• Преподавателю
  • Математика
  • Статья. Формирование информационной компетенции через использование ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) в процессе обучения математике

Статья. Формирование информационной компетенции через использование ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) в процессе обучения математике

Коровкина Н. М.  учитель математики Китовской МСОШ Шуйского района  Статья. Формирование информационной компетенции через использование ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) в процессе обучения математике.     Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что учащиесяовладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизн... № Этап урока Название используемых ЭОР ( с указанием порядкового номера из таблицы 2) Деятельность учителя( с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР   1 Организационный момент   Приветствие учителем учеников.     2 Актуализация знаний учащихся Трапеция       Информационный модуль   И-тип    №1 Повторение ранее изученного: определение трапеции, виды трапеции   ФЦИОР http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3//hps/10/hp/3/p/page.html?fv-type=I&fc-discipline%20OO=4.05&fc-class=8 3 Мотивация Слайд на экране Учитель: Посмотрите на экран и назовите   для  каждой  фигуры  формулы   нахождения  площади (слайд  на экране На  экране изображены квадрат, прямоугольник, параллелограмм, треугольник, ромб, трапеция). Возникает проблема: как найти  площадь трапеции? Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? Учитель организует анализ проблемной ситуации, постановку проблемы и поиск вариантов ее решения, «открытие» нового знания, преобразование известных способов деятельности и самостоятельное со...   Презентация   4 Изучение нового материала Трапеция Информационный модуль   И-тип №2           Объяснение учителя  с иллюстрацией.  Учитель показывает один из способов вывода формулы площади трапеции. Скажите , а какими еще способами можно разбить трапецию на известные нам фигуры.                                                       А теперь разделимся на группы. Каждая  группа  находит  площадь  трапеции  одним  из  предложенных  способов. ФЦИОР http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3//hps/10/hp/3/p/page.html?fv-type=I&fc-discipline%20OO=4.05&fc-class=8   5 Первичное закрепление Понятие площади прямоугольника. Практический модуль П-тип № 4, № 5 Предлагаются устные задачи на вычисление площади трапеции. ФЦИОР http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=площадь%20трапеции       Понятие площади прямоугольника…. К-тип Модуль  2 (задача3) Письменная задача ФЦИОР http://fcior.edu.ru/search.page?phrase=площадь%20трапеции   6 Обучающая самостоятельная работа Самостоятельная работа по теме "Площадь прямоугольной трапеции" (N 221775) № 6 Учитель выступает в роли консультанта   Разноуровневые задачи по трем вариантам. ЕК ЦОР
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационные технологии обучения математике.

Коровкина Н. М. заместитель директора по УВР,

учитель математики Китовской МСОШ Шуйского района

Статья. Формирование информационной компетенции через использование ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) в процессе обучения математике.

Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что учащиеся овладеют не просто определенной системой знаний, умений и навыков, а приобретут некоторую совокупность компетенций, необходимых для продолжения образования, в практической деятельности и повседневной жизни.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов. Но я акцентирую внимание на двух коллекциях. Это:

-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (fcior.edu.ru); ФЦИОР

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru).ЕК ЦОР.

Использование ЦОР в процессе обучения математике наряду с предметными результатами способствует эффективному формированию информационной компетенции, общепредметной компетенции, связанной с математическим моделированием.

Важными следствиями активного использования ЦОР нового поколения в школьном математическом образовании станут:

  • переход от репродуктивного процесса обучения к активно-деятельностному;

  • поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения;

  • выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения математики в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся;

  • стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся;

реализация компетентностного подхода к изучению математики, активное использование ее прикладной составляющей.

I . ФЦИОР.

Предлагаемый материал в данной коллекции представлен в виде тематических элементов (ТЭ). Например, ТЭ «Теорема Пифагора», ТЭ «Алгебраические уравнения» и т.д.

Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ):

  • модуль получения информации (И-тип);

  • модуль практических занятий (П-тип);

  • модуль контроля (в общем случае - аттестации) (К-тип).

И-модули содержат теоретический материал по предмету, используются для объяснения нового материала и нацеливают учащихся на активную познавательную деятельность с использованием мультимедийных учебных материалов различной степени интерактивности. П-модули предоставляют учащимся возможности и средства для применения полученных знаний на практике, для закрепления этих знаний, а также выработки на их основе умений и навыков (виртуальные лабораторные работы, тренинги, практикумы по решению задач). К-модули предоставляют возможности для проверки уровня усвоения знаний при работе учеников под руководством учителя или в самостоятельном режиме (тесты, контрольные работы, исследовательские проекты).

Вторая коллекция - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru)

Коллекция сформирована по предметно-тематическому принципу. Все ЦОР Единой коллекции обязательно отнесены к какому-либо классу и предмету и снабжены описанием, которое представлено в карточке ресурса. В верхней части окна есть несколько вкладок: каталог, коллекции, инструменты, электронные издания, региональные коллекции, новости.

Основным разделом Коллекции является «Каталог», через который осуществляется доступ ко всем типам учебных материалов. Выбранному классу соответствует список предметов, изучаемых в этом классе. И далее каждому выбранному предмету - соответствующие учебные и методические материалы.

Взаимодействие учащихся с ресурсами может быть различным. Оно может характеризоваться односторонним воздействием пользователя, а может - активным взаимодействием с ресурсом (интерактивность). Поэтому и материалы, размещенные в коллекциях, могут быть статичными и интерактивными.

Так программная среда «1С: Математический конструктор 3.0» предназначена для создания интерактивных моделей по математике, сочетающая в себе конструирование. Она позволяет строить и анализировать графики функций и любые геометрические построения. Динамический наглядный механизм Математического конструктора предоставляет младшим школьникам возможность творческой манипуляции с объектами, а ученикам старшей школы - полнофункциональную среду для конструирования и решения задач.

Для вовлечения детей в совместную деятельность, активизации мыслительных операций, формирования речевых навыков учителю предлагается ряд презентаций, опорные конспекты которых имеют некоторые «пробелы». Это позволяет учителю предложить своим ученикам не готовые решения, а их самостоятельное открытие, варианты своих решений. При введении темы «Линейная функция и ее график» рассматривается ряд задач, в ходе решения которых учащимся предлагается озвучить свой вариант ответа и сверить его с готовым.

В разделе «Практика» содержатся ЦОРы - тренажёры. Их цель - формирование и закрепление практических умений и навыков учащихся по каждой теме. Предложенный комплекс заданий помогает учителю не только организовать отработку введенных понятий, но и подготовить учащихся к усвоению будущих, создает мотивационную ситуацию для исследования и построения нового, дает возможность проведения индивидуальной самостоятельной работы, делает задачу осмысления каждым учащимся причин собственных затруднений и их устранение. Наличие в данном разделе режимов «помощь», «подсказка» помогает ученикам, допустившим ошибки проанализировать решение и провести соответствующую коррекцию.

Существует множество форм организации урока . Важная задача состоит в понимании, как можно повысить их эффективность с использованием ЭОР, ЦОР. Рассмотрим Урок введения (объяснения) нового материала: рассказ (беседа) учителя, лекция, экскурсия, обучающий семинар, исследовательская лабораторная работа и т.д.

Общим для всех этих уроков является то, что время урока отводится на работу учащихся с новым материалом, в процессе которой применяются всевозможные приемы активизации познавательной деятельности школьников: придание изложению нового материала проблемного характера, использование учителем ярких примеров, фактов, подключение учащихся к обсуждению их, подкреплению тех или иных теоретических положений собственными примерами и фактами, использование наглядно-образного материала и технических средств обучения.

Урок можно начать с проблемного вопроса, ответ на который учащиеся пока не знают, но с помощью новой темы они смогут на него ответить. Можно предложить выполнить задание, которое учащимся кажется посильным, но на самом деле у них пока не хватает знаний для его выполнения.

С ЭОР изменяется компонент обучения - получение информации. Одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое - увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Возможна следующая технологическая последовательность:

1. Новый материал следует начинать изучать не в классе, а предлагая очередной учебный блок из И, П, К-модулей (ФЦИОР) в качестве домашнего задания.

2. Выборочный опрос, с которого обычно начинается урок, проводить нет необходимости - достаточно просмотреть результаты домашней самоаттестации учеников, при этом информации о текущем состоянии учебного процесса будет гораздо больше, чем в результате традиционного, даже фронтального опроса.

3. Вместо одностороннего изложения учебного материала необходимо организовать ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания, затем в процессе дискуссии, требующей от учителя детализации, дополнений, разъяснений, нужно сформулировать общие выводы.

4. Если использовались индивидуальные образовательные траектории, разумно дать ученикам возможность сравнить и поспорить по поводу результатов теоретического и практического усвоения новых знаний, умений, навыков из разных, в общем случае, предметных областей. В данном модельном варианте урок проходит преимущественно в форме активного общения. Подобная творческая работа педагога требует соответствующей подготовки. Зато главные преимущества - повышение эффективности учебного процесса, усиление воспитательной функции налицо.

Конспект урока геометрии в 8 классе с использованием ЦОРов.

План -конспект урока Учитель: Коровкина Надежда Михайловна

Тема урока: Площадь трапеции.


  1. Площадь трапеции. Урок 24.

  2. Учебник «Геометрия7-9» 2008 г. / Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов и другие/

  3. Цель урока: овладение учащимися новым материалом; частично-поисковая деятельность в процессе изучения нового материала.

  4. Задачи:

- образовательная: уметь выводить формулу для получения площади трапеции, используя различные способы, разбиения трапеции на геометрические фигуры.

- развивающая: развивать познавательную активность, активизировать умственную деятельность учащихся; оживить урок использованием демонстраций ЭОР.

- воспитательные: способствовать воспитанию у учащихся культуры общения, взаимопонимания, взаимной ответственности друг к другу при работе в группах.

Тип урока: урок изучение и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: групповая, парная, индивидуальные дифференцированные задания.

Необходимое техническое оборудование: : ПК, мультимедийный проектор, экран, интернет.


Этап урока

Название используемых ЭОР ( с указанием порядкового номера из таблицы 2)

Деятельность учителя( с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Организационный момент

Приветствие учителем учеников.

2

Актуализация знаний учащихся

Трапеция Информационный модуль И-тип

№1

Повторение ранее изученного: определение трапеции, виды трапеции

ФЦИОР

fcior.edu.ru/catalog/meta/3//hps/10/hp/3/p/page.html?fv-type=I&fc-discipline%20OO=4.05&fc-class=8

3

Мотивация

Слайд на экране

Учитель: Посмотрите на экран и назовите для каждой фигуры формулы нахождения площади (слайд на экране На экране изображены квадрат, прямоугольник, параллелограмм, треугольник, ромб, трапеция). Возникает проблема: как найти площадь трапеции? Как вы думаете, какая же тема нашего сегодняшнего урока? Учитель организует анализ проблемной ситуации, постановку проблемы и поиск вариантов ее решения, «открытие» нового знания, преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых.

Презентация

4

Изучение нового материала

Трапеция Информационный модуль И-тип

№2


Объяснение учителя с иллюстрацией. Учитель показывает один из способов вывода формулы площади трапеции. Скажите , а какими еще способами можно разбить трапецию на известные нам фигуры. А теперь разделимся на группы. Каждая группа находит площадь трапеции одним из предложенных способов.

ФЦИОР

fcior.edu.ru/catalog/meta/3//hps/10/hp/3/p/page.html?fv-type=I&fc-discipline%20OO=4.05&fc-class=8

5

Первичное закрепление

Понятие площади прямоугольника. Практический модуль П-тип

№ 4, № 5

Предлагаются устные задачи

на вычисление площади трапеции.

ФЦИОР

fcior.edu.ru/search.page?phrase=площадь%20трапеции

Понятие площади прямоугольника….

К-тип

Модуль 2 (задача3)

Письменная задача

ФЦИОР

fcior.edu.ru/search.page?phrase=площадь%20трапеции

6

Обучающая самостоятельная работа

Самостоятельная работа по теме "Площадь прямоугольной трапеции" (N 221775)

№ 6

Учитель выступает в роли консультанта

Разноуровневые задачи

по трем вариантам.

ЕК ЦОР

school-collection.iv-edu.ru/catalog/rubr/c38dad01-6bf9-468e-bdc9-d146771a8552/109834/

7

Домашнее задание

Комментарии учителя





5

© 2010-2022