- Преподавателю
- Математика
- Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках математики
Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках математики
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пахутина Г.М. |
Дата | 25.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Чернухинская средняя общеобразовательная школа»
Формирование информационной компетентности обучающихся на уроках математики
Пахутина Галина Михайловна,
учитель математики
2013 год
Китайская мудрость гласит:
«я слышу - я забываю,
я вижу - я запоминаю,
я делаю - я усваиваю».
В настоящее время сложилась такая ситуация, что ученик должен не просто получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе. Для того чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества школа должна подготовить выпускников, которые являются не только хорошими специалистами в своей области, но и умеющими гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. От умения работать с информацией, критически осмысливать ее, от умения организовать познавательную систематическую деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию.
В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью образования становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе, формулировать собственное мнение, суждение, оценку. Понятно, что прежними традиционными методами обучения эти задачи не решить. Для успешного образования и в первую очередь самообразования, человек должен владеть целым рядом компетенций, ключевой среди которых можно считать информационную.
Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». С этим термином тесно взаимосвязаны «информационная грамотность» и «информационная культура».
Мы живем в информационном обществе, поток информации растет большими темпами, в условиях стремительного развития информационных технологий, во многом определяющих становление современного общества, существенно возрастает роль информационной деятельности человека, поэтому каждый ученик, в силу своих способностей, должен:
- уметь ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое;
- ощущать потребность в значимой информации, уметь формулировать вопросы, определять источники информации и использовать успешные стратегии ее поиска;
- уметь самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;
- творчески преобразовывать, сохранять и передавать найденную информацию;
- уметь использовать программные средства, ориентированные на решение задач в различных сферах деятельности.
Решение всех данных задач, я вижу, в развитии и формировании у учащихся информационной компетенции. Информационная компетенция относится к группе ключевых компетенций школьников, является одним из приоритетов общего образования и включает в себя навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; владение современными средствами информации и информационными технологиями; поиск, анализ, синтез, сравнение и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передачу. При анализе исследований было установлено, что российские школьники не умеют работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию; не владеют навыками целостного, творческого анализа, целеполагания, постановки гипотез, отсюда вывод - информационная компетентность у учащихся сформирована недостаточно хорошо.
Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Информационная грамотность учащихся является основой, начальным уровнем формирования информационной компетентности и включает совокупность знаний, умений, навыков, поведенческих качеств обучающегося, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений. Критерии информационной грамотности ученика:
-
Ученик должен ощущать потребность в значимой информации, уметь формулировать вопросы, определять источники информации и использовать успешные стратегии поиска информации.
-
Ученик должен разбираться в том, что в найденной информации является фактом, мнением, а также обнаруживать ненужную информацию.
-
Для обмена найденной информацией ученик должен организовывать эту информацию и интегрировать ее со своими знаниями. Для этого он должен привлекать навыки критического мышления и навыки решения проблем.
-
После того как ученик приобрел информационную грамотность, ему нужно начинать применять то, чему он научился, для своих личных интересов, продолжая самостоятельно учиться в течение всей жизни.
-
Ученик не только должен стать уверенным и заинтересованным читателем, но и уметь ценить представленную информацию, а также быть готовым представить ее с помощью различных средств.
-
Ученик должен оценивать процесс использования информации, достигнутые результаты, находить пути для пересмотра, улучшения или обновления своей работы.
-
Ученик должен быть ответственным потребителем информации, уважать принципы интеллектуальной свободы и прав на интеллектуальную собственность, указывая верные ссылки на идеи других.
-
Ученик должен уметь сотрудничать с другими в ходе поиска и использования информации, а затем делиться результатами своей деятельности.
При работе с информацией обучающиеся осваивают следующие виды деятельности:
-
освоение логических способов извлечения смыслов (работа с содержанием понятий, деление и классификация понятий и т. д.);
-
работа с текстом учебника (построение модели текста, выделение его составляющих);
-
чтение дополнительной литературы по предмету (научно-популярной и научной) с ее анализом, сопоставлением мнений, формулировок понятий и т. д.;
-
преобразование информации (построение таблицы по тексту, построение диаграммы по таблице и т. д.);
-
выполнение задания по инструкции как формирование навыков использования справочников.
В формировании информационной компетентности особую роль имеет умение работать с различными источниками информации. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Одним из способов формирования информационной компетенции является организация деятельности учащихся при работе с учебником Учебник в этом списке стоит на главных позициях. В век информационных технологий учебник становится не только носителем новой информации, но и средством, организующим образовательную деятельность учащихся. Дидактическая функция учебника позволяет вести систематическую работу на всех этапах обучения. При этом главная роль в процессе обучения на моих уроках отводится формированию у школьников рационального чтения, умения выделять главное, делать выводы, анализировать, сравнивать, формулировать и задавать вопросы.
Сама по себе работа с учебником не является нововведением. Инновационность здесь заключается в нетрадиционных подходах к изучению текста учебника, какие приемы работы с учебником я использую на своих уроках:
-
Отсроченная отгадка (в начале урока сообщается удивительный факт, объяснение которого скрыто в тексте учебника).
-
Много лишнего (учащимся задается вопрос: «о чем было рассказано при объяснении материала, и этого нет в тексте учебника. На сколько это важно знать?»).
-
Составляй и действуй (по прочитанному тексту учащиеся должны составить алгоритм действия или по тексту учебника составить таблицу, схему; построить график, чертеж).
-
Задай вопрос (провоцируется ситуация, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новым понятиям; удачно составленный вопрос - наполовину полученный ответ).
-
Оцени текст (какие основные понятия раскрываются в тексте; на что необходимо обратить внимание, что нужно выучить и запомнить, какой раздел параграфа основной и почему; в каком месте параграфа можно найти ответ на вопрос …).
-
Читай и делай (учащиеся читают текст по частям и одновременно выполняют упражнение, в данном случае запоминание происходит особенно продуктивно).
-
Составь задание (по тексту учебника нужно составить математический диктант, тест, кроссворд).
-
Действуй сам (учащийся использует учебник для организации работы по решению задач, при выполнении домашнего задания учащийся сталкивается с проблемой, которую он сможет решить, прочитав параграф учебника и найдя там алгоритм решения).
В результате учебник выступает как эффективное средство изучения, закрепления изложенного материала, активизации умственной деятельности учащихся и играет особую роль в формировании информационной компетенции учащихся.
Если ученики научатся самостоятельно получать новые знания, пользуясь учебником, или какими-то специально подобранными книгами или пособиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения знаниями. В 5-х и 6-х классах необходимо систематически развивать у детей умения читать и понимать текст, не пропускать непонятные слова, выделять в тексте новое для себя, находить главное, опорные слова, заучивать основные теоретические положения, воспроизводить встречающиеся в учебнике элементы рассуждений, доказательств. Для этого использую следующие приемы:
1. Чтение вслух текста по абзацам, по цепочке.
2. После чтения абзаца отвечаем на вопросы: «Что нового узнали? Какие слова непонятны? Что кажется наиболее важным? Что надо обязательно запомнить?»
3. После прочтения всего текста формулируем новые правила и определения, обсуждаем практическую значимость и сферы применения изученного материала.
4. При подведении итогов урока отвечаем на вопросы к тексту, таким образом, вновь повторяя основное содержание теоретического материала.
Работа с теоретическим материалом учебника - дело тяжелое и утомительное, удовлетворительные результаты достигаются далеко не сразу. Но обойтись без нее нельзя, иначе не удастся улучшить технику чтения, устную и письменную речь детей, обогатить их словарный запас.
Современный педагог, вне зависимости от его предметной специализации, должен органично использовать все преимущества информационных технологий в обучении «своей» дисциплины и должен воспитывать у учащихся потребность применять эти технологии на практике. Информационная компетенция в своей сути заключает процесс освоения учеником современных информационных технологий: использование в своей учебной деятельности стандартного программного обеспечения, технических устройств. Использование ресурсов Интернета в качестве:
-
поиска необходимой информации;
-
просмотра решения заданий;
-
самостоятельного изучения новой темы;
-
контроля знаний и т.д
является новой, увлекательной для учащихся формой учебной работы.
Сегодняшним школьникам предстоит жить в новом информационном обществе, поэтому очень важно сформировать у них умение общаться с практически безграничными ресурсами компьютерной сети.
Применение Интернет-ресурсов на уроках математики повышает информационную культуру учащихся, позволяет использовать более обширную информацию, сделать урок интересным, насыщенным, качественным, результативным. Применение Интернет технологий открывает перспективное направление в обучении, но слишком этим увлекаться не стоит и соблюдать принцип «в нужном месте, в нужное время, в нужном объеме».
Используемые технологии, методы и приемы формирования информационной компетенции учащихся эффективны, способствуют личностному развитию учащихся, повышению качества математического образования, успешной подготовке к сдаче итоговой аттестации.
В заключение, хотелось бы сказать, что какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование информационной компетентности школьников, способствующей интеллектуальной и творческой деятельности учащихся, всегда будет одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллект и творчество - это то, что способствует прогрессу в любой сфере человеческого бытия.