- Преподавателю
- Математика
- Тема: Преобразование суммы и разности тригонометрических функций в произведения
Тема: Преобразование суммы и разности тригонометрических функций в произведения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чалабова Т.И. |
Дата | 21.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: « | Преобразование суммы и разности тригонометрических функций в произведения » 9 кл Цель: формирование знаний умений на преобразование суммы и разности тригонометри ческих функций в произведение , умение применять формулы в стандартных и нестандар тных ситуациях. Развитие речи. Внимания , смекалки. Воспитание интереса к предмету, воспитывать честность , взаимопонимания. Девиз урока: « Знание - самое превосходное из владений . Все стремятся к нему . само же оно не приходит.» Аль - Бируни. План урока : 1. Организационный момент 2. Повторение. Организация мыслительной деятельности. 3. Объяснение нового материала . Вывод формул . 4. Закрепление изученного материала 5 .Итог урока. Рефлексия. 6. Домашнее задание. Ход урока 1. Орг. момент Психологический настрой к уроку. Встали , повернулись к друг другу лицом , улыбнулись и пожелали успехов. 2).Проверка домашнего задания 2. Организация мыслительной деятельности 1) Сформулируйте основные свойства тригонометрических функций а) их знаки б) четность в)периодичность 2) Определите знаки тригонометрических функций угла : 143, -245, 735 300 180 -115 Объяснение новой темы Класс разбить на две команды 1. команда . Выводит формулу преобразования суммы тригонометрических функций в произведение 2. команда . Выводит формулу преобразования разности тригонометрических функций в произведение. 1) Объясним первую формулу: x + y x - y Она поучена из формул синуса сложения и разности аргументов: sin (α + β) = sin α cos β + sin β cos α sin (α - β) = sin α cos β - sin β cos α. Сложим две формулы: sin (α + β) + sin (α - β) = sin α cos β + sin β cos α + sin α cos β - sin β cos α = 2 sin α cos β. Таким образом, sin (α + β) + sin (α - β) = 2 sin α cos β. К этой формуле вернемся в конце наших вычислений. Теперь введем новые переменные: вместо α + β напишем х, вместо α - β напишем у. Тогда: sin х + sin у = 2 sin α cos β. В то же время, введя новую переменную, мы получили систему уравнений. Решим ее методом алгебраического сложения: │α + β = х │α + β + α - β = х + у │2α = х + у
Вернемся к полученной нами сумме двух формул сложения аргументов: sin х + sin у = 2 sin α cos β. Осталось подставить в них полученные значения α и β, чтобы в итоге получить нашу формулу: x + y x - y 2) Вторая формула из таблицы логически вытекает из первой и доказывается просто. Вспомним свойство нечетности синуса: sin (-y) = -sin y. Из этого следует, что sin x - sin y = sin x + (-sin y). Следовательно: x + (-y) x - (-y) х - у х + у Таким образом: x - y x + y Аналогично преобразуются в произведение суммы косинусов. Преобразуем еще суммы тангенсов и котангенсов. Порядок прост: представляем тангенсы и котангенсы как отношение синусов и косинусов, находим для полученных дробей общий знаменатель и применяем формулы сложения. То есть совершаем всего три действия: sin x sin y sin x cos y + cos x sin y sin (x + y) cos x cos y cos x sin y + sin x cos y sin (x + y) ctg x + ctg y = --- + --- = ------------ = ------ Преобразование разностей в произведение осуществляется таким же образом. Попробуйте вычислить их самостоятельно 4. Закрепление изученного. Пример 1. Упростить выражение sin 60º + sin 30º. Решение. 60º + 30º 60º - 30º √2 Ответ: sin 60º + sin 30º = √2 cos 15º. Пример 2. Упростить выражение sin 60º - sin 30º. Решение. 45º - 15º 45º + 15º √3 Ответ: sin 45º - sin 15º = √3 sin 15º. Работа по учебнику № 473, 474 , 475 , 477, 480 Итог урока . Рефлексия. И вновь возвращаясь к словам Аль- Бируни « Знание - самое превосходное из владений . Все стремятся к нему . само же оно не приходит.» Выбери утверждение которое соответствует вашей работе на уроке 1. О , монах , ты идешь трудной дорогой. 2.Золото добывают из земли , а знания - из книги . 3. Ах , как я устал от этой суеты. 4. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Домашнее задание №472 . П 8.1 выучить
|