Методическая разработка урока Деление десятичных дробей (ФГОС)

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Ф.И.О. автора Коткина Марина Александровна

  2. Место работы ГБОУ НАО «ОШ с.Коткино»

  3. Должность учитель

  4. Педагогический стаж 20 года

  5. Преподаваемый предмет математика

  6. Класс проведения урока 5

  7. Дата проведения 10.03.2016

Пояснительная записка.

Программа: Математика 5-6 классы.

Авторы: И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. М.: Мнемозина, 2014.

Учебник: Математика. 5 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений. Авторы-составители: И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович, М.: Мнемозина, 2011.

Глава 3, урок 95

5 часов в неделю

Тема урока: Деление десятичной дроби на десятичную дробь.


Технологическая карта урока

Предмет: математика, 5 класс

Учитель:

Учебник (УМК): И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович, Математика 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.

Тема урока: Деление десятичной дроби на десятичную дробь.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания, ИКТ.

Цель урока: создать условия для совершенствования практических навыков деления десятичной дроби на десятичную дробь, применение способов действий в измененных условиях и нестандартных ситуациях.

Формируемые УУД:

Предметные: моделируют ситуацию, иллюстрирующую правило деления на десятичную дробь и умение выполнять это действие, выбирают алгоритм решения нестандартной задачи.

Метапредметные

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности, планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления, контролируют и оценивают процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: развивают самостоятельность, логическое мышление, внимательность, учатся применять правило деления на десятичную дробь, извлекают необходимый материал из учебника.

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда.

Личностные: формируют внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.

Дают позитивную самооценку результата учебной деятельности, понимают причины успеха учебной деятельности, проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Деятельность учеников

1.

Организационный

этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения


Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Устный счет:

1. Вычислить:
0,7 : 7 18,9 : 9 15,8 : 10 0,9 • 0,6 7,4 • 0,1 .
2. На какое число надо умножить данную десятичную дробь, чтобы превратить ее в натуральное число: 3,1; 20,01; 23,647; 0,07?
3.Увеличьте число 0,75 в 100 раз, 0,056 в 1000 раз

Организация устного счета и повторения действий с десятичными дробями

Познавательные:структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: оценивание усваиваемого материала.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока.

Учитель:

Рассмотрим следующую задачу: (см. учебник, стр.216, 1 задача)

Площадь садового участка прямоугольной формы 1225 м2. Найдите ширину участка, если его длина равна 49 м.

В случае затруднения.
Что нам дано? Все ли нам известно для нахождения стороны участка?
S = 1225 м2 а = 49 м b − ?
Теперь решите 2 задачу: (см. учебник, создание проблемной ситуации).
Площадь школьного коридора прямоугольной формы 122,5 м2. Найти длину коридора, если его ширина равна 4,9 м.
S = 122,5 м2 а = 4,9 м b ?
Все ли нам известно для нахождения ширины? Можем ли мы ее найти?
122,5 : 4,9 = ?

Все действия с десятичными дробями мы изучили? (Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Тема нашего урока «Деление десятичной дроби на десятичную дробей».
Какова цель работы на уроке? (сформулировать правило деления десятичной дроби на десятичную и научиться его применять)

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

4. Первичное осмысление и закрепление знаний

Показать разнообразие задач на деление десятичных дробей решаемых в жизни.

Организация и контроль за процессом решения задач.

Учитель:

Как же найти длину коридора?
Как по-другому найти длину коридора? Подумайте, какие изменения надо выполнить, чтобы делить пришлось на натуральное число и частное при этом не изменилось.
В случае затруднения:
Мы умеем делить десятичную дробь на натуральное число?

Подумайте, какие изменения надо выполнить, чтобы делить пришлось на натуральное число и частное при этом не изменилось?
Изменится ли частное при увеличении делимого и делителя в одинаковое число раз?

Чем отличается решение первой задачи от второй?
122,5 : 4,9 = 1225 : 49 = 25 Ответ: 25м.
Поясните свой ответ с помощью рисунка? (см. учебник, рис.140)
В чем же дело?

Вывод: при увеличении и уменьшении делимого и делителя в несколько раз частное не изменяется.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

Работают в парах и самостоятельно над поставленными задачами.

Предполагаемый ответ: Перевести числа в см, дм и решить задачу.
122,5 м2 = 12250дм2; 4,9 м = 49 дм
12250 : 49 = 250(дм) = 25(м) Ответ: 25м

Предполагаемый ответ: Увеличить делитель и делимое в 10 раз.
122,5 : 4,9 = 1225 : 49 = 25
Ответ: 25м.
Отвечают на поставленные вопросы.

Предполагаемый ответы:

разная площадь, в первой задаче находим ширину и делим натуральные числа, во второй задаче - длину и делим десятичные дроби, но ответ у обоих задач одинаковый.

Предполагаемый ответ:

Мы в делимом и делителе перенесли запятую на равное количество цифр.

5. Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учитель проводит физкультминутку.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок, акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Выполните деление и составьте фамилию математика, жившего 15 в. (ввел правила вычислений с десятичными дробями).

Мы должны узнать имеет ли он отношение к десятичным дробям? Каким образом мы это можем установить?

Молодцы! Итак, «момент истины»

Заполните пропуски (устно)

Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо:
1) в … и в делителе перенести запятую … на столько цифр, сколько их в ... ;
2) после этого выполнить …на …число.
Как вы считаете, а сейчас можно сказать, что мы решили поставленную задачу?

Задания на деление десятичных дробей занимают важное место в курсе математики.

Такого рода задания развивают вычислительные навыки, а также включены в контрольные работы и ГИА.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.)

Слово Ал-Каши

(Ученый средневековья ал - Каши Джемшид Ибн Масуд)

Учащиеся осуществляют поиск информации через справочную литературу.


Обучающиеся проговаривают правило устно.


Обучающиеся дают ответы.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Подводит итоги работы групп и класса в целом.

В старину на Руси говорили, что умножение - это мучение, деление - это беда. Тот, кто умел безошибочно делить, считался великим математиком. (Слайд 8)
Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задания вызвали у вас затруднения и почему?

Сегодня на уроке я узнал……..
Было интересно……….
Теперь я могу……………
Полученные знания мне пригодятся ………
Как я усвоил материал:

Зеленый - сделал для себя открытие.
Красный - активно работал на уроке.
Желтый - урок подарил хорошее настроение.

Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения.


Заполняют карточки самооценивания

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

8. Информация

о домашнем

задании

Обеспечение

понимания

детьми

содержания и

способов

выполнения

домашнего

задания

Дает

комментарий к

домашнему

заданию

Познавательные: самостоятельное выполнение заданий

Личностные: формирование внимательности, аккуратности, требовательного отношения к своей работе и к себе.

Учащиеся

записывают в

дневники

задание.





© 2010-2022