Исследовательская работа по математике (7 кл)

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ Выгоничская средняя общеобразовательная школа им.П.Зайцева












ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Жизнь

со свежей головой и

ясными глазами»





Выполнил:

Милехин Дмитрий

ученик 8а класса

Руководитель:

учитель математики

Милехина Наталья Витальевна,



Выгоничи 2015

Содержание

1.Введение

  • Актуальность

  • Цель исследования

  • Задачи и методы исследования

  • Гипотеза

2.Теоретическая часть

3.Практическая часть

4.Заключение

5.Список литературы и электронных источников информации
































Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.

Максимилиан Волошин

Введение
Я учусь в восьмом классе. В свободное время люблю играть в компьютерные игры и смотреть телевизор. Но для моих увлечений остаётся мало времени, поэтому я засиживаюсь у компьютера допоздна.

Передо мной встал вопрос: Что сделать, чтобы жить со светлой головой и ясным зрением до старости.

Что такое глаза и зрение? Казалось бы, для многих - это самая обычная вещь - открыл глаза и видишь... Всё вроде бы очень просто и привычно. Но так ли это на самом деле?
80% информации об окружающем мире мы получаем только благодаря глазам. Из всех органов чувств человека глаза считаются самым драгоценным даром природы.

Это первое, что меня заинтересовало. Последние наблюдения показали, что в последнее время появляется всё больше близоруких людей.
Объяснение этому простое: люди стали больше читать и писать, затем засели за телевизор, потом уставились в компьютер. Все это заставляет смотреть перед собой и приводит к близорукости. А еще они лишились полноценного сна.
Проблемы со зрением и сном очень актуальны, поэтому я выбрал эту тему для научно-исследовательской работы.

Объект исследования: состояние зрения и самочувствия у меня и моего брата
Предмет исследования: процесс ухудшения зрения и самочувствия
Гипотеза: «Не буду спать - буду играть!». Если играть, сколько хочешь, а спать, сколько придётся, повлияет ли это на моё здоровье, мою успеваемость, если помочь себе соблюдать правила гигиены зрения, сна, соблюдение режима дня, то можно ли снизить утомление органа зрения и самочувствия.
Цель работы: изучить влияние компьютеров и телевизоров на нарушение зрения подростков, исследование необходимости сна для детского организма. Все расчеты провести математически.
Для выполнения данной цели, я поставил перед собой следующие задачи:
Задачи исследования:
изучить основные типы нарушения зрения подростка: близорукость и дальнозоркость;
рассмотреть основные причины нарушения зрения подростков;
дать практические рекомендации по профилактике зрения подростков, использованные на себе и давшие положительные результаты;
понять, что такое сон и узнать, сколько и как надо спать, чтобы выспаться;

провести анализ своего режима дня;

разработать рекомендации по организации распорядка дня школьников с сохранением достаточного времени на полноценный сон и составить памятки для подростков по профилактике глазных заболеваний.
Методы исследования: работа с источниками и литературой, беседы, наблюдения, эксперимент, анализ результатов, формулировка выводов.

Думаю, данная работа будет интересна моим одноклассникам и учителям.



Теоретическая часть

Как работает глаз? На самом деле глаз устроен гораздо сложнее, чем принято о нём думать. Если сравнивать его с фотоаппаратом - то фотоаппараты просто запечатлевают изображение на пленке, но люди способны распознать попавшую на сетчатку информацию и действовать на основании увиденного. Глаз соединен с головным мозгом при помощи зрительного нерва. Этот нерв находится внутри особого отростка, прикрепленного к задней стенке глаз. Он и передает поступающие на сетчатку сигналы в форме импульсов, которые распознаются в определённых участка мозга и обрабатываются. Каждый глаз видит предметы под несколько иным углом, направляя в мозговой сигнал. Наш мозг ещё в самом раннем детстве "учится" сводить вместе оба изображения так, чтобы мы не видели двойных контуров. Наложенные друг на друга изображения позволяют увидеть объём предметов, и то, что один предмет находится впереди или позади другого. Это явление известно как трёхмерность изображения, или "3D картинки" - стереокартинки.
Кроме того, мозг позволяет нам правильно различать верх и низ. Преломляясь при прохождении через хрусталик, свет оставляет на сетчатке перевернутое изображение. Наш мозг "считывает" его и тотчас переворачивает "с головы на ноги". Однако новорожденный поначалу видит все предметы перевернутыми.
Зрачок - это отверстие в центре пигментированной радужной оболочки. Радужка контролирует количество света, попадающего в глаз через зрачок. При очень ярком свете она сужается, и зрачок уменьшается до размеров крохотной точки, пропуская в глаз лишь малую толику света. При тусклом освещении она расслабляется, и зрачок расширяется, открывая доступ свету. Зрачки могут расширяться и в тех случаях, когда вы охвачены каким-то сильным чувством, например, любовью или страхом.
Человеческий глаз имеет форму шара. В центре его переднего отдела находится чуть выпуклый прозрачный слой, или роговица. Она соединена с белком, или склерой, охватывающей почти всю внешнюю поверхность глаза. Склера покрыта тонкими оболочками, пронизанными мельчайшими кровеносными сосудами. Пространство между роговицей и радужкой заполнено прозрачным веществом, которое называется внутриглазной жидкостью. Она защищает роговицу от болезнетворных микробов.
За радужной оболочкой находится второй объектив, или хрусталик. Он гораздо более подвижен и гибок, нежели роговица. На месте его удерживает целая сеть волокон, которые называются подвешивающими связками. Со всех сторон хрусталик окружен цилиарными мышцами, которые придают ему различные формы. Скажем, когда вы смотрите на какой-нибудь отдаленный предмет, эти мышцы расслабляются, хрусталик увеличивается в диаметре и становится более плоским. При взгляде на более близкий предмет кривизна хрусталика увеличивается. Позади хрусталика находится внутренняя камера глаза, заполненная студенистым веществом, которое называют стекловидным телом. Свет должен сначала пройти через это вещество и только после этого попадает на сетчатку - слой, покрывающий заднюю и боковые стенки внутренней камеры глаза.
Шарообразную форму, твердость и упругость глазному яблоку придает заполняющая его студенистая жидкость, называемая стекловидным телом. На своем месте в глазнице глаз удерживается особым отростком. Внутри него находится зрительный нерв, передающий в мозг зрительные сигналы.
Сетчатка состоит из 130 млн. светочувствительных клеток, которые называют палочками и колбочками. Палочки чувствительны к свету, но не различают цветов, за исключением синего и зеленого. Колбочки улавливают все цвета и помогают нам четче видеть, но перестают работать при недостатке освещения. Вот почему с наступлением сумерек наше зрение ослабевает, мы хуже различаем цвета и все видим в синих или серозеленых тонах. Французы называют это время суток "часом синевы". При очень ярком свете палочки закрываются, уступая всю работу колбочкам. По мере ослабления света палочки оживают, но это происходит не сразу: когда заходишь в темную комнату с залитой солнцем улицы, глаза лишь постепенно привыкают к темноте, а при выходе на солнечный свет вы на мгновение как бы слепнете. Колбочки сосредоточены в ямке на задней стенке сетчатки, а большинство палочек расположено вокруг нее. Ямка находится рядом с местом выхода зрительного нерва, где в сетчатке имеется небольшой разрыв. Световые лучи не воздействуют на этот участок, а это значит, что в задней стенке каждого глаза есть крохотное "слепое пятно".
Диапазон нормального зрения человека обеспечивают двенадцать мышц, одновременно вращающих зрачки, а также глазной хрусталик (линза глаза), способный изменять свою форму: если смотреть на ближний предмет, он становится выпуклым, а если вдаль, то хрусталик будет плоским. Способность хрусталика менять свою форму называется аккомодацией.
Обычно лучше всего мы видим центральным участком сетчатки, поэтому, чтобы хорошенько разглядеть предмет, поворачиваем глазные яблоки, а то и всю голову. Глазное яблоко удерживается в глазнице шестью мышцами, обеспечивающими ему значительную свободу движения.
От повреждений наши глаза ограждены целым набором защитных средств. Они надежно упрятаны в костяные глазницы, выложенные мягкой жировой тканью. При падении или ударе будет скорее повреждена глазница, нежели сам глаз. Спереди, в том числе под веками, глаз покрыт сплошной прозрачной оболочкой, или конъюнктивой, которая защищает и омывает слезной жидкостью его поверхность. Слезы вырабатываются особыми железами, расположенными в наружных уголках глаз, а их избыток отводится через внутренние уголки.
Внутренняя оболочка век помогает очищать глаз при моргании. Мы смыкаем веки, когда хотим защитить глаза от яркого света или пылинок, царапающих роговицу. Ресницы тоже в какой-то мере помогают защитить глаза от витающей в воздухе пыли. Даже у бровей есть свое назначение. Они отводят от глаз стекающие со лба капли пота.

Заболевания глаз
К наиболее частым нарушениям зрения относятся близорукость и дальнозоркость. Вдаль оба глаза смотрят практически параллельно, а при ближнем зрении мышцы сводят глаза так, что они сходятся в одну точку, которую мы хотим увидеть. Подобное сведение зрачков называется конвергенцией. Чем бИсследовательская работа по математике (7 кл)лиже рассматриваемая точка, тем больше напряжение в глазных мышцах. И чем чаще мы смотрим на близкие предметы, тем тренированнее становятся эти мышцы. Они постоянно стремятся приблизить точку зрения, "приучают" нас смотреть только на близкие предметы. Мозговые центры под влиянием конвергирующих мышц приучили нас к стереотипу близкого чтения. Мы стараемся подвинуться ближе к экрану. Близоруким людям мешают смотреть вдаль чрезмерно развитые конвергирующие мышцы. Хрусталик глаза так долго имеет выпуклую форму, что теряет способность становиться плоским. Поэтому у всех близоруких глазное яблоко вытянуто назад, а изображение ложится не на сетчатку, а перед ней. Все удаленные предметы имеют размытые очертания.
Миопия (Близорукость) - это частая патология рефракции глаза при которой изображение предметов формируется ПЕРЕД сетчаткой. У людей с близорукостью либо увеличена длина глаза - осевая близорукость, либо роговица имеет большую пИсследовательская работа по математике (7 кл)реломляющую силу, из-за чего возникает небольшое фокусное расстояние - рефракционная близорукость. Как правило, бывает сочетание этих двух моментов. Близорукие люди хорошо видят вблизи и с трудом вдали. При близорукости удаленные предметы кажутся расплывчатыми, смазанными, нерезкими. Острота зрения становится ниже 1,0.
Близорукие люди плохо видят отдаленные предметы, а дальнозоркие - то, что находится поблизости. Эти недостатки зрения почти всегда обусловлены формой глазного яблока. Чтобы зрение было безупречным, глазное яблоко тоже должно иметь идеальную форму шара. Однако у близоруких людей переднезадний диаметр глазных яблок удлинен. А у дальнозорких - укорочен.

Форма глазного яблока может также и другим способом повлиять на зрение, вызывая астигматизм.
Астигматизм. Обычно он встречается вместе с близорукостью или дальнозоркостью. Кривизна стенок роговицы должна быть везде одинаковой, как у футбольного мяча. Но у некоторых людей роговица больше похожа на овальный мяч для регби, и их глаза не могут правильно сфокусировать световые лучи.
Спазм аккомодации- это длительное устойчивое спастическое сокращение цилиарной мышцы, продолжающееся после того, как глаз перестал фиксировать близкий предмет в условиях зрительного утомления. Обычно возникает в результате зрительного утомления при работе на близком расстоянии.

Причины нарушения зрения
Причиной многих нарушений зрения является умственное, психическое напряжение, которое порождает физическое напряжение глаз и глазных мышц. Глаз - это часть организма. Он подвержен влиянию всех факторов, действующих на организм в целом.
Зрение может испортиться по следующим причинам:
наследственный фактор;
неправильное питание (потребление большого количества сахара и белка);
неправильный режим дня
беспорядочный образ жизни
злоупотребление просмотром телевизора, долгой ежедневной работой за компьютером;

систематическое недосыпание
чтение лежа;
неправильное освещение при чтении.

Я выделил главные причины влияния на зрение по моему мнению для учащихся - это злоупотребление просмотром телевизора, долгой ежедневной работой за компьютером;

систематическое недосыпание

Первая причина

Влияние компьютера на зрение подростка

Рассмотрите свои глаза в зеркале, обратите внимание на то, что рассматривая какую либо картинку на одежде ваши глаза совершают крупные и едва заметные движения строго одновременно и в том же направлении.

При работе на компьютере и просмотре телепередач глаза неподвижны.

В результате чересчур долгой работы на компьютере у более чем 80% людей развиваются такие нарушения зрения, как синдром «сухого глаза» и синдром «компьютерного зрения».

Синдром «сухого глаза». Синдромом «сухого глаза» называют болезненные ощущения в глазах, сухость, плохую переносимость ветра, дыма и света, а также ощущение инородного тела в глазу, раздражение и покраснение глазного яблока. Возникает синдром «сухого глаза» из-за нарушения функции слезной влаги необходимой для увлажнения глаз

Синдром «компьютерного зрения». Синдром «компьютерного зрения» частично совпадает по симптомам с синдромом «сухого глаза», но и имеет и свои особенности. Основные симптомы его таковы: жжение и боль в глазах, покраснение белков, нарушение аккомодации, нечеткое зрение, двоение в глазах, слишком быстрая утомляемость глаз. Человек с трудом перефокусирует зрение с ближнего на дальнее и наоборот, предметы могут словно «расплываться» при взгляде на них. Для синдрома «компьютерного зрения» также характерна усталость глаз.

При чтении книги наши глаза совершают круговые движения и, таким образом, происходит массаж глаз и выделяется слеза.

Время от времени нужно устраивать себе «бескомпьютерный» день. В этот день нежелательно смотреть и телевизор. Лучше отдохнуть на природе, почитать книгу или встретиться с друзьями.
Оптимальная про­должительность непрерывных занятий за компьютером составляет:
для детей 5-6 лет - 10-15 мин
для детей 7-12 лет - 20 мин
для ребят старше - 30 мин.

Практическая часть

Условия и место проведения исследования
Исследование проводилось в сентябре - марте 2014-2015 гг.

Объект исследования: я и мой брат, ученик 1-го класса.
После общения с компьютером и телевизором испытывали: лёгкое недомогание, усталость, покраснение и резь в глазах, головные боли.

Результаты исследования
это проверка остроты зрения два раза у окулиста в сентябре 2014г. и марте2015г и наши собственные ощущения и домашняя проверка остроты зрения.

Острота зрения - способность различать мелкие предметы. Напротив зрачка в сетчатке находится жёлтое пятно, в середине которого - центральная ямка. Плотность зрительных клеток (палочек и колбочек) в этом месте наибольшая, поэтому здесь накопившаяся острота зрения. Считается, что хорошо видит человек, который может с расстояния 50 м сосчитать пальцы на руке.

Для проверки остроты зрения в домашних условиях можно воспользоваться таблицей, на которой написаны буквы (размер шрифта 22 пункта): Ш, В, К, О, З (первая строка) и М, П, Н, Б, И, Е (вторая строка).

Установить эту таблицу на уровне глаз и отойти на 5 м. Если с этого расстояния буквы различаются, то острота зрения равна 1,0. Если шрифт не различается, то нужно подойти на расстояние, с которого он начинает различаться.

Чтобы узнать остроту зрения, нужно полученное расстояние (в метрах) умножить на 0,2. Например, если шрифт начинает различаться на расстоянии 3 м - острота зрения равна 0,6 (3 х 0,2).

Для определения остроты зрения данным методом можно также воспользоваться следующей таблицей, которую я рассчитал математически.

Расстояние, м

0,5

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

3,5

4,0

4,5

5,0

Острота зрения

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1

Проверка показала, что при соблюдении различных рекомендаций и установленных норм (указаны в памятках) острота зрения у меня увеличилась за это время на 7%, а у брата - на 30%. Он младше и это дает такие положительные результаты.
Количество времени, проводимого нами за телевизором и компьютером в начале исследования более 3 часов в день, а в конце исследования - 1 час в день с перерывами.

Мне понравилась такая физминутка, она называется «Быстро» и легко запоминается.

БЫСТРО.

БЫСТРО все ребята встали
Руки БЫСТРО вверх подняли.
БЫСТРО хлопнули 5 раз.
А теперь морганье глаз:
БЫСТРО-БЫСТРО поморгали
И… ногами постучали.
БЫСТРО влево наклонились
И сейчас же распрямились!
БЫСТРО вправо наклонились
И сейчас же распрямились!

Вправо-влево 10 раз -
Отдохнул уставший класс…


Утренняя ГЛАЗНАЯ ГИМНАСТИКА.

Набрать в рот холодной воды и полоскать ею до тех пор, пока вода не согреется. Холодная вода во рту стимулирует кровообращение в области лица, носа, глаз и укрепляет органы зрения. Ополаскивание глазных яблок водой действует как массаж глазных мускулов и кровеносных сосудов.

Подводя итог, напомню основные правила, соблюдение которых поможет сохранить зрение.
Рабочее место должно быть равномерно освещено, а лучи света не должны попадать прямо в глаза.
Сокращение времени нахождения у телевизора и компьютера поможет уменьшить нагрузку на глаза.
Гимнастика для глаз особенно эффективна в качестве профилактики нарушения зрения и на первых стадиях его ослабления.

Рассмотрим вторую причину

Итак, систематическое недосыпание

Теоретическая часть

Я задумался - а что такое сон? Для чего он нужен? Почему мы зависим от сна?

«Посмотрел: увидел солнце, горы, реки и леса. Что увидеть невозможно, если не закрыл глаза?». Все отгадают эту загадку. А вот правильно объяснить, что такое сон не каждый может. В Толковом словаре я нашел следующие определения сна и сновидения:

1. Сон - это наступающее через определённые промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения.

2. Сновидение - то, что снится, грезится спящему.

В медицинской энциклопедии я прочитал, что сон - это функциональное состояние центральной нервной системы и соматической сферы, характеризующееся отсутствием активного взаимодействия организма с окружающей средой, неполным прекращением (у человека) узнаваемой психической деятельности и возможностью быстрого перехода в состояние бодрствования под влиянием внешних факторов.

«...сон есть торможение, распространившееся на большие районы полушарий головного мозга» - объяснял русский учёный И.П.Павлов. Учёный утверждал, что когда в нервных клетках коры создается угроза истощения, утомления или перевозбуждения, то наступает защитная реакция организма и человека клонит в сон.

Итак, я понял, что сон - это естественное, регулярное и необходимое состояние живого организма.

Почему мы зависим от сна? Ответ на этот вопрос учёные нашли на основе многочисленных опытов и наблюдений над больными. И.П. Павлов не только открыл природу сна и создал учение о сне, причинах, способствующих или препятствующих его возникновению, он установил целебную роль сна. Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет важное значение для организма, способствуя восстановлению функций нервной системы. Нервная система, так же как и другие органы и ткани, во время сна как бы вновь заряжается энергией. Вот почему после глубокого и здорового сна человек испытывает ощущение свежести и бодрости. «Полноценный сон является отличным средством для предупреждения простудных заболеваний», - утверждают американские учены. Эксперимент, проведенный ими в ходе исследования, доказал, что сон, длящийся менее семи часов, в 3 раза увеличивает риск простуды. Из-за нарушений сна наш организм снижает выработку ряда биологически активных веществ, играющих значимую роль в развитии простудных заболеваний. Не менее важен полноценный и здоровый сон для улучшения умственной деятельности человека. «Школьники, которые хорошо высыпаются, имеют лучшую успеваемость по точным наукам», - к такому выводу пришли ученые из испанского Университета Гранады в ходе специального тестирования школьников. Отмечено, что уменьшение продолжительности ночного сна снижает уровень работоспособности практически здоровых учащихся на 30%. Это подтверждает, что недосыпание мешает учебе. Нормальный же и здоровый сон крайне важен для детей и подростков, так как выспавшиеся, они более внимательны на уроках.

Таким образом, я пришел к выводу: здоровый сон - защита от простуды и залог школьной успеваемости. Сон нормализует нервную систему, укрепляет иммунитет, помогает усвоить всё новое, что мы узнали в течение дня.

Сколько и как надо спать, чтобы выспаться?

Я узнал, что из-за более быст­рой, чем у взрослых, истощаемости нервной системы у ребёнка при­обретает особую значимость пра­вильная организация сна. Потребность во сне у детей значительно боль­шая, чем у взрослого. И чем меньше дети, тем большее ко­личество часов необходимо для полного удовлетворения этой потребности.

Так, ребенок 6-7 лет нуждается в 11-12 часах сна в сутки (включая дневной сон). Продолжительность сна для школьников 8-9 лет должна быть не меньше 10, 5-11 часов, для школьников 10-11 лет - 10 часов, для подростков 12-15 лет - 9 часов и для учащихся более старшего возраста - 8-8,5 часов.

Но важно не только количество часов сна. Для полно­ценного отдыха необходимо соблюдение определенных пра­вил и создание благоприятных гигиенических условий.

Как же организовать полноценный сон? Я обобщил материал, прочитанный в книгах и составил рекомендации по организации сна.

Вывод: только выполнение этих условий обеспечивает полноценный отдых организма и полное восстановление сил к предстоящему трудовому дню.

Практическая часть

Мои наблюдения

Продолжением исследования стали мои наблюдения за тем, как я и мой брат встаём утром; как себя чувствуем в течение дня; какая у нас успеваемость в школе; во сколько ложимся спать; какие взаимоотношения складываются в нашей семье. Наблюдения я проводил 5 дней - одну рабочую неделю. Результаты наблюдений я записывал в таблицу.

Я сделал анализ моих наблюдений:

1. Наш рабочий день не спешил начинаться: сами мы не просыпались - каждое утро мама подолгу нас будила, мы отмечали чувство разбитости и усталости, плохое настроение, чувство недосыпания,

2. В течение дня настроение менялось и у меня, и у моего брата, иногда возникало нежелание что-либо делать, появлялась раздражительность.

3. Проблем с успеваемостью у нас не было, учимся мы хорошо, но в школе я очень волнуюсь, боюсь ошибиться.

4. Спать мы ложились каждый день поздно, не раньше 11 часов.

5. Мама по-прежнему меня ругает за то, что я долго играю в компьютерные игры, а моего брата за то, что смотрит по телевизору все передачи.

Я пришел к выводу, что все проблемы возникают из-за того, что мы поздно ложимся спать и не высыпаемся.

Эксперимент по улучшению качества жизни

Результаты собственного наблюдения и анкетирования привели меня к пониманию того, что мне необходимо пересмотреть свой распорядок дня и внести изменения в режим дня. Я поставил эксперимент по улучшению изменению качества жизни путём соблюдения режима сна и отдыха в течение 7 дней.

Этапы эксперимента:

1. Сначала я изучил требования по составлению режима дня.

2. Составил собственный режим дня.

3. Сравнил свой режим с рекомендуемым режимом дня для младшего и среднего школьного возраста и обнаружил нарушения в несоблюдении требований по организации дня.

4. Внес изменения в режим дня и составил правильный режим дня в соответствии с рекомендациями с сохранением достаточного времени на полноценный сон.

5. Стал жить в новом режиме: целую неделю ложился спать не позднее 9 часов вечера, а вставал в 7 часов утра.

6. Соблюдал составленные мною требования по организации сна.

Результаты эксперимента превзошли все мои ожидания:

- мне легче стало вставать и собираться в школу;

- я заметил, что по утрам стала чувствовать себя бодрее, веселее;

- у меня появился аппетит, и я стал меньше тратить времени на еду, выделив дополнительных полчаса на сон;

- домашние задания стал выполнять на 1 час быстрее, выделив его для сна;

- лучше запоминал заданный на дом школьный материал;

- я стал меньше волноваться и переживать за оценки;

- я стал увереннее в себе!

Режим дня - это образ жизни, путь к здоровью!

Выводы:

  1. Исследование проблемы показало, что сон - действительно важное и необходимое условие жизни, он защищает наш организм от переутомления и бережёт здоровье.

  2. Потребность во сне у детей значительно боль­ше, чем у взрослого. Длительность сна зависит от возраста школьника и колеблется от 11-12 часов для детей 6-7 лет до 8-8,5 часов для детей старше 15 лет.

  3. Проблемы сна у большинства учащихся связаны с несоблюдением распорядка дня и отсутствием знаний о важности и пользе сна, а также о тех проблемах, которые возникают при несоблюдении элементарных правил режима дня;

  4. Соблюдение разработанного мною распорядка дня приведёт не только к повышению качества жизни детей, но и благотворно отразится на результатах успеваемости учащихся.

В результате исследования я:

  1. понял, что сон - необходимое состояние для отдыха организма; что здоровый сон - защита от простуды и залог школьной успеваемости;

  2. узнал, что мне надо спать, чтобы выспаться - 11 часов; как организовывать день, чтобы хватило времени на любимые занятия; составил режим дня для учащихся;

  3. составил рекомендации для учащихся по организации сна;

Заключение

Живое существо не имеет более верного и надежного помощника, чем глаз.

Берегите богатство, которым наградила вас природа! Как гласит народная мудрость:

«Пока видят глаза - не понимаешь, что такое зрение». Берегите глаза!

«Чтобы завтра рано встать солнышку навстречу, Надо спать, крепко спать, милый человечек!

Выдвинутая гипотеза: «Не буду спать - буду играть!» не подтвердилась. Сон очень важен для детского организма. Если играть, сколько хочешь, а спать, сколько придётся, это отрицательно повлияет на моё здоровье, мою успеваемость. Полноценный сон - одна из составляющих здоровья и залог школьной успеваемости

По итогам проведённого исследования и обобщенного материала я составил рекомендации для учащихся

Приложение 1.

Таблица «Нормы сна для детей школьного возраста»

Исследовательская работа по математике (7 кл)


Приложение 2.

Рекомендации по организации сна

  • Ложиться в постель, засыпать, просыпаться надо в определенное время.

  • Перед сном воздержись от большой умственной или физической работы, она вызывает возбуждение нервной системы и затрудняет засыпание, прекращай подвижные и компьютерные игры, просмотр телевизора.

  • Время перед сном полезно использовать для бе­седы с мамой или папой о делах и событиях минувшего дня.

  • Для лучшего расслабления в конце дня принимай тёплый успокаивающий душ или ванну с травами, выполняй гигиенические процедуры.

  • В течение дня соблюдай режим дня, правильно сочетай труд и отдых.

  • Помни, что прогулки на свежем воздухе очень полезны.

  • Лучшие условия при засыпании - это затемнение комнаты и тишина.

  • Обязательно спи в хорошо проветренной комнате.

Приложение 3


Таблица наблюдений


Дата

Как себя чувствовали утром

Как себя чувствовали в течение дня

Как учились в школе

Когда и как легли спать

я

брат

я

брат

я

брат

я

брат

11.03.

не очень хорошо


плохо


то хорошо, то плохо

по-разному

тяжело

тяжело

23.00.

23.00.


12.03.

не очень хорошо


плохо


то хорошо, то плохо

по-разному

тяжело

тяжело

22.00.

22.00.


13.03.

не очень хорошо


плохо


то хорошо, то плохо

по-разному

удовлетворительно

тяжело

22.00.

22.00.


14.03.

прекрасно


отлично, хорошо


прекрасно


отлично, хорошо


хорошо

хорошо

21.00.

21.00.


15.03.

прекрасно


отлично, хорошо


прекрасно


отлично, хорошо


отлично

хорошо

21.00.

21.00.



Приложение 6.

Примерный режим дня младшего школьника

Подъем

7.00

Утренняя зарядка

7.00-7.15

Завтрак

7.15-7.30

Дорога в школу

7.30-7.50

Занятия в школе

8.20-12.00

Дорога из школы

12.10-13.00

Обед

13.00-13.30

Отдых, прогулка

13.30-14.30

Занятия в кружках

14.30-15.30

Полдник

15.30-16.00

Приготовление домашних заданий

16.00-17.30

Прогулка, подвижные игры

17.30-18.30

Ужин

18.30-19.00

Чтение, просмотр детских телепередач

19.00-20.00

Приготовление ко сну

20.00-20.30

Сон

20.30-7.00

Приложение 7

Памятка «Советы о том, как лучше разместить компьютер»
Установить его лучше так, чтобы свет на экран падал слева.
Несмот­ря на то, что сам дисплей светится, заня­тия должны проходить не в темной, а в хорошо освещенной комнате.
Стол и стул должны соответствовать росту ребенка: ноги и спина иметь опору, а линия взора приходиться примерно на центр экрана.
Еще лучше смотреть на экран несколько сверху вниз.
Изображение на экране долж­но быть четким, контрастным, не иметь бликов и отражений рядом стоящих пред­метов.
Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.
Одновременно за компьютером должен заниматься лишь один ребенок, так как для сидящего сбоку резко ухудшаются условия рассматривания изображения на экране.

Приложение 8


Памятка «Как избежать переутомления при занятиях на компьютере»
Компьютер и видеоматериалы должны быть хорошего качества.
Мебель должна соответствовать росту ребенка.
В помещении, где используется компьютер, делайте ежедневную влажную уборку.
До и после работы на компьютере протирайте экран чистой тряпкой или губкой.
Чаще проветривайте комнату, а для того чтобы увеличить влажность воздуха, в помещении должен быть аквариум или другие емкости с водой.
С особой тщательностью отбирайте для детей компьютерные программы: они должны соответствовать возрасту ребенка: как по содержанию, так и по качеству оформления.
Без ущерба для здоровья школьники могут работать за компьютером не более 10-15 минут. Причем не ежедневно, а три раза в неделю, через день.
После каждого занятия проводите с ребенком упражнения для глаз и общеукрепляющие упражнения.

Обязательный отдых. Помните, что каждый час вы должны сделать 5-минутный перерыв в работе. Если вы проводите время за компьютером дома, перерыв желательно увеличить до 15 минут. Используйте перерыв, чтобы расслабляющую зарядку для глаз. Эксперты говорят, что этого достаточно для обеспечения защиты для глаз. Если следовать этим простым советам, рабочее время, проведенное за компьютером, можно увеличить почти в два раза! Чтобы определить, на сколько устали ваши глаза, выполните следующее упражнение:

Приложение 9


Памятка «Упражнения, снимающие утомление глаз» (выделить словами те, которые особенно понравились)

Крепко зажмурить глаза на 3-5с, а затем открыть их на 3-5с. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

Формула 20-20-20 для разминки глаз Каждые 20 минут моргать в течение 20 секунд по 20 раз. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

Волшебные ладошки. Энергично потрите ладони одну о другую, чтобы они стали теплыми. Поставьте локти на стол. Закройте глаза и прикройте их ладонями, которые складываются крест-накрест, сначала левую, на нее правую. Ладони не должны давить на глаза. Делать в течение 2-3 минут. Эффективное снятие напряжения с глаз и зрительного центра в головном мозге.

Смотреть прямо перед собой 2-3с. Затем поставить палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него 3-5с. Опустить руку, повторить 10-12раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, спустя 1-2с. снять пальцы с века. Повторить 3-4раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазных жидкостей.

Для страдающих близорукостью рекомендуется упражнение с меткой на стекле. Для его выполнения на оконном стекле укрепить круглую метку (или начертить круг фломастером), встать у окна на расстоянии 30-35см. и поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на удаленные предметы (дом, дерево).

Приложение 10


Памятка «Как лучше снять утомление после компьютерных занятий»
Самый лучший отдых - подвижные игры на свежем воздухе. Дома можно устроить небольшую разминку, физкультуру, обратив внимание на упражнения, тренирующие мышцы, которые формируют правильную осанку. Для снятия зрительного утомления полезно сделать несколько простых упражнений, расслабляющих мышцы глаза:

круговые медленные движения глазных яблок как в одну, так и в другую сторону,

посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на 25-30 см, потом перевести взор вдаль,

закрыть глаза, не напрягая мышцы, затем широко открыть глаза и поморгать,

силь­но зажмурить и снова открыть глаза.
Каж­дое упражнение повторить 4-5 раз. Эти упражнения помогут уставшим глазам. И конечно, недопустимо "отдыхать" у телеви­зора после занятий за компьютером.

Приложение 11

Памятка «Правила чтения»
1.При чтении не держите книгу на груди или на коленях.
2.Варьируйте расстояние от глаз до книги. Передвигайте стул, откидывайтесь на спинку, выпрямляйтесь. Словом, меняйте положение тела.
3.Не читайте лежа в постели до погружения в сон.
4.Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.
5.Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.
6.Следите, чтобы освещение падало с левой стороны, и было достаточным.
7.Не читайте на ходу и при движении транспорта.
8.Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.
9.Держите книгу ниже подбородка, чтобы не поднимать веки. Верхнее веко всегда опущено и расслаблено.
10.Почаще моргайте при чтении. Делайте по 1 - 2 моргания на каждой строке текста. Моргайте на знаках препинания и в конце строки
11.Не читайте на солнце.
12.Во время чтения лежа держите голову приподнятой. При этом часто моргайте.
13.Книгу держите на таком расстоянии, с которого шрифт виден лучше всего.
14.Не наклоняйте голову и тело сильно вперед.
15.Расслабляйте во время чтения мышцы рук и плеч.
16.Не читайте, если больны, взволнованны, устали. Приступайте к чтению, только хорошенько расслабившись

Список использованных источников

Боярова о., Кольбенова А. С головы до пят.- М.- Детская литература, 1967

Жуйков Е. Бесценный дар - зрение. // Здоровье детей. № 7, 1-15 апреля, 2005

Пугал Н. А., Волошинова Е. В., Маш Р. Д., Беляев В. И. Биология - 9(8): Человек. Практикум по гигиене. - М.: АРКТИ, 2002. - 96 с.

Антропова М.В. «Школьная гигиена». - М., 1981.

Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. Режим дня младшего школьника», М.: Вентана-Граф, 2003.

Демин Н. Н., Коган А. Б. и Моисеева Н. И. Нейрофизиология и нейрохимия сна, Л., 1978.

Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника. - М.: Медицина, 1983.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. Азбуковник, 1999.

Рохлин Л.Л. Сон, гипноз и сновидения в свете теории И. П. Павлова. М., 1952.

Хрестоматия для дошкольников. Загадки. - М., 1980.


© 2010-2022