Обобщение и распространение опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ

В разработке рассматривается алгоритм планирования работы учителя по подготовке к ЕГЭ по математике. При подготовке всем выпускникам необходимо научиться, в точном соответствии с инструкцией выполнения задания. Особое внимание обратить на формирование умения увидеть в формулировке задания "Критерии оценки". Выработ-ать оптимальную стратегию выполнения экзаменационной работы. Участвовать в проб-ном экзамене и других репетиционных подготовительных мероприятиях. Для качест-венной подготовки школьн...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал МОУ Ундоровского лицея









Обобщение и распространение опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ

опыта работы



Обобщение и распространение опыта работы по подготовке учащихся к ЕГЭ









Учитель математики: Богданова Вера Васильевна


Алгоритм планирования работы учителя

по подготовке к ЕГЭ по математике

  1. Подготовительный этап

  2. Организация повторения

  3. Организация и проведение мониторинга

  4. Использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ

  • Подготовительный этап

  • тщательное изучение учителем демоверсии ЕГЭ (цель - понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);

  • оценку готовности учащихся к ЕГЭ, выявление проблем, типичных как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;

  • формирование на основе подготовленного аналитического материала понимания у обучающихся специфики ЕГЭ;

  • планирование работы по развитию навыков выполнения первой части экзаменационного задания;

  • психологическую подготовку обучающихся к ЕГЭ, помощь в выработке индивидуального способа деятельности в процессе выполнения экзаменационных заданий.

При подготовке всем выпускникам необходимо научиться, в точном соответствии с инструкцией выполнять задания;

Особое внимание обратить на формирование умения увидеть в формулировке задания "Критерии оценки";

Выработать оптимальную стратегию выполнения экзаменационной работы,

Участвовать в пробном экзамене (и иных репетиционных подготовительных мероприятиях).

Для качественной подготовки школьников к экзамену определены три группы учащихся:

  • первая группа - учащиеся, которые поставили перед собой цель - преодоление нижнего рубежа (5-6 заданий);

  • вторая группа - учащиеся, которые поставили перед собой цель - получить не очень высокие баллы (на уровне 50-60 баллов по 100-балльной шкале), но достаточные для поступления в вуз, не предъявляющий высоких требований к уровню математической подготовки;

  • третья группа - учащиеся, которые поставили перед собой цель - получить высокие баллы (больше 60 баллов по 100 балльной шкале), необходимые для поступления в вуз, предъявляющий высокие требования к уровню математической подготовки абитуриентов.

Для каждой группы определена своя линия подготовки к ЕГЭ.

Учащимся первой группы необходимо преодолеть рубеж 5 - 6 заданий части В. Выявляются сильные и слабые стороны математической подготовки каждого ученика, и работаем с теми заданиями, которые уже получаются, добавляя посильные задания из уже усвоенного материала. Выполняем осмысленную отработку базовых математических навыков, не забывая попутно о критическом мышлении.

Для второй группы необходимо уверенно выполнять 9-12 заданий части В. Желательно и С1, и С2. Цель работы - сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата по работе с задачами первой части (на уровне - 9-12 заданий), повторить темы, дающие возможность решения определенных заданий части С.

С третьей группой вырабатываю умение уверенно выполнять 13-14 заданий части В, задания 1,2 части С, определяю его возможности относительно заданий С3-С6. С такими учащимися регулярно решаем задания, развивающие творческие способности учащихся к решению задач повышенного уровня сложности.

В каждодневной работе использую указанную уровневую дифференциацию. При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. Для реализации принципа дифференциации мною собран банк упражнений по определенным заданиям первой и второй частей контрольно-измерительных материалов с образцами решений, рекомендациями по их выполнению.



  1. Организация повторения

  • План повторения

  • График тренировочных и диагностических работ

  • Коррекция

Подготовку к выпускному экзамену в форме ЕГЭ начинаю в 10 классе.

В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ЕГЭ.

Работа по подготовке к ЕГЭ начинается с выполнения демоверсии. Учащиеся находят знакомые им задания, математические термины. Проводят классификацию заданий по признаку "изучали", "не изучали".


Мои советы выпускникам при решении заданий ЕГЭ по математике

Задача B1 на ЕГЭ по математике. Проценты и практические вычисления.

Обратите внимание на то, что задача B1 не имеет никакого подвоха и не стоит искать в ней что-то хитрое и провокационное. Однако проценты не всегда по зубам даже выпускнику школы. Причина - низкая частота обращения к теме внутри классических математических заданий учебников алгебры и геометрии. При решении задач типа B1 использовать составление пропорции. а умножать начальное значение величины на коэффициент, выражающей это изменение. Делается так: если надо, например, увеличить стоимость билета в кино на 15% с 200 рублей, то лучше сначала увеличить ее в процентах 100%+15%=115% (то есть узнать сколько процентов будет составлять от старой цены новая цена), затем перевести проценты в дробь делением их на сто и, наконец, умножить начальные 200 рублей на полученную дробь, то есть на 1,15 .

Задача B2. Чтение графика функции.

Трудно что-то посоветовать, так как для ее решения необходимо понимать смысл текста задания и уметь «считывать» информацию с графиков разных нематематических функций.

Задача B3. Вычисление площадей фигур на рисунке.

Обращайте внимание на границы фигур по отношению к клеткам рисунка. В случае, когда точно найти высоту фигуры или ее сторону невозможно, тогда вычислить ее площадь по формулам не получится. Прикрепите к фигуре лишние части так, чтобы получился прямоугольник, а затем отнимите сумму их площадей (обычно это прямоугольные треугольники).

Задача B4. Простая задача на пересчет.

Здесь главное правильно понять текст условия, не забыть что-нибудь, учесть, и не допустить вычислительную ошибку

Задача B5. Простое иррациональное, показательное или логарифмическое уравнение

В логарифмических, иррациональных уравнениях не забывайте об области определения. Делать проверку!

Задача B6.Простая геометрическая задача на решение прямоугольных треугольников.

Обычно она решается максимум в 2 шага:

1) На основе определения данной тригонометрической функции сразу составляется пропорция, из которой сразу находится то, что нужно.

2) Сначала по данной функции (например, по синусу) находится соседняя (косинус), а уже затем составляется пропорция. Возможны несложные манипуляции с градусными мерами удобных углов (30, 45 и 60), с последующим выходом на пропорцию средствами тригонометрии.

Задача B7. Задача на вычисление значения логарифмического , тригонометрического, иррационального выражений.

Обратите внимание на знание формул, свойств. Лучше всего их выучить наизусть.

Задача B8. Задача на вычисление значения производной или на ее простейшее исследование для нахождения экстремумов (или промежутков монотонности).

Обратите внимание на то, что составители ЕГЭ по математике закладывают в это здание одно и тоже свойство tga=k=f '(x). Его могут обыграть со всех сторон. В любом случае решение задачи будет идти через угловой коэффициент, искать который можно разным способом: находя тангенс угла наклона, находя значение производной, используя равенство угловых коэффициентов параллельных прямых. Если касательная к графику функции не изображена - ее опишут координатами двух ее точек. Тогда можно или ее изобразить и найти тангенс угла ее наклона через соответствующий прямоугольный треугольник (ступеньку под графиком) или по формуле , где A () и B () - координаты двух ее точек. При задании на исследование функций всегда в первую очередь обращайте внимание на то, что именно изображено на рисунке: функция или производная. Запомните, что на графике производной не нужно принимать во внимание ее экстремумы. От графика производной вам нужны только ее нули и ее знаки. Точка экстремума определяется по левому знаку производной. Если это минус, то перед вами точка минимума, если плюс - точка максимума.

Задача B9. Простая стереометрическая задача.

Задача B10. Задача на определение вероятности события.

Задача B11. Стереометрическая задача.

Здесь, помимо знаний простейших формул объема и площадей поверхности основных тел, нужно понимать, что при увеличении в несколько раз линейных размеров любого тела или фигуры ее элементы площади увеличиваются в квадрат это числа раз, а объем в куб этого числа раз. То есть, например, при увеличении ребра куба в 2 раза, площадь его поверхности увеличится в 4 раза , а объем в 8 раз. И так с любыми его площадями его граней и объемов его частей. При увеличении радиуса основании конуса в 4 раза, площадь его боковой поверхности увеличиться в 25 раз.

Задача B12. Практическая ситуация, приводящая к какому-нибудь уравнению или неравенству. Возможно задача на применение математики в физике.

В этой части ЕГЭ по математике требуется правильно подставить данные условия в указанную формулу и составить уравнение или неравенство. Сама формула может быть нагружена многими переменными, степенями с отрицательным или даже рациональным показателем. Тогда решающее значение имеет наличие у школьника вычислительных навыков.

Задача B13. Текстовая задача на составление уравнения.

Рекомендую решать задачи, совмещая табличный метод и рисунок. Рисунок обычно не несет никакой вычислительной или функциональной нагрузки. Его делают для того, чтобы удержать внимание на задаче и запомнить ее условие.

Задача B14. Нахождение на заданном отрезке наименьшего или наибольшего значения тригонометрической функции.

Здесь нужны навыки вычисления производной и определение ее знаков без построения ее графика. Часто составители ЕГЭ по математике закладывают в B11 производные с постоянными знаками на всем отрезке. Тогда в зависимости от ее монотонности необходимо подставить в функцию только лишь один из концов отрезка.

Каждый месяц проводятся диагностические работы, позволяющие проверить уровень усвоения материала.


  1. Мониторинг

включает в себя:

  • диагностические работы в формате ЕГЭ,

  • регулярные срезы знаний,

  • строгий учет выполнения работы над ошибками каждой проверочной работы,

  • своевременное оповещение родителей о результатах проведенных работ.

Ключевым моментом по подготовке к ЕГЭ считаю ведение «папки с работами учащихся». Таким образом, к концу 1 полугодия у одиннадцатиклассников имеется полный комплект материалов по основным темам программы. Такой приём позволяет иметь всю информацию в одном месте и вместе с тем даёт возможность быстро находить нужный раздел. К концу учебного года папки заметно увеличиваются в объёме от множества разнообразных заданий, собранных в них.

Неотъемлемым элементом подготовки к ЕГЭ является обучение заполнению бланков.

У каждого учащегося имеются бланки по выполнению работ учебников под редакцией А.Л.Семёнова и И.В.Ященко(В1, В2, В3, В4, В5, В6, В7, В8, В9, В10, В11, В12,В13,В14).

Каждый учащийся имеет портфолио "Мониторинг подготовки к ЕГЭ по математике". Хороший результат отслеживания показателей обучения каждого выпускника дают диагностические карты учебных достижений каждого ученика (по результатам КДР, текущих контрольных и самостоятельных работ), которые я веду в течение двух лет (приложение 1)


Диагностическая карта

выполнения тренировочных работ по математике


дата

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9

В10

В11

В12

В13

В14

С

балл

оценка





































Приложение 1

Этот трудоёмкий процесс более эффективен в случае, когда сами учащиеся осознанно прогнозируют результаты своего обучения. Так, отдельные ученики сами заполняют такие карты не только после диагностических контрольных работ, но и после самостоятельных работ или тестов по определенным темам программы и видят свое продвижение к успеху. Диагностические карты регулярно доводятся до сведения учащихся и их родителей, классного руководителя.

Основная цель подобных работ - оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях.



  1. Использование ИКТ

Использование новых информационных технологий (мультимедиа) оказывают существенную помощь в работе.

Урок, проведенный с использованием мультимедийной презентации, оказывается эффективнее, чем традиционный. Последующее изучение темы показывает, что знания, полученные учащимися на таком уроке, откладываются в долговременную память.

Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн. (см. приложение 2)

Интернет-ресурсы:

  • mioo.ru

  • uztest.ru,

  • 4ege.ru/tags/mioo

  • ege.stavedu.ru/category/itogi_ehe

  • alexlarin.net/

  • redpencil.ru/index2.php?option=com_content&task=view&id=92&pop=1&page=0&Itemid=35

  • xn--c1ada6bq3a2b.xn--p1ai/

Одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ЕГЭ, на мой взгляд, является работа кабинета математики, где мною оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ. Отдельно собраны также материалы ЕГЭ по математике: демонстрационный вариант КИМ 2013 года, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, спецификация экзаменационной работы по математике единого государственного экзамена, методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по математике (рекомендации для выпускников), список литературы и адреса полезных сайтов, график проведения КДР.



© 2010-2022