- Преподавателю
- Математика
- Тематическое и поурочное планирование темы «Решение уравнений» по УМК авторов И. И Зубарева, А. Г Мордкович
Тематическое и поурочное планирование темы «Решение уравнений» по УМК авторов И. И Зубарева, А. Г Мордкович
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смаль С.С. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
1
Тематическое и поурочное планирование темы «Решение уравнений» по УМК авторов И.И Зубарева, А.Г Мордкович
Выполнил
учитель математики МБОУ «Школа № 18» Смаль Светлана Сергеевна
Балашиха 2015
Содержание
1. Каталог и набор отдельных эл. ресурсов.
2. Фрагменты уроков в соответствии с темой «Решение уравнений», в частности с использованием ЦОР и здоровьесберегающих технологий.
3. Библиография
Стр.
3
4
17
1. Каталог и набор отдельных электронных ресурсов.
1. Единая коллекция ЦОР: school-collection.edu.ru/catalog/
2. Обучающая презентация на тему «Решение уравнений» - Фронтальная работа на этапе закрепления новых знаний: school-collection.edu.ru/catalog/res/a989c6a7-f90a-4eb3-8dbc-52279a79a0d7/?from=ab9a5f35-410a-40d3-88a6-d27f37dcd725&interface=catalog&class=48&subject=16
3. Обучающая презентация на тему: «Перенос слагаемых в левую часть уравнения и упрощение полученного выражения»: school-collection.edu.ru/catalog/res/a989c6a7-f90a-4eb3-8dbc-52279a79a0d7/?from=ab9a5f35-410a-40d3-88a6-d27f37dcd725&interface=catalog&class=48&subject=16
4. Математический диктант (2 варианта) на тему «Решение уравнений»: school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ab9a5f35-410a-40d3-88a6-d27f37dcd725/114213/?interface=catalog&class=48&subject=16
5. Игровое задание Является ли равенство верным: school-collection.edu.ru/catalog/res/1bdf4e34-547e-4d7e-8c36-95d6da07dcb1/?from=ab9a5f35-410a-40d3-88a6-d27f37dcd725&interface=catalog&class=48&subject=16
6. Интерактивный тест по теме "Решение уравнений" 6 класс: uchportal.ru/load/287-1-0-11023
7. Конспект урока на тему «Решение уравнений»: infourok.ru/konspekt_uroka_na_temu_uravneniya_6_klass-119792.htm
8. Видео - урок по теме «Решение уравнений»: youtube.com/watch?t=79&v=Nwe2UqXONJ4
2. Фрагменты уроков в соответствии с темой «Решение уравнений», в частности с использованием ЦОР и здоровьесберегающих технологий.
2.1. Фрагмент урока по теме: «Решение уравнений».
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели урока:
Предметные: расширить знания учащихся по теме «Решение уравнений»; познакомить учащихся с новым методом решения уравнений; начать формирование навыков и умений решать уравнения;
Метапредметные: продолжить развитие логического мышления, математической речи учащихся, внимания, памяти.
Личностные: воспитывать чувство ответственности, воспитание уважения к работе учителя и товарищей (соблюдение рабочей обстановки), формирование умения слушать учителя, воспитывать интерес к предмету.
Ход урока:
-
Этапы урока, цель
Деятельность
Формируемые УУД
Учитель
Учащиеся
II Повторение и актуализация необходимых знаний.
Цель: актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме решение уравнений.
- Разбивает класс на группы
- Раздает каждой группе набор объектов и просит сгруппировать их по нескольким группам:
3х+2=10
8+8х=48
5-8х=-11
8-2х=0
12-3х=0
4х-8=0
2х-2=10-х
45+6х=15+х
16х+2=7х-7
- разбиваются на группы
- распределяют уравнения на 3 группы:
I
II
III
3х+2=10
8-2х=0
2х-2=10-х
8+8х=48
12-3х=0
45+6х=15+х
5-8х=-11
4х-8=0
16х+2=7х-7
Познавательные УУД
- сравнение;
- анализ объектов для выделения свойств и признаков объектов;
- самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности;
- выполнение знаково-символических действий;
- построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные УУД
- строить монологические высказывания в устной форме (достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации);
- слушать и понимать сообщать мнения и взгляды других (высказанные в устной и письменной формах);
- взаимоконтроль, взаимооценка УПД
III Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы
- Просит решить уравнения
- узнает у учащихся, все ли уравнения смогли решить?
- просит сформулировать проблему
- решают уравнения
- выясняют, что уравнения 3-й группы решить не могут
- формулируют проблему: как решить уравнения, в которых в правой и левой частях находятся переменные
Познавательные УУД
- формулирование проблемы
- структурирование информации и знаний и её понимание
Коммуникативные УУД
- слушать и понимать сообщать мнения и взгляды других (высказанные в устной и письменной формах);
IV Выдвижение гипотез, составление плана действий для решения проблемы, её решение (создание эталона)
Цель: сформулировать алгоритм решения уравнений
- использует ЦОР: обучающую презентацию «Решение уравнений»
- по мере изучения нового материала, задает наводящие вопросы: - если разность двух выражений равна нулю, то равны ли эти выражения? - если два выражения равны, то их разность равна нулю?
- просит выдвинуть гипотезу (алгоритм) решения уравнений
- Слушают новый материал.
- Делают пометки, слушают вопросы и дают на них ответы.
- Слушают, записывают и решают.
- Формулируют алгоритм решения уравнений: 1. Слагаемые, содержащие переменную, перенести в левую часть уравнения, а числа - в его правую часть, не забывая при переносе менять знаки на противоположные. 2. Привести подобные слагаемые в левой и правой частях уравнения. 3. Разделить число в правой части уравнения на коэффициент при переменной.
Познавательные УУД
- принятие и сохранение познавательной цели
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
- самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности
- построение речевых высказываний в устной и письменной формах
- выполнение знаково-символических действий
- сравнение
Коммуникативные УУД
- взаимоконтроль, взаимооценка УПД
- слушать и понимать сообщать мнения и взгляды других
V Первичное закрепление (действие в форме громкой, внешней речи)
- Просит проговорить полученный алгоритм решения уравнений
- работая в парах проговаривают друг другу алгоритм решения уравнений
Познавательные УУД
- построение речевых высказываний в устной форме
- самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности
Коммуникативные УУД
- взаимоконтроль, взаимооценка УПД
VI Самостоятельная работа (действие в форме внутренней речи)
- предлагает решить уравнения 3-й группы самостоятельно
- решают уравнения 3-й группы по алгоритму.
Познавательные УУД
- анализ объектов для выделения свойств и признаков объектов
- синтез
- самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности
- выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
2.2. Фрагмент урока по теме: «Решение уравнений».
Тип урока: Построение системы знаний.
Цели урока: Предметные: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Решение уравнений»;
Метапредметные: продолжить развитие логического мышления, математической речи учащихся, внимания, памяти.
Личностные: воспитывать чувство ответственности, воспитание уважения к работе учителя и товарищей (соблюдение рабочей обстановки), формирование умения слушать учителя, воспитывать интерес к предмету.
Этап урока: IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Учащиеся разбиваются на 4 группы. В каждой группе выбирается капитан, которому дается карточка с заданиями. Каждая группа выполняет свое задание, затем представитель группы представляет решение на доске. Ответы второго задания каждая группа заносит в таблицу (таблица заранее подготовлена учителем на доске).
1 группа: 1. Упростить выражение:
а) 5(х+2)-12 ; б) 9-2(-х+4); в) 4х-(3х+(2х-1)).
2. Решить уравнение:
Ф) -(3у+7)=8-2(8-у); Д) 1,24у+3,46=1,76у+6,58; Н) 4у-2(у+7)=2(3-у).
2 группа: 1. Упростить выражение:
а) у-3(2-у)+8 ; б) 2(х-у)-(х+у); в)у-(2у-(3у-4)).
2. Решить уравнение:
А) -2(2-5х)=2(х-3)-5; И) -4,92у-(0,08у+5,12)=-0,88-у; Н) 4х-2(х+7)=2(3-х).
3 группа: 1. Упростить выражение:
а) (х-у)-2(х+у) ; б)-2(х+у)+2(х-у); в) х-(2х+(3х-(4х+5))).
2. Решить уравнение:
Р) -(7-3у)=8-8(2-у); Б) 1,26х+3,58=1,74х+6,46; О) 2х-4(х+7)=3(2-х).
4 группа: 1. Упростить выражение:
а) 3(х-1)-2(х-2) ; б) -2(х+3)+3(2-х); в) -2(2х-4)-(3х-(х+5)).
2. Решить уравнение:
Т) -5(2-2х)=2(х-3)+4; Г) 0,88-(5,12+,08х)=4,92х-х; О) 2х-4(х+7)=3(2-х).
-6
-1,06
34
0,2
-7/8
5
1
Д
И
О
Ф
А
Н
Т
ТЕСТ: Портрет Диофанта.
1. Нос : 5(х-2)=4х+17
7 - Курносый нос; 27-острый нос; -7-большой, широкий нос.
2. Лицо: 2(х+17)=х+2х-10
-44 - круглое; 44 - вытянутое; 4,8 - овальное.
3. Лоб: х+7=2(х-5)
17 - высокий; -17 - узкий; 4 - с глубокими морщинами.
4. Особые приметы: 0,4х-1,2=2+0,5х-2,5
57 - Родимое пятно на лбу; -0,57 - лавровый венок на голове; -57 - «ямка» на подбородке
-
Этапы урока, цель
Деятельность
Формируемые УУД
Учитель
Учащиеся
IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Цель: выявить трудности у учащихся при выполнении сам.работы.
- просит разбиться на 4 группы;
- просит выбрать капитана каждой группы;
- выдает капитанам карточки с заданием;
пример задания для группы: 1. Упростить выражение:
а) 5(х+2)-12 ; б) 9-2(-х+4); в) 4х-(3х+(2х-1)).
2. Решить уравнение:
Ф) -(3у+7)=8-2(8-у); Д) 1,24у+3,46=1,76у+6,58; Н) 4у-2(у+7)=2(3-у).в результате заполнения таблицы должно получиться имя ученого «ДИОФАНТ».
- Спрашивает у ребят, что за слово получилось? Знают ли они кто это?
- просит выступить учащегося с заранее подготовленным докладом о том, кто такой Диофант.
- спрашивает, а знаете ли вы, как выглядит ученый? Предлагаю вам это выяснить самостоятельно.
- раздает тест для сам.работы каждому, в результате правильного решения, ребята смогут составить портрет ученого.
- показывает портрет ученого
- разбиваются на группы;
- выбирают капитана;
- распределяют задания и решают их;
- выбирают представителя от команды, который будет представлять решения у доски;
- вносят свои ответы в таблицу;
- слушают доклад одноклассника об ученом;
- выполняют самостоятельную работу в виде теста.
- сравнивают получившийся «портрет» с оригиналом.
Познавательные УУД
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности;
- выполнение знаково-символических действий;
- построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные УУД
- строить монологические высказывания в устной форме (достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации);
- слушать и понимать сообщать мнения и взгляды других (высказанные в устной и письменной формах);
- взаимоконтроль, взаимооценка УПД
V. информация о дом. задании, инструктаж по его выполнению.
- Сегодня Вы узнали кто такой Диофант, а я предлагаю Вам решить последнюю задачу Диофанта, которая записана на плите его гробницы. Эту задачу он составил сам о годах своей жизни.
«Путник! Под этим камнем покоится прах Диофанта, умершего в глубокой старости. Шестую часть долгой жизни он был ребёнком, двенадцатую - юношей, седьмую - провёл неженатым. Через пять лет после женитьбы у него родился сын, который прожил вдвое меньше отца. Через четыре года после смерти сына уснул вечным сном и сам Диофант, оплакиваемый его близкими. Скажи, если умеешь считать, сколько лет прожил Диофант?»
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
-
БИБЛИОГРАФИЯ
-
Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с
-
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
-
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
-
Примерные программы по математике. - М.: Просвещение, 2010. - 67 с.
5) И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. учебник для общеобразовательных учреждений «Математика. 6 класс» - М.: Мнемозина, 2013. - 264 с.
6) «Математика. Самостоятельные и контрольные работы. 6 класс» Ершова А.П., Голобородько В.В - М.: ИЛЕКСА, 2013.-192с.
7) Бооженкова Л.И. Формирование УУД в обучении математике: Типовые задания. Учебно-методическое пособие. - ФГБОУ ВПО МПГУ, ип Стрельцов И.А. - Эйдос, 2015 - 140 с.
интернет ресурсы:
1. Единая коллекция ЦОР: school-collection.edu.ru/catalog/
2. uchportal.ru
3. infourok.ru
4. tutoronline.ru/blog/zadacha-diofanta