- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии для обучающихся в специальных (коррекционных) классах (7 вида), 7 класс
Рабочая программа по геометрии для обучающихся в специальных (коррекционных) классах (7 вида), 7 класс
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шолохова Е.Н. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрено
Руководитель МО
_______________________
ФИО
_________________________
Подпись
Протокол № _______
от «___» ___________ 2015 г.
Согласовано
Зам. директора по УВР
_________________________
ФИО
________________________
Подпись
«___» _____________ 2015 г.
Утверждаю
Директор МКОУ ШР «СОШ № 4»
_________________________
ФИО
_________________________
Подпись
Приказ № _____
от «____» __________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ
СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) КЛАССЫ VII ВИДА
7 Д класс
Шолоховой Елены Нифонтовны,
учителя первой квалификационной категории
2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Математика (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Программы общеобразовательных учреждений, 7-9 классы. Т.А. Бурмистрова.- М.: Просвещение, 2009.
Учебник «Геометрия, 7-9». Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутусова и др.- М.: Просвещение, 2011-2014.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.
Цель:
Формирование пространственных представлений и развитие логического мышления необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т. д.).
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач.
Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания
Задачи:
-
Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
-
Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
Используемый учебник «Геометрия, 7-9» авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутусова, С.Б. Кадомцева и др. рекомендован министерством образования Российской Федерации. Изучаемый материал в учебнике разбит на главы (всего 14 глав, для 7-9 класса нумерация глав сквозная). В конце каждой главы есть вопросы для повторения и дополнительные задачи.
Каждая глава разбита на параграфы (для каждой главы нумерация параграфов начинается заново). В конце каждого параграфа есть практические задания по данной теме, вопросы и задачи. Каждый параграф состоит из пунктов (всего 127 пунктов, нумерация пунктов сквозная).
В конце учебника есть подборка задач повышенной трудности по главам, два приложения «Об аксиомах стереометрии» и «Некоторые сведения о развитии геометрии», ответы и указания, предметный указатель.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые.
Формы контроля:
самостоятельная работа, контрольная работа, работа по карточкам и тесты.
Методы контроля:
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельные и контрольные
работы, диктанты (10 -15 минут), полугодовая и итоговая аттестации предусмотрены
в виде административных контрольных работ.
Рабочая программа по геометрии рассчитана на 2 ч в неделю (68 ч в год), в том числе, для проведения контрольных работ - 6 ч.
Учебно - тематический план
Кол-во часов
Глава I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
10
Прямая и отрезок. Луч и угол.
2
Сравнение отрезков и углов
1
Измерение отрезков. Измерение углов.
3
Перпендикулярные прямые
2
Обобщающий урок по теме «Начальные геометрические сведения»
1
Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»
1
Глава II. ТРЕУГОЛЬНИКИ
17
Первый признак равенства треугольников
3
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
3
Второй и третий признак равенства треугольников
4
Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников»
3
Задачи на построение
3
Обобщающий урок по теме «Треугольники»
1
Контрольная работа №2 «Треугольники»
1
Анализ контрольной работы
1
Глава III. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ
13
Признаки параллельности двух прямых
4
Аксиома параллельных прямых
5
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
3
Обобщающий урок по теме «Параллельные прямые»
1
Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»
1
Анализ контрольной работы
1
Глава IV. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА
18
Сумма углов треугольника
2
Соотношения между сторонами и углами треугольника
3
Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
Анализ контрольной работы.
Прямоугольные треугольники
4
Построение треугольника по трем элементам
4
Обобщающий урок по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»
1
Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»
1
Анализ контрольной работы
1
ПОВТОРЕНИЕ
10
Итоговая контрольная работа 1
Календарно-тематическое планирование по геометрии, 7 Д класс
№ урока
Планируемая дата
Фактическая дата
Тема урока
Кол-во часов
Примечание
Глава I. НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ( 10 ч)
03.09.
Прямая и отрезок. Провешивание прямой на местности.
1
03.09.
Луч и угол.
1
10.09.
Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов
1
11.09.
Длина отрезка. Измерение отрезков.
1
17.09.
Градусная мера угла. Измерение углов на местности.
1
17.09.
Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов»
1
24.09.
Смежные и вертикальные углы.
1
24.09.
Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности
1
01.10.
Обобщающий урок по теме «Начальные геометрические сведения»
1
01.10.
Контрольная работа № 1 по теме «Начальные геометрические сведения»
1
Глава II. ТРЕУГОЛЬНИКИ ( 17 ч.)
08.10.
Анализ контрольной работы. Треугольник.
1
08.10.
Первый признак равенства треугольников
1
15.10.
Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников»
1
15.10
Перпендикуляр к прямой
1
22.10.
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
1
22.10
Свойства равнобедренного треугольника
1
29.10.
Второй признак равенства треугольников
1
29.10.
Решение задач по теме «Второй признак равенства треугольников»
1
12.11.
Третий признак равенства треугольников
1
12.11.
Решение задач по теме «Третий признак равенства треугольников»
1
19.11.
Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников»
1
19.11.
Окружность. Элементы окружности
1
26.11.
Построения циркулем и линейкой. Примеры задач на построение
1
26.11.
Построения циркулем и линейкой. Примеры задач на построение
1
03.12.
Обобщающий урок по теме «Треугольники»
1
03.12.
Контрольная работа № 2 по теме «Треугольники»
1
10.12.
Анализ контрольной работы
1
Глава III. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ ( 13 ч)
10.12.
Определение параллельных прямых. Практические способы построения параллельных прямых.
1
17.12.
Признаки параллельности двух прямых
1
17.12
Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых»
1
24.12.
Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых»
1
24.12.
Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых
1
15.01.
Метод доказательства от противного
1
15.01.
Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.
1
22.01.
Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых»
1
22.01.
напечатала
Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых»
1
29.01.
Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых. Признаки параллельности прямых»
1
29.01.
Обобщающий урок по теме «Параллельные прямые»
1
Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые»
1
Анализ контрольной работы
1
Глава IV. СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА ( 18 ч)
Теорема о сумме углов треугольника. Внешний угол треугольника
1
Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.
1
Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника
1
Неравенство треугольника.
1
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
Анализ контрольной работы.
Некоторые свойства прямоугольных треугольников
1
Решение задач на применение некоторых свойств прямоугольных треугольников
1
Признаки равенства прямоугольных треугольников
1
Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников
1
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми
1
Построение треугольника по двум сторонам и углу меду ними
1
Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам
1
Построение треугольника по трем сторонам
1
Обобщающий урок по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»
1
Контрольная работа № 5 по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»
Анализ контрольной работы
1
ПОВТОРЕНИЕ ( 10 ч)
Повторение. Начальные геометрические сведения
1
Повторение. Начальные геометрические сведения
1
Повторение. Треугольники
1
Повторение. Треугольники
1
Повторение. Параллельные прямые
1
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
1
Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника
1
Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
Итоговая контрольная работа
1
Анализ контрольной работы
1
Содержание курса
7 класс (68 ч)
1. Начальные геометрические сведения (10 ч)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.
Понятие равенства геометрических фигур.
Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла.
Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель - систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов.
Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.
Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.
Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
Учащиеся должны уметь:
- формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и развернутого углов; вертикальных и смежных углов; биссектрисы угла;
- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов;
- формулировать определения перпендикуляра к прямой;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- сопоставлять полученный результат с условием задачи.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»
2. Треугольники (17 ч)
Треугольник. Признаки равенства треугольников.
Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Равнобедренный треугольник и его свойства.
Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель - ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач - на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников - обоснование их равенства с помощью какого-то признака - следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать равнобедренный, равносторонний треугольники; высоту, медиану, биссектрису;
- формулировать определение равных треугольников;
- формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников;
- объяснять и иллюстрировать неравенство треугольника;
- формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника,
- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;
- решать основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам; построение угла, равного данному; построение треугольника по трем сторонам; построение перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и равных частей.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №2 «Треугольники»
3. Параллельные прямые (13 ч)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель - ввести одно из важнейших понятий - понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; перпендикулярных прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой; серединного перпендикуляра к отрезку;
- формулировать аксиому параллельных прямых;
- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и признаки параллельных прямых;
- моделировать условие задачи с помощью чертежа или рисунка, проводить дополнительные построения в ходе решения;
- решать задачи на доказательство и вычисления, применяя изученные определения и теоремы;
- опираясь на условие задачи, проводить необходимые доказательные рассуждения;
- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника.
Неравенство треугольника.
Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства.
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель - рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии - теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать на чертежах, формулировать определения, изображать прямоугольный, остроугольный, тупоугольный;
- формулировать и доказывать теоремы
- о соотношениях между сторонами и углами треугольника,
- о сумме углов треугольника,
- о внешнем угле треугольника;
- формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;
- решать задачи на построение треугольника по трем его элементам с помощью циркуля и линейки.
Перечень контрольных мероприятий:
Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»
5. Повторение (10 ч)
Итоговая контрольная работа
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения математики ученик должен знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
В результате изучения геометрии ученик должен уметь:
-
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их; в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
-
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Л. С. Атанасян и другие. Геометрия, 7-9.- М.: «Просвещение», 2011.
-
Л.С. Атанасян и другие. Рабочая тетрадь по геометрии для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2013.
3. .Б.Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса - М.:
« Просвещение», 2011 -2013.
-
А.П Ершова, В.В Голобородько, А.С Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса, - М.: «Илекса», 2013.
Список литературы
-
Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. Ю. А. Глазков, В. Б. Некрасов, И. И. Юдина Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации.- М.: «Просвещение», 1997 .
-
Программы общеобразовательных учреждений по геометрии 7-9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова - М: «Просвещение», 2009. - с. 19-21).
3.Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.П. Баханский. Задачи по геометрии для 7-11 классов. - М.: «Просвещение», 2008.
4.А.В. Фарков. Контрольные работы, тесты, диктанты по геометрии к учебнику Л. С. Атанасяна, В. Ф. Бутузова- М.: «Просвещение», 2012.
Дополнительная литература:
-
Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
-
Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. - М.: Просвещение,2005.