- Преподавателю
- Математика
- Программа Элективного курса по математике
Программа Элективного курса по математике
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Павлова А.Ю. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Разработка программы данного курса обусловлена тем, что именно решение текстовых задач является реальной подготовкой к решению повседневных проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства, т.к. прикладное значение задач очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социальную и другие стороны нашей жизни.
Текстовые задачи включены в материалы ГИА, ЕГЭ и конкурсные экзамены. Практика показывает, что решение задач вызывает затруднение у учащихся, т.к. большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач и не умеют за их часто нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины усвоения учебного материала. Научить решать задачи - значит научить такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а её решение - как объект конструирования и изобретения.
Решение текстовых задач способствует, с одной стороны, закреплению на практике приобретенных умений и навыков, с другой стороны, развитию логического мышления учащихся, развивается активность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, смекалка, развивается абстрактное мышление.
Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач, формируется в течение первых девяти лет обучения в школе, поэтому представленный элективный курс «Текстовые задачи» рекомендуется вводить с 9-го класса. Подобный подход возможен, т.к. каждая тема является вполне самостоятельной и не связана с другими. Блочное построение курса дает возможность учащимся, пропустившим по каким-либо причинам часть курса, спокойно подключиться к работе над другим разделом.
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов (из расчета по 1 часу в неделю в течение одного полугодия).
В данном курсе даются общие сведения о задачах и их решении, рассматриваются общие методы анализа задачи и поиска их решения. По каждой теме проводится тест входного контроля знаний. Далее рассматриваются методы решения некоторых видов задач.
Техника решения задач отрабатывается в самостоятельной работе, работе в парах, индивидуальной работе (возможна консультация учителя).
Данный Элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качественно подготовится к ЕГЭ и конкурсным экзаменам в ВУЗы. Он поможет школьникам систематизировать полученные на уроках знания по решению текстовых задач и открыть для себя новые методы их решения, которые не рассматриваются в рамках школьной программы.
Учебно-тематический план
Перечень тем, занятий
Названия тем, занятий
Количество часов
Тема 1
Текстовые задачи и техника их решения
1 ч
Занятие 1
Введение в элективный курс
Тема 2
Задачи на движение
4 ч
Занятие 2
Теория. Входной тест
1 ч
Занятие 3
Решение типовых задач на движение
1 ч
Занятие 4
Практикум по решению задач
1 ч
Тема 3
Задачи на совместную работу
4 ч
Занятие 5
Теория. Входной тест.
1 ч
Занятие 6
Решение типовых задач на совместную работу
1 ч
Занятие 7
Практикум по решению задач
1 ч
Тема 4
Задачи на проценты
4 ч
Занятие 8
Теория. Входной тест.
1 ч
Занятие 9
Решение типовых задач на проценты
1 ч
Занятие10-11
Практикум по решению задач
2 ч
Тема 5
Задачи на сплавы и смеси
4 ч
Занятие 12
Теория. Входной тест.
1 ч
Занятие 13
Решение типовых задач на сплавы и смеси
1 ч
Занятие14-15
Практикум по решению задач
2 ч
Занятие 16
Турнир. Решение задач по всем темам курса
1 ч
Занятие 17
Заключительное. Подведение итогов
1 ч
Содержание изучаемого курса
Представленный элективный курс содержит 5 тем.
Первая тема « Текстовые задачи техника их решения» является обзорной по данному разделу математики. При её раскрытии акцент делается на выделение основных этапов решения текстовых задач и их назначение.
Ещё три темы - «Задачи на движение», «Задачи на смеси и сплавы», «Задачи на работу»- закрепляют и дополняют знания учащихся, полученные на уроках.
Тема «Задачи на проценты» содержит задачи, как школьного курса, так и задачи с экономическим содержанием, а также разные задачи, выходящие за курс школьной программы.
Цели курса:
Развитие устойчивого интереса учащихся к изучению математики;
Формирование у них полного представления о решении текстовых задач;
Воспитание понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира;
Помочь учащимся оценить возможности овладения курсом с точки зрения дальнейшей перспективы.
Задачи курса:
Систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;
Познакомить учащихся с разными типами задач, особенностями методики и различными способами их решения;
Развивать и укреплять межпредметные связи;
Научить применять математические знания в решении повседневных жизненных задач бытового характера.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны
знать:
Основные методы и приемы решения текстовой задачи;
Классификацию текстовых задач и алгоритмы их решения.
уметь:
Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
Применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
Использовать дополнительную математическую литературу.
Содержание программы
Текстовые задачи и техника их решения. (1ч)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задачи его значение для построения математической модели.
Задачи на движение. (4ч)
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движения тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. Решение текстовых задач с использованием элементов геометрии.
Задачи на совместную работу. (4ч)
Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели.
Задачи на проценты. (4ч)
Формулы процентов и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.
Задачи на сплавы и смеси.(4ч)
Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля») и массы или объёма сплава, смеси, раствора (« всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси растворы. Составление таблицы данных задачи на сплавы, смеси, растворы и её значение для составления математической модели. Решение задачи с помощью графика.
Возможные критерии оценок.
Структура задач по темам «Задачи на движение», «Задачи на смеси и сплавы», «Задачи на работу», «Задачи на проценты»:
-
тест - I уровень (максимальное количество баллов - 5);
-
задачи для работы в парах - II уровень (по 1 баллу за каждую верно решенную задачу);
-
задачи на листах для самостоятельной работы - III уровень (2 балла - решил самостоятельно; 1 балл решил с подсказкой учителя).
Рейтинговая таблица (составляется по каждой теме).
Например:
Список
учащихся
Задачи на движение
Общий итог
I - уровень
II- уровень
III- уровень
1.
2.
3.
…
Форма контроля знаний - проверка самостоятельно решенных задач.
Список ресурсного обеспечения
Литература:
-
Григорьева Г.И.Текстовые задачи: сложности и пути их решения.Алгебра.9 класс.-Волгоград:ИТД «Корифей»,2007.
-
Алгебра:Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/Ш. А. Алимов,Ю.М. Колягин, Ю.В.Сидоров и др. -10-е изд. -М.:Просвещение,2004.
-
Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике.- Саратов:Лицей,2003.
-
Башарин Г.П. Элементы финансовой математики.//Математика, 1996,16
-
Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии . Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по биол. и хим. Спец.-М.:Просвещение,1989.
-
Лурье М.В., Александров Б.И. задачи на составление уравнений. Учебное руководство. - М: Наука,1990.
-
П.И.Алтынов, Л.И Звавич, А.И Медяник и др. Математика: 2600 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы. - 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа,2000.
Электронные образовательные ресурсы:
-
Министерство образования и науки Российской федерации.mon.gov.ru
-
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки( Рособрнадзор). obrnadzor.gov.ru
-
Федеральный центр тестирования. rustest.ru
-
Федеральный портал «Российское образование» edu.ru
-
Российский общеобразовательный портал. School.edu.ru
-
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена. en.edu.ru
-
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». ict.edu.ru
-
Российский портал открытого образования. openet.edu.ru
5