• Преподавателю
  • Математика
  • Развитие творческого потенциала студентов УАвиаК с помощью ИКТ при изучении дисциплины Математика

Развитие творческого потенциала студентов УАвиаК с помощью ИКТ при изучении дисциплины Математика

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческого потенциала студентов УАвиаК с помощью ИКТ при изучении дисциплины «Математика»

Ершова Нина Александровна

ОГБОУ СПО «Ульяновский авиационный колледж», г.Ульяновск

e-mail: [email protected]

В современном цифровом обществе в процессе профессиональной подготовки студентов нужно стремиться их ориентировать не на запоминание теоретического материала, а пытаться научить их активно участвовать в процессе получения необходимых знаний и навыков использования информационных технологий для работы с информацией. Это поможет молодым специалистам в случае необходимости самостоятельно обновлять собственный запас знаний.

Когда студент имеет возможность целенаправленно и осмысленно обращаться к основаниям своих собственных действий, осуществлять их планирование и рефлексию, трансформировать и самостоятельно конструировать предметное содержание, с которым работает, то ему становится доступным активное и самостоятельное построение и изменение своей деятельности.

Самый высокий уровень деятельности выражается в творческих действиях и умениях, когда обучаемый открывает новые для себя знания, новые способы действий, когда он самостоятельно не только решает проблему, но и обладает умением видеть ее. В этом случае в полной мере развернута аналитико-синтетическая деятельность, осуществляется обобщение, далекие переносы знаний и т.д. Поэтому информационные технологии, в частности компьютер, не должны подменять процесс творчества обучаемых, а должны способствовать их стимуляции и развитию, т.е. должны использоваться как инструмент исследования.

Хочется рассказать об использовании информационных технологий при изучении дисциплины «Математика» во внеурочной деятельности в Авиационном колледже. Основная цель моей работы в этом направлении заключается в повышении интереса к изучаемым дисциплинам и развитии творчества обучающихся в колледже студентов.

Следует отметить, что дисциплина «Математика» изучается на технических специальностях в течение трех семестров: первые два семестра первого курса посвящены программе, соответствующей 10-11 классу средней школы, третий семестр посвящен основам линейной алгебры, математического анализа, численных методов и дискретной математики и математической статистики. Небольшой опыт работы с интерактивной доской, мультимедийными презентациями при объяснении нового материала показывает реализацию принципов доступности и наглядности. Такие занятия эффективны своей эстетической привлекательностью, обеспечивают получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду и просмотреть какой-то теоретический факт или пример, или оформление решения, когда обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд. В методической литературе на сегодняшний день присутствует очень много разработок с использованием различных информационных технологий на уроках математики. Современные интернет-ресурсы содержат огромнейшее количество различных мультимедийных презентаций, практически по всем разделам и темам математики, которые можно сразу взять и использовать в своей работе.

Но как использовать современные информационные технологии вне занятий математики? И какие программы и технологии можно использовать во внеурочной деятельности студентов при изучении дисциплины? В рамках математического кружка «По страницам занимательного» наши студенты знакомятся с различными современными технологиями, которые могут помочь и облегчить, и даже ускорить подготовку к занятиям.

Во-первых, студенты обучаются работать с различными поисковыми системами в интернете именно с информацией по математике. Мы учимся делать правильный запрос, просматривать и перерабатывать полученную информацию, выбирать именно то, что нам необходимо, а не просто скачивать и распечатывать чью-то чужую работу и выдавать ее за свою. В ходе этой работы мы учимся грамотному использованию такого материала, обязательно делая ссылки на необходимую литературу и сайты (см рис).

Во-вторых, студенты активно помогают в разработке и создании презентаций в Power Point как для самих занятий по математике, так и для внеклассных мероприятий. Создают объекты, которые могут слегка покачиваться или менять цвет, если выбранный ответ или буква неверны (см рис).

Развитие творческого потенциала студентов УАвиаК с помощью ИКТ при изучении дисциплины Математика

В-третьих, знакомство студентов на занятиях кружка с такой программой как «Живая Геометрия» позволяет неуспевающим студентам приобретать необходимый опыт манипуляции математическими объектами, а успевающим студентам позволяет расширять базу знаний, которая им нужна для движения вперед, для психологически сбалансированного повышения своего уровня. «Живая Геометрия» проявляет свою полную мощность при динамической работе с евклидовой геометрий, алгеброй, тригонометрией, приближенными вычислениями и расчетами. "Живая Геометрия" позволяет заинтересованному математикой учащемуся проверить выполнение подмеченных закономерностей. На экранах компьютеров можно увидеть точно вычерченные чертежи и графики, построить привлекательные фракталы, заставить вращаться идеально правильные многогранники и т. п. Особое внимание уделяется реализации идеи "Оживления чертежа". С помощью Sketchpad учащиеся могут создать объект, а затем изучить его математические свойства, просто перемещая объект мышью. Sketchpad помогает процессу открытия, при котором студенты сначала представляют себе и анализирует проблему, и затем делают предположения, прежде, чем попытаются доказать. «Живая Геометрия» расширяет и углубляет изучение математики.

В-четвертых, студенты первого и второго курса используют табличный процесс MS Excel для построения диаграмм, описывающих динамику изучаемых процессов. Эта программа является средством для экспериментирования и формирует у обучающегося умение находить оптимальное решение, возможность выражать решение уравнения в чистой и графической форме, умения отыскивать целочисленные решения. Работая с электронным процессором MS Excel, студент приобретает навыки построения по заданным значениям Развитие творческого потенциала студентов УАвиаК с помощью ИКТ при изучении дисциплины Математика и Развитие творческого потенциала студентов УАвиаК с помощью ИКТ при изучении дисциплины Математика , исследование схемы построения числовых последовательностей, анализа статистических данных. Предусмотренные программой практические работы при изучении темы «Численное дифференцирование и интегрирование» выполняются на занятиях механическим расчетом с помощью микрокалькуляторов. На кружке ребята, используя MS Excel, пытаются выполнить свои работы и домашние задания, затрачивая гораздо меньше времени. Студенты первого курса с помощью этих таблиц строят различные графики функции, их преобразования.

В заключении хочется отметить, что в современном профессиональном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить" в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания в любом учебном заведении любого уровня образования.

Литература:

  1. Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения [Текст] / Н.В. Агапова. - М.: ТК Велби, 2005, - 247 с.

  2. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выгодский. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960, - с.384-396.

  3. Желдаков М.И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс [Текст] / М.И. Желдаков, - Мн. Новое знание, 2003, - 152 с.

  4. Информационные технологии [Электронный ресурс] / Режим доступа: technologies.su

  5. Информационные технологии в образовании [Электронный ресурс] / Режим доступа: rusedu.info

  6. Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии [Текст] / М.А. Никифорова // Математика в школе.- 2005,- № 6-7.

  7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат, - М: Омега-Л, 2004,- 215 с.

  8. Советов Б.Я. Информационные технологии в образование и общество XXI века [Текст] / Б.Я. Советов // Информатика и информационные технологии в образовании.- 2004,- № 5.

© 2010-2022