Конспект урока по теме «Теорема Пифагора»

ТЕМА УРОКА:  ТЕОРЕМА ПИФАГОРА   Цель: научить доказывать теорему Пифагора, применять ее при решении задач; содействовать рациональной организации труда учащихся    Задачи: -образовательные:  обобщение знаний по теореме Пифагора   -развивающие:    развитие монологической речи учащихся, поддержание интереса к уроку математика через межпредметные связи, развитие логического мышления.    -воспитательные:  развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке, воспитание здорового образа жизни.   Оборудование:  линейка, карандаши                               I. Организационный момент -подготовка к уроку   1.Устная работа 2.Открытия Пифагора 3.Формулировка теоремы Пифагора 4Доказательство теоремы Пифагора 5.Следствия из теоремы 6.Применение теоремы Пифагора 7.Физкультминутка 8.Задачи на закрепление 9.Проверка полученных знаний 10.Дамашняя работа   II. Проверка домашнего задания №446   III. Устная работа   Слово учителя. Прежде, чем приступить к изучению нового материала, вспомним определение косинуса острого угла и решим несколько устных задач.       В                 cos А=?              В                                cosB=?                7                                                17           1                                                    15                                                    С    2       А                                  С                    А   Рис.1                                                   Рис.2   Дайте определение косинуса острого угла прямоугольного треугольника. Чему равен .на рис.1? Чему равен .на рис. 2? Чему равны косинусы острых углов?           IV.  Открытия Пифагора Геометрия. Знаменитая и всеми любимая теорема Пифагора плюс построение некоторых многоугольников и многогранников. География и астрономия. Одним из первых высказал гипотенузу о шарообразной форме земли, считал, что мы – не единственные во вселенной. Музыка. Зависимость звука от длины струны или флейты. Нумерология. Многие из нас знают, что такое нумерология, но кто первый совместил числа и прогнозы на будущее              Формулировка теоремы Пифагора     Геометрическая формулировка: Изначально теорема была сформулирована следующим образом: В прямоугольном треугольнике площадь квадрата, построенного на гипотенузе, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах. Алгебраическая формулировка: В прямоугольном треугольнике квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов. То есть, обозначив длину гипотенузы треугольника через c, а длины катетов через a и b:     V.  Объяснение нового материала  Слово учителя: Перед доказательством теоремы Пифагора мы повторим  основное свойство пропорции. a : b=c: d в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних ad=cb   Теорема:  В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.        Дано:    ABC – прямоугольный. С=90 Доказать: АВ2=АС2+АВ2   Доказательство: Пусть АВС – данный прямоугольный треугольник с прямым углом С. Проведем высоту CD из вершины прямого угла С. Выразим из прямоугольного      ADC , из      АВС: ; приравнивая правые части равенства, получим пропорцию . По основному свойству пропорции получаем . Аналогично из  СDB найдем , а из  АВС – . Получаем пропорцию  и равенство . Сложим полученные равенства почленно:    – теорема доказана.   Следствие 1. В прямоугольном треугольнике любой из катетов меньше гипотенузы. Доказательство. По теореме Пифагора ; так как , то , то есть .       Следствие 2. Для любого острого угла  . Доказательство. По определению    но в следствии 1 было доказано, что АС < АВ; значит, дробь меньше 1.     VI.   Физкультминутка   Чтобы сильным стать и ловким приступаем  мы к зарядке, Носом вдох, а выдох ртом, Дышим глубже, а потом – Шаг на месте не спеша. Как погода хороша! (Посмотрели все в окно, вдаль) Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко. Смотрим влево, смотрим вправо, вверх, вниз. (Не поворачивая головы) Спинка ровная у нас. А осанка – высший класс! Мы проверили осанку и свели лопатки. Руки вверх, руки вниз.  На носочках подтянись. Наклонитесь вправо, влево. И беритесь вновь за дело.     VII  Закрепление нового материала   Устная работа. Задание 1. Катеты прямоугольного треугольника 6 см и 8 см. Вычислите гипотенузу треугольника. (10 см.) Задание 2. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 5 см, а один из катетов – 3 см. Определите второй катет? (4 см.)         Решение задач. Высота, опущенная из вершины В треугольника АВС, делит сторону АС на отрезки, равные 16 см и 9 см. Найдите сторону ВС, если сторона АВ равна 20 см. Задача 4. 1-й случай. Дано: a=3м-катет       b=4м -катет                                               Найти: с.   Решение. Ответ: 5 м.   2-й случай.   Дано: а = 3 м – катет. с = 4 м – гипотенуза. Найти: b. Решение. (м) Ответ: 2,6 м.   Задача 5. Пусть k – коэффициент пропорциональности; стороны треугольника равны 5k; 6k; 7k. Если треугольник прямоугольный, должна выполняться теорема с2 = а2 + b2, то есть сумма (5k)2 + (6k)2 должна быть равна (7k)2. Но. Следовательно, треугольник не может быть прямоугольным.   VIII .    Итог урока. Релаксация.                      А                    Если  С=90, то   с2=а2+в2                       С            В    IX.   Домашнее задание: П. 54, вопросы 8-10, № 483(в), №484(б,г). стр 132, 134   Литература 1.    Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев , Э.Г. Позняк, И.И. ТихоноваВ.И. Геометрия 7-9; Москва, «Просвещение»,  2011 г.   2.    Приложение «Здоровье» к газете «Комсомольская правда», сентябрь, 2003 г.  (Статья    «Продукты для отличника») 3.    Гайштут А.Г. , Развивающие задачи, 1987 г. 4.    Журнал «Математика в школе», № 3, 1987 г.
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по теме « Теорема Пифагора»Конспект урока по теме « Теорема Пифагора»Конспект урока по теме « Теорема Пифагора»Конспект урока по теме « Теорема Пифагора»Конспект урока по теме « Теорема Пифагора»Конспект урока по теме « Теорема Пифагора»Конспект урока по теме « Теорема Пифагора»Конспект урока по теме « Теорема Пифагора»Конспект урока по теме « Теорема Пифагора»Конспект урока по теме « Теорема Пифагора»Конспект урока по теме « Теорема Пифагора»Конспект урока по теме « Теорема Пифагора»Конспект урока по теме « Теорема Пифагора»Конспект урока по теме « Теорема Пифагора»

ТЕМА УРОКА: ТЕОРЕМА ПИФАГОРА

Цель: научить доказывать теорему Пифагора, применять ее при решении задач; содействовать рациональной организации труда учащихся

Задачи:

-образовательные: обобщение знаний по теореме Пифагора

-развивающие: развитие монологической речи учащихся, поддержание интереса к уроку математика через межпредметные связи, развитие логического мышления.

-воспитательные: развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке, воспитание здорового образа жизни.

Оборудование: линейка, карандаши

I. Организационный момент

-подготовка к уроку

1.Устная работа

2.Открытия Пифагора

3.Формулировка теоремы Пифагора

4Доказательство теоремы Пифагора

5.Следствия из теоремы

6.Применение теоремы Пифагора

7.Физкультминутка

8.Задачи на закрепление

9.Проверка полученных знаний

10.Дамашняя работа

II. Проверка домашнего задания №446

III. Устная работа

Слово учителя. Прежде, чем приступить к изучению нового материала, вспомним определение косинуса острого угла и решим несколько устных задач.

В cos А=? В cosB=?

7 17

1 15

С 2 А С А

Рис.1 Рис.2

Дайте определение косинуса острого угла прямоугольного треугольника.

Чему равен Конспект урока по теме « Теорема Пифагора».на рис.1?

Чему равен Конспект урока по теме « Теорема Пифагора».на рис. 2?

Чему равны косинусы острых углов?


IV. Открытия Пифагора

Геометрия. Знаменитая и всеми любимая теорема Пифагора плюс построение некоторых многоугольников и многогранников.

География и астрономия. Одним из первых высказал гипотенузу о шарообразной форме земли, считал, что мы - не единственные во вселенной.

Музыка. Зависимость звука от длины струны или флейты.

Нумерология. Многие из нас знают, что такое нумерология, но кто первый совместил числа и прогнозы на будущее

Формулировка теоремы Пифагора

Геометрическая формулировка:

Изначально теорема была сформулирована следующим образом:

В прямоугольном треугольнике площадь квадрата, построенного на гипотенузе, равна сумме площадей квадратов, построенных на катетах.

Алгебраическая формулировка:

В прямоугольном треугольнике квадрат длины гипотенузы равен сумме квадратов длин катетов. То есть, обозначив длину гипотенузы треугольника через c, а длины катетов через a и b:

V. Объяснение нового материала

Слово учителя: Перед доказательством теоремы Пифагора мы повторим основное свойство пропорции.

a : b=c: d

в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних

ad=cb

Теорема: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.

Дано:

ABC - прямоугольный.

С=90

Доказать: АВ2=АС2+АВ2

Доказательство:

Пусть АВС - данный прямоугольный треугольник с прямым углом С. Проведем высоту CD из вершины прямого угла С.

Выразим из прямоугольного ADC Конспект урока по теме « Теорема Пифагора», из АВС: Конспект урока по теме « Теорема Пифагора»;

приравнивая правые части равенства, получим пропорцию Конспект урока по теме « Теорема Пифагора».

Конспект урока по теме « Теорема Пифагора»

По основному свойству пропорции получаем AB

AD

2

. Аналогично из СDB найдем Конспект урока по теме « Теорема Пифагора», а из АВС - Конспект урока по теме « Теорема Пифагора». Получаем пропорцию Конспект урока по теме « Теорема Пифагора» и равенство Конспект урока по теме « Теорема Пифагора». Сложим полученные равенства почленно:

Конспект урока по теме « Теорема Пифагора» - теорема доказана.

Следствие 1. В прямоугольном треугольнике любой из катетов меньше гипотенузы.

Доказательство. По теореме Пифагора Конспект урока по теме « Теорема Пифагора»; так как Конспект урока по теме « Теорема Пифагора», то Конспект урока по теме « Теорема Пифагора», то есть Конспект урока по теме « Теорема Пифагора».

Следствие 2. Для любого острого угла  Конспект урока по теме « Теорема Пифагора».

Доказательство. По определению Конспект урока по теме « Теорема Пифагора»

но в следствии 1 было доказано, что АС < АВ; значит, дробь меньше 1.

VI. Физкультминутка

Чтобы сильным стать и ловким приступаем мы к зарядке,

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом -

Шаг на месте не спеша.

Как погода хороша! (Посмотрели все в окно, вдаль)

Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим вправо, вверх, вниз.

(Не поворачивая головы)

Спинка ровная у нас. А осанка - высший класс!

Мы проверили осанку и свели лопатки.

Руки вверх, руки вниз.

На носочках подтянись.

Наклонитесь вправо, влево.

И беритесь вновь за дело.



VII Закрепление нового материала

Устная работа.

Задание 1. Катеты прямоугольного треугольника 6 см и 8 см. Вычислите гипотенузу треугольника. (10 см.)

Задание 2. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 5 см, а один из катетов - 3 см. Определите второй катет? (4 см.)

Решение задач.

Высота, опущенная из вершины В треугольника АВС, делит сторону АС на отрезки, равные 16 см и 9 см. Найдите сторону ВС, если сторона АВ равна 20 см.

Задача 4. 1-й случай.

Дано:

a=3м-катет

b=4м -катет

Найти: с.

Решение.

5(м)

25

16

9

4

3

2

2

2

2

a

с

Ответ: 5 м.

2-й случай.

Дано:

а = 3 м - катет.

с = 4 м - гипотенуза.

Найти: b.

Решение.

Конспект урока по теме « Теорема Пифагора»(м)

Ответ: 2,6 м.

Задача 5.

Пусть k - коэффициент пропорциональности; стороны треугольника равны 5k; 6k; 7k. Если треугольник прямоугольный, должна выполняться теорема с2 = а2 + b2, то есть сумма (5k)2 + (6k)2 должна быть равна (7k)2. НоКонспект урока по теме « Теорема Пифагора». Следовательно, треугольник не может быть прямоугольным.

VIII . Итог урока. Релаксация.

А Если С=90, то с222

С В

IX. Домашнее задание: П. 54, вопросы 8-10, № 483(в), №484(б,г). стр 132, 134


Литература

  1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев , Э.Г. Позняк, И.И. ТихоноваВ.И.

Геометрия 7-9; Москва, «Просвещение», 2011 г.


  1. Приложение «Здоровье» к газете «Комсомольская правда», сентябрь, 2003 г. (Статья «Продукты для отличника»)

  2. Гайштут А.Г. , Развивающие задачи, 1987 г.

  3. Журнал «Математика в школе», № 3, 1987 г.







© 2010-2022