- Преподавателю
- Математика
- Технологическая карта урока математики
Технологическая карта урока математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Алиев М.Н. |
Дата | 28.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Математика
4 класс
Тип урока: Урок решения практических, проектных задач
Система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова
Тема
Обыкновенные дроби. Решение разных видов задач.
Цели
-
Продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать, определять и объяснять понятия, доказывать и опровергать.
-
Обобщить, систематизировать знания и умения, учащихся по теме: «Нахождение числа по его части и части от числа». Проверить полноту, глубину и прочность изученных знаний.
Задачи урока
- формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций учащихся: анализа и синтеза, сравнения, аналогий, обобщения, классификации;
- закрепление умения находить часть от целого, целое по его части;
- поддержание интереса к предмету;
-умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения;
-развитие умения осуществлять оценку результативности .
Основное содержание темы
Обобщение способов решения задач по теме «Нахождение части от числа и числа по его части», продолжить работу по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»
Термины и понятия
Типы задач на нахождение части от числа и целого по известной его части, алгоритм решения задач данного вида. Правильная и неправильная дробь.
Планируемый результат
Личностные результаты
Самооценка:
-способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в изучении темы «Дроби», связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;
-осознание своих возможностей.
Смыслообразование
- интерес к способу решения и общему способу действия;
-стремление к самоизменению - приобретению новых знаний;
-установление связи между учеником и будущей профессиональной деятельностью;
- воспитание позитивного отношения к учебному труду;
- умение высказать свою точку зрения и выслушать чужую
- проявление инициативности и самостоятельности
Метапредметные умения
-умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, и классификации
- умение сотрудничать с преподавателем и сверстниками при решении учебных проблем
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Познавательные
- ученик сопоставляет и отбирает информацию, полученную из разных источников;
-устанавливает причинно-следственные связи, строит логические рассуждения, анализирует, сравнивает разные виды решения задач;
-аргументирует свой способ решения;
- - умеет передавать содержание в сжатом, выборочном, развернутом виде, в виде презентаций
Регулятивные:
-умение самостоятельно сформулировать задание;
- умение анализировать, сравнивать, делать вывод;
- уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
- умение соотносить учебные действия с известным правилом;
Коммуникативные:
стремится к координации различных позиций в паре;
- осуществляет самоконтроль, взаимоконтроль
- умеет формулировать высказывание.
Предметные умения
-ученик умеет устанавливать причинно-следственные связи и рациональность способа:
- ориентируется на разнообразие способов решения задач;
- произвольно и осознанно владеет общим приемом решения задач;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края.
Этапы урока
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Мотивирование к учебной деятельности.
Цель: Подготовить обучающихся к работе на уроке, настроить детей на плодотворную совместную деятельность.
«Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит»
Устный счет.
Знакомство с листом самооценки.
Моделирование ситуаций, требующих перехода от одной единицы измерения к другой .
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Устный счет «Цепочка»
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
Предъявляет лист самоконтроля. Знакомит с критериями. Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Выдвижение гипотез. "Мозговой штурм"
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в данном учебном действии
Лист самооценки.
Мои знания теме "Обыкновенные дроби"
Фамилия Имя
Этапы урока
Самооценка
Разминка
(устный счет)
Работа в парах
Задача о№1
Задача №2
Задачи №3
Самостоятельная работа
Итог
Критерии оценки. 2б - знаю. 1б - знаю частично.
0б-пока не уверен
Оценивание своей успешности на этапе "Разминка"
Планируемые результаты
Личностные: активизация в памяти обучающихся основных теоретических фактов, необходимых для работы на уроке.
Метапредметные: уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: (Познавательные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Предметные: выявление рационального способа решения, закрепление приемов устных вычислений.
-
Постановка темы урока
Цель: Организовать познавательную деятельность каждого ученика через собственное осмысление темы и задач урока.
Какие бывают дроби?
Какая дробь называется правильной?
Какая дробь называется неправильной?
Объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, сделай вывод и т.д
Организует актуализацию умений решать задачи на нахождение целого или частей. Организует обобщение актуализированных знаний.
«Человек подобен дроби, числитель есть то, что он представляет собой, а знаменатель - то, что он думает о себе» Л.Н. Толстой
Действуют в соответствии с поставленной целью. Анализируют объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявляют их сходство и различие; проводят сравнение и классификацию; устанавливают причинно- следственные связи; строят рассуждения
Планируемые результаты
Метапредметные: уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Предметные: устанавливать причинно-следственные связи
Личностные: воспитание позитивного отношения к учебному труду; умение высказать свою точку зрения и выслушать чужую
- проявление инициативности и самостоятельности
3.Актуализация опорных знаний.
Работа в парах
Цель:
Разметить трассу для биатлона. Найти самый короткий маршрут из Пичугино в Ивкино и из Дубихи в Ивкино.
Поддерживает интерес к предмету.
Учит умению договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения .
Развивает умение осуществлять оценку результативности.
Прогнозируют результат вычислений. Сопоставляют и отбирают необходимую информацию.
Ориентируются на разнообразие способов решения задач.
Контролируют и оценивают свои действия, вносят коррективы в их выполнение.
Характеризуют наиболее эффективные способы решения задач .
Планируемые результаты
Метапредметные - Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь согласовывать позиции и находить общее решение; уметь адекватно использовать речевые средства для представления результата.(коммуникативные УУД)
Предметные уметь устанавливать причинно-следственные связи; рациональность способа, произвольность и осознанность владения общим приемом решения задач;
Личностные: умение высказать свою точку зрения и выслушать чужую, проявление инициативности и самостоятельности
4.Решение задач.
Цель: Применение общего способа действия для решения частных задач. Коррекция отработки способа решения задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.
Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.
Учебные ситуации, дискуссия
-
Задача из "Арифметики" известного среднеазиатского математика IX в. Мухаммеда ибн-Мусы ал-Хорезми. "Найди число, зная, что если отнять от него одну треть и одну четверть, то получится 10"
-
В произведении знаменитого римского поэта I в. до н.э. Горация так описана беседа учителя с учеником в одной из римских школ этой эпохи. Учитель: Пусть скажет сын Альбина, сколько останется, если от 5 унций отнять одну унцию?
Ученик: Одна треть.
Учитель: Правильно. Ты сумеешь беречь свое имущество. Пользуясь схемой, докажи, что ученик был прав.
-
Учитель: Сколько останется у сына Альбина унций, после кражи у него 7/25 его имущества, если у него было всего 2300 унций.
Задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям).
Организует коррекционную, практическую и самостоятельную работу.
Способствует обеспечению усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях
Поддерживает интерес к предмету, так как составленная учеником задача может служить хорошим мотивом к развитию всей учебной деятельности ребенка.
Определяют тип задач, повторяют алгоритм решения задач на нахождение числа по его части и часть от числа. Предлагают разные способы решения задач.
Планируют решение задач. Сравнивают задачи на нахождение числа по его дроби и дроби от числа. Формируют и закрепляют умение их различать.
Выявляют качество и уровень усвоения знаний и способов действий
Планируемые результаты
Метапредметные: Уметь преобразовывать информацию в текстовую задачу (Познавательные УУД)
Коммуникативные: Учиться владеть диалоговой формой речи, отстаивать свою точку зрения, критично относиться к своему мнению, учитывать разные мнения, учитывая общий план действия и конечную цель осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.
Предметные : знает структуру задачи, умет решать задачи на нахождение целого или частей, умеет устанавливать причинно-следственные связи; рациональность способа: выделять способы решения задачи; сопоставлять эти способы по количеству действий, по сложности вычислений; выбирать оптимальный способ, произвольно и осознанно владеет общим приемом решения задач; устанавливать соответствие между правилом и способом решения, осуществляет поиски отбор необходимой информации.
Личностные : умение высказать свою точку зрения и выслушать чужую, проявление инициативности и самостоятельности
5. Самостоятельная работа
Игра «Крестики-нолики»
Цель: Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности
Разноуровневые самостоятельные работы
Организует проверку умения выполнять действия со смешанными числами, предлагает разноуровневые задания.
Выполняют сложение смешанных чисел, переводят неправильную дробь в смешанное число. Работают каждый в своем темпе.
Выявляют качество и уровень усвоения знаний и способов действий. Оценивают свою деятельность на данном этапе.
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
Планируемые результаты
Метапредметные: уметь выполнять работу по предложенному плану (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Познавательные УУД). Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия (Регулятивные УУД) .
Предметные: устанавливают рациональные способы решения, выбирают оптимальные способы, владеют общим приемом решения;
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Цель: Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников в достижении поставленной цели
Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Соотносит полученный результат с поставленной целью по листу самоконтроля.
Проводят самоанализ и самооценку собственной деятельности по выполнению заданий в рамках изучаемой темы.
Приходят к выводу: "Человек подобен дроби, потому, что высокое самомнение никогда не возвысит тебя в глазах общества. Чем больше увеличивается знаменатель, тем меньше становится дробь"
Подводят итоги по листу самоконтроля.
Планируемые результаты
Метапредметные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. (Регулятивные УУ)Д
Предметные: уметь устанавливать причинно-следственные связи;
Личностные: самооценка: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в изучении темы «Дроби», связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием, осознание своих возможностей; самоопределение: формирование адекватной , позитивной осознанной самооценки и самопринятия.