Публикация по теме Метод проектов

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Человек, по-настоящему мыслящий,

черпает из своих ошибок не меньше

познаний, чем из своих успехов.

Дж. Дьюи

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, что "вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее". Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно развивающимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Проект от лат. "projektus" означает буквально "выброшенный вперед". Французское слово "projet" переводится как "намерение, которое будет осуществлено в будущем".

В конце XX в. проектирование превратилось в распространенный вид интеллектуальной деятельности.

Проектный метод в школьном образовании - это альтернатива классно-урочной системе.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод становится интегрированным компонентом вполне разработанной структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней - стимулировать интерес ребят к определённым проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Работа над проектом побуждает ученика не только к глубокому изучению какой-либо темы, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий. Несомненно, что здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

· самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

· учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

· приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

· развивают у себя исследовательские умения (умения выявле­ния проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эк­сперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

· развивают системное мышление.

Для сравнения: как выглядит подготовка докладов и рефератов

Традиционное обучение

Проектное обучение

1.Целевая установка у учащихся.

Получить хорошую отметку.

Проявить свои способности, сделать важное дело.

2.Организационные формы работы.

Индивидуальная.

Сочетание индивидуальной, парной и групповой работы.

3.Источники информации.

Как правило, один - два источника.

Различные источники из разных областей знания.

4.Предметная область.

Один учебный предмет.

Как правило, содержание полипредметно.

5.Характер работы по содержанию.

Реферирование.

Как правило, сочетание теоретических и практических методов исследования.

6.Презентация или зашита работы.

Не обязательна.

Обязательна.

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

• практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);

• исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;

• информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудито­рии (статья в СМИ, информация в сети Интернет);

• творческий проект - максимально свободный авторский под­ход в решении проблемы. Продукт - альманахи, видеофиль­мы, театрализации, произведения изо или декоративно-при­кладного искусства и т.п.

• ролевой проект - литературные, исторические и т.п. дело­вые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

• тематическим областям;

• масштабам деятельности;

• срокам реализации;

• количеству исполнителей;

• важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

• в определенной степени неповторимы и уникальны;

• направлены на достижение конкретных целей;

• ограничены во времени;

• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпред­метными.

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметные - выполняются во внеурочное время под руко­водством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают - внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными. Два после­дних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проек­ты, с использованием возможностей Интернета и средств современ­ных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

• минипроекты - укладываются в один урок или даже его часть;

• краткосрочные - на 4-6 уроков;

• недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочета­ние классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной фор­мой организации проектной работы;

• долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Основные требования к использованию метода проектов:

• Наличие значимой в исследовательском, творческом плане про­блемы или задачи, требующей интегрированного знания, ис­следовательского поиска для ее решения (например, исследо­вание демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме, проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду).

• Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, передача доклада в соответствующие службы о демографическом состоянии реги­она, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, про­слеживающихся в развитии изучаемой проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.). Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) дея­тельность учащихся.

• Структурирование содержательной части проекта (с указани­ем поэтапных результатов).

• Использование исследовательских методов: определение про­блемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, офор­мление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отче­тов, просмотров).

Роль учителя в проектной деятельности:

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.

Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.

Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

В работе над проектом учитель:

• - помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

• - сам является источником;

• - координирует весь процесс;

• - поощряет учеников;

• - поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Позиция учителя: энтузиаст, специалист, консультант, руково­дитель, «человек, задающий вопросы»; координатор, эксперт; пози­ция учителя должна быть скрытой, дающей простор самостоятель­ности учащихся.

Роль ученика в проектной деятельности:

Проектная деятельность учащихся - одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.

Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

Критерии оценки проекта:

Критерии должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Критерии оценки результатов проектной деятельности учеников:

· владение способами познавательной деятельности;

· умение использовать различные источники информации, методы исследования, символотворчество и т.д.;

· коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям;

· самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.

Проект - это пять «П»:

1. Проблема.

2. Планирование

3. Поиск информации

4. Продукт - результат работы

5. Презентация результатов

Этапы исследовательской деятельности:

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Актуальность темы.

2. Идея исследования.

3. Замысел исследования.

4. Объект исследования (с кем или с чем работать).

5. Предмет исследования (что будут исследовать).

6. Цель исследования.

7. Задачи.

8. Гипотезы (что возможно и при каких условиях).

9. Диагностический инструментарий.

10. Критерии оценки ожидаемых результатов.

11. Прогноз возможных негативных последствий.

12. Способы коррекции, компенсации негативных последствий.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

1) подготовительный;

2) практический;

3) обобщающий;

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (внедренческий)

- выступление;

- презентация;

- участие в конкурсах, семинарах, конференциях и т.д.

- вывод и рецензирование.

Начальный этап.

Выбор темы проекта (актуальность, идея, замысел проекта)

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть раз­личным. В одних случаях тематика может формулироваться специ­алистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других - выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, инте­ресов и способностей учащихся. В-третьих - тематика проектов мо­жет предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ори­ентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического воп­роса школьной программы. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то прак­тическому вопросу, актуальному для практической жизни. Так дос­тигается вполне естественная интеграция знаний.

Например, очень острая проблема городов - загрязнение окру­жающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной пе­реработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или: Золушка, Белоснежка и Царевна-ле­бедь в сказках народов мира. Эта проблема - для младших школь­ников. А сколько здесь потребуется от ребят поисков, смекалки, творчества! Тем для проектов - неисчерпаемое множество, это жи­вое творчество, которое нельзя никак регламентировать.

Основной этап.

Основной этап состоит из трех важных шагов.

1. Подготовительный - анализ способов и целей работы в группах.

Он включает в себя:

- выявление исходного уровня;

- разработку проекта;

- подготовку к предстоящему исследованию.

2. Практический -

- поиск источников необходимой информации;

- сбор материала;

- анализ возможных трудностей;

- освоение проектной технологии;

- организация мониторинга;

- создание условий;

3. Обобщающий - подведение итогов.

- обработка данных исследования, обсуждение;

- соотнесение результата исследования с поставленными целями;

- корректировка гипотезы;

- оформление и описание хода и результатов исследования;

- разработка практических рекомендаций.

Заключительный этап.

Обобщающий и внедренческий этап проекта.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (видеофильм, альбом, бор­тжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимися приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, иностранного и родного языков.

Виды презентации проектов:

- научный доклад;

- деловая игра;

- де­монстрация видеофильма;

- экскурсия;

- телепередача;

- научная кон­ференция;

- инсценировка;

- театрализация;

- игры с залом;

- защита на Ученом Совете;

- диалог исторических или литературных персона­жей;

- спортивная игра;

- спектакль;

- путешествие;

- реклама;

- пресс-кон­ференция.

Заключение.

Зачем современному учащемуся необходимо владеть проектированием?

В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности таких, как: архитектура и строительство, машиностроение в широком аспекте, технологические процессы и пр. В конце ХХ века начали складываться самостоятельные направления проектирования: человеко-машинных систем, трудовых процессов, организаций. Популярным становится проектирование экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое и пр. Все перечисленное, в том числе и проекты сугубо гуманитарные: в журналистике, на телевидении, в шоубизнесе, образовании и др. - позволяют говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, всеобщие закономерности.

В каждодневных ситуациях, в обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственное решение. Здесь тоже помогает продумывание проблемы, планирование действий (последовательность решаемых задач), рефлексия и анализ результатов. Все это - проектирование, которое помогает решать различные проблемы, позволяет избежать ошибок, сделать выбор способа решения проблемы оптимальным.

Проектирование осваивается современным человеком в силу необходимости его применения. Зачастую человек, владеющий проектированием, бывает успешнее, чем не владеющий. В чем феномен проектирования, почему в современном обществе необходимо применять проектный подход, решая проблемы, принимая решение?

Современный уровень развития техники и технологий таков, что все и все взаимосвязано. Деятельность современного человека может быть небезвредна. А значит, результаты ее необходимо предвидеть, гарантировать безвредность для человека и природы, просчитать экономическую эффективность, добиться оптимальности соотношения затрат и результативности.

Человек, принимающий решение, промысливает ту ситуацию, в которой возникла необходимость принятия решения. Эта ситуация может быть связана с рядом проблем, которые затрагиваются при принятии решения. Работа с проблемой всегда связана с процессом принятия решения. Для того чтобы принять ответственное решение, необходимо продумать именно те проблемы, которые затрагиваются этим решением.

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов? Это предметы, ориентированные на формирование гражданской, информационной, коммуникативной компетенций: иностранный язык, обществознание, ИЗО, технология, информатика.

Но это не значит, что такой «серьезный» предмет как математика не допускает введения метода проектов. Систематическое построение учебной программы по математике, условие высокого качества знаний «на выходе»- диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Поэтому реализация проектной деятельности на уроках математики лучше всего происходит в форме межпредметных проектов: «Выразимое и невыразимое, рациональное и иррациональное. Проблемы числа и смысла в литературе и математике 19 в.», «Математика и искусство», «Математика в современной экономике», «Предел в математике и идеал в литературе. Достижение недостижимого», «Создание историко- математической энциклопедии», «Формальный метод в математике, истории, литературе».

Проекты могут выступать неотъемлемой частью внеклассной работы по математике: «Интересные числа», «Развитие математики в Древнем Египте и Вавилоне», «Развитие понятия числа в школьном курсе математики», «Удивительная страна математика».

Некоторые темы учебного курса математики допускают использования метода проектов на уроках: «Системы счисления»- 5 класс, «Мир многогранников»- 6 класс.

В нашей практике получили распространение мини- проекты, продолжительность которых 1 урок или часть урока: «Зависимость радиусов окружностей и расстояния между их центрами», «Построение общих касательных к двум окружностям», «Сумма углов многоугольника», «Соотношение сторон и углов треугольника».

Как оценивать проектную деятельность?

1.Выполнение проекта:

-аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;

-объем и полнота разработок, самостоятельность, материальное воплощение;

-аргументированность предлагаемых решений, подходов;

-качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество схем, рисунков.

2. Публичная защита:

-качество доклада: композиция, полнота, убедительность;

-объем и глубина знаний;

-культура речи, манера поведения, использование наглядных средств;

-ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность;

-деловые и волевые качества докладчика.

Рассмотрим применение проектного метода на одном из уроков геометрии в 11 классе «Сфера и шар». В ходе урока учащиеся должны создать проект - компьютерную презентацию. Класс разбивается на группы, которые работают над проектами по заданным схемам. Теоретики подбирают материал: теоретический и исторический. Практики работают по карточкам: решают задачи по данной теме. Технические редакторы работают на компьютере: выбираю макет, набирают текст. В конце урока проводится защита проектов. Во время защиты каждый ученик активно участвует в оценивании результатов работы, выставляя от 0 до 5 баллов по следующим пунктам: содержание теоретического материала; наличие дополнительного материала; наличие исторического материала; количество и уровень представленных задач; эстетика оформления; проведение защиты. Во время обсуждения даются рекомендации и советы одноклассникам.

Проект - это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.


© 2010-2022