• Преподавателю
  • Математика
  • Рабочая программа по геометрии для обучающихся в специальных (коррекционных) классах (7 вида), 7 класс

Рабочая программа по геометрии для обучающихся в специальных (коррекционных) классах (7 вида), 7 класс

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рассмотрено

Руководитель МО

_______________________

ФИО


_________________________

Подпись


Протокол № _______

от «___» ___________ 2015 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

_________________________

ФИО

________________________

Подпись

«___» _____________ 2015 г.

Утверждаю

Директор МКОУ ШР «СОШ № 4»

_________________________

ФИО

_________________________

Подпись

Приказ № _____

от «____» __________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ГЕОМЕТРИИ


ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ


СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) КЛАССЫ VII ВИДА


7 Д класс






Шолоховой Елены Нифонтовны,

учителя первой квалификационной категории

















2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по геометрии разработана на основании следующих нормативных правовых документов:

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Программы общеобразовательных учреждений, 7-9 классы. Т.А. Бурмистрова.- М.: Просвещение, 2009.

Учебник «Геометрия, 7-9». Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутусова и др.- М.: Просвещение, 2011-2014.

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

Цель:

Формирование про­странственных представлений и развитие логического мышления необходимого для изучения смеж­ных дисциплин (физика, черчение и т. д.).

Курс характеризуется рациональным сочетанием логиче­ской строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширя­ются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Уча­щиеся овладевают приемами аналитико-синтетической дея­тельности при доказательстве теорем и решении задач.

Систе­матическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении мате­матической теории, обеспечивает развитие логического мыш­ления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием ри­сунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием гео­метрической интуиции на этой основе. Целенаправленное об­ращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания

Задачи:

  • Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для приме­нения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  • Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых че­ловеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

Используемый учебник «Геометрия, 7-9» авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутусова, С.Б. Кадомцева и др. рекомендован министерством образования Российской Федерации. Изучаемый материал в учебнике разбит на главы (всего 14 глав, для 7-9 класса нумерация глав сквозная). В конце каждой главы есть вопросы для повторения и дополнительные задачи.

Каждая глава разбита на параграфы (для каждой главы нумерация параграфов начинается заново). В конце каждого параграфа есть практические задания по данной теме, вопросы и задачи. Каждый параграф состоит из пунктов (всего 127 пунктов, нумерация пунктов сквозная).

В конце учебника есть подборка задач повышенной трудности по главам, два приложения «Об аксиомах стереометрии» и «Некоторые сведения о развитии геометрии», ответы и указания, предметный указатель.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые.

Формы контроля:

самостоятельная работа, контрольная работа, работа по карточкам и тесты.

Методы контроля:

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельные и контрольные

работы, диктанты (10 -15 минут), полугодовая и итоговая аттестации предусмотрены

в виде административных контрольных работ.

Рабочая программа по геометрии рассчитана на 2 ч в неделю (68 ч в год), в том числе, для проведения контрольных работ - 6 ч.








Учебно - тематический план

Кол-во часов

Глава I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

10

Прямая и отрезок. Луч и угол.

2

Сравнение отрезков и углов

1

Измерение отрезков. Измерение углов.

3

Перпендикулярные прямые

2

Обобщающий урок по теме «Начальные геометрические сведения»

1

Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»

1

Глава II. ТРЕУГОЛЬНИКИ


17

Первый признак равенства треугольников

3

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

3

Второй и третий признак равенства треугольников

4

Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников»

3

Задачи на построение

3

Обобщающий урок по теме «Треугольники»

1

Контрольная работа №2 «Треугольники»

1

Анализ контрольной работы

1


Глава III. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ


13

Признаки параллельности двух прямых

4

Аксиома параллельных прямых

5

Решение задач по теме «Параллельные прямые»

3

Обобщающий урок по теме «Параллельные прямые»

1

Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»

1

Анализ контрольной работы

1



Глава IV. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА

18

Сумма углов треугольника

2

Соотношения между сторонами и углами треугольника

3

Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

1

Анализ контрольной работы.

Прямоугольные треугольники

4

Построение треугольника по трем элементам

4

Обобщающий урок по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»

1

Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»

1

Анализ контрольной работы

1

ПОВТОРЕНИЕ

10



Итоговая контрольная работа 1

Календарно-тематическое планирование по геометрии, 7 Д класс


№ урока

Планируемая дата

Фактическая дата

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Глава I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ( 10 ч)


03.09.

Прямая и отрезок. Провешивание прямой на местности.

1


    03.09.

    Луч и угол.

    1


      10.09.

      Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов

      1


        11.09.

        Длина отрезка. Измерение отрезков.

        1


          17.09.

          Градусная мера угла. Измерение углов на местности.

          1


          17.09.

          Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов»

          1


          24.09.

          Смежные и вертикальные углы.

          1


          24.09.

          Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности

          1


          01.10.

          Обобщающий урок по теме «Начальные геометрические сведения»

          1


          01.10.

          Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения»

          1

          Глава II. ТРЕУГОЛЬНИКИ ( 17 ч.)

          08.10.

          Анализ контрольной работы. Треугольник.

          1


          08.10.

          Первый признак равенства треугольников

          1


          15.10.

          Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников»

          1


          15.10

          Перпендикуляр к прямой

          1


          22.10.

          Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

          1


          22.10

          Свойства равнобедренного треугольника

          1


          29.10.

          Второй признак равенства треугольников

          1


          29.10.

          Решение задач по теме «Второй признак равенства треугольников»

          1


          12.11.

          Третий признак равенства треугольников

          1


          12.11.

          Решение задач по теме «Третий признак равенства треугольников»

          1


          19.11.

          Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников»

          1


          19.11.

          Окружность. Элементы окружности

          1


          26.11.

          Построения циркулем и линейкой. Примеры задач на построение

          1


          26.11.

          Построения циркулем и линейкой. Примеры задач на построение

          1


          03.12.

          Обобщающий урок по теме «Треугольники»

          1


          03.12.

          Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники»

          1


          10.12.

          Анализ контрольной работы

          1

          Глава III. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ ( 13 ч)

          10.12.

          Определение параллельных прямых. Практические способы построения параллельных прямых.

          1


          17.12.

          Признаки параллельности двух прямых

          1


          17.12

          Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых»

          1


          24.12.

          Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых»

          1


          24.12.

          Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых

          1


          15.01.

          Метод доказательства от противного

          1


          15.01.

          Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

          1


          22.01.

          Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых»

          1


          22.01.

          напечатала

          Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых»

          1


          29.01.


          Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых. Признаки параллельности прямых»

          1


          29.01.


          Обобщающий урок по теме «Параллельные прямые»

          1


          Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые»

          1


          Анализ контрольной работы

          1

          Глава IV. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА ( 18 ч)

          Теорема о сумме углов треугольника. Внешний угол треугольника

          1


          Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.

          1


          Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника

          1


          Неравенство треугольника.

          1


          Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

          1


          Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

          1


          Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

          1


          Анализ контрольной работы.

          Некоторые свойства прямоугольных треугольников

          1


          Решение задач на применение некоторых свойств прямоугольных треугольников

          1


          Признаки равенства прямоугольных треугольников

          1


          Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников

          1


          Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

          1


          Построение треугольника по двум сторонам и углу меду ними

          1


          Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам

          1


          Построение треугольника по трем сторонам

          1


          Обобщающий урок по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»

          1


          Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»


          Анализ контрольной работы

          1


          ПОВТОРЕНИЕ ( 10 ч)

          Повторение. Начальные геометрические сведения

          1


          Повторение. Начальные геометрические сведения

          1


          Повторение. Треугольники

          1


          Повторение. Треугольники

          1




          Повторение. Параллельные прямые

          1




          Решение задач по теме «Параллельные прямые»

          1




          Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника

          1




          Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

          1


          Итоговая контрольная работа

          1


          Анализ контрольной работы

          1





          Содержание курса

          7 класс (68 ч)

          1. Начальные геометрические сведения (10 ч)

          Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отре­зок, луч, угол.

          Понятие равенства геометрических фигур.

          Срав­нение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Из­мерение углов, градусная мера угла.

          Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

          Основная цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

          В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе нагляд­ных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов.

          Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вво­дится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необхо­димые исходные положения, на основе которых изучаются свой­ства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.

          Принципиальным моментом данной темы является введение по­нятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.

          Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

          Учащиеся должны уметь:

          - формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и раз­вернутого углов; вертикальных и смежных углов; биссект­рисы угла;

          - формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов;

          - формулировать определения перпендикуляра к прямой;

          - решать задачи на доказательство и вычисления, при­меняя изученные определения и теоремы;

          - опираясь на условие задачи, проводить необходимые до­казательные рассуждения;

          - сопоставлять полученный ре­зультат с условием задачи.

          Перечень контрольных мероприятий:

          Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»

          2. Треугольники (17 ч)

          Треугольник. Признаки равенства треугольников.

          Перпенди­куляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

          Равнобедренный треугольник и его свойства.

          Задачи на построе­ние с помощью циркуля и линейки.

          Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изучен­ных признаков; ввести новый класс задач - на построение с по­мощью циркуля и линейки.

          Признаки равенства треугольников являются основным рабо­чим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников - обоснова­ние их равенства с помощью какого-то признака - следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение призна­ков равенства треугольников при решении задач дает возмож­ность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения при­знаков равенства треугольников целесообразно использовать за­дачи с готовыми чертежами.

          Учащиеся должны уметь:

          - распознавать на чертежах, формулировать определе­ния, изображать равнобедренный, равносторонний треугольни­ки; высоту, медиану, биссектрису;

          - формулировать определение равных треугольников;

          - формулировать и доказывать теоремы о признаках ра­венства треугольников;

          - объяснять и иллюстрировать неравенство треугольни­ка;

          - формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника,

          - моделировать условие задачи с помощью чертежа или ри­сунка, проводить дополнительные построения в ходе реше­ния;

          - решать задачи на доказательство и вычисления, при­меняя изученные определения и теоремы;

          - опираясь на условие задачи, проводить необходимые до­казательные рассуждения;

          - интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;

          - решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение тре­угольника по трем сторонам; построение перпендику­ляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и равных частей.

          Перечень контрольных мероприятий:

          Контрольная работа №2 «Треугольники»

          3. Параллельные прямые (13 ч)

          Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

          Основная цель - ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксио­му параллельных прямых.

          Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широ­ко используются в дальнейшем при изучении четырехугольни­ков, подобных треугольников, при решении задач, а также в кур­се стереометрии.

          Учащиеся должны уметь:

          - распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; пер­пендикулярных прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой; серединного перпендикуляра к отрезку;

          - формулировать аксиому параллельных прямых;

          - формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и при­знаки параллельных прямых;

          - моделировать условие задачи с помощью чертежа или ри­сунка, проводить дополнительные построения в ходе реше­ния;

          - решать задачи на доказательство и вычисления, при­меняя изученные определения и теоремы;

          - опираясь на условие задачи, проводить необходимые до­казательные рассуждения;

          - интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.

          Перечень контрольных мероприятий:

          Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»

          4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч)

          Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника.

          Неравенство треугольника.

          Прямоуголь­ные треугольники, их свойства и признаки равенства.

          Расстоя­ние от точки до прямой. Расстояние между параллельными пря­мыми.

          Построение треугольника по трем элементам.

          Основная цель - рассмотреть новые интересные и важ­ные свойства треугольников.

          В данной теме доказывается одна из важнейших теорем гео­метрии - теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

          Понятие расстояния между параллельными прямыми вводит­ся на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

          При решении задач на построение в 7 классе следует ограни­читься только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутство­вать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

          Учащиеся должны уметь:

          - распознавать на чертежах, формулировать определе­ния, изображать прямоугольный, остроугольный, тупо­угольный;

          - формулировать и доказывать теоремы

          - о соотношениях между сторонами и углами треугольника,

          - о сумме углов треугольника,

          - о внешнем угле треугольника;

          - формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;

          - решать задачи на построение треугольника по трем его элементам с помощью циркуля и линейки.

          Перечень контрольных мероприятий:

          Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

          Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»

          5. Повторение (10 ч)

          Итоговая контрольная работа


















          Требования к уровню подготовки выпускников:

          В результате изучения математики ученик должен знать/понимать:

          существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

          • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгорит­мов;

          • как используются математические формулы, уравнения и не­равенства; примеры их применения для решения математи­ческих и практических задач;

          • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

          • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

          • вероятностный характер многих закономерностей окружаю­щего мира; примеры статистических закономерностей и вы­водов;

          • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утвержде­ний о них, важных для практики;

          • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры оши­бок, возникающих при идеализации.

          В результате изучения геометрии ученик должен уметь:

          • пользоваться геометрическим языком для описания предме­тов окружающего мира;

            • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

            • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обста­новке основные пространственные тела, изображать их; в простейших случаях строить сечения и развертки простран­ственных тел;

            • проводить операции над векторами, вычислять длину и коор­динаты вектора, угол между векторами;

            • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций по задан­ным значениям углов; находить значения тригонометриче­ских функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окруж­ности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

            • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свой­ства фигур и отношений между ними, применяя дополни­тельные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

            • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

            • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

          Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

          • описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические фор­мулы;

          • решения геометрических задач с использованием тригономет­рии;

          • решения практических задач, связанных с нахождением гео­метрических величин (используя при необходимости справоч­ники и технические средства);

          • построений геометрическими инструментами (линейка, уголь­ник, циркуль, транспортир)

          Перечень учебно-методического обеспечения


          1. Л. С. Атанасян и другие. Геометрия, 7-9.- М.: «Просвещение», 2011.

          2. Л.С. Атанасян и другие. Рабочая тетрадь по геометрии для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2013.

          3. .Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса - М.:

          « Просвещение», 2011 -2013.

          1. А.П Ершова, В.В Голобородько, А.С Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса, - М.: «Илекса», 2013.

          Список литературы

          1. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. Ю. А. Глазков, В. Б. Некрасов, И. И. Юдина Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации.- М.: «Просвещение», 1997 .


          1. Программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова - М: «Просвещение», 2009. - с. 19-21).


          3.Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7-11 классов. - М.: «Просвещение», 2008.

          4.А.В. Фарков. Контрольные работы, тесты, диктанты по геометрии к учебнику Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова- М.: «Просвещение», 2012.


          Дополнительная литература:


          1. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;

          2. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. - М.: Просвещение,2005.



          © 2010-2022