Конспект урока по математике на тему «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по математике на тему «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»Конспект урока по математике на тему «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»Конспект урока по математике на тему «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»Конспект урока по математике на тему «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»Конспект урока по математике на тему «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»Тема урока: «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»

Девизом нашего урока будут слова русского математика В.П. Ермакова: «В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления».

Ход урока

Постановка проблемы

На доске- портрет Гаусса. Учитель или ученик, которому заранее было дано задание подготовить сообщение, рассказывает, что когда Гаусс учился в школе, учитель предложил учащимся сложить все натуральные числа от 1 до 100. Маленький Гаусс решил эту задачу за минуту.

Вопрос. Как Гаусс получил ответ?

Поиск путей решения

Учащиеся высказывают свои предположения, затем подводится итог: сообразив, что суммы 1+100, 2+99 и т.д. равны, Гаусс умножил 101 на 50, то есть на число таких сумм. Иначе говоря, он заметил закономерность, которая присуща арифметической прогрессии.

Вывод формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии

Записать на доске и в тетрадях тему урока. Ученики вместе с учителем записывают вывод формулы:

Пусть а12; а3; а4;….;аn-2; аn-1; аn- арифметическая прогрессия.

Sn=a1+a2+a3+…an-1 + an

+

Конспект урока по математике на тему «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»Sn=an + an-1 + an-2 +…+ a2 + a1

2Sn=(a1 + an )+ (a2+ an-1)+ (an-1 + a2 )+ (an + a1)

a2 + an-1 + a1 + d+ an-d= a1n ,

a3 + an-2 = a2 + d+ an-1 -d= a2 + an-1 = a1 + an ,

2Sn= (a1+an)n,

Конспект урока по математике на тему «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»

Первичное закрепление

1. Решим, используя формулу (1), задачу Гаусса:

Конспект урока по математике на тему «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»

2. Используя формулу (1), устно решить задачи (их условия записаны на доске или кодопозитиве), (аn)- арифметическая прогрессия:

а) a1=2, a10 =20. S10 - ? [110]

б) a1=-5, a7 =1. S7 - ? [-14]

в) a1=2, a6 =-17. S6 - ? [-57]

г) a1=-5, a11 =5. S11 - ? [0]

3. Выполнить задание №603 а)

Дано: (аn) - арифметическая прогрессия;

a1=3, a60 =57.

Найти: S60 .

Решение. Воспользуемся формулой суммы n первых членов арифметической прогрессии

Конспект урока по математике на тему «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»Конспект урока по математике на тему «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»

Ответ: 1800.

Дополнительный вопрос. Сколько типов различных задач можно решить по этой формуле?

Ответ. Четыре типа задач:

- найти первый член арифметической прогрессии аn;

- найти количество членов арифметической прогрессии.

4. Выполнить задание №603(б).

Найти сумму шестидесяти первых членов арифметической прогрессии (аn), если а1= -10,5, а60 = 51,5.

Решение.

Конспект урока по математике на тему «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»

Ответ: 1230.

Дополнительный вопрос. Запишите формулу n-го члена арифметической прогрессии.

Ответ: an = a1 + d (n-1).

Выполнить № 605 а)

5.Вычислите формулу девяти первых членов арифметической прогрессии ( bn ) если b1=-17, d=6.

-Можно ли вычислить сразу, используя формулу?

- Нет, так как неизвестен девятый член.

-Как его найти?

- По формуле n-го члена арифметической прогрессии.

Решение. b9 = b1 +8d=-17+8Конспект урока по математике на тему «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»6=31;

Конспект урока по математике на тему «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии».

Ответ.63.

Вопрос. А нельзя ли найти сумму, не вычисляя девятого члена прогрессии?

Постановка проблемы

Проблема: получить формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии, зная ее первый член и разность d.

(Вывод формулы у доски учеником.)

Конспект урока по математике на тему «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии». (2)

Решим №371 (а) по новой формуле (2):

Конспект урока по математике на тему «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»

Устно закрепим формулы (2) (условия задач записаны на доске).

(an)- арифметическая прогрессия.

а) a1=3, d =4. S4 - ? [36]

б) a1=2, d =-5. S3 - ? [-9]

Выяснить у учащихся, какие вопросы непонятны.

Самостоятельная работа

Вариант 1

Дано: (an)- арифметическая прогрессия.

а) a1=-3, а6 =21. S6 - ? [54]

б) a1=6, d =-3. S4 - ? [6]

Вариант 2

Дано: (an)- арифметическая прогрессия.

а) a1=2, а8 =-23. S8 - ? [-84]

б) a1=-7, d =4. S5 - ? [5]

Ученики меняются тетрадями и проверяют решения друг у друга.

Подвести итог усвоения материала по результатам самостоятельной работы.

Домашнее задание: п.26 №604, 605, 606.



© 2010-2022