Доклад Роль учителя-математика в обеспечении конпетентностно-ориентированного образования

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1









«Роль учителя-математика в обеспечении компетентностно-ориентированного образования»









Г. Текели сш№4.

Безус Н.В.

«Роль учителя-математика в обеспечении компетентностно-ориентированного образования»

"Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет" - говорили древние.

А наше будущее в образовании - компетентностно-ориентированный подход в обучении.

Уважаемые участники семинара!

Современный учитель осуществляет профессиональную деятельность в период высоких темпов развития науки и технологий, работает в условиях, когда научное знание устаревает и обновляется быстрее, чем успевает усвоиться учениками в рамках процесса обучения.

Все это выдвигает в разряд весьма актуальных проблем - повышение профессиональной компетенции учителя математики. /Время выбрало нас - учителей/

Особую актуальность сегодня приобретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько на усвоение учащимися знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя (развить свою социальную и личностную компетентность). Таким образом одним из решений вызовов современного мира может стать переход к компетентностному образованию.

В этой связи особое значение преобретает проектирование и проведение компетентностно ориентированных уроков направленных на:

-применение знаний на уроке (в стандартной ситуации - в нестандартной ситуации);

- осознание учащимися способов применения знаний (конкретных способов применения - общих способов применения).

Свою деятельность по организации учебно-воспитательного процесса я строю по следующему алгоритму:

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- организация учебной деятельности в ходе урока, применение знаний, позволяющий ученику самому выбирать тип, и форму материала;

использование проблемных творческих заданий, стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий;

оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чем.

Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно, и в полной мере, отражает компетентностный подход, спрашиваю себя:

на что направлена организованная мною деятельность ученика?

значимо ли для учащегося то, что он делает?

востребовано ли это в современном обществе?

где и в чем выражается применение полученного на уроке опыта?

Эти вопросы важны, так как отмечал Каспаржак, в школе преимущественно формируется еще не собственно компетентность, а самостоятельность в разрешении проблем, условием которой является превращение предметного способа действия (т.е. знаний, умений, навыков) в средства разрешения проблем.

Основу моей работы составляет компетентностно-ориентированный подход. Я считаю, что новое качество образования связано, прежде всего, со сменой характера взаимоотношений между учителем и учеником.

Моя позиция педагога в учебном процессе сегодня характеризуется новыми функции: учитель - как собеседник,

учитель - исследователь, учитель - человек, создающий условия для учения, учитель - эксперт.

Компетентностный подход предполагает и иную позицию ученика - он выступает субъектом деятельности.

Иной характер взаимоотношений между учителем и учащимися безусловно требует и иной организации урока, что выражается в:

- приоритете диалогических форм учебной деятельности и отношение к диалогу как обмену смыслами;

- организации сотрудничества учителя и учеников, предпологающей доброжелательность в общении, взаимную обратную связь без боязни самовыражения, содействие успешности учащихся в разных видах деятельности.

Какие педагогические технологии позволяют мне реализовать компетентностно - ориентированный подход - технологии свободного выбора, проблемные технологии, исследовательские, технологии саморазвития, групповые технологии, диалогические технологии, игровые.

Прежде всего, считаю необходимым развивать у школьников следующие основные личностные характеристики: субъектность в образовательном процессе, мотивация к достижению успеха, принятие ценностных ориентаций, стремление к самоактуализации.

Развитию вышеуказанных личностных характеристик способствуют создаваемые мной учебные ситуации на уроке:

ситуация успеха, ролевые взаимодействия, ситуация выбора и др.

Суть любой учебной ситуации может быть выражена в триаде - "задача-диалог-игра", т.е. учебный материал вводится в виде задачи, обладающей смысловой значимостью для школьника, содержание и процесс усвоения приобретает форму диалога субъектов (учителя и учащегося), учебная деятельность реализуется как саморазвивающаяся, как игра.

Алгоритм подготовки и проведения компетентностно - ориентированного урока учителем - математиком включает:

  • Выбор типа урока

  • Выбор структуры урока

  • Подбор методов, приёмов и форм организации учебной деятельности

  • Выбор средств обучения ( применение учебных электронных учебников, интернет, прикладные задачи и пр.)

  • Выбор образовательной технологии (проектное обучение, разно уровневое обучение, использование информационных технологий)

  • определение возможности практического применения приобретаемых знаний и умений в стандартных и нестандартных ситуациях.

Определение содержания и способов организации образовательной деятельности на компетентностно -ориентированном уроке диктует

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Отбор методов и форм работы на уроке таких как:

решение прикладных задач,

лабораторные и практические работы,

анализ проблемных ситуаций,

составление задач, проектов, работа с источниками и так далее.

Представляется немаловажным заблаговременно выработать контрольные и рефлексивно-диагностические части урока .

К инструментарию контроля уровня освоения школьниками умений можно отнести такие формы, как самостоятельная и контрольная работы, тест, защита проекта.

Важен индивидуальный подход к каждому ребенку, так как у каждого ребенка свое мышление, у одних абстрактное, у других художественное. Ребенок с абстрактным мышлением-очень быстро даёт ответ, а учащемуся с художественным мышлением, нужно подумать, сопоставить и только потом дать ответ, таким учащимся можно дать письменное задание/карточку/ . точно также холерик -может дать ответ на еще не дослушавший вопрос, а меланхолику-нужно подумать, а флегматик вообще может отказаться от ответа. Поэтому я провожу индивидуальные занятия «Помоги себе сам», совместно с психологами школы, которые дают им установку, учат умению сосредоточиться, сориентироваться с ответами.

Дорогие коллеги!

При переходе на компетентностно -ориентированную систему обучения в целом не возможен в рамках только одного предмета, каким бы талантливым не являлся отдельный учитель. Если мы хотим достичь реального результата необходимо междисциплинарное взаимодействие. Четкая, творческая работа всего коллектива школы. /учитель предметник, психолог, родитель/


Применимо к отдельным дисциплинам видится необходимым активное участие и заинтересованность методических объединений педагогов - предметников.

Многие ученые и школьные учителя видят выход из создавшейся ситуации в реализации компетентностного подхода при обучении математике учащихся основной школы.

Важнейшим видом учебной деятельности при обучении школьников математике является решение задач. Поэтому целесообразно формировать ключевые компетентности через специальные компетентностно-ориентированные задачи. Вместе с тем, таких задач в учебниках, учебных пособиях, дидактических материалах немного. Составление же компетентностно-ориентированных задач достаточно трудоемко. Поэтому учителя математики редко используют их на занятиях. В данном сборнике я привожу в качестве примера составленные компетентностно-ориентированные задания по математике для учащихся 5 класса.

Решение таких задач занимает значительное время, поэтому, на мой взгляд, целесообразнее давать их в качестве домашнего задания, как итог изучения темы или раздела программы. Кроме того для решения некоторых задач учащимся необходимо найти дополнительную информацию, получать помощь родителей. Ведь изучение математики формирует ясность и чёткость мысли, критичность мышления, развивает интуицию и логическое мышление, тренирует способность к преодолению трудностей.

Задача 1. Компетентности: информационная.

Тема «Отрезок. Длина отрезка»

«Индейский вождь Соколиный глаз утверждает, что зрение никогда его не обманывает. Коварный шаман Змеиный язык уверен, что ни в чем вождю не уступает. Однажды утром шаман показал вождю загадочную картину:

- Посмотри, Соколиный глаз, что я придумал. Духи предков подсказали мне, что можно сделать двустороннее копье и двустороннюю рогатину. Обычным оружием удобно поражать врага, только если он впереди от тебя, а двусторонним хорошо отбиваться от нападения сзади.

А теперь кажи мне, вождь, если ты такой зоркий, какое древко на моем рисунке длиннее - у копья или у рогатины? Не ответишь - племя будет звать тебя не Соколиный глаз, а Слепой крот!»

Доклад Роль учителя- математика в обеспечении конпетентностно-ориентированного образования

Задания: 1. Определите на глаз, какое древко длиннее.

2. Проверьте линейкой правильность своего предположения.

3. Каким научным словом называется «зрительный обман»?

4. Найдите и постройте в тетради два рисунка с изображением, где происходит «обман зрения».

Подводя итоги моего выступления, хочу еще раз обратить внимание на то, что практика показывает, что компетентностно-ориентированное задание является одним из эффективных способов развития предметной грамотности. Кроме того, решение задач практического содержания способно привить интерес ученика к изучению математики. Такие задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, и требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

Естественно совершенствование никогда не помешает ни кому. Как сказал Сальвадор Дали «Не бойтесь совершенствовать, оно Вам не повредит….» в обучении детей я беру этот девиз.

Спасибо за внимание.




© 2010-2022