- Преподавателю
- Математика
- Конспект урока по теме «Теорема Пифагора»
Конспект урока по теме «Теорема Пифагора»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Рамазанова А.М. |
Дата | 06.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ТЕМА УРОКА: ТЕОРЕМА ПИФАГОРА
Цель: научить доказывать теорему Пифагора, применять ее при решении задач; содействовать рациональной организации труда учащихся
Задачи:
-образовательные: обобщение знаний по теореме Пифагора
-развивающие: развитие монологической речи учащихся, поддержание интереса к уроку математика через межпредметные связи, развитие логического мышления.
-воспитательные: развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке, воспитание здорового образа жизни.
Оборудование: линейка, карандаши
I. Организационный момент
-подготовка к уроку
1.Устная работа
2.Открытия Пифагора
3.Формулировка теоремы Пифагора
4Доказательство теоремы Пифагора
5.Следствия из теоремы
6.Применение теоремы Пифагора
7.Физкультминутка
8.Задачи на закрепление
9.Проверка полученных знаний
10.Дамашняя работа
II. Проверка домашнего задания №446
III. Устная работа
Слово учителя. Прежде, чем приступить к изучению нового материала, вспомним определение косинуса острого угла и решим несколько устных задач.
В cos А=? В cosB=?
7 17
1 15
С 2 А С А
Рис.1 Рис.2
Дайте определение косинуса острого угла прямоугольного треугольника.
Чему равен .на рис.1?
Чему равен .на рис. 2?
Чему равны косинусы острых углов?
IV. Открытия Пифагора
Геометрия. Знаменитая и всеми любимая теорема Пифагора плюс построение некоторых многоугольников и многогранников.
География и астрономия. Одним из первых высказал гипотенузу о шарообразной форме земли, считал, что мы - не единственные во вселенной.
Музыка. Зависимость звука от длины струны или флейты.
Нумерология. Многие из нас знают, что такое нумерология, но кто первый совместил числа и прогнозы на будущее
Формулировка теоремы Пифагора
Геометрическая формулировка:
Изначально теорема была сформулирована следующим образом:
В прямоугольном треугольнике площадь квадрата, построенного на гипотенузе, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах.
Алгебраическая формулировка:
В прямоугольном треугольнике квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов. То есть, обозначив длину гипотенузы треугольника через c, а длины катетов через a и b:
V. Объяснение нового материала
Слово учителя: Перед доказательством теоремы Пифагора мы повторим основное свойство пропорции.
a : b=c: d
в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних
ad=cb
Теорема: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Дано:
ABC - прямоугольный.
С=90
Доказать: АВ2=АС2+АВ2
Доказательство:
Пусть АВС - данный прямоугольный треугольник с прямым углом С. Проведем высоту CD из вершины прямого угла С.
Выразим из прямоугольного ADC , из АВС: ;
приравнивая правые части равенства, получим пропорцию .
По основному свойству пропорции получаем AB
AD
AС
2
. Аналогично из СDB найдем , а из АВС - . Получаем пропорцию и равенство . Сложим полученные равенства почленно:
- теорема доказана.
Следствие 1. В прямоугольном треугольнике любой из катетов меньше гипотенузы.
Доказательство. По теореме Пифагора ; так как , то , то есть .
Следствие 2. Для любого острого угла .
Доказательство. По определению
но в следствии 1 было доказано, что АС < АВ; значит, дробь меньше 1.
VI. Физкультминутка
Чтобы сильным стать и ловким приступаем мы к зарядке,
Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом -
Шаг на месте не спеша.
Как погода хороша! (Посмотрели все в окно, вдаль)
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо, вверх, вниз.
(Не поворачивая головы)
Спинка ровная у нас. А осанка - высший класс!
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Руки вверх, руки вниз.
На носочках подтянись.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
VII Закрепление нового материала
Устная работа.
Задание 1. Катеты прямоугольного треугольника 6 см и 8 см. Вычислите гипотенузу треугольника. (10 см.)
Задание 2. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 5 см, а один из катетов - 3 см. Определите второй катет? (4 см.)
Решение задач.
Высота, опущенная из вершины В треугольника АВС, делит сторону АС на отрезки, равные 16 см и 9 см. Найдите сторону ВС, если сторона АВ равна 20 см.
Задача 4. 1-й случай.
Дано:
a=3м-катет
b=4м -катет
Найти: с.
Решение.
5(м)
25
16
9
4
3
2
2
2
2
a
с
Ответ: 5 м.
2-й случай.
Дано:
а = 3 м - катет.
с = 4 м - гипотенуза.
Найти: b.
Решение.
(м)
Ответ: 2,6 м.
Задача 5.
Пусть k - коэффициент пропорциональности; стороны треугольника равны 5k; 6k; 7k. Если треугольник прямоугольный, должна выполняться теорема с2 = а2 + b2, то есть сумма (5k)2 + (6k)2 должна быть равна (7k)2. Но. Следовательно, треугольник не может быть прямоугольным.
VIII . Итог урока. Релаксация.
А Если С=90, то с2=а2+в2
С В
IX. Домашнее задание: П. 54, вопросы 8-10, № 483(в), №484(б,г). стр 132, 134
Литература
-
Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев , Э.Г. Позняк, И.И. ТихоноваВ.И.
Геометрия 7-9; Москва, «Просвещение», 2011 г.
-
Приложение «Здоровье» к газете «Комсомольская правда», сентябрь, 2003 г. (Статья «Продукты для отличника»)
-
Гайштут А.Г. , Развивающие задачи, 1987 г.
-
Журнал «Математика в школе», № 3, 1987 г.