Проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГАПОУ ПО КТПТП





ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики»





Подготовила:

учитель математики

Чамина Лариса Михайловна





2015-2016 уч. год

Содержание




1 Введение

2. Теоретическая часть

3. Практическая часть

3.1 Применение презентаций на уроках математики

3.2 Анкетирование

3.3 Диагностика качества знаний

4. Заключение

5. Список использованной литературы







1. Введение

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием - происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе, в том числе ИКТ.

Цели использования информационных технологий:

Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества через:

  • развитие конструктивного, алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером;

  • развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

  • реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества;

  • подготовка обучаемых средствами информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

Мотивация учебно-воспитательного процесса:

повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий.

Объект исследования: влияние ИКТ на качество знаний.

Предмет исследования: методы ИКТ

Гипотеза: Если преподаватель в своей работе использует информационно-коммуникативные технологии, а методика применения отвечает интересам и возрастным особенностям студентов, то развитие навыков успешной деятельности студентов ведёт к повышению качества знаний.

Цель: выявить как применение методов ИКТ влияет на повышение качества знаний студентов.

Задачи:

  • изучить литературу по методике ИКТ;

  • выявить наиболее эффективные методы;

  • провести диагностику по усвоению учебного материала;

  • оценить эффективность применения ИКТ на уроках математики.

2. Теоретическая часть

К наиболее эффективным формам представления материала по математике, следует отнести презентации. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Работа с электронными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала, и позволяет сформировать умение:

  • обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

  • работать в группе;

  • находить информацию в различных источниках;

  • формирует коммуникативную компетентность;

  • позволяет осознать полезность получаемых знаний и умений.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

- как способ создания проблемной ситуации;

- как способ объяснения нового материала;

- как форма закрепления изученного;

- как форма проверки домашнего задания;

- как способ проверки знаний в процессе урока.

Таким образом, у студентов формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования.

В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается научно-естественное мышление. Решение задач интегративного и проблемного обучения с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Использование компьютера на уроках математики - это средство (одно из многих!) для достижения учебных целей.

При обучении, использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков, при проверке знаний, и, самое важное, как мне кажется, во время проведения математического практикума.

Также на уроках математики информационные технологии используют при контроле знаний учащихся.

При этом решается ещё ряд важных задач:

  • Можно составить тесты, которые ориентированы не столько на запоминание, сколько на понимание;

  • Повышает объективность оценки ответов;

  • Позволяет осуществить индивидуальный подход;

  • Сокращает время проверки знаний.

Народная мудрость гласит: «Не можешь изменить обстоятельств - измени хотя бы своё отношение к ним». Так и с контролем знаний: мы не можем изменить содержание, значит нужно постараться и изменить хотя бы форму проведения, сделать её интересной и доступной даже для самых слабых студентов. В компьютерном виде тренировочное решение задач, тестов студентамв нравится по многим причинам:

- Они заняты любимым делом - общением с компьютером;

- Они не теряют времени на оформление работы;

- Они легко могут исправить ошибки, и это не будет бросаться в глаза;

- Они быстро получают результат.

В Интернете есть масса программ, которые свободно выложены и предлагаются авторами бесплатно, но их почти невозможно изменить и не всегда они вписываются в формат урока. Поэтому поле для деятельности учителя здесь обширное.

Самая востребованная программа в биологии Microsoft Power Point, которая позволяет демонстрировать весь изучаемый материал. Неоценима эта программа и в представлении исследовательских работ, так как сейчас везде требуется презентация работы на компьютере.

В проектной деятельности совместно со студентами можно подготовить презентации для конкурса исследовательских работ. Сейчас мало просто выполнить работу, нужно ещё грамотно её преподнести, в чём ему во многом помогла грамотно и красочно составленная презентация работы.

3. Практическая часть

3.1 Применение презентаций на уроках математики.

Преимущество уроков с использованием компьютера состоит в том, что с их помощью можно реализовать идею индивидуального, дифференцированного процесса обучения, реально подготовить ребят к активной работе в современных условиях и жизни в информационном обществе.

Приведу примеры слайдов из презентации по теме: «Преобразование графиков тригонометрических функций» , которые я использую для усвоения и закрепления знаний по данной теме.

Проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики»

Проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики»

Проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики»

Проект: «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках математики»

Использование информационных технологий позволяет решить множество проблем. Всем учителям знакомы сложности, связанные с постановкой и проведением отдельных опытов. Другая проблема, связана с необходимостью объяснения механизмов протекания тех или иных процессов. На словах - нет наглядности, а показать невозможно. И снова на помощь может прийти демонстрация видеофрагментов. В настоящее время имеется значительное количество электронных учебников, существуют сайты, пользуясь которыми, учителя могут обогатить свои уроки наглядностью и интересным материалом. Помимо этого учителя широко используют на уроках собственные и ученические презентации. Всё это, в конечном итоге, направлено на активизацию познавательной деятельности студентов.

Если презентация станет основой урока, его "скелетом", то необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяем содержание материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео- фрагменты). И только после этого создаем слайды, в соответствии с планом урока, в программе Power Point.

3.2 Анкетирование учащихся

Я провожу уроки с использованием ИКТ четвёртый год, и поэтому для моих студентов это не является чем-то новым.

Я провела анкетирование по теме: «Как ты относишься к урокам математики с использованием компьютера». Анкета включала в себя три вопроса:

  1. Нравятся ли тебе уроки с использованием компьютера и почему?

  2. Как тебе лучше запомнить новый материал, когда учитель использует на уроке компьютер или без него?

  3. Когда ты больше волнуешься, при проверке знаний на компьютере или при устном ответе?

На первый вопрос все студенты ответили положительно, им нравится работать на компьютере, так как, по словам студентов, «там все показано наглядно, не надо много писать».

На второй вопрос также положительные результаты были даны в 100% случаев.

В третьем вопросе мнения разделились. Половина учащихся больше волнуется при ответе с использованием компьютерной программы, а вторая - при ответе учителю.

Анализируя ответы студентов на этот вопрос, для себя я определила: что в большинстве случаев зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Для одних студентов проще дается общение с людьми, другим - с машиной. Для себя я сделала вывод - при проведении контроля знаний, с помощью ПК подходить к этому дифференцированно.

3.3 Диагностика качества знаний учащихся

Мною в течение учебного года велось наблюдение за качеством знаний студентов второго и первого курса при проведении традиционных уроков и уроков с использованием ИКТ. По результатам мониторинга получены следующие диагностические данные:

В результате сравнительного анализа было выявлено, что динамика качества знаний студентов при проведении уроков с применением ИКТ выше чем при проведении традиционных уроков.

4. Заключение

Презентация позволяет упорядочить наглядный материал. На большом экране можно материал показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет.

Л.С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика".

Выводы:

  • Достоинство презентации в том, что при использовании этого инструмента именно учитель остается в центре внимания, контролирует группу, на него обращены взгляды студентов .

  • Удачно подобранная картинка « в тему» помогает оживить слайд (особенно если на нем только текст). Визуальный образ работает лучше текста, а текст + образ - лучше «голого» образа.

  • Лучше один раз подготовить аккуратную презентацию, чем каждый раз тратить время на уроке.

  • Единожды сделав презентацию, мы облегчаем себе жизнь в будущем. Слайды можно быстро создавать, редактировать, сортировать, переносить из одного урока в другой.

  • Презентация может быть отличным каркасом (опорным конспектом) урока. В сочетании с ясно объявленной целью и предъявленным планом урока облегчается жизнь и не только учителю, но и студентам.

Результаты самообразования:

  • повышение качества преподавания предмета;

  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;

  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

  • доклады, выступления;

  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

  • создание комплектов педагогических разработок;

  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.

5. Список использованной литературы:

1. Интернет-ресурсы

2. Ефимова О., Моисеева М., Шафрин Ю. Практикум по компьютерной технологии. Упражнения, примеры и задачи - Москва: ABF, 2012

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок часть III Проблемные уроки издательство «Учитель» 2010



© 2010-2022