Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лекция

Тема: Логарифмические уравнения

План

1. Определение логарифмического уравнения

2. Решение простейших уравнений

3. Потенцирование.

4. Cведение уравнений к виду log a f(x) = log a g(x) с помощью свойств логарифмов по одному основанию.

5. Уравнения вида Alog a f(x) + Blog b g(x) + C = 0.

6. Введение новой переменной

Определение логарифмического уравнения

Уравнение, содержащее переменную под знаком логарифма, называется логарифмическим. Простейшим примером логарифмического уравнения служит уравнение вида loga x = b (где а>0, и а ≠1).

Функция у=log a x является возрастающей (или убывающей) на промежутке

(0; +∞) и принимает на этом промежутке все действительные значения. По теореме о корне) для любого b это уравнение имеет корень, и только один.

Решение простейших уравнений

Простейшими логарифмическими уравнениями будем называть уравнения следующих видов:

log a x = b, a > 0, a  1.

log a f(x) = b, a > 0, a  1.

log f(x) b = c, b > 0.

Эти уравнения решаются на основании определения логарифма:

если logb a = c, то a = bc.

Пример 2.1.

Решение. Область определения уравнения x > 0. По определению логарифма x = 23, x = 8 принадлежит области определения уравнения.

Ответ: x = 8.

Уравнения вида loga f(x) = b, a > 0, a ≠ 1.

Уравнения данного вида решаются по определению логарифма с учётом области определения функции f(x). Уравнение равносильно следующей системе

Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Обычно область определения находится отдельно, и после решения уравнения f(x) = ab проверяется, принадлежат ли его корни области определения уравнения.

Пример 2.2. log3(5х - 1) = 2.

Решение: ОДЗ: 5х - 1 > 0; х > 1/5. log3(5х- 1) = 2, log3(5х - 1) = log332, 5х - 1 =9,
х = 2. Ответ: 2.

Пример 2.3.

Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Решение. Область определения уравнения находится из неравенства 2х2 - 2х - 1 > 0. Воспользуемся определением логарифма:

Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Применим правила действий со степенями, получим 2х2 - 2х - 1 = 3. Это уравнение имеет два корня х = -1; х = 2. Оба полученные значения неизвестной удовлетворяют неравенству 2х2 - 2х - 1 > 0, т.е. принадлежат области определения данного уравнения, и, значит, являются его корнями.

Ответ. х1 = -1, х2 = 2.

Уравнения вида logf(x) b = с, b > 0.

Уравнения этого вида решаются по определению логарифма с учётом области определения уравнения. Данное уравнение равносильно следующей системе

Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Чаще всего, область определения логарифмического уравнения находится отдельно, и после решения уравнения (f(x))c = b или равносильного уравнения

Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

проверяется, принадлежат ли его корни найденной области.

Пример 2.4. logx-19 = 2.

Решение. Данное уравнение равносильно системе

Лекция по математике тема: Логарифмические уравненияОтвет. x = 4.

Потенцирование.

Суть метода заключается в переходе от уравнения

log a f(x) = log a g(x) к уравнению f(x) = g(x), которое обычно

не равносильно исходному.

Уравнения вида loga f(x) = loga g(x) , а > 0, а  1.

На основании свойства монотонности логарифмической функции заключаем, что f(x) = g(x).

Переход от уравнения loga f(x) = loga g(x) к уравнению f(x) = g(x) называется потенцированием.

Нужно отметить, что при таком переходе может нарушиться равносильность уравнения. В данном уравнении f(x) > 0, g(x) > 0, а в полученном после потенцирования эти функции могут быть как положительными, так и отрицательными. Поэтому из найденных корней уравнения f(x) = g(x) нужно отобрать те, которые принадлежат области определения данного уравнения. Остальные корни будут посторонними.

Пример 3.1 log3 (x2 - 3x - 5) = log3 (7 - 2x).

Решение. Область определения уравнения найдётся из системы неравенств

Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Потенцируя данное уравнение, получаем х2 - 3х - 5 = 7 - 2х,

х2 - х - 12 = 0, откуда х1 = -3, х2 = 4. Число 4 не удовлетворяет системе неравенств. Ответ. х = -3.


Cведение уравнений к виду log a f(x) = log a g(x) с помощью свойств логарифмов по одному основанию.

Если уравнение содержит логарифмы по одному основанию, то для приведения их к виду log a f(x) = log a g(x) используются следующие свойства логарифмов:

  • logb a + logb c = logb (ac), где a > 0; c > 0; b > 0, b  1,

  • logb a - logb c = logb (a/c), где a > 0; c > 0; b > 0, b  1,

  • m logb a = logb a m, где a > 0; b > 0, b  1; mR.

Пример 4. 1. log6 (x - 1) = 2 - log6 (5x + 3).

Решение. Найдём область определения уравнения из системы неравенств

Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Применяя преобразования, приходим к уравнению

log6 (x - 1) + log6 (5x + 3) = 2,

log6 ((x - 1)(5x + 3)) = 2, далее, потенцированием, к уравнению

(х - 1)(5х + 3) = 36, имеющему два корня х = -2,6; х = 3. Учитывая область определения уравнения, х = 3. Ответ. х = 3.

Пример 4.2. Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Решение. Найдём область определения уравнения, решив неравенство

(3x - 1)(x + 3) > 0 методом интервалов.Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Учитывая, что разность логарифмов равна логарифму частного, получим уравнение log5 (x + 3) 2 = 0. По определению логарифма

(х + 3) 2 = 1, х = -4, х = -2. Число х = -2 посторонний корень.

Ответ. х = -4.

Пример 4. 3. log2 (6 - x) = 2log6 x.

Решение. На области определения 0 < x < 6 исходное уравнение равносильно уравнению 6 - x = x2, откуда х = -3, х = 2. Число х = -3 посторонний корень.

Ответ. х = 2.


Уравнения вида Alog a f(x) + Blog b g(x) + C = 0.

Метод потенцирования применяется в том случае, если все логарифмы, входящие в уравнение, имеют одинаковое основание. Для приведения логарифмов к общему основанию используются формулы:

Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Пример 5.1. Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Решение. Область определения уравнения 1 < x < 2. Используя формулу (3), получим Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Так как 3 = log28, то на области определения получим равносильное уравнение (2-x)/(x-1) = 8, откуда x = 10/9. Ответ. x = 10/9.

Пример 5.2. Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Решение. Область определения уравнения x > 1. Приведём логарифмы к основанию 3, используя формулу (4).Лекция по математике тема: Логарифмические уравненияОтвет. х = 6.

Пример 5. 3. Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Решение. Область определения уравнения x > -1, x  0. Приведём логарифмы к основанию 3, используя формулу (2). Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Умножим обе части уравнения на log 3(x + 1)  0 и перенесем все слагаемые в левую часть уравнения. Получим (log 3(x + 1)-1)2 = 0, откуда log 3(x + 1) = 1 и

x = 2. Ответ. x = 2..

Введение новой переменной

Рассмотрим два вида логарифмических уравнений, которые введением новой переменной приводятся к квадратным.

Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Уравнения видаЛекция по математике тема: Логарифмические уравнениягде a > 0, a  1, A, В, С - действительные числа.

Пусть t = loga f(x), tR. Уравнение примет вид t2 + Bt + C = 0.

Решив его, найдём х из подстановки t = loga f(x). Учитывая область определения, выберем только те значения x, которые удовлетворяют неравенству f(x) > 0.

Пример 6. 1. lg 2 x - lg x - 6 = 0.

Решение. Область определения уравнения - интервал (0; ).Введём новую переменную t = lg x, tR.

Уравнение примет вид t 2 - t - 6 = 0. Его корни t1 = -2, t2 = 3.

Вернёмся к первоначальной переменной lg x = -2 или lg x = 3,

х = 10 -2 или х = 10 3. Оба значения x удовлетворяют области определения данного уравнения (х > 0).Ответ. х = 0,01; х = 1000.

Пример 6. 2. Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Решение. Найдём область определения уравнения

Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Применив формулу логарифма степени, получим уравнение Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Так как х < 0, то | x | = -x и следовательно Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Введём новую переменную t = log3 (-x), tR. Квадратное уравнение

t 2 - 4t + 4 = 0имеет два равных корня t1,2 = 2. Вернёмся к первоначальной переменной log3 (-x) = 2, отсюда -х = 9, х = -9. Значение неизвестной принадлежит области определения уравнения. Ответ. х = -9.

Уравнения вида Лекция по математике тема: Логарифмические уравнениягде a > 0, a  1, A, В, С - действительные числа , A0, В0.

Уравнения данного вида приводятся к квадратным умножением обеих частей его на loga f(x) 0. Учитывая, что loga f(x) logf(x) a=1

(свойство logb a = 1/ loga b), получим уравнение

Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Замена loga f(x)=t, tR приводит его к квадратному At2 + Ct + B = 0.

Из уравнений loga f(x)= t1 , logb f(x)= t2 найдем значения x и выберем среди них принадлежащие области определения уравнения: f(x) > 0, f(x) 1.

Пример.6.3 Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения

Решение. Область определения уравнения находим из условий x+2>0, x+2  1, т.е. x >-2, x  -1.Умножим обе части уравнения на log5 (x+2) 0, получим

Лекция по математике тема: Логарифмические уравненияили, заменив log5 (x+2) = t, придем к квадратному уравнению t 2 - t - 2 = 0, t1 = -1, t2 =2.

Возвращаемся к первоначальной переменной:

log5 (x+2) = -1, x+2 = 1/5, x = -9/5,

log5 (x+2) = 2, x+2 = 25, x = 23.

Оба корня принадлежат области определения уравнения.

Ответ: x = -9/5, x = 23.

Упражнения для закрепления материала

Решить уравнения

1)Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения; 2)Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения; 3)Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения;

4)Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения; 5)Лекция по математике тема: Логарифмические уравнения;

Контрольные вопросы

1. Сформулировать определение логарифмического уравнения.

2. Назвать основные методы решения логарифмических уравнений

Литература

1.Ш.А.Алимов, стр.105-111 2 О.Н.Афанасьева, стор.2753-279 3.А.Г.Мерзляк, стор.202-2



© 2010-2022