Факультатив по математике в 4 кл

Раздел Математика
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Администрация Табунского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алтайская средняя общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Руководитель ШМО :__________________(Левченко Г.П)

Протокол № _____ от ______________2014г

«Утверждено»

Директор МБОУ «Алтайская СОШ»:

________________Белая С.В

Приказ №_______от______________2014г



Рабочая программа

факультатива

по математике

для 4 класса

В лабиринте задач












Программа составлена: Волковой Тамарой Павловной,

учителем начальных классов, высшей квалификационной категории.

2014-2015 учебный

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская средняя общеобразовательная школа»







Рабочая программа

факультатива по математике

для 4 класса

на 2014-2015

учебный год





Составитель: учитель начальных классов

Т.П.Волкова


Пояснительная записка

Программа факультатива «В лабиринте задач» направлена на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование системы прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию. Говоря об актуальности и целесообразности данной программы, можно отметить, что математика - это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество задач по формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.

Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлечённо, с интересом, на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление. Достичь этого в курсе математики можно путём включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Для них характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу по математике.

Отличительной особенностью данной программы является то, что, особое внимание обращено на развитие логического, алгоритмического и пространственного мышления младших школьников путём включения задач, которые выходят за рамки учебного программного материала. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал.

Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить,а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.

Для разработки программы была использована литература:

- Н.Б. Истомина «Учимся решать задачи»/Линка- Пресс, Москва-2007.

- Н. Б. Истомина, Е.П.Виноградова, З.Б. Редько «Учимся решать комбинаторные задачи»/ «Ассоциация 21 век»-2007.

- Б.А. Кордемский, А. А. Ахадов «Удивительный мир чисел»/Москва «Просвещение»-1987.

- О. А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов»/Ростов-на Дону «Феникс»-2006.

Факультатив организован для учеников одного класса. Работа начинается с первой недели сентября, а заканчивается в конце мая. В течение года факультативные занятия связаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают все учащиеся.

Программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).

Ведущими формами организации обучения является парная и групповая. Наряду с вышеназванными формами работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.

Целью данной программы является создание условий для формирования интеллектуальной активности через решение разного вида задач по математике.

Задачи:

• Способствовать приобретению опыта в соответствии с предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.

• Формировать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение) при решении задач.

• Учить анализировать текст задачи.

• Учить конструировать простейшие модели (схемы) по данной ситуации.

• Научить учащихся переводить различные реальные явления на язык математических символов и знаков.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся будут иметь представление:

о разных способах оформления краткого условия задачи;

о различных способах решения задачи;

о рациональных и нерациональных путях решения задачи.

Знать:

элементы задачи (условие, вопрос, данное, искомое);

способы оформления найденного решения (символически, графически, словесно);

Приемы выбора, конструирования, преобразования задачи;

Пути решения комбинаторных задач(способом перебора, при помощи дерева возможных вариантов).

Уметь:

анализировать текст задачи с целью выявления в нем условия, вопроса, известных и неизвестных величин, их отношений;

соотносить условие и вопрос, устанавливать их непротиворечивость (противоречивость);

конструировать простейшие модели (схемы) по данной ситуации;

оформлять свои мысли (найденное решение) символически, графически, словесно;

выбирать схему к задаче, соотносить текст и выражение, выбирать недостающие данные,

преобразовывать условие и вопрос.

Формами подведения итогов реализации программы могут быть - конкурсы знатоков, викторины, интеллектуальные марафоны, КВНы, олимпиады.

Содержание программы

Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Моделирование задач. Решение простых и составных текстовых задач. Решение простых задач на движение. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием. Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Решение логических задач с помощью таблиц и графов. Задачи на переправы, переливания, взвешивания. Занимательные и нестандартные задачи. Задачи с геометрическим содержанием. Задачи, связанные с величинами. Комбинаторные задачи на упорядочивание множеств. Логические задачи на расстановку предметов, подсчёт промежутков, число распилов и т.д. Старинные задачи. Задачи-шутки

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

план.

Дата

факт.

1

Вводное занятие. Задачи-шутки.

1

06.09



2.

Составные задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых(выбор схемы к данной задаче и составление вопроса к условию).


1


13.09


3.

Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (сравнение задач, соотнесение текста и выражения).


1

20.09


4-5

Решение комбинаторных задач способом перебора.

2

27.09

04.10


6.

Логические задачи на расстановку предметов, подсчёт промежутков, число распилов и т.д.

1

11.10


7-8

Решение логических задач с помощью таблиц и графов (подготовка к олимпиаде)

2

18.10

25.10


9-11.

Решение комбинаторных задач при помощи дерева возможных вариантов.


3

15.11

22.11

29.11


12.

Задачи с геометрическим содержанием. («Разрезаем, перекладываем, составляем»).

1

06.12


13-14

Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов.

2

13.12

20.12


15.

Логические задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами.

1

27.12


16-17.

Решение задач разными способами, определение рационального способа решения.

2

17.01

24.01


18.

Моделирование задач

1

31.01


19-20.

Комбинаторные задачи на упорядочивание множеств

2

07.02

14.02


21

Решение простых задач на движение.

1

21.02


22-23.

Встречное движение и движение в противоположном направлении.

2

28.02

07.03


24.

Движение вдогонку.

1

14.03


25.

Движение с отставанием.

1

21.03


26.

Задачи на переправы, переливания, взвешивания.

1

04.04


27-28.

Задачи, связанные с величинами.

2

11.04

18.04



29-30.

Занимательные и нестандартные задачи

2

25.04

02.05


31-32.

Старинные задачи.

2

16.05

23.05


33.

Олимпиада в классе.

1

30.05


34.


Итоговое занятие Подведение итогов работы факультатива за год. Награждение победителей.

Всего: 33ч. из-за праздничного выходного (9 Мая)

1


Литература:

1. Н.Б. Истомина «Учимся решать задачи» - Линка- Пресс, Москва-2007.

2. Н. Б. Истомина, Е.П.Виноградова, З.Б. Редько «Учимся решать комбинаторные задачи» - «Ассоциация 21 век»-2007.

3. Б.А. Кордемский, А. А. Ахадов «Удивительный мир чисел» - Москва «Просвещение»-1987.

4. О. А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов» -Ростов-на Дону «Феникс»-2006

© 2010-2022