- Преподавателю
- Математика
- Образовательная программа В мире символов и чисел
Образовательная программа В мире символов и чисел
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гапон Т.В. |
Дата | 22.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 303 с углублённым изучением немецкого языка и предметов художественно-эстетического цикла имени Фридриха Шиллера
Фрунзенского района Санкт - Петербурга
192241, Пражская улица, дом 36, литер А, тел 269-03-54
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
Протокол №_______от _______________
УТВЕРЖДАЮ
Директор__________Виноградова А.А.
«______»______________________2012 г.
Образовательная программа
«В мире символов и чисел»
Срок реализации программы 2 года
Для обучающихся 15 - 17 лет
Учитель математики, педагог
дополнительного образования
Гапон Тамара Васильевна.
Санкт-Петербург
2012
«Истинную философию вещает природа; но понять ее может лишь тот, кто научился понимать ее язык, при помощи
которого она говорит с нами. Этот язык есть математика».
Галилео Галилей
Пояснительная записка.
В современной школе каждый ученик в процессе обучения должен иметь возможность подготовиться к продолжению своего образования в избранном им направлении. Получить специализированную подготовку учащиеся X-XI могут, изучая отдельные учебные предметы, углублено или в рамках профильного обучения. Психологические исследования показывают, что ребенок должен сначала пройти этап всесторонних «атак» на активизацию его задатков, и только после этого, в подростковом периоде, он в состоянии оценить свои специальные способности и наклонности. Введение курса «В мире символов и чисел» позволит учащимся X-XI классов убедиться в том, что математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры, а учащимся с математическими способностями поможет сделать правильный выбор профиля дальнейшего обучения. Отличительной особенностью программы является то, что она способствует развитию интереса к математическому творчеству и математических способностей, а это является актуальным для нашего учебного заведения, имеющего художественно - эстетический и языковый профиль.
Программа рассчитана на организацию занятий с учащимися старшего возраста в течение двух лет (72 часа в год). Первый год обучения предусмотрен для ребят 15-16 лет. Второй год обучения 16-17 лет.
Цель программы
- подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры, через формирование представлений о математике, как части мировой культуры, о месте математики в современной цивилизации, а так же развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту.
Задачи.
Обучающие:
-
познакомить с идеями, направлениями развития математики для ориентации в современном мире, правильного представления о процессах, происходящих в природе и обществе, сознания собственной роли в движении общества вперед;
-
сформировать высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества разных идей, возникновении нескольких вариантов решения задач, проблем;
Развивающие
-
обучить методам исследовательской деятельности;
-
развивать ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
Формировать математический кругозор, исследовательские умения учащихся.
Воспитательные
-
развить интерес к математике, способствовать выбору учащимися путей дальнейшего продолжения образования;
-
способствовать профориентации.
Данная программа имеет обзорный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Темы занятий независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке. Изучаемый материал строится на основе знаний, полученных в общем образовании, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.
Условия реализации программы:
Количество обучающихся:
1 год обучения - не менее 15 человек,
2год обучения - не менее 12 чел.
Возраст обучающихся 15 - 17 лет.
Срок реализации программы - 2 года.
Программа рассчитана на 72 часа по каждому году обучения.
Режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа или 2 раза в неделю по одному часу.
Форма организации занятий групповая.
Формы проведения занятий: типовое занятие, лекция, деловая игра, практикумы по решению задач, анкетирование, беседа, тестирование.
Принципы организации образовательного процесса:
1) Добровольность.
2) Взаимоуважение.
3) Индивидуальный подход.
4) Возрастные особенности.
5) Научность и доступность.
6) Последовательность.
Для решения поставленных задач используются как традиционные, так и инновационные методы:
Словесные - лекционное объяснение нового материала. Беседа. Мастер-класс.
Наглядные - презентация, показ видео материалов, показ педагогом приемов исполнения.
Практические - семинар, занятие-игра, деловая игра.
Исследовательские - мозговой штурм, круглый стол.
А также методы проблемного обучения, проектный метод, метод информационной поддержки. Данная программа включает различные виды деятельности: поисково-исследовательской, теоретико-исследовательской работы.
Ожидаемые результаты:
1 год обучения:
-уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-уметь распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-научиться находчивости, активности при решении математических задач
-уметь понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-иметь представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
-
год обучения:
-уметь контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
-развить способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
-уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
-получить представление о математической науке, как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
-уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-научиться находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.
Формы оценки результативности освоения программы: анализ тестирования, проведения конкурсов, бесед, конференций, олимпиад, защиты исследовательских работ.
Сведения о прохождении программы курса, посещаемости, результатах выполнения различных заданий фиксируются в специальном журнале.
Учебно-тематический план
первого года обучения.
№
Тема
Количество
теория практика итого
1. Раздел «Вокруг числа»
8
16
24
1
Числа
1
5
6
2
Векторы
1
2
3
3
Координаты
1
1
2
4
Расстояние
1
2
3
5
Комплексные числа
2
3
5
6
Статистика
2
3
5
II.Раздел « Стремление к строгости»
7
16
23
7
Высказывания
1
2
3
8
Кванторы
2
2
4
9
Аксиомы
1
3
4
10
Доказательство
1
3
4
11
Теория
1
3
4
12
Алгоритм
1
3
4
III. Раздел « Как это выглядит»
5
18
23
13
Плоскости
1
2
3
14
Цилиндры
1
3
4
15
Конусы
1
5
6
16
Круглые тела
1
5
6
17
Многогранники
1
3
4
18
Итоговый зачет
-
2
2
Всего
20
52
72
Учебно-тематический план
второго года обучения.
№
Тема
Количество
Теория практика итого
I. Раздел «Семь раз отмерь»
6
18
24
1
Площадь
1
1
2
2
Первообразная
1
3
4
3
Интеграл
1
3
4
4
Объем
1
1
2
5
Комбинаторика
1
3
4
6
Вероятность
1
7
8
II.Раздел « вперед-назад»
5
12
17
7
Вращательное движение
1
3
4
8
Периодичность
1
2
3
9
Синус и косинус
1
2
3
10
Сложение поворотов
1
2
3
11
Гармонические колебания
1
3
4
III. Раздел « Глядя на графики»
6
11
17
12
Переменные
1
3
4
13
Функция
1
2
3
14
График
1
2
3
15
Касательная
1
2
3
16
Производная
1
1
2
17
Экстремумы
1
1
2
IV. Раздел « Строя модели»
6
6
12
18
Линейная функция
1
1
2
19
Аппроксимация
1
1
2
20
Экспонента
1
1
2
21
Алгебраические уравнения
1
1
2
22
Системы
1
1
2
23
Дифференциальные уравнения
1
1
2
24
Итоговый зачет
-
2
2
Всего
23
49
72
Содержание курса включает следующие разделы:
Первый год обучения.
1 . Вокруг числа 24 ч.
-Организационное занятие (1 час)
Знакомство с планом работы кружка. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.
-Числа (5 часов).
Лекция(1 час).
Показ педагога приемов решение задач и решение задач учащимися (1 час)
Решение задач (2 часа)
Проверочная работа. (1 час)
-Векторы (3 часа)
Теория. (1 час)
Решение задач. (1 час)
Работа в группах(1 час).
-Координаты(2 часа)
Лекция(1 час).
Применение координат к решению задач(1 час).
-Комплексные числа(5 часов).
Лекция(1 час).
Правила действий с комплексными числами. Объяснение педагога(1 час).
Решение задач(2 часа) .
Решение уравнений, содержащих комплексные числа(1 час).
-Статистика(5 часов).
Введение в статистику. Объяснение педагога (1 час).
Решение задач(2 часа).
Круглый стол(2 часа).
II. Стремление к строгости (23 часа)
-Высказывания ( 4 часа)
Введение в логику(1час).
Решение задач(1час).
Самостоятельная работа. «Мозговой штурм» (2 часа).
-Кванторы (4 часа)
Лекция. (1час).
Решение задач(1час) .
Практическая работа. Доклады. (2 часа).
-Аксиомы (3 часа)
Теория. Презентации учащихся. (2 часа).
Работа в группах. Обсуждение. (1час).
-Доказательство (4 часа)
Лекция (1час).
Практическая работа. Деловая игра(2 часа).
Обсуждение(1час).
-Теория (4 часа)
Лекция(1час).
Решение задач(1час).
Доклады(2 часа).
-Алгоритм (4 часа)
Показ педагогом видеоматериалов(1час).
Решение задач(1час).
Работа в группах(2 часа).
III. Как это выглядит (25 часов)
-Плоскости (3часа)
Теория(1час).
Решение задач(1час).
Занятие-игра(1час).
-Цилиндры(4часа)
Лекция (1час).
Цилиндры вокруг нас. Презентации учащихся(1час).
Решение задач(2 часа).
-Конусы (6 часов)
Лекция (1час).
Конусы вокруг нас. Презентации учащихся(2часа).
Практикум по решение задач(3 часа).
-Круглые тела (6 часов)
Теория(1час).
Решение задач(1час).
Работа в группах(2часа).
Доклады(2часа).
-Многогранники (4 часов)
Теория(1час).
Решение задач(1час).
Работа в группах(2часа).
Итоговый зачет (2часа).
Второй год обучения 72 часа
IV. Семь раз отмерь (24 часа)
-Организационное занятие (1 час)
Знакомство с планом работы кружка. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности.
-Площадь (1 час)
Лекция. Решение задач (1 час).
- Интегралы (4 часа)
Лекция (1 час).
Решение задач Деловая игра(2 часа).
Обсуждение(1час).
-Объем (2 часа)
Лекция (1час).
Доклады(1час).
-Комбинаторика(4 часа)
Показ педагогом видеоматериалов(1час).
Решение задач(1час).
Работа в группах(2 часа).
-Вероятность (8часов)
Теория(2часа).
Решение задач(2часа).
Работа в группах(2часа).
Доклады(2часа).
V Вперед-назад (17 часов)
- Вращательное движение(4часа)
Лекция (1час).
Презентации учащихся(1час).
Решение задач(2 часа).
- Периодичность(3часа)
Теория. (1 час)
Решение задач. (1 час)
Работа в группах(1 час).
- Синус и косинус(3часа)
Лекция. Показ педагогом видеоматериалов(1час).
Решение задач(1час).
Круглый стол(1час).
- Гармонические колебания(3часа).
Теория(1час).
Решение задач(1час).
Занятие-игра(1час).
VII. Строя модели (14 часов)
- Линейная функция(2часа)
ООФ. Построение графиков(1час).
Презентации(1час).
- Аппроксимация(2часа)
Презентация(1час).
Работа в группах(1 час).
- Экспонента(2 часа)
Лекция. Работа в группах(1 час).
Решение задач(1час).
- Алгебраическое уравнение(2часа)
Теория(1час).
Решение уравнений. (1час).
- Система(2часа)
Теория(1час).
Работа в группах(1 час).
- Дифференциальное уравнение(2часа)
Теория(1час).
Работа в группах(1 час).
Итоговый зачет (2час).
Содержание курса способствует развитию логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству.
При изучении статистики и вероятности расширяются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Методическое обеспечение программы:
- Методические разработки конспектов занятий
-Разработки научно-практических конференций
-Конспекты контрольных занятий
-Тематические подборки материалов в интернете
- Тематические презентации
- Методическая литература, методические пособия
-Дидактические материалы.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер;
- интерактивная доска;
-мультимедийный проектор;
Литература.
Для педагогов:
1.Буйлова Л.Н. Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы.- М.; Просвещение 2008.
2. Буйлова Л.Н. Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений доп. Образования детей: Учеб. -методическое пособие.- М.: ВЛАДОС,
3. М.И. Башмаков. Вокруг числа. Выпуск 1.-Издательство «Свет».1995.
4. М.И. Башмаков. Глядя на график. Выпуск 2.-Издательство «Свет».1995.
5. М.И. Башмаков. Семь раз отмерь. Выпуск 3.-Издательство «Свет».1995.
6. Б.Ц.Бадмаев. Психология в работе учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009.
7. Т.Сучкова. Развитие мыслительной деятельности учащихся. - Приложение «Математика» №45/2003, Стр.1 - 6, 10.
8. Ершова А.П. Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. - 4-е изд., испр. - М.: ИЛЕКСА, - 2009.
9. Математика. Устные вычисления и быстрый счёт. Тренировочные упражнения за курс 7-11 классов: учебно-методическое пособие / под редакцией Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону:
Легион - М., 2010.
10. Г. Самойлик. Леонардо да Винчи -Приложение«Математика»№12/2003. Стр.7 - 10.
11.Ю. И. Манин. Математика как метафора. М.: МЦНМО, 2008, 400 с
12. Малаховский В.С. Избранные главы истории математики : Учеб. издание/ В. С. Малаховский. - Калининград : ФГУИПП «Янтарный сказ», 2009.
Для обучающихся:
1. А. Г. Мордкович Алгебра и начало анализа 10-11 классы. Учебник - М.: Мнемозина 2008г.;
2. А. Г. Мордкович, Л. О. Денищева, Т. А. Корешкова, Т. Н. Мишустина,
Е. Е. Тульчиская Алгебра и начала анализа 10-11 классы. Задачник - М: Мнемозина 2008.
3. Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7- 11 классов. -М.Просвещение,2010.
4. М.Ивлев. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11кл.2011
5. Л.А.Александрова. Алгебра и начала анализа. Самостоятельные работы,2011.
6. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике (10
класс). - М.: Просвещение, 2009.
7.Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Факультативный курс по математике (11
класс). - М.: Просвещение, 2009.
8.Шестаков С.А., Захаров П.И. (под редакцией Семенова А.Л., Ященко И.В.).
Уравнения и системы уравнений. М.:МЦНМО,
2011.
9. Ершова А.П. Голобородько В.В. Устная геометрия. 10-11 классы. М.:
ИЛЕКСА, 2010.