- Преподавателю
- Математика
- Информационная карта урока Иррациональные уравнения
Информационная карта урока Иррациональные уравнения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Щукина Г.В. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Щукина Г.В. учитель математики, ГКОУ МО ВСОШ №23 п.Ревда, Мурманской области
Информационная карта урока
ФИО учителя: Щукина Галина Владимировна
ОУ: ГКОУ ВСОШ 23
Тема урока: Иррациональные уравнения
Класс: 12, уровень: базовый
Количество часов:1
Тип урока: «открытие нового знания» (ОНЗ)
Планируемые образовательные результаты:
1). личностные: формировать умения
- вести диалог
- взаимовыручки и уважения друг к другу;
- преодолевать посильные трудности,
2). метапредметные: формирование умения
-ставить цели и задачи,
-планировать и контролировать деятельность,
-умения классифицировать объекты,
-повышать алгоритмическую культуру обучающихся,
3).предметные:
-познакомить с иррациональными уравнениями и ввести их определение;
- научить решать уравнения несколькими способ ( возведение в степень, графически
Основные виды учебной деятельности: учащийся научиться:
- распознавать виды уравнений;
- применять полученные знания при решении задач (геометрических, текстовых);
Регулятивные
- целеполагание- постановка учебной задачи на основе того, что известно и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные УУД
-уметь ориентироваться в своей системе знаний;
- формулировать высказывание, мнение.
Познавательные УУД
- самостоятельное создание алгоритма действия;
- выбор наиболее эффективных способов решения.
Этапы урока
Цель этапа
Тип учебной ситуации
Описание учебной ситуации
Конструктор задач
(виды заданий, соответствующие уровням)
конструктивному
творческому
ознакомление
понимание
применение
анализ
синтез
оценка
1
Мотивация к учебной
деятельности
Осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности
№1 Ситуация-проблема
Решение задачи, приводящей к иррациональности
2
1
2
.
Актуализация знании и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Подготовка
обучающихся к ОНЗ, выполнением пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения
4,5
3
3
Выявление места и причины затруднения
Выявить и зафиксировать возникшие затруднения, соотнести свои действия используемым алгоритмом и зафиксировать во внешней речи причину затруднения
6,7,8
4
Построение проекта выхода из затруднения
Обдумывание обучающимися в коммутативной форме проекта будущих учебных действий
10
11
9
5
Реализация построенного проекта
Построить модель исходной проблемной ситуации, уточнение общего характера нового знания
Ситуация №2
Действие по алгоритму
12,13,
14
6
Первичное закрепление во внешней речи
В форме коммутативного взаимодействия решить типовые задания с проговариванием алгоритма
15
7
Самостоятельная работа
№3 Ситуация- тренинг
16
8
Включение в систему знаний и повторения
17
18
19
9
Рефлексия, домашнее задание
20
21
Конструктор задач
(виды заданий, соответствующие уровням)
Репродуктивный уровень
Конструктивный уровень
Творческий уровень
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учебная ситуация №1:ситуация-проблема
2.Какую величину нужно найти? (расстояние)
Задача:
После уроков ученик 6 класса посещал спортивную школу. Чтобы быть сильным и здоровым, выносливым занимался сразу в двух секциях. Рассмотрите схему маршрута и найдите расстояние от дома до спортивной школы, если периметр маршрута 60м и расстояние дом - школа на 5м больше, чем расстояние спортшкола - школа.
1.Проанализируйте условие задачи.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в проблемном учебном действии
4.Обучающиеся составляют план решения задачи
Пусть х м - меньший катет, тогда (х + 5)м - больший катет, гипотенуза по теореме Пифагора равна м.
Периметр маршрута равен ( х + (х + 5) + )м, а по условию задачи 60м.
5.Составим уравнение
х + (х + 5) + ,
3.Предложите способ, позволяющий составить уравнение
(т. Пифагора)
3.Выявление места и причины затруднения
6.В чем испытываете затруднение?(ответ: не решали таких уравнений, но знак « радикал» им известен - рациональные числа)
7.Чем они отличаются от ранее изученных? (Ответ: неизвестное находится под знаком корня.)
8.Сформулируйте тему и цель урока
Тема нашего урока: "Иррациональные уравнения".
Задачу-проблему мы решим, когда научимся решать иррациональные уравнения
4.Построение проекта выхода из затруднения
11. Предложите алгоритм решения методом возведения в степень, равную показателю корня.
∙ Возведём обе части уравнения в степень, равную степени корня.
∙ Решим полученное уравнение.
∙Выполним проверку.
10.Основной метод решения иррациональных уравнений - это метод возведения в квадрат обеих частей уравнения. Но при этом мы можем получить неравносильное уравнение, поэтому в конце обязательно нужно сделать проверку
- Следовательно, числа -3 и 3 являются решениями данного иррационального уравнения.
Ответ: -3; 3.
9. Предложите вариант, как избавиться от иррациональности?(ответ: возвести обе части уравнения в квадрат)
5. Реализация построенного проекта.
Учебная ситуация №2 Действие по алгоритму
12.
Решение
Возведем обе части уравнения в квадрат, получим х + 2 = х2; х2 - х - 2 = 0; х1 = -1, х2 = 2.
13. Скажите, важна ли проверка в иррациональных уравнениях, решаемых таким способом и почему?(ответ: да, так как могут появиться посторонние корни.)
14.Решите уравнение = - 8.
Решение. Рассмотрим функцию f(х)=. По определению арифметического квадратного корня, её значения неотрицательны. Следовательно, равенство f(х) = - 8 невозможно ни при каких значениях х. Значит, уравнение не имеет корней. Ответ: Ø.
6. Первичное закрепление
15..Решение задачи, которая была сформирована в начале урока.
-2х -5
х2 -115х+1500=0, х= 15 и х=100 не подходит, т.к. левая часть меньше нуля. Ответ: 15м
7.Самостоятельная работа. Учебная ситуация №3 Ситуация- тренинг
16. Решение карточек
I уровень
а
б
в
г
1
= 7
50
48
6
нет
2
= 3
-2
2
Нет к
7
3
Нет к.
1
4
-4
I I уровень
а
б
в
г
1
-1
1
-3
3
2
=
2
5
2 и 5
нет
к.
I I I уровень
а
b
в
г
1
=
-2
-2 и -1,5
Нет корней
- 1,5
3
-
= 1
Нет к.
2
- 2
1,5
8.Включение в систему знаний и повторений
17. Предложите еще вариант решения иррациональ -ных уравнений (ответ: графический)
Ответ: х =1
18. А если переменная находится под знаком корня 3-ей, 4-ой и т.д. степени. Тогда как быть? (ответ: возвести обе части уравнения в 3-ю, 4-ю и т.д. степень.)
(С более сильными обучающимися)
19. Какой способ решения наиболее оптимальный
Рефлексия, домашнее задание
20. Какие уравнения сегодня на уроке мы рассмотрели?
- Дать определение иррациональных уравнений.
- Какая особенность существует при решении иррациональных уравнений?
- О каких способах решения иррациональных уравнений вы узнали?
21. - Составьте практические задания по данной теме,
- найдите в интернете факты, заметки по теме,
-сформулируйте теоретические вопросы по теме
Литература:
1. « Алгебра и начало анализа»: учебник .для 10-11кл. ощеобразоват. учреждений / [А.Н. Колмогоров, А.М.Абрамов, Ю.П., Дудницын и др.]
2.«Математика» Л.Д. Лаппо, А.В. Морозов, М.А. Попов ЕГЭ. Издательство «Экзамен» Москва 2007
3.Интернет-ресурсы.
4