- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа Наглядная геометрия
Рабочая программа Наглядная геометрия
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Петухова Л.В. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
Основой данной рабочей программы по наглядной геометрии для 5-6-х классов является авторская программа «Математика. Наглядная геометрия» В.А. Панчищиной, Э.Г. Гельфман. В примерной программе, разработанной в рамках ФГОС второго поколения, появился раздел "Наглядная геометрия". Пропедевтический курс изучения геометрии необходимо начинать с 5 класса, так как по окончании начальной школы у учащихся объёмные представления более развиты, чем плоскостные.
Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, т.к. позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей. Программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Хотя в 5-6 классах обучение и остается наглядным, но расширяется круг изучаемых геометрических фигур, и начинается целенаправленная работа по формированию навыков дедуктивного мышления. Особое внимание уделяется формулировкам выводов из наблюдений. Появляются простейшие дедуктивные умозаключения, формируется общее положительное отношение к предмету геометрии, а также высокая познавательная активность. Раннее изучение геометрии окажет положительное повлияет на развитие пространственного воображения, интереса к предмету в целом.
Цели курса "Наглядная геометрия": через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:
- развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;
- формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).
Задачи курса "Наглядная геометрия":
- Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений, изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.
- Развитие логического мышления учащихся через решение соответствующих задач, как правило, "в картинках".
- На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.
- Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие "геометрическую зоркость", интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.
Изучение курса реализуется в течение двух учебных лет через внеурочную деятельность, каждый год завершается контрольной работой, которая содержит задания по всем темам.
Данная учебная программа по наглядной геометрии для 5-6- х классов рассчитана на 34 часа: в 5 классе - 17 часов; в 6 классе - 18 часов.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
1) На уровне личностных результатов ставится цель - сформировать у обучающихся определенные личностные качества:
- ответственное отношение к учебным поручениям и учебной работе, а также уважительное отношение к знаниям и людям, добывающим новые знания;
- готовность учиться самостоятельно;
- позитивная и адекватная самооценка, а также осознание себя как успешного ученика по отношению к изучению геометрии;
- доброжелательное и уважительное отношение к другому человеку, умение работать в режиме диалога, адекватно воспринимать другое мнение.
2) На уровне метопредметных результатов ставится цель - способствовать возможности усвоения обучающимися познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.
- принимать учебную проблемную ситуацию и рассматривать ее как начальный этап для последующего обсуждения и разрешения;
- планировать и корректировать собственные учебные действия;
- находить и исправлять ошибки, объяснять причины ошибок (своих собственных и допущенных другими);
- освоить навыки самоконтроля;
- осознавать, что задача может иметь несколько способов решения и что к правильному результату можно прийти разными путями (готовность к вариативной мыслительной деятельности);
- сравнивать разные способы решения задачи, выбирать рациональный (удобный) способ вычисления и поиска решения;
- использовать предметно-практический, образный и знаково-словесный способы кодирования информации;
- получать следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- выстраивать аргументацию при доказательстве и в диалоге;
- распознавать логически некорректные рассуждения;
- прогнозировать результат вычисления, планировать свою деятельность при решении задач;
- работать с текстом (выделять главные идеи текста, составлять конспекты, искать в тексте нужную информацию, самостоятельно порождать тексты, работать с разными типами текстов - сюжетными, справочными, объяснительными, гипертекстами и др.);
- освоить грамотную математическую речь, в том числе для целей коммуникации;
- использовать электронные ресурсы с учетом индивидуальных образовательных потребностей (формирование элементов ИКТ-компетенции).
3) На уровне предметных результатов ставится цель - сформировать у обучающихся знания:
- о некоторых геометрических объектах и их свойствах, в том числе важных для практики;
- о том, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
- о первоначальных сведениях о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях;
- о том, как использовать геометрический язык и геометрическую символику для описания предметов окружающего мира;
- о том, как проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;
сформировать у обучающихся следующие навыки и умения:
- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения геометрических фигур и измерения их основных элементов;
- научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство;
- уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге;
- изображать точки с заданными координатами на координатной прямой, на координатной плоскости;
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать некоторые геометрические фигуры;
- изображать некоторые геометрические фигуры;
- находить стороны и углы треугольников, длины ломаных;
Сформировать у обучающихся готовность применять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- решать несложные практические расчетные задачи;
- выполнять устную прикидку и оценку результата вычислений; выполнять проверку результата вычисления с использованием различных приемов;
- выполнять расчеты по формулам;
- описывать реальные ситуации на языке геометрии;
- выполнять простейшие построения с помощью инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
- решать практические задачи с использованием геометрических понятий (длина, площадь, объем и др).
-
Содержание учебного курса
Введение. Поиск геометрических свойств.
Начала геометрии: простейшие геометрические задачи. Отрезок. Прямая. Луч. Графические диктанты и координаты. Исследование плоскости и заполнение пространства. Действия с отрезками.
Окружность и круг. Конструкции и виды. Отрезки и окружности на узорах.
Угол. Сравнение углов. Измерение углов. Многоугольники и развертки.
Сравнение рисунков на странице.
Площадь. Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда. Задачи на нахождение площади и объема.
Мир геометрии: оригинальные конструкции и строгие законы геометрии.
Ломаная. Ломаные и куб. Ломаные на узорах.
Об основных фигурах и законах геометрии. Геометрические конструкции из прямых на плоскости. Взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.
Прямоугольная система координат на плоскости. Параллельные прямые и четырехугольники. Многоугольники и фигуры вращения.
Геометрия закономерностей. Движение фигур. Симметрия орнаментов.
-
Тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности
5 класс
Начала геометрии: простейшие геометрические задачи
Введение. Поиск геометрических свойств.
4
1
Предметы и геометрические фигуры
1
Формирование начальных представлений о цилиндре, конусе, шаре, призме и пирамиде на основе наблюдения, предметно-практической деятельности, имитации моделирования с помощью электронных ресурсов. Развитие восприятия пространства, пространственных представлений и воображения учащихся. Развитие умений обобщать и классифицировать.
2
Важные признаки геометрических фигур
1
3
Действия с различными конструкциями
1
Определение трех видов конструкций - вида спереди, вида сверху и вида слева. Составление конструкции по трем заданным видам.
4
Развертки
1
Глава 1. Отрезок и другие геометрические фигуры
4
5
Отрезок, прямая, луч
1
Построение и продолжение отрезка за его концы. Исследование взаимного расположения точек и отрезков. Построение прямой и луча. Формирование умения «читать чертеж» на уровне простого вычленения фигур.
6
Исследование плоскости и заполнение пространств
1
Формирование понятий: - равных отрезков, длины отрезка.
Формирование умений: - сравнивать отрезки, измерять отрезки и записывать результаты с помощью символов и знаков.
Формирование умений: - переводить одни единицы измерения в другие,
- строить отрезки заданной длины.
Развитие пространственных представлений и мышления учащихся.
7-8
Действия с отрезками
- Сравнение отрезков
- Измерение отрезков
- «Пентамино» и рисунки из отрезков
2
Глава II. Окружность и круг. Угол
3
9
Окружность и круг.
1
Исследование окружности как геометрической фигуры на плоскости. Построение окружности с помощью циркуля. Знакомство с различными элементами окружности и круга. Построение и исследование различных конфигураций из окружностей.
10-11
Угол. Сравнение углов. Смежные и вертикальные углы
2
Знакомство с углом как геометрической фигурой на плоскости. Построение углов. Исследование и создание различных конфигураций из точек, лучей, углов на плоскости. Знакомство с понятием смежных и вертикальных углов.
12
Многоугольники и развертки. Правильные многоугольники.
1
Знакомство с понятием правильного многоугольника; нахождение алгоритма построения. Построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки.
Глава III. Площадь и объем
4
13
Площадь. Измерение площади. Площадь многоугольника
1
Формирование понятия площади плоских фигур. Знакомство с основными свойствами площадей многоугольника. Введение формулы площади прямоугольника и квадрата.
14
Объем. Объем прямоугольного параллелепипеда. Измерение объема. Объем и конструкции из кубиков.
1
Систематизация знаний об измерении геометрических величин. Углубление представлений об измерении объема. Знакомство с основными свойствами объема. Нахождение объема конструкции из кубиков.
15-16
Задачи на нахождение площади и объема
2
Применение знаний для нахождения площадей и объемов фигур.
17
Повторение. Итоговая работа
1
ИТОГО
17
6 класс
Мир геометрии: оригинальные конструкции и строгие законы геометрии
Глава I. Отрезки и ломаные
3
1
Ломаные и многоугольники
1
Знакомство с понятием ломаной и её элементов, построение ломаных заданной конфигурации и длины, знакомство с выпуклыми и невыпуклыми многоугольниками;
2
Ломаные и куб
1
Рассмотрение многоугольника как ломаной определенного вида; построение многоугольников заданной конфигурации и периметра; исследование различных конструкций из ломаных и многоугольников;
3
Ломаные на узорах
1
Анализ и построение древних орнаментов по рисункам или схемам; создание собственных узоров по мотивам национальных орнаментов.
Глава II. Прямые и плоскости
5
4
Основные фигуры на плоскости и в пространстве
1
Знакомство с некоторыми аксиомами геометрии; исследование конфигураций из основных геометрических фигур на плоскости; построение пространственной ломаной по трем видам, заданным на чертеже.
5
Пересекающиеся прямые
1
Анализ взаимного расположения двух прямых на плоскости; исследование вертикальных углов на плоскости; нахождение величины углов, образованных двумя или тремя пересекающимися прямыми на плоскости.
6
Параллельные прямые
1
Знакомство с определением и способом построения параллельных прямых; использование признака параллельности прямых в задачах на вычисление и построение.
7
Прямые в пространстве
1
Исследование различных случаев взаимного расположения двух прямых в пространстве; решение задач на поиск параллельных, пересекающихся, скрещивающихся прямых в пространстве.
8
Прямые и плоскости в пространстве
1
Исследование различных случаев взаимного расположения прямой и плоскости, двух плоскостей в пространстве; решение задач на определение взаимного расположения прямой и плоскости или двух плоскостей в пространстве.
Глава III. Перпендикулярность и параллельность на плоскости и в пространстве
6
9
Прямоугольная система координат на плоскости
1
Введение прямоугольной системы координат на плоскости; определение координат точки и построение точки по её координатам на координатной плоскости.
10
Геометрические фигуры на координатной плоскости
1
Построение на координатной плоскости прямоугольного, остроугольного, тупоугольного треугольников по двум заданным вершинам; построение прямоугольников, удовлетворяющих некоторым условиям относительно их размеров и расположения на координатной плоскости; поиск и построение на координатной плоскости треугольников по описанию числовых характеристик их вершин.
11-12
Параллельные прямые и четырехугольники
2
Знакомство с определением, некоторыми свойствами и признаками параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата и трапеции; решение задач на построение многоугольников на плоскости; решение задач на построение четырехугольников на координатной плоскости.
13-14
Многогранники и фигуры вращения
2
Знакомство с общими признаками многогранников; рассмотрение призмы и пирамиды как многогранников определенного вида.
Исследование цилиндра, конуса и шара как геометрических фигур пространства.
Глава IV. Узоры симметрии
4
15
Движение фигур
1
Обсуждение различных проявлений принципа симметрии в природе и человеческой деятельности; знакомство с алгоритмом построения образа точки при заданном повороте; знакомство с алгоритмом построения образа точки при заданном параллельном переносе.
16
Линейные орнаменты
1
Выявление закономерностей образования линейных орнаментов; построение линейных орнаментов на листе в клетку; систематизация способов ритмизации линейного орнамента; определение мотива и элементарной ячейки заданных орнаментов.
17
Сетчатые (плоские) орнаменты. Паркеты
1
Знакомство с типами сеток для построения сетчатых (плоских) орнаментов; рассмотрение правильных и полуправильных паркетов; создание узоров на паркете из многоугольников с помощью движения фигур.
18
Повторение. Итоговая работа.
1
ИТОГО
18
-
Учебно-методический комплекс:
Книга «Математика: наглядная геометрия» (учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений / [В.А. Панчищина, Э.Г. Гельфман, В.Н. Ксенева и др.] - М.: Просвещение, 2010. - 175 с.);
Тетрадь «Наглядная геометрия: рабочая тетрадь по математике. 5 класс. Часть 1» / В.А. Панчищина - Томск: изд-во Томского государственного педагогического университета, 2007.
Тетрадь «Наглядная геометрия: рабочая тетрадь по математике. 5класс. Часть 2» / В.А. Панчищина - Томск: изд-во Томского государственного педагогического университета, 2007.
Электронное приложение - электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции (school-collektion.edu.ru)программа) основного общего образования по математике для 5-6 классов.
-
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- Экран.
- Магнитная доска;
- Комплект чертежных инструментов;
- Комплект планиметрических и стереометрических тел;
- Комплекты для моделирования геометрических тел.
-
Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения курса учащиеся должны:
-
осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
-
усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях;
-
научиться использовать геометрический язык и геометрическую символику для описания предметов окружающего мира;
-
проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;
-
владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для построения геометрических фигур и измерения их основных элементов;
-
научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство;
-
уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге;
Знать:
-
Простейшие геометрические фигуры (прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник,, угол), пять правильных многогранников (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр, икосаэдр), свойства геометрических фигур.
Уметь:
-
изображать геометрические чертежи согласно условиям задачи;
-
строить простейшие геометрические фигуры на плоскости и в пространстве (изображение видимых и невидимых линий);
-
определять геометрическую фигуру по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрической фигуры;
-
пользоваться линейкой и угольником для построения параллельных и перпендикулярных прямых;
-
строить точку, симметричную данной, указывать ось симметрии;
-
изображать простейшие геометрические фигуры по их описанию;
-
анализировать свойства геометрических фигур;
-
использовать теоретические знания в практической работе;
-
складывать из бумаги простейшие фигурки - оригами;
-
строить развертки фигур.
Приобрести опыт:
-
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-
использования теоретических знаний в жизненных ситуациях;
-
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
-
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
-
поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
-
Список литературы
-
Учебное пособие «Математика: наглядная геометрия» (учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений / [В.А. Панчищина, Э.Г. Гельфман, В.Н. Ксенева и др.] - М.: Просвещение, 2010. - 175 с.);