- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 7-9 классы ФГОС
Рабочая программа по геометрии 7-9 классы ФГОС
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Авдеева Н.А. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 26»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ 7-9 КЛАССЫ
Ι. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования 2-го поколения, Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения; а также на основе основной образовательной программы предмета «Геометрия 7-9» для основной школы по УМК Л.С. Атанасяна и других.
Среднее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Изучение математики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
-
развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-
формирование у обучающихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
-
воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
-
формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
-
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; .
-
развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
-
формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
-
создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
«Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов - М.: Просвещение;
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание математического образования применительно к основной школе представлено в виде следующих содержательных разделов. Это арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика; геометрия. Наряду с этим в содержание основного общего образования включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей обще интеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения. При этом первая линия - «Логика и множества»- служит цели овладения обучающимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая - «Математика в историческом развитии» - способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения обучающимися математики, способствует развитию их логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием первичных представлений о действительном числе. Завершение числовой линии (систематизация сведений о действительных числах, о комплексных числах) так же как и более сложные вопросы арифметики (алгоритм Евклида, основная теорема арифметики), отнесено к ступени общего среднего (полного) образования.
Содержание раздела «Алгебра» способствует формированию у обучающихся математического аппарата для решения задач из разных разделов математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. В задачи изучения алгебры входят также развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения обучающихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений, а вопросы, связанные с иррациональными выражениями, с тригонометрическими функциями и преобразованиями, входят в содержание курса математики на старшей ступени обучения в школе.
Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у обучающихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Раздел «Вероятность и статистика» - обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у обучающихся функциональной грамотности - умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Цель содержания раздела «Геометрия» - развить у обучающихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера.
Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний. Материал, относящийся к блокам «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несет в себе межпредметные знания, которые находят применение, как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.
Особенностью раздела «Логика и множества» является то, что представленный в нем материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения. На него не выделяется специальных уроков, усвоение его не контролируется, но содержание этого раздела органично присутствует в учебном процессе как своего рода гуманитарный фон при рассмотрении проблематики основного содержания математического образования.
В связи с тем, что содержание рабочей программы представлено на основе выше указанной структурой, в ней несколько изменено распределение учебного материала.
В рамках учебного предмета «Геометрия» традиционно изучаются: евклидова геометрия, элементы векторной алгебры, геометрические преобразования.
III. МЕСТО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Геометрия» изучается с 7 по 9 классы. Общее количество уроков в неделю с 7 по 9 класс составляет 7,5 часа (7 класс - 2,5; 8 класс - 3 часа; 9 класс - 2 часа в неделю.)
Распределение учебного времени между этими предметами представлено в таблице.
Классы
Предметы математического цикла
Количество часов на ступени основного образования
Геометрия
262,5(7 кл.-2,5ч*35;
8кл.- 3ч.*35;
9кл - 2ч*35)
IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕИ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОМЕТРИЯ»
Изучение математики в 5-6 классах дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
-
Личностные результаты освоения учебного предмета «Геометрия»
-
Метапредметные результаты освоения учебного предмета «Геометрия»
-
Предметные результаты освоения учебного предмета «Геометрия»
-
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
-
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
-
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
-
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений
-
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
-
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
-
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
-
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
-
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем
-
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
-
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
7-й класс.
Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о:
-
основных геометрических понятиях: точка, прямая, плоскость, луч, отрезок, ломаная, многоугольник;
-
определении угла, биссектрисы угла, смежных и вертикальных углов;
-
свойствах смежных и вертикальных углов;
-
определении равенства геометрических фигур; признаках равенства треугольников;
-
геометрических местах точек; биссектрисе угла и серединном перпендикуляре к отрезку как геометрических местах точек;
-
определении параллельных прямых; признаках и свойствах параллельных прямых;
-
аксиоме параллельности и её краткой истории;
-
формуле суммы углов треугольника;
-
определении и свойствах средней линии треугольника;
-
теореме Фалеса.
-
Применять свойства смежных и вертикальных углов при решении задач;
-
находить в конкретных ситуациях равные треугольники и доказывать их равенство;
-
устанавливать параллельность прямых и применять свойства параллельных прямых;
-
применять теорему о сумме углов треугольника;
-
использовать теорему о средней линии треугольника и теорему Фалеса при решении задач;
-
находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
-
создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
8-й класс.
Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о:
-
определении параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата; их свойствах и признаках;
-
определении трапеции; элементах трапеции; теореме о средней линии трапеции;
-
определении окружности, круга и их элементов;
-
теореме об измерении углов, связанных с окружностью;
-
определении и свойствах касательных к окружности; теореме о равенстве двух касательных, проведённых из одной точки;
-
определении вписанной и описанной окружностей, их свойствах;
-
определении тригонометрические функции острого угла, основных соотношений между ними;
-
приёмах решения прямоугольных треугольников;
-
тригонометрических функциях углов от 0 до 180°;
-
теореме косинусов и теореме синусов;
-
приёмах решения произвольных треугольников;
-
формулах для площади треугольника, параллелограмма, трапеции;
-
теореме Пифагора.
-
Применять признаки и свойства параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата при решении задач;
-
решать простейшие задачи на трапецию;
-
находить градусную меру углов, связанных с окружностью; устанавливать их равенство;
-
применять свойства касательных к окружности при решении задач;
-
решать задачи на вписанную и описанную окружность;
-
выполнять основные геометрические построения с помощью циркуля и линейки;
-
находить значения тригонометрических функций острого угла через стороны прямоугольного треугольника;
-
применять соотношения между тригонометрическими функциями при решении задач; в частности, по значению одной из функций находить значения всех остальных;
-
решать прямоугольные треугольники;
-
сводить работу с тригонометрическими функциями углов от 0 до 180° к случаю острых углов;
-
применять теорему косинусов и теорему синусов при решении задач;
-
решать произвольные треугольники;
-
находить площади треугольников, параллелограммов, трапеций;
-
применять теорему Пифагора при решении задач;
-
находить простейшие геометрические вероятности;
-
находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
-
создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
9-й класс.
Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о:
-
признаках подобия треугольников;
-
теореме о пропорциональных отрезках;
-
свойстве биссектрисы треугольника;
-
пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике;
-
пропорциональных отрезках в круге;
-
теореме об отношении площадей подобных многоугольников;
-
свойствах правильных многоугольников; связи между стороной правильного многоугольника и радиусами вписанного и описанного кругов;
-
определении длины окружности и формуле для её вычисления;
-
формуле площади правильного многоугольника;
-
определении площади круга и формуле для её вычисления; формуле для вычисления площадей частей круга;
-
правиле нахождения суммы и разности векторов, произведения вектора на скаляр; свойства этих операций;
-
определении координат вектора и методах их нахождения;
-
правиле выполнений операций над векторами в координатной форме;
-
определении скалярного произведения векторов и формуле для его нахождения;
-
связи между координатами векторов и координатами точек;
-
векторным и координатным методах решения геометрических задач.
-
формулах объёма основных пространственных геометрических фигур: параллелепипеда, куба, шара, цилиндра, конуса.
-
Применять признаки подобия треугольников при решении задач;
-
решать простейшие задачи на пропорциональные отрезки;
-
решать простейшие задачи на правильные многоугольники;
-
находить длину окружности, площадь круга и его частей;
-
выполнять операции над векторами в геометрической и координатной форме;
-
находить скалярное произведение векторов и применять его для нахождения различных геометрических величин;
-
решать геометрические задачи векторным и координатным методом;
-
применять геометрические преобразования плоскости при решении геометрических задач;
-
находить объёмы основных пространственных геометрических фигур: параллелепипеда, куба, шара, цилиндра, конуса;
-
находить решения «жизненных» (компетентностных) задач, в которых используются математические средства;
.
V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
7 класс
2,5 часов неделю (87,5 часов)
Начальные понятия и теоремы геометрии.
Возникновение геометрии из практики. Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.
Точка, прямая и плоскость. Понятие о геометрическом месте точек. Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.
Угол.
Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.
Параллельные и пересекающиеся прямые.
Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.
Окружность и круг.
Треугольник.
Прямоугольные, остроугольные, и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников.
8 класс
3часа в неделю (105 часов)
Четырехугольники.
Понятие многоугольника, выпуклого многоугольника. Параллелограмм, его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрия. Площадью. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, параллелограмма. Площадь треугольника, трапеции. Решение задач на вычисление площадей. Теорема Пифагора прямая и обратная. Решение задач на применение теоремы Пифагора.
Подобные треугольники.
Определение подобных треугольников, отношение их площадей. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Решение прямоугольных треугольников. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.
Окружность
Касательная к окружности, ее свойства. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
9 класс
2 часа в неделю (70 часов)
Векторы. Метод координат.
Понятие вектора. Абсолютная величина и направление вектора. Коллинеарные векторы. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение векторов на число. Применение векторов к решению задач и доказательству теорем. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Синус, косинус, тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов, его свойства. Применение скалярного произведения к решению задач.
Длина окружности и площадь круга.
Правильные многоугольники. Длина окружности. Площадь круга.
Движения.
Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ГЕОМЕТРИИ НА 2015-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
7 класс.
№ урока
№
урока в теме
Тема урока
Характеристика учебной деятельности учащихся
Всего часов
Кол-во
часов
Контроль
Начальные геометрические сведения
13
1
1
1
Прямая и отрезок.
Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какой угол называется развернутым;
обосновывать взаимное расположение двух прямых на плоскости; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.
Объяснять, какие фигуры называются равными, как сравниваются отрезки и углы, что такое середина отрезка и биссектриса угла; формулировать и обосновывать равенство отрезков и углов; изображать и распознавать указанные фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими фигурами.
Объяснять, как измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, острым, тупым; формулировать и обосновывать случаи, когда точка делит отрезок на два отрезка и когда луч делит угол на два угла; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.
Объяснять, какие углы называются смежными и вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.
Изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами.
1
2
2
Луч и угол
1
3
3
Сравнение отрезков и углов.
1
4
4
Измерение отрезков.
1
5
5
Измерение углов.
1
6
6
Смежные углы
1
7-9
7-9
Смежные и вертикальные углы
3
10-12
10-12
Решение задач
3
13
13
Контрольная работа №1
1
1
Треугольники
22
1
14
1
Треугольник.
Объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать первый признак равенства треугольников; решать задачи, связанные с первым признаком равенства треугольников; решать задачи на нахождения периметра треугольника, на нахождение равных элементов.
Сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.
Объяснять, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним; объяснять, что называется перпендикуляром, проведенным из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные со свойствами равнобедренного треугольника; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.
Формулировать и доказывать второй признак равенства треугольников; решать задачи, связанные со вторым признаком равенства треугольников; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.
Формулировать и доказывать третий признак равенства треугольников; решать задачи, связанные с третьим признаком равенства треугольников;
Формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр, радиус, диаметр и хорда окружности; решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.
1
15-17
2-4
Первый признак равенства треугольников.
3
18
5
Медианы, биссектрисы треугольника
1
19-20
6-7
Высоты треугольника
2
21-23
8-10
Свойства равнобедренного треугольника
3
24-27
11-14
Второй и третий признаки равенства треугольников
4
28-30
15-17
Решение задач на применение признаков равенства треугольников
3
30
18
Контрольная работа №2
1
1
31
19
Окружность.
1
33-35
20-22
Решение задач на построение.
3
Параллельные прямые
15
2
36-37
1-2
Признаки параллельности прямых.
Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованнее при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми.
Формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чем заключается метод доказательства от противного; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми.
2
38
3
Промежуточная контрольная работа
1
1
39
4
Способы построения параллельных прямых.
1
40-41
5-6
Решение задач.
2
42
7
Аксиома параллельности прямых.
1
43-45
8-10
Свойства параллельности прямых.
3
46-49
11-14
Решение задач.
4
50
15
Контрольная работа №3
1
1
Соотношения между сторонами и углами треугольника
24
2
51-52
1-2
Сумма углов треугольника.
Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника; проводить классификацию треугольников по углам; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с теоремой о сумме углов треугольника; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи. Формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.
Формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом30°); формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисление, связанные с теоремами о свойствах прямоугольных треугольников, с расстоянием между параллельными прямыми; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.
Формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства прямоугольных треугольников;
Решать задачи на доказательство и построение, связанные с теоремами о свойствах прямоугольных треугольников, с расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи, в задачах на построение исследовать возможные случаи.
2
53-54
3-4
Соотношение между сторонами и углами.
2
55
5
Неравенства треугольника.
1
56-58
6-8
Решение задач.
3
59
9
Контрольная работа № 4
1
1
60-62
10-12
Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства.
3
63-65
13-15
Признаки равенства прямоугольных треугольников.
3
66-67
16-17
Расстояние от точки до прямой.
Расстояние между параллельными прямыми
2
68-70
18-20
Построение треугольника по трем элементам.
3
71-73
21-23
Решение задач на построение.
3
74
24
Контрольная работа № 5
1
1
Повторение курса геометрии 7 класса
15
1
75-77
1-3
Решение задач по теме: «Треугольники»
Знать материал, изученный в курсе геометрии за 7 класс.
Владеть общим приемом решения задач.
Уметь применять полученные знания на практике.
Уметь логически мыслить, отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других, работать в команде.
3
78-81
4-7
Решение задач по теме: «Параллельные прямые»
4
82-84
8-10
Решение задач по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
3
85-87
11-13
Решение задач по теме: «Прямоугольные треугольники»
3
88
14
Итоговая контрольная работа
1
1
89
15
Работа над ошибками
1
8 класс.
№ урока
№ урока в теме
Тема урока
Характеристика учебной деятельности учащихся
Всего часов
Кол-во часов
Контроль
Четырехугольники
18
1
1-2
1-2
Многоугольники.
Формулировать определения параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеции, средней линии трапеции; распознавать и изображать их на чертежах и рисунках.
Формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции.
Исследовать свойства четырехугольников с помощью компьютерных программ.
Решать задачи на построение, доказательство и вычисления. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения. Выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи
2
3-5
3-5
Параллелограмм. Его свойства и признаки.
3
6-7
6-7
Трапеция.
2
8
8
Задачи на построение циркулем и линейкой.
1
9-10
9-10
Прямоугольник.
2
11-12
11-12
Ромб и квадрат.
2
13-14
13-14
Решение задач по теме «Четырехугольники».
2
15
15
Осевая и центральная симметрия.
1
16-17
16-17
Решение задач по теме «Четырехугольники»
2
18
18
Контрольная работа №1 «Четырехугольники».
1
1
Площадь
16
1
19-20
1-2
Площадь многоугольника.
Формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей.
Выводить формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника и трапеции.
Находить площадь многоугольника разбиением на треугольники и четырехугольники.
Объяснять и иллюстрировать отношение площадей подобных фигур.
Решать задачи на вычисление площадей треугольников, четырехугольников и многоугольников. Опираясь на данные условия задачи, находить возможности применения необходимых формул, преобразовывать формулы. Использовать формулы для обоснования доказательных рассуждений в ходе решения.
Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.
2
21-22
3-4
Площадь параллелограмма.
2
23-24
5-6
Площадь треугольника.
2
25
7
Площадь трапеции.
1
26-28
8-10
Решение задач по теме «Площадь».
3
29-31
11-13
Теорема Пифагора.
3
32-33
14-15
Решение задач по теме «Терема Пифагора».
2
34
16
Контрольная работа №2 «Площадь».
1
1
Подобные треугольники
21
2
35-36
1-2
Определение подобных треугольников.
Формулировать определение подобных треугольников.
Формулировать и доказывать теоремы о признаках подобия треугольников, теорему Фалеса.
Формулировать определения и иллюстрировать понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника. Выводить формулы, выражающие функции угла прямоугольного треугольника через его стороны.
Формулировать определения синуса, косинуса, тангенса, котангенса углов от 0° до 180°. Выводить формулы, выражающие функции углов от 0 до 180° через функции острых углов. Формулировать и разъяснять основное тригонометрическое тождество. По значениям одной тригонометрической функции угла вычислять значения других тригонометрических функций этого угла.
Исследовать свойства треугольника с помощью компьютерных программ.
Решать задачи на построение, доказательство и вычисления. Выделять в условии задачи условие и заключение. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения.
Опираясь на данные условия задачи, проводить необходимые рассуждения.
Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.
2
37-38
3-4
Первый признак подобия треугольников.
2
39-40
5-6
Второй и третий признаки подобия треугольников.
2
41-42
7-8
Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников».
2
43
9
Контрольная работа №3 «Признаки подобия треугольников».
1
1
44-45
10-11
Средняя линия треугольника.
2
46-48
12-14
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
3
49-50
15-16
Практические приложения подобия треугольников.
2
51
17
Измерительные работы на местности. О подобии произвольных фигур.
1
52-54
18-20
Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
3
55
21
Контрольная работа №4 «Применение подобия».
1
1
Окружность
22
1
56
1
Взаимное расположение прямой и окружности.
Формулировать определения понятий, связанных с окружностью, центрального и вписанного углов, секущей и касательной к окружности, углов, связанных с окружностью.
Формулировать и доказывать теоремы о вписанных углах, углах, связанных с окружностью.
Формулировать соответствие между величиной центрального угла и длиной дуги окружности.
Изображать, распознавать и описывать взаимное расположение прямой и окружности.
Исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ.
Решать задачи на вычисление линейных величин, градусной меры угла.
Решать задачи на построение, доказательство и вычисления. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения. Выделять на чертеже конфигурации, необходимые для проведения обоснований логических шагов решения. Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.
1
57
2
Касательная к окружности.
1
58-59
3-4
Решение задач по теме «Касательная к окружности».
2
60
5
Градусная мера дуги окружности.
1
61-62
6-7
Теорема о вписанном угле и об отрезках пересекающихся хорд.
2
63-65
8-10
Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы».
3
66-68
11-13
Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку.
3
69-70
14-15
Теорема о пересечении высот треугольника.
2
71-72
16-17
Вписанная окружность.
2
73-74
18-19
Описанная окружность.
2
75-76
20-21
Решение задач по теме «Окружность».
2
77
22
Контрольная работа №5 «Окружность».
1
1
Повторение курса геометрии 8 класса
12
1
78-80
1-3
Решение задач по теме «Четырехугольники».
Знать материал, изученный в курсе геометрии за 8 класс.
Владеть общим приемом решения задач.
Уметь применять полученные знания на практике.
Уметь логически мыслить, отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других, работать в команде.
3
81-82
4-5
Решение задач по теме «Площадь».
2
83-85
6-8
Решение задач по теме «Признаки подобия треугольников».
3
86-87
9-10
Решение задач по теме «Окружность».
2
88
11
Итоговая контрольная работа.
1
89
12
Работа над ошибками
1
9 класс.
№ урока
№
урока в теме
Тема урока
Характеристика учебной деятельности учащихся
Всего часов
Кол-во часов
Контроль
Векторы.
11
1
1-2
1-2
Понятие вектора. Равенство векторов. Откладывание векторов от данной точки.
Формулировать определения и иллюстрировать понятия вектора, длины (модуля) вектора, коллинеарных векторов, равных векторов.
Вычислять длину и координаты вектора.
Находить угол между векторами.
Выполнять операции над векторами.
Выполнять проекты по темам использования векторного метода
2
Входная контрольная работа
3-4
3-4
Сложение
2
5-7
5-7
Вычитание векторов
3
8
8
Умножение вектора на число.
1
9-10
9-10
Применение векторов к решению задач и доказательству теорем.
2
11
11
Контрольная работа № 1
1
1
Метод координат.
12
1
12-13
1-2
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.
Объяснять и иллюстрировать понятие декартовой системы координат.
Выводить и использовать формулы координат середины отрезка, расстояния между двумя точками плоскости, уравнения прямой и окружности.
Выполнять проекты по темам использования координатного метода при решении задач на вычисления и доказательства
2
14-16
3-5
Координаты вектора.
3
17-18
6-7
Простейшие задачи в координатах.
2
19-20
8-9
Уравнения окружности и прямой.
2
21-22
10-11
Решение задач по теме «Векторы»
2
23
12
Контрольная работа № 2
1
1
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
17
2
24-26
1-3
Синус, косинус и тангенс угла. Основное тригонометрическое тождество.
Формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника.
Формулировать определения и иллюстрировать понятия синуса, косинуса, тангенса и котангенса острого угла прямоугольного треугольника. Выводить формулы, выражающие функции угла прямоугольного треугольника через его стороны. Формулировать определения синуса, косинуса, тангенса, котангенса углов от 0° до 180°. Выводить формулы, выражающие функции углов от 0° до 180° через функции острых углов. Формулировать и разъяснять основное тригонометрическое тождество. По значениям одной тригонометрической функции угла вычислять значения других тригонометрических функций этого угла. Формулировать и доказывать теоремы синусов и косинусов.
Находить угол между векторами, скалярное произведение векторов, формулировать и обосновывать утверждения о свойствах скалярного произведения векторов; использовать скалярное произведение векторов при решении задач.
3
27-28
4-5
Теорема синусов.
2
29-30
6-7
Теорема косинусов.
2
31-34
8-11
Решение треугольников.
4
35-36
12-13
Скалярное произведение векторов, его свойства.
2
37-39
14-16
Применение скалярного произведения к решению задач.
3
40
17
Контрольная работа № 3
1
1
Длина окружности и площадь круга.
16
1
41
1
Правильные многоугольники.
Распознавать многоугольники, формулировать определение и приводить примеры многоугольников.
Формулировать и доказывать теорему о сумме углов выпуклого многоугольника.
Исследовать свойства многоугольников с помощью компьютерных программ.
Формулировать и доказывать теоремы о вписанной и описанной окружностях многоугольника.
Объяснять понятия длины окружности и площади круга; выводить формулы для вычисления длины окружности и длины дуги, площади круга и площади кругового сектора.
Решать задачи на доказательство и вычисления. Моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения. Интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.
Исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ.
Решать задачи на построение, доказательство и вычисления.
1
41
2
Окружность, описанная около правильного многоугольника.
1
43
3
Окружность, вписанная в правильный многоугольник.
1
44-46
4-6
Формулы для вычисления площадей правильных многоугольников, его стороны и радиуса вписанной окружности.
3
47-49
7-9
Решение задач
3
50-51
10-11
Длина окружности и площадь круга
2
52-53
12-13
Площадь кругового сектора
2
54-55
14-15
Решение задач
2
56
16
Контрольная работа № 4
1
1
Движения
6
1
57
1
Понятие движения. Отображение плоскости на себя.
Объяснять и иллюстрировать понятия равенства фигур, подобия. Строить равные и симметричные фигуры, выполнять параллельный перенос и поворот.
Исследовать свойства движений с помощью компьютерных программ.
Выполнять проекты по темам геометрических преобразований на плоскости.
1
58
2
Решение задач
1
59
3
Параллельный перенос
1
60
4
Поворот
1
61
5
Решение задач
1
62
6
Самостоятельная работа
1
1
Повторение курса геометрии 9 класса
8
1
63-64
1-2
Решение задач по теме: «Векторы»
Знать материал, изученный в курсе геометрии за 7-9 классы.
Владеть общими приемами решения задач.
Уметь применять полученные знания на практике.
Уметь логически мыслить, отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других, работать в команде.
2
65-66
3-4
Решение задач по теме: «Метод координат»
2
67-68
5-6
Решение задач по теме: «Соотношение между сторонами и углами треугольника»
2
69
7
Итоговая контрольная работа
1
70
8
Работа над ошибками.
1
VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ «ГЕОМЕТРИЯ»
Оснащение процесса обучения математике обеспечено библиотечным фондом, печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, учебно-практическим оборудованием.
-
Библиотечный фонд
-
нормативные документы: Стандарт по математике, Примерная программа основного общего образования по математике,
-
комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации по геометрии для 7-9 классов,
-
научная, научно-популярная, историческая литература, учебная литература, необходимая для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ,
-
пособия для подготовки и/или проведения государственной аттестации по математике за курс основной школы,
-
справочные пособия (энциклопедии, словари, справочники по математике и т.п.),
-
методические пособия для учителя.
-
Печатные пособия
-
таблицы геометрии для 7-9 классов, основные сведения о плоских и пространственных геометрических фигурах.
-
портреты выдающихся деятелей математики.
-
Информационные средства
-
мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса математики, ориентированные на систему дистанционного обучения либо имеющие проблемно-тематический характер и обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов Стандарта,
-
электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы. Эти пособия предоставляют техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля),
-
инструментальная среда по математике. Инструментальная среда предоставляет возможность построения и исследования геометрических чертежей.
-
Экранно- звуковые пособия
-
видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов.
-
Технические средства обучения
-
мультимедийный компьютер;
-
мультимедиапроектор;
-
экран (навесной);
-
Учебно-практическое оборудование
-
комплект чертёжных инструментов, комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных).
7. Учебно-методическое обеспечение.
Литература основная и дополнительная
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
«Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов - М.: Просвещение;
Дополнительная литература:
-
Математика. Еженедельное учебно - методическое приложение к газете «Первое сентября».
-
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов «Изучение геометрии в 7-9классах» -М.: Просвещение;
-
Б.Г. Зив, В.М. Меллер Дидактические материалы по геометрии -М.: Просвещение;
-
Б.Г. Зив, В.М. Меллер, А.Г.Бакинский. Задачи по геометрии для 7-11 классов - М.: Просвещение;
-
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов «Изучение геометрии в 7-9 классах. - М.: Просвещение;
-
Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
-
Л.И. Звавич и другие. Контрольные и проверочные работы по геометрии 7-9 классы.- М.Просвещение;
-
Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, И.И. Юдин «Рабочая тетрадь для 7 класса» -М.: Просвещение.
-
Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. - М.:ООО «Издательство АСТ»;
-
Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. - М.:ООО «Издательство АСТ»;
-
Черкасов О.Ю. Математика. Справочник / О.Ю.Черкасов, А.Г.Якушев. -М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА;.
-
Мантуленко В.Г. Кроссворды для школьников. Математика / В.Г.Мантуленко, О
-
Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / гл.ред. М.Д.Аксенова. - М.: Аванта.
Презентации:
-
1. Уроки геометрии Кирилла и Мефодия 7-11
-
2.Учебное электронное издание Математика 5-11
-
3.Большая энциклопедия школьника 5-11 классы
-
4. Школьный курс геометрии 2002
-
5.Мультимедийное приложение Геометрия 8
-
6.Электронное учебное пособие Интерактивная математика 5-9
Интернет ресурсы:
-
Министерство образования РФ;
-
drofa.ru - сайт издательства «Дрофа»
-
informika.ru/;
-
ed.gov.ru/ ;
-
edu.ru/
-
uztest.ru
-
4ege.ru
-
Тестирование online: 5 - 11 классы : kokch.kts.ru/cdo/
-
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:
teacher.fio.ru
-
Новые технологии в образовании: edu.secna.ru/main/
-
Путеводитель «В мире науки» для школьников: uic.ssu.samara.ru/~nauka/
-
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: mega.km.ru
-
сайты «Энциклопедий», например:
-
rubricon.ru/ ;
-
encyclopedia.ru/
Рабочая программа по геометрии 7-9 классы Страница 20