Использование вопросов в обучении математике

Статья направлена на использование учителем математики вопросов для объяснения нового материала.В ответах на вопросы в ходе изложения, реализуются такие формы объяснения, как описание, разъяснение, обоснование.        За счет дидактически взвешенного подхода к построению и использованию системы вопросов, в которой варьируется не только содержание вопросов, но и их текстовые оболочки, можно осуществлять уровневую дифференциацию обучения, вести учеников то простого к сложному, наполняя это движени...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самойлова Зинаида Дмитриевна,

Провоторова Елена Викторовна,

Слепынина Наталья Сергеевна

МАОУ «СОШ №33 с УИОП», город Старый Оскол

Использование вопросов в обучении математике

Изложение нового материала в лекционной форме широко распространено в школе. Учащиеся продуктивнее усваивают новый материал, если излагать его в форме вопросов-ответов. Каждый новый вопрос не создаёт барьер- проблемную ситуацию, а является ориентиром познавательного процесса. Постоянно прибегая к вопросам в ходе изложения, учитель активирует усвоение материала школьниками.

В ответах на вопросы в ходе изложения, реализуются такие формы объяснения, как описание, разъяснение, обоснование. В ответе на вопрос необходимо учитывать его важность для достижения целей изложения; возможность самостоятельно получить результат заданного качества; целесообразность самостоятельного поиска ответа; возможность иных способов поиска ответов. В целом система вопросов и ответов должна способствовать реализации каждого структурного компонента дидактического цикла по изложению нового материала.

Систему вопросов можно построить не только отдельному объекту усвоения, но и к учебной теме. По доминирующей функции среди вопросов-заданий можно выделить три типа. К первому типу относятся вопросы-задания. Направленные на организацию закрепления знаний. Ко второму типу - вопросы-задания. Содействующие углублению системы знаний. их уточнению. конкретизации. систематизации .овладению приемами логического мышления и опытом творческой деятельности. К третьему - вопросы-задания. требующие применения полученных знаний.

Нельзя не отметить, что в учебном процессе не исключены ситуации, когда задаваемые вопросы могут препятствовать достижению качественных результатов обучения. Такое может случится, если ученики вынуждены отвечать лишь «да» или «нет». Аналогичными будут последствия, если все время использовать вопросы с полной содержательной опорой, тексты которых фактически содержат необходимый ответ. Такие негативные ситуации возникнут, если в процессе обучения не уделять должного внимания работе с текстом вопроса.

За счет дидактически взвешенного подхода к построению и использованию системы вопросов, в которой варьируется не только содержание вопросов, но и их текстовые оболочки, можно осуществлять уровневую дифференциацию обучения, вести учеников то простого к сложному, наполняя это движение личностным смыслом и значимостью.

© 2010-2022