Конспект урока по математике на тему: Формула пути (4 класс)

Установить взаимосвязь между вычислениями: скорость, время, расстояние.Учиться  использовать таблицы для краткой записи задач на движение. Способствовать совершенствование вычислительных навыков, повторить ранее изученные формулы. Воспитывать интерес к предмету, стремление к сотрудничеству, чувство взаимопомощи;самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при ...
Раздел Математика
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по математике проведенного в 3 классе.

Учитель начальных классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Шмигля Ирина Николаевна

Тема: "Формула пути. Решение задач на движение"

Цели:

1. Установить взаимосвязь между вычислениями: скорость, время, расстояние.

2.Учиться использовать таблицы для краткой записи задач на движение.

3. Способствовать совершенствование вычислительных навыков, повторить ранее изученные формулы.

4. Воспитывать интерес к предмету, стремление к сотрудничеству, чувство взаимопомощи.

Тип у рока: комбинированный урок

Оборудование урока:

1.Таблицы для заполнения кратких записей задач.

2. Карточки скоростей для определения скорости движения каждого предмета.

3. Наглядные пособия к задачам.

4. Проектор.

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд №1

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, работать на уроке будет интересно. Каждый узнает что-то новое, познавательное.

Сегодня мы с вами будем решать задачи на движение.

- Где это пригодиться нам в жизни? (во время путешествий, поездок)

- А ещё "математика ум в порядок приводит"

II. Актуализация знаний. Слайд 2-3

  1. Давайте решим ребус ы.

Рас100яние (расстояние) Скорость

Слово расстояние пишется с двумя СС.

  1. ( на доске несколько латинских букв) Слайд 4

-Какие из этих букв латинского алфавита вам знакомы? (S, V, T) +Слайд 4

-Где вы их встречали?

(При решении задач на движение)

Что означает буква S ? (скорость)

V- ? (скорость)

t- ? (время)

Сегодня будем работать в течении всего урока на листочках. Они у вас на столе.

Сейчас я вам предлагаю работу по вариантам.

-Ребята 1 ряда будут решать задачу про всадника.

2 ряда про оленя

3 ряда про волка

-Сегодня перед вами стоит задача вывести формулы пути. Слайд 5.

-у вас на столах листочки с задачами и таблицами. Прочитайте, подумайте и решите. Заполните таблицу и попробуйте вывести формулу.

-Также у вас на столах еще лежат листочки у каждого варианта свой цвет , где вы запишете формулу которую вывели, а затем ее прикрепим на доску.

1 ряд.

Итак, вот задача для 1 ряда (раздаю не читая вслух)

Из пункта А в пункт В выехал всадник со скоростью 9 км/ч. Какое расстояние проехал всадник за 2ч , 2 ч, 3 ч, 4 ч, 5 ч, 6 ч , t ч .

t ч

1

2

3

4

5

6

t

S км




( дети в парах работают и выводят формулу )

На столах лежит 1 лист и маркер для записи формулы .

S=v*t

-Итак , 1 ряд какая формула у вас получилась?

После выведения и записи формулы дети вывешивают лист на доску.

2 ряд . Расстояние между лесами 180 км. С какой скоростью надо пробежать оленю , чтобы преодолеть это расстояние за 1ч, 2ч, 3ч, 4ч, 5ч, 6ч, t ч.

t ч

1

2

3

4

5

6

t

V км/ч




( дети заполняют таблицу и выводят формулу, а затем на листке записывают формулу и вывешивают на доску )

V =S : t

3 ряд. Сколько времени потребуется волку, чтобы пробежать 60 км, если скорость его движения будет 10 км/ч , 12 км/ч , 20 км/ч , 24 км/ч.

V км

10

12

20

24

V

t км


( после выведения формулы вывешивают лист на доску)

Ребята, давайте посмотрим на экран, правильно ли вы выполнили? Слайд 6.

Теперь вы знаете формулы пути и мы можем решить любые задачи на движение.

Физкультминутка (текст ф-м на экране) Слайд 7.

У оленя дом большой.

Смотрит он в свое окно.

Заяц по лесу бежит,

В дверь к нему стучит:

-«Стук, стук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой».

-«Зайка, Зайка, забегай,

Лапу мне давай».

(Фронтальная работа). Слайд 8. (рис. зайца и волка)

Заяц - это животное практически не привязанное к территории, нор не строит. Зайчата рождаются зрячими и полностью сформированными, практически сразу могут потреблять пищу взрослых животных. Зайчихи за малышами не ухаживают, только кормят их, при чём кормят зайцы не обязательно своих детёнышей, а просто любого попавшегося. Если мамаша покормила чужого малыша, остаётся надеяться, что другая зайчиха накормит её зайчонка. Если мамаша покормила чужого малыша, остаётся надеяться, что другая зайчиха накормит её зайчонка. Зубы кролика никогда не перестают расти. Они стираются, когда он грызет еду. (Показ слайда с изображением зайца)

Известно, волки охотятся стаями. Количество волков в стае может составлять от 2-3 до 20 особей. Волки очень понятливы и легко поддаются обучению. К тому же у каждого волка особый характер: есть осторожные, дерзкие или самоуверенные, они держатся в волчьем обществе свободно и непринужденно, а других не видно и не слышно.. Самый сильный волк в стае становится вожаком. Править ему помогает подруга - волчица. Чтобы остальные подчинялись, лидеры должны обладать сильным характером. . На охоте нос, а не уши или глаза, первым подсказывает волкам, где нужно искать добычу. По ветру они улавливают запах даже самого мелкого животного, находящегося в 1-2 километрах от них, когда его еще не слышно и не видно. Благодаря острому обонянию волки могут преследовать жертву по следам.

(Показ слайда с изображением волка)

-Мы узнали о зайце, о волке , а теперь попробуем решить про них задачу. Слайд 8 ( текст задачи)

(Задачу читаю сама с экрана)

Заяц пробежал 150 км за 3 ч, а волк пробежал то же расстояние за 5 часов. У кого из них скорость больше и на сколько?

S

V

t

Заяц

150 км

?

3 ч

Волк

150 км

?

5 ч

Чертеж на доске (бумаге А2)

-Какие данные нам известны ?( расстояние, время)

Что нужно найти? (скорость)

Давайте вместе заполним таблицу.

-Можем ли мы сразу сравнить скорости? (нет)

Почему?( они неизвестны)

Из каких данных мы можем получить скорости? (V =S : t)

- Как понимаете "то же расстояние"?( одинаковое)

(Один ученик заполняет таблицу).

- Как узнать на сколько одно число больше или меньше другого? (Вычитанием.)

Можете воспользоваться формулами, которые вы сами вывели

(Задачу решает один ученик у доски, все на листочках)

-В чем измеряется скорость зайца и волка? (в км/ч)

Решение:

1) 150:3=50 (км/ч) -скорость зайца

2)150:5=30 (км/ч)-скорость волка

3)50-30=20 (км/ч)

Ответ: на 20 км /ч скорость зайца больше, чем скорость волка.

-Ребята, а может кто-то из вас записал свое решение по- другому? (Да, 150:3-150:5=20(км/ч)

-Молодцы, задачу мы решили. А сейчас решим еще одну задачу самостоятельно.

IV. Первичное закрепление

Самостоятельная работа.

У.: Наступивший 2011 год был объявлен « Международным годом лесов»

У: Кто такие охотники? (ответы)

У.: Ребята , многие думают , что охотники занимаются исключительно охотой- это далеко не так. Охотники проводят большую работу по подкорму животных, особенно в эту нынешнюю холодную зиму. Зимой они подкармливают лосей, кабанов, тетеревов и прочую живность, наполняя кормушки, устраивая солонцы.

У.: Послушайте задачу. Текст на экране, читаю сама с экрана. Слайд 9.

Задача.

Охотники прошли в первый день 8 ч со скоростью 5 км/ч , во второй день 6 ч со скоростью 4 км/ч, в третий день-9 ч со скоростью 3 км/ч. Какое расстояние прошли охотники за 3 дня?

(на доске таблица)

S

V

t

I

II

III



(Чтение задачи детьми.)

Что известно? Заполним таблицу.( коллективно)

Фронтальное заполнение таблицы на доске.

-Что находим 1 действием? (расстояние пройденное в 1 день)

-Как найдем?

-2 действием?

-3 действием?

Чтобы узнать какое расстояние прошли охотники за 3 дня, что нужно сделать?

(Сложить все расстояния). (Ищем целое).

- Найдите эти расстояния по нужной формуле и решите задачу самостоятельно на листочках.

-Формулы висят на доске (решают)

(Самостоятельная работа)

Решение:

  1. 8*5=40 (км)-прошли в I день

  2. 6*4=24 (км)-прошли во II день

  3. 9*3=27 (км)-прошли в III день

  4. 40+24+27=91 (км)

  5. Ответ:91 км прошли охотники за три дня.

-У кого другое решение? Может кто-то из вас записал по другому?

- Да, 8*5+6*4+9*3=91(км)

-Давайте проверим себя , результаты своей работы.(Решение задачи на доске, на листе)

VI. Итог урока

Какую задачу ставили? (Вывести формулу пути)

-Ребята, мы справились? (Да.)

-Мы хорошо поработали, а сейчас поиграем в концовки. Слайд 10.

Готовы?

Закончите высказывания:

-Чтобы найти скорость, нужно… (Расстояние разделить на время) V=S : t

-Чтобы найти время… (Расстояние разделить на скорость ) t= S : V

Чтобы найти расстояние… (Скорость умножить на время) S = V *t

- Что больше всего понравилось?

- Что было самым трудным?

-Надеюсь вы эти формулы запомнили. Они нам еще пригодятся на следующих уроках, в старших классах на уроках физик, математики.

Доп. материал:

  1. Шофер все сильнее давит на газ

Скорость- 150 километров в час.

Тебе не трудно будут сказать,

Сколько проедет за 3 часа

Автомобиль со скоростью этой?

Решайте скорее- я жду ответа. (ответ:450 км)

  1. За 5 часов один пешеход

35 километров пройдет.

Должен ответ быть скорее готов:

Сколько пройдет он за 8 часов,

Если скорость свою не изменит?

Решай, и учитель ответ твой оценит. ( ответ:56 км. )

- Что нового узнали на уроке?

- Как найти S? V? t?

(S=V*t

V=S : t

T=S : V)

- Что больше всего понравилось?

- Что было самым трудным?

9


© 2010-2022