Статья Организация индивидуальной работы учащихся, как средство повышения качества обучения

Педагогическая практика сталкивается с тем, что дети существенно отличаются друг от друга такими характеристиками, как работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, скорость мыслительной деятельности и т. д.  Работа по данной теме возникла из необходимости решить  следующие  проблемы: уровень развития учеников в одном классе разный, различный уровень  математической подготовки учащихся,  а также существенны различия по  отношению к изуч...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация индивидуальной работы учащихся, как средство повышения качества обучения

Е.П.Зевина, ФГОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»МОРФ

Педагогическая практика сталкивается с тем, что дети существенно отличаются друг от друга такими характеристиками, как работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, скорость мыслительной деятельности и т. д. Работа по данной теме возникла из необходимости решить следующие проблемы: уровень развития учеников в одном классе разный, различный уровень математической подготовки учащихся, а также существенны различия по отношению к изучаемому предмету. Особенности и интересы школьников являются основанием для индивидуальной работы и дифференциации. Индивидуальное обучение позволяет помочь ребенку в его становлении как личности, помогая ему постепенно избавиться «от страха» отвечать на уроке перед ученическим коллективом, «от страха» неправильного ответа, от боязни преодоления ученических преград, помогает повысить его самооценку. Организация деятельности на уроке так, чтобы ребята сами работали, согласование коллективного труда учащихся с их индивидуальными запросами и особенностями через групповые и индивидуальные формы работы при положительной мотивации к изучению математики способствует решению основной задачи - повышению качества обучения. Создание адаптивно - развивающих условий на уроке помогают сочетать различные формы учебной работы, а создание в процессе каждого урока проблемных ситуаций - развивать творческий потенциал каждого школьника. Вся работа определяет следующие этапы:

1. Определение целей обучения:

  • повышение общего уровня развития учащихся;

  • восполнение пробелов предшествующего обучения;

  • индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных учебных умений и навыков)

2. Диагностирование индивидуальных особенностей школьников. Важным элементом общей культуры любого человека является вычислительная культура. Для диагностики учащихся 7 класса проводится следующая работа: определение параметров диагностики, создание КИМов , диагностических карт, коррекционных карточек, карточек с тренинговыми упражнениями. В начале учебного года входная диагностика проводится по 22 параметрам: сложение десятичных дробей с одинаковыми знаками, вычитание десятичных дробей (сложение с разными знаками), умножение десятичных дробей, деление десятичных дробей с разными знаками, сложение и вычитание обыкновенных дробей, вычитание дроби из натурального числа, умножение обыкновенных дробей, деление обыкновенных дробей, умножение и деление натурального числа на смешанную дробь, деление дроби на натуральное число, деление натурального числа на дробь, умножение десятичной дроби на разрядную единицу, деление дроби на разрядную единицу, умножение десятичной дроби на 0,1; 0,01;…, округление десятичных дробей, порядок действий, законы математических действий, именные величины, нахождение % от числа, нахождение числа по его дроби, решение уравнений, пропорция. Результаты проверки заносятся в диагностическую карту . В конце каждого полугодия строится график динамики развития вычислительных навыков.

3. Ликвидация пробелов осуществляется с помощью коррекционных карточек, разработанных для каждого параметра. Коррекция проводится на уроке и вне его с каждым учеником индивидуально в форме: консультация учителя, работа в паре с сильным учеником, самостоятельная работа. Для каждого класса составляется диагностическая карта. Структура карты включает список класса, тему, ошибки, допускаемые учеником по данной теме и оценку. Карта заполняется при проверке письменных работ, достаточно напротив фамилии учащегося поставить знак «-» в той графе, где перечислены знания и умения, которыми не овладел ученик. Такие карты помогают выявить пробелы в знаниях и умениях и сразу планировать индивидуальную работу по их корректировке. Сведения обязательно сообщаются учащимся в индивидуальном порядке. На индивидуальных и групповых занятиях учащимся предлагаются задания по ликвидации пробелов в знаниях.

4. Планирование работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся производится следующим образом.

  • создание групп (постоянных, подвижных, вариационных).

  • Дифференциация обучения предусматривает самостоятельную работу учащихся по индивидуальным заданиям, построенных с учетом особенностей типологической группы учащихся. По опыту работы, в каждом классе выделяются четыре группы учащихся: первая группа - группа, в которой учащиеся не достигли минимального уровня; вторая группа - это учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений; третья группа - это учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений; четвертая группа - группа, в которой учащиеся, знающие материал «сверх программы». Количество учащихся в каждой группе может изменяться. Из первой группы можно перейти во вторую или в третью, а может даже в четвертую. Но может быть осуществлен и обратный переход.

  • применение карточек (репродуктивного характера, с вариативными заданиями, с заданиями для индивидуальной работы).

  • использование заданий, предусматривающих дифференцированный подход к учащимся и самостоятельные работы (с текстовыми заданиями, в парах или группах, задания на развитие логики мышления).

Задания группы получают различные по содержанию, и по форме подачи. В каждой группе задания начинаются с простейших и располагаются по возрастающей.

В 1варианте для многих заданий даются указания, пошаговые инструкции, данные для самоконтроля.

Вариант 2 содержит указания и данные для самоконтроля, но меньше методической помощи и несложные задания, требующие проявления сообразительности и смекалки.

Вариант 4 рассчитан на учащихся с хорошей математической подготовкой, требует креативного подхода и интеллектуальной подвижности.

Положительная мотивация создается через положительную оценку знаний и умений учащихся. Но пятибалльная система оценивания не дает ни учителю, ни ученику четкого представления о продвижении ученика в учении. Поэтому нередко используется 100 бальная система оценивания. Если в работе 5 заданий, исходя из правильного решения всего или какой -либо его части, накапливается количество баллов за правильность решения (1 задание - 20 баллов). Суммируя, получается итоговая оценка. Если ученик допустил ошибку в каком -либо задании, то приводится подробное решение со всеми необходимыми рассуждениями, которое им анализируется и разбирается. Для ликвидации пробелов и коррекции знаний, умений и навыков помощь учителя и взаимопомощь учащихся осуществляется непосредственно на уроке и на индивидуально -групповых занятиях во вне урочное время. В результате такой работы происходит восполнение пробелов знаний учащихся предшествующего обучения, формирование недостаточно усвоенных умений и навыков, положительная мотивация к изучению математики, повышение самооценки учащихся и, как следствие, повышение качества обучения.

Литература:

1. Ильин Д.Н. Индивидуальный подход в обучении:// М. Просвещение. 1998

2.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (аспект предупреждения неуспеваемости школьников ):// М. Просвещение. 2003

3.Унт И.Э. Диагностика исходного уровня знаний учащихся как предпосылка индивидуализации учебных занятий.//Учен. зап. Горьковского гос. пед. ин-та им. Н.А.Добролюбова.1998

4.Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г. Разноуровневые дидактические материалы по алгебре://М. Генжер.2006.



© 2010-2022