты программы
УМК
Дополнительные пособия
68
Федеральный компонент - 2 часа
Сборник "Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл."/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. - 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. - 2004г.
Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни/ [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.]. - 17-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 255 с.
Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончании изучения данного курса
В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
-
возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
Уметь:
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы;
-
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями;
-
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
-
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
-
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
-
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
-
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Сокращения, используемые в тематическом планировании:
Типы уроков:
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ - урок закрепления изученного материала.
УПЗУ - урок применения знаний и умений.
УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ - урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ - комбинированный урок.
Виды контроля:
ФО - фронтальный опрос.
ИРД - индивидуальная работа у доски.
ИРК - индивидуальная работа по карточкам.
СР - самостоятельная работа.
ПР - проверочная работа.
МД - математический диктант.
Т - тестовая работа.
Тематическое планирование изучения учебного материала
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Тип урока
Оснащение урока
Форма контроля
Д/з
Сроки проведения
Примечания
Векторы в пространстве
5
1
Понятие вектора в пространстве
1
КУ
Карточки с заданиями.
ФО
ИРК
П.34-35, №320 (б), 321 (б), 326
2
Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число
1
КУ
Проектор
Карточки с заданиями.
ФО
ИРК
П.36-37, №334, 335 (б, в, г), 336
3
Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число
1
УПЗУ
Проектор
Дидактический материал
ФО
СР
П.38, №347 (б), 344, 346
4
Компланарные векторы. Правило параллелепипеда
1
КУ
ИРД
МД
П.39-40, №358 (в, г, д), 360 (б), 362
5
Разложение вектора по трем некомпланарным векторам
1
КУ
ФО
П.41, № 366, 368, 369
Метод координат в пространстве
17
6
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты точки
1
КУ
Проектор
Карточки с заданиями.
ФО
ИРД
ИРК
П.42, №400 (д, е), 401
7
Координаты вектора
1
КУ
ФО
П.43, №405-406
8
Координаты вектора
1
КУ
ФО
П.43, №407-408
9
Связь между координатами векторов и координатами точек
1
КУ
ФО
П.44, №417, 418 (б), 419
10
Простейшие задачи в координатах
1
КУ
МД
П.45, №425 (в, г), 427, 428 (а, в)
11
Простейшие задачи в координатах
1
УЗИМ
Карточки с заданиями.
ФО
ИРК
П.42-45, №435, 437, 438
12
Простейшие задачи в координатах
1
КУ
Дидактический материал
СР
Повторить теоретический материал
13
Контрольная работа № 1.
Координаты точки и координаты вектора.
1
Дидактический материал
КР
14
Угол между векторами. Скалярное произведение векторов
1
УОНМ
ФО
П.46-47, №441 (б, г, д, ж, з)
15
Скалярное произведение векторов
1
КУ
Проектор
Карточки с заданиями.
ФО
ИРК
П.47, №445 (а, в), 448,
16
Скалярное произведение векторов
1
КУ
ФО
ИРК
П.47, №453
17
Вычисление углов между прямыми и плоскостями
1
КУ
ФО
ИРД
П.48, №464 (а, в),
466 (б, в)
18
Вычисление углов между прямыми и плоскостями
1
КУ
ФО
ИРД
П.48, № 468
19
Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов»
1
КУ
Дидактический материал
ФО
СР
П.46-48, №475, 470 (б), 472
20
Осевая и центральная симметрия
1
КУ
Карточки с заданиями.
ИРК
П.49-52, №480-482
21
Решение задач по теме «Метод координат в пространстве»
1
УПКЗУ
Дидактический материал
ФО
СР
П.49-52, №485, 488
Подготовиться к контрольной работе
22
Контрольная работа № 2
Метод координат в пространстве
1
Дидактический материал
КР
Цилиндр, конус, шар
15
23
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра
1
УОНМ
Модели цилиндров
ФО
П.53, №525, 524, 527 (б)
24
Площадь поверхности цилиндра
1
УЗИМ
Карточки с заданиями.
ФО
ИРК
ИРД
П.54, №539, 540, 544
25
Решение задач по теме «Цилиндр»
1
УОСЗ
Дидактический материал
ФО
СР
П.53-54, №531, 533
26
Решение задач по теме «Цилиндр»
1
УОСЗ
Дидактический материал
ФО
СР
П.53-54, №545
27
Понятие конуса.
1
УОНМ
Модели конусов
ФО
П.55, №548 (б), 549 (б), 551
28
Площадь поверхности конуса
1
КУ
ФО ИРД
П.56, №558, 560 (б)
29
Решение задач по теме «Конус»
1
УПЗУ
ФО
МД
П.56, №562
30
Усеченный конус
1
УОНМ
ФО
П.57, №567, 568 (б), 565
31
Конус. Решение задач
1
КУ
Карточки с заданиями.
ИРК
Т
П.55-57, задания на карточках
32
Сфера и шар. Уравнение сферы
1
КУ
Презентация
ФО
ИРД
П.58-59, №573, 577 (б), 578 (б), 579 (б, г)
33
Взаимное расположение сферы и плоскости
1
КУ
ФО
П.60, №584, 589 (а)
34
Касательная плоскость к сфере
1
КУ
ФО
П. 61, №587, 589 (б)
35
Площадь сферы
1
КУ
Проектор
ФО
ПР
П.62, №594, 598, 597
36
Решение задач на многогранники, цилиндр, шар и конус.
1
КУ
Карточки с заданиями.
ФО
ИРК
№631 (б), 634 (а), 635 (б)
37
Контрольная работа № 3
Цилиндр, конус и шар
1
Дидактический материал
КР
38
Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда
1
КУ
Проектор
Карточки с заданиями.
ФО
ИРК
П,63-64, №648 (б, в), 649 (б), 651
39
Объем прямоугольного параллелепипеда
1
КУ
ФО
ИРД
П.64, №658, 652, 653
40
Объем прямой призмы
1
КУ
Проектор
ФО
П.65, №659 (б), 661, 663
41
Объем цилиндра
1
КУ
ФО
МД
П.66, №666 (б), 668, 670
42
Решение задач по теме «Объем прямой призмы и цилиндра
1
УЗИМ
Проектор
Дидактический материал
ФО
СР
П.65-66, №665, 669, 671 (б, г)
43
Вычисление объемов тел с помощью определенного интеграла
1
УОНМ
ФО
П.67, №674
44
Объем наклонной призмы
1
КУ
ФО
ИРД
П.68, №679, 681, 683
45
Объем пирамиды
1
КУ
Карточки с заданиями.
ФО
ИРК
П.69, №684 (б), 686 (б), 687
46
Решение задач по теме «Объем пирамиды»
1
УЗИМ
Т
П.69, №696, 699
47
Объем конуса
1
КУ
Проектор
ФО
ИРД
П.70, №701 (в), 703, 705
48
Объем шара
1
КУ
ФО
ИРД
П.71, №710 (б), 712, 713
49
Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора
1
УОНМ
ФО
П.72, №717,720
50
Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора
1
УЗИМ
Карточки с заданиями.
ФО
ИРК
П.71-72, № 715, 721
51
Площадь сферы
1
КУ
Проектор
ФО
П.73, №723, 724
52
Решение задач по теме «Объемы тел»
1
УПЗУ
Дидактический материал
ФО
СР
П.71-73, №751,755
53
Зачет №4 по теме «Объемы тел»
1
УПКЗУ
Т
П,63-73, №761, 762
54
Контрольная работа № 4
Объемы тел
1
Дидактический материал
КР
Заключительное повторение при подготовке к ЕГЭ
14
55
Аксиомы стереометрии
1
УОСЗ
Карточки с заданиями.
ФО
ИРД
ИРК
Задачи на повторение
56
Параллельность прямых и плоскостей
1
УОСЗ
Карточки с заданиями.
ФО
ИРД
ИРК
Задачи на повторение
57
Перпендикулярность прямых и плоскостей. Угол между прямой и плоскостью
1
УОСЗ
Карточки с заданиями.
ФО
ИРД
ИРК
Задачи на повторение
58
Перпендикулярность плоскостей. Двугранный угол
1
УОСЗ
Карточки с заданиями.
ФО
ИРД
ИРК
Задачи на повторение
59
Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей
1
УОСЗ
Карточки с заданиями.
ФО
ИРД
ИРК
Задачи на повторение
60
Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида
1
УОСЗ
Карточки с заданиями.
ФО
ИРД
ИРК
Задачи на повторение
61
Векторы в пространстве. Скалярное произведение векторов
1
УОСЗ
Карточки с заданиями.
ФО
ИРД
ИРК
Задачи на повторение
62
Цилиндр, конус, сфера, площади их поверхностей
1
УОСЗ
Карточки с заданиями.
ФО
ИРД, ИРК
Задачи на повторение
63
Объемы тел
1
УОСЗ
Карточки с заданиями.
ФО
ИРД
ИРК
Задачи на повторение
64
Объемы тел
1
УОСЗ
Карточки с заданиями.
ФО
ИРД, ИРК
Задачи на повторение
65
Многогранники
1
УОСЗ
Карточки с заданиями.
ФО
ИРД
ИРК
Задачи на повторение
66
Тела вращения
1
УОСЗ
Карточки с заданиями.
ФО
ИРД
ИРК
Задачи на повторение
67
Итоговая контрольная работа (№4)
Дидактический материал
КР
68
Анализ итоговой работы
Литература:
-
Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни/ [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.]. - 17-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 255 с.
-
Поурочные разработки по геометрии: 11 класс/Сост. В.А.Яровенко. - М.: ВАКО, 2012. - 336 с. - (В помощь школьному учителю)
-
Кулагин Е.Д., Федин С.Н., Федяев О.И. Геометрия 10-11 класс. - М.: Рольф, Айрис-пресс, 1997. - 416 с
11