- Преподавателю
- Математика
- Тема урока «Деление с остатком. Решение задач» Урок математики в 5
Тема урока «Деление с остатком. Решение задач» Урок математики в 5
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Борисова И.И. |
Дата | 10.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Данные об учителе: Борисова Ирина Ивановна .Учитель высшей категории МОУ «Новоульяновская СОШ №1»
Предмет: математика Класс: 5 Учебник (УМК): Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.
Тема урока «Деление с остатком. Решение задач»
Урок обобщения и систематизации знаний.
Используемые технологии :Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, ИКТ, индивидуально-личностного обучения.
Решаемые проблемы: Как применять умножение и деление при решении примеров и задач?
Виды деятельности: Фронтальный опрос, индивидуальная работа ( карточки - задания) работа у доски.
Планируемые результаты и цели :
Предметные : Обобщить знания , умения по теме «Деление и умножение» применительно к решению примеров и задач.
-
Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений.
-
Регулятивные : Прогнозировать результат и уровень усвоения , определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности
-
Познавательные : Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
-
Личностные: Формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
План урока.
1) Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Техническое и дидактическое обеспечение урока . доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, задания для домашней работы.
Структура и ход урока
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Время (в мин)
Формируемые УУД
1. Организационный этап
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Включаются в деловой ритм урока.
1
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения
2. Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Проверка домашнего задания ( слайд )
Организация устного счета ( слайд)
и повторения основных типов задач
(Слайд)
Проверяют Д.З , выставляют баллы в карточки самооценивания.
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.
Выставляют баллы за ответы.
5
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.
4
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
4 Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Показать разнообразие задач с использованием умножения и деления, решаемых в жизни.
Организация и контроль за процессом решения задач.
Разноуровневые задания на карточках.
Работают в парах над поставленными задачами.
20
Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
5. Физкультминутка
Смена деятельности.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
2
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.( слайд )
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
Выставляют баллы за выполненную работу в карточки самооценивания.
4
Личностные: формирование позитивной самооценки
Коммуникативные:
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
7. Рефлексия (подведение итогов урока)
Дать количественную оценку работы учащихся
Подводит итоги работы групп и класса в целом.
Учащиеся сдают карточки самооценивания.
3
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
8. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
Дает комментарий к домашнему заданию
Учащиеся записывают в дневники задание.
3
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Организационный этап
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания, отвечать на вопросы, все ваши правильные ответы должны быть оценены в карточке, кроме того в карточке прописан план нашего урока.
Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания
2. Актуализация знаний
Начнём с проверки домашнего задания прошлого урока. Ответы на слайде, сверьте свои ответы с ответами на слайде, оцените свою работу.
Устный счет:
-
( слайд ) определите сколько цифр в частном: 16632:54;
-
выполните деление: 55:5; 636:6; 927:3,
-
сравните числа получившиеся после деления 28 и 7; 63 и 9.
-
Найдите закономерность, и допишите пропущенные числа
81 27 56 8 ? 18 3 ? 8
66 ?
6 ответ: (7, 144, 11)
1.Давайте вспомним правила при делении с остатком:
-
Как называются компоненты действий при делении?
3) Где в жизни вам может пригодиться деление с остатком? Приведите примеры
4.Вспомните способы решения задач.
Мы умеем решать задачи арифметическим способом (по действиям) и алгебраическим - составляя уравнение.
Алгоритм решения текстовой задачи:(слайд )
I этап. Работа над условием задачи
-
Внимательно прочесть условие задачи.
-
Выяснить, какие объекты (или процессы) описывает данная задача.
-
Выяснить, какие величины характеризуют данный объект (процесс).
II этап. Поиск способа решения задачи
-
Установить зависимость между величинами, о которых идет речь в задаче.
-
Выбрать способ решения задачи и наметить план ее решения.
III этап. Реализация намеченного плана решения.
IV этап. Проверка решения
V этап. Исследование полученного решения.
Учащиеся устно выполняют предложенные задания, получают за каждый правильный ответ - 1 балл, выставляют баллы в лист самооценивания.
Отвечают на вопросы учителя, проговаривают алгоритм решения задачи.
Отвечают на поставленный вопрос (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе)
3. Этап изучение нового материала.
Тема нашего урока: «Деление с остатком. Решение задач»
Наша цель на уроке - обобщить знания по теме "Деление с остатком " и суметь применить их при решении реальных жизненных задач.
Рассмотрим задачу:
№ 1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 2 таблетки 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
1 Какие объекты или процессы описаны в задаче?
1 таблетки
2 упаковки.
3. дни.
4. Что нужно узнать в начале? Сколько таблеток больному нужно на 1 день.
5. Что нужно узнать далее? Какое количество нужно больному на 21 день ? Нужно количество таблеток за 1 день умножить на 21 день.
6.Как поставлен вопрос в задаче, что нужно найти?Нужно определить минимальное количество упаковок, если в упаковке 10 таблеток. Как это узнать? Нужно количество таблеток разделить на количество упаковок.
7 Как правильно записать ответ? Нужно подумать и обсудить.
План решения: Записать в тетрадь
1 Находим количество таблеток на один день, если в день дают по 2 т. 3 раза.
2. Находим количество таблеток на 21 день
3. Находим количество упаковок ,если в 1 упаковке 10 таблеток.
4. Определяем минимальное количество упаковок, записываем ответ.
Решение:
1.3х2=6(т) нужно на 1 день
2. 6х21=126 (т) нужно на 21 день
3. 126: 10 = 12 (у) уйдёт полностью и 6 таблеток возьмут из 13 упаковки.
Ответ: Понадобиться 13 упаковок.
Алгоритм решение задач на деление с остатком:
1 Внимательно прочитай задачу.
2. Определи объекты о которых идёт речь в задаче и связь между ними.
3. Составь план- условие задачи.
4. Реши задачу в соответствии с планом.
5 . Ещё раз внимательно прочитай вопрос к задаче, обдумай его, обсуди с соседом по парте и запиши правильный ответ.
.
Отвечают на поставленный вопрос (В магазине, и в банке, и в аптеке, и в газетах, и в журналах, и по телевизору и в школе)
Формулируют тему и цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока.
Обсуждают решение задачи , предложенное учителем, задают вопросы, записывают решение задачи в тетрадь.
Делают анализ, проговаривают алгоритм.
Физпауза
5. Физкультминутка Давайте немного отдохнем.
Поднимает руки класс - это «раз».
Повернулась голова - это «два».
Руки вниз, вперед смотри - это «три».
Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать - это «пять».
Всем ребятам надо сесть - это «шесть».
Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.
Этап первичное осмысление и закрепление знаний
- Итак, приступаем к решению задач, которые очень часто нам приходится решать в жизни. Задачи у вас на карточках. Прочитайте задачи и выберите ту, которую сможете решить . Если решите самостоятельно- получаете 5 баллов, если с подсказкой- 4балла, если после решения у доски- 3 балла Работу выполняем в паре с соседом по парте.
№ 2. Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?
№ 3. Шоколадка стоит 35 рублей. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить на 200 рублей в воскресенье?
№ 4.Сырок стоит 7 рублей 20 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 60 рублей?
Проверьте своё решение, оцените работу и поставьте баллы в листы самооценивания.
Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.
№2
План решения:
1.Находим сколько всего человек вмещает теплоход?
2.Находим сколько понадобиться шлюпок вместимостью 70 чел, чтобы разместить всех?
3. Читаем ещё раз вопрос задачи, обдумываем ответ.
Решение:
1. 750+25= 775 (ч) вмещает теплоход.
2.775:70= 11(ш) понадобиться для перевозки 770 чел. и ещё одна шлюпка для перевозки оставшихся 5 человек.
Ответ:12 шлюпок.
№3
План решения:
2. Найдём, сколько шоколадок по 35 руб. можно купить на 200руб.
3. Найдём , сколько можно получить шоколадок в подарок, если за 2 купленные-1 в подарок.
3. Найдём, сколько всего можно получить шоколадок.
Решение:
1.200:35=5 (ш) можно купить за 200руб и получить сдачу 25 руб.
2. 5:2 = 2 (ш) можно получить вв подарок и одна останется.
3. 5+2 = 7 (ш) можно получить в супермаркете в воскресень.
Ответ: 7 шоколадок.
№ 4
План :
1.Переведём все величины в копейки.
2. Найдём, сколько сырков можно купить на 60 руб.
3. Прочитаем внимательно вопрос задачи и правильно запишем ответ
Решение:
1. 7руб.20 коп.= 720коп. и 60руб=6000коп.
2.60 00: 720 =8 (с) можно купить на 60 руб, и 2руб.40 коп получить сдачи.
Ответ: 8 сырков.
Этап закрепление изученного материала
Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.
Этап подведение итогов. Домашнее задание.
Итак, вы сегодня решали жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами.
Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.
Домашнее задание сегодня вы получите на карточках. На «3» нужно решить одну задачу, на «4»-2 и на «5»-3 задачи
№ 5.За какое время пешеход, идущий со скоростью 6 км/час, пройдет 18 км; 20 км; 21 км?№ 6. Велосипедист едет со скоростью 24 км/час. Какое расстояние он преодолеет за 3 час; 3 час 15мин; 3 ч 20 мин; 3 час 45 мин?
№7 Арбуз был куплен за 62 руб. Какова его масса, если арбузы продавались по цене по 8 руб за 1 кг?
А теперь ответьте на вопросы: Научились ли вы решать задачи? Что показалось самым сложным на уроке? Что было интересно делать, а что нет? Достигли ли вы поставленной цели?
Поставьте себе оценки за урок , до свидания, всего доброго!
Учащиеся сдают карточки самооценивания.
Учащиеся получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы.
Лист самооценивания ученика
Ф.И_________________________________________________дата_______________
Домашнее задание.
0-5 баллов
(самопроверка)
Задания на карточках
Устный счёт
1 балл
Ответы на вопросы
1 балл
Решение задачи в парах (3-5б)
Итого 10-12 -«5»
7-9 баллов- «4»
6-8 баллов -«3».
Карточка для работы в классе
№ 1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 2 таблетки 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
№ 2. Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?
№ 3. Шоколадка стоит 35 рублей. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить на 200 рублей в воскресенье?
№ 4.Сырок стоит 7 рублей 20 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 60 рублей?
Карточка для работы в классе
№ 1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 2 таблетки 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
№ 2. Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?
№ 3. Шоколадка стоит 35 рублей. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить на 200 рублей в воскресенье?
№ 4.Сырок стоит 7 рублей 20 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 60 рублей?
Карточка для работы в классе
№ 1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 2 таблетки 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
№ 2. Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?
№ 3. Шоколадка стоит 35 рублей. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить на 200 рублей в воскресенье?
№ 4.Сырок стоит 7 рублей 20 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 60 рублей?
Карточка для работы в классе
№ 1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 2 таблетки 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
№ 2. Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?
№ 3. Шоколадка стоит 35 рублей. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить на 200 рублей в воскресенье?
№ 4.Сырок стоит 7 рублей 20 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 60 рублей?
Домашнее задание
№ 5.За какое время пешеход, идущий со скоростью 6 км/час, пройдет 18 км; 20 км; 21 км?
№ 6. Велосипедист едет со скоростью 24 км/час. Какое расстояние он преодолеет за 3 час; 3 час 15мин; 3 ч 20 мин; 3 час 45 мин?
№7 Арбуз был куплен за 62 руб. Какова его масса, если арбузы продавались по цене по 8 руб за 1 кг?
Домашнее задание
№ 5.За какое время пешеход, идущий со скоростью 6 км/час, пройдет 18 км; 20 км; 21 км?
№ 6. Велосипедист едет со скоростью 24 км/час. Какое расстояние он преодолеет за 3 час; 3 час 15мин; 3 ч 20 мин; 3 час 45 мин?
№7 Арбуз был куплен за 62 руб. Какова его масса, если арбузы продавались по цене по 8 руб за 1 кг?
Домашнее задание
№ 5.За какое время пешеход, идущий со скоростью 6 км/час, пройдет 18 км; 20 км; 21 км?
№ 6. Велосипедист едет со скоростью 24 км/час. Какое расстояние он преодолеет за 3 час; 3 час 15мин; 3 ч 20 мин; 3 час 45 мин?
№7 Арбуз был куплен за 62 руб. Какова его масса, если арбузы продавались по цене по 8 руб за 1 кг?
Домашнее задание
№ 5.За какое время пешеход, идущий со скоростью 6 км/час, пройдет 18 км; 20 км; 21 км?
№ 6. Велосипедист едет со скоростью 24 км/час. Какое расстояние он преодолеет за 3 час; 3 час 15мин; 3 ч 20 мин; 3 час 45 мин?
№7 Арбуз был куплен за 62 руб. Какова его масса, если арбузы продавались по цене по 8 руб за 1 кг?
Домашнее задание
№ 5.За какое время пешеход, идущий со скоростью 6 км/час, пройдет 18 км; 20 км; 21 км?
№ 6. Велосипедист едет со скоростью 24 км/час. Какое расстояние он преодолеет за 3 час; 3 час 15мин; 3 ч 20 мин; 3 час 45 мин?
№7 Арбуз был куплен за 62 руб. Какова его масса, если арбузы продавались по цене по 8 руб за 1 кг?
Домашнее задание
№ 5.За какое время пешеход, идущий со скоростью 6 км/час, пройдет 18 км; 20 км; 21 км?
№ 6. Велосипедист едет со скоростью 24 км/час. Какое расстояние он преодолеет за 3 час; 3 час 15мин; 3 ч 20 мин; 3 час 45 мин?
№7 Арбуз был куплен за 62 руб. Какова его масса, если арбузы продавались по цене по 8 руб за 1 кг?
Домашнее задание
№ 5.За какое время пешеход, идущий со скоростью 6 км/час, пройдет 18 км; 20 км; 21 км?
№ 6. Велосипедист едет со скоростью 24 км/час. Какое расстояние он преодолеет за 3 час; 3 час 15мин; 3 ч 20 мин; 3 час 45 мин?
№7 Арбуз был куплен за 62 руб. Какова его масса, если арбузы продавались по цене по 8 руб за 1 кг?
Домашнее задание
№ 5.За какое время пешеход, идущий со скоростью 6 км/час, пройдет 18 км; 20 км; 21 км?
№ 6. Велосипедист едет со скоростью 24 км/час. Какое расстояние он преодолеет за 3 час; 3 час 15мин; 3 ч 20 мин; 3 час 45 мин?
№7 Арбуз был куплен за 62 руб. Какова его масса, если арбузы продавались по цене по 8 руб за 1 кг?
Домашнее задание
№ 5.За какое время пешеход, идущий со скоростью 6 км/час, пройдет 18 км; 20 км; 21 км?
№ 6. Велосипедист едет со скоростью 24 км/час. Какое расстояние он преодолеет за 3 час; 3 час 15мин; 3 ч 20 мин; 3 час 45 мин?
№7 Арбуз был куплен за 62 руб. Какова его масса, если арбузы продавались по цене по 8 руб за 1 кг?
Домашнее задание
№ 5.За какое время пешеход, идущий со скоростью 6 км/час, пройдет 18 км; 20 км; 21 км?
№ 6. Велосипедист едет со скоростью 24 км/час. Какое расстояние он преодолеет за 3 час; 3 час 15мин; 3 ч 20 мин; 3 час 45 мин?
№7 Арбуз был куплен за 62 руб. Какова его масса, если арбузы продавались по цене по 8 руб за 1 кг?