- Преподавателю
- Математика
- Факультатив по математике в 4 кл
Факультатив по математике в 4 кл
Раздел | Математика |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Волкова Т.П. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Администрация Табунского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алтайская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Руководитель ШМО :__________________(Левченко Г.П)
Протокол № _____ от ______________2014г
«Утверждено»
Директор МБОУ «Алтайская СОШ»:
________________Белая С.В
Приказ №_______от______________2014г
Рабочая программа
факультатива
по математике
для 4 класса
В лабиринте задач
Программа составлена: Волковой Тамарой Павловной,
учителем начальных классов, высшей квалификационной категории.
2014-2015 учебный
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алтайская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
факультатива по математике
для 4 класса
на 2014-2015
учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Т.П.Волкова
Пояснительная записка
Программа факультатива «В лабиринте задач» направлена на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование системы прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию. Говоря об актуальности и целесообразности данной программы, можно отметить, что математика - это орудие для размышления, в её арсенале имеется большое количество задач по формированию мышления людей, умению решать нестандартные задачи, с честью выходить из затруднительных положений.
Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлечённо, с интересом, на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление. Достичь этого в курсе математики можно путём включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Для них характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу по математике.
Отличительной особенностью данной программы является то, что, особое внимание обращено на развитие логического, алгоритмического и пространственного мышления младших школьников путём включения задач, которые выходят за рамки учебного программного материала. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал.
Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить,а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.
Для разработки программы была использована литература:
- Н.Б. Истомина «Учимся решать задачи»/Линка- Пресс, Москва-2007.
- Н. Б. Истомина, Е.П.Виноградова, З.Б. Редько «Учимся решать комбинаторные задачи»/ «Ассоциация 21 век»-2007.
- Б.А. Кордемский, А. А. Ахадов «Удивительный мир чисел»/Москва «Просвещение»-1987.
- О. А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов»/Ростов-на Дону «Феникс»-2006.
Факультатив организован для учеников одного класса. Работа начинается с первой недели сентября, а заканчивается в конце мая. В течение года факультативные занятия связаны с другими формами внеклассной работы по математике, в подготовке которых активное участие принимают все учащиеся.
Программа рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).
Ведущими формами организации обучения является парная и групповая. Наряду с вышеназванными формами работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной. Дифференцированный подход поддерживает мотивацию к предмету и способствует творческому росту учащихся.
Целью данной программы является создание условий для формирования интеллектуальной активности через решение разного вида задач по математике.
Задачи:
• Способствовать приобретению опыта в соответствии с предметными, вербальными, схематическими и символическими моделями.
• Формировать приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение) при решении задач.
• Учить анализировать текст задачи.
• Учить конструировать простейшие модели (схемы) по данной ситуации.
• Научить учащихся переводить различные реальные явления на язык математических символов и знаков.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся будут иметь представление:
о разных способах оформления краткого условия задачи;
о различных способах решения задачи;
о рациональных и нерациональных путях решения задачи.
Знать:
элементы задачи (условие, вопрос, данное, искомое);
способы оформления найденного решения (символически, графически, словесно);
Приемы выбора, конструирования, преобразования задачи;
Пути решения комбинаторных задач(способом перебора, при помощи дерева возможных вариантов).
Уметь:
анализировать текст задачи с целью выявления в нем условия, вопроса, известных и неизвестных величин, их отношений;
соотносить условие и вопрос, устанавливать их непротиворечивость (противоречивость);
конструировать простейшие модели (схемы) по данной ситуации;
оформлять свои мысли (найденное решение) символически, графически, словесно;
выбирать схему к задаче, соотносить текст и выражение, выбирать недостающие данные,
преобразовывать условие и вопрос.
Формами подведения итогов реализации программы могут быть - конкурсы знатоков, викторины, интеллектуальные марафоны, КВНы, олимпиады.
Содержание программы
Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Моделирование задач. Решение простых и составных текстовых задач. Решение простых задач на движение. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием. Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов. Решение логических задач с помощью таблиц и графов. Задачи на переправы, переливания, взвешивания. Занимательные и нестандартные задачи. Задачи с геометрическим содержанием. Задачи, связанные с величинами. Комбинаторные задачи на упорядочивание множеств. Логические задачи на расстановку предметов, подсчёт промежутков, число распилов и т.д. Старинные задачи. Задачи-шутки
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата
план.
Дата
факт.
1
Вводное занятие. Задачи-шутки.
1
06.09
2.
Составные задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых(выбор схемы к данной задаче и составление вопроса к условию).
1
13.09
3.
Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (сравнение задач, соотнесение текста и выражения).
1
20.09
4-5
Решение комбинаторных задач способом перебора.
2
27.09
04.10
6.
Логические задачи на расстановку предметов, подсчёт промежутков, число распилов и т.д.
1
11.10
7-8
Решение логических задач с помощью таблиц и графов (подготовка к олимпиаде)
2
18.10
25.10
9-11.
Решение комбинаторных задач при помощи дерева возможных вариантов.
3
15.11
22.11
29.11
12.
Задачи с геометрическим содержанием. («Разрезаем, перекладываем, составляем»).
1
06.12
13-14
Решение комбинаторных задач с помощью таблиц и графов.
2
13.12
20.12
15.
Логические задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами.
1
27.12
16-17.
Решение задач разными способами, определение рационального способа решения.
2
17.01
24.01
18.
Моделирование задач
1
31.01
19-20.
Комбинаторные задачи на упорядочивание множеств
2
07.02
14.02
21
Решение простых задач на движение.
1
21.02
22-23.
Встречное движение и движение в противоположном направлении.
2
28.02
07.03
24.
Движение вдогонку.
1
14.03
25.
Движение с отставанием.
1
21.03
26.
Задачи на переправы, переливания, взвешивания.
1
04.04
27-28.
Задачи, связанные с величинами.
2
11.04
18.04
29-30.
Занимательные и нестандартные задачи
2
25.04
02.05
31-32.
Старинные задачи.
2
16.05
23.05
33.
Олимпиада в классе.
1
30.05
34.
Итоговое занятие Подведение итогов работы факультатива за год. Награждение победителей.
Всего: 33ч. из-за праздничного выходного (9 Мая)
1
Литература:
1. Н.Б. Истомина «Учимся решать задачи» - Линка- Пресс, Москва-2007.
2. Н. Б. Истомина, Е.П.Виноградова, З.Б. Редько «Учимся решать комбинаторные задачи» - «Ассоциация 21 век»-2007.
3. Б.А. Кордемский, А. А. Ахадов «Удивительный мир чисел» - Москва «Просвещение»-1987.
4. О. А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов» -Ростов-на Дону «Феникс»-2006