«Педагогический контроль за усвоением школьниками математических знаний»

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ I-II ВИДА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ





















«Педагогический контроль за усвоением школьниками математических знаний».




Учитель математики С.В.Кузьменко


г. Краснодар

2012г.

Педагогический контроль за усвоением школьниками математических знаний и овладением умениями являться составной частью обучения.

Выделяются следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговой. К текущему контролю относятся опрос учащихся по ходу изучения учебной темы, выполнение самостоятельных работ. Периодический проводится обычно после изучения программной темы, раздела. Итоговый контроль - в конце учебной четверти, года. Периодический и итоговый контроль осуществляется в форме контрольных работ. Контрольная работа - это письменная проверка знаний и умений учащихся, которая позволяет применять индивидуальный и дифференцированный подход.

Как же правильно организовать проведение контрольных работ?

Рассмотрим некоторые типичные ошибки.

Во время прохождения контрольной работы, учащиеся не редко поворачиваются, даже переговариваются, передают друг другу карандаши, резинки, линейки. Некоторые из них первые несколько минут и даже более не могут сосредоточиться: вздыхают, по нескольку раз меняют позу, рисуют не относящееся к делу, вертят в руках какой-либо предмет. И как правило, у этих детей не хватает потом времени, чтобы закончить работу.

Иногда и сам учитель поступает неверно: отвлекается от наблюдения за классом, отвечает на вопросы отдельных учащихся. В связи с чем теряется функция контрольной работы.

Самым главным нарушением является списывание. Оно имеет место всегда и там, где наблюдаются хотя бы малейшие, незначительные нарушения дисциплины. Например учащиеся сидят исключительно спокойно в течении всей контрольной работы. а в конце ее, когда сдают работы, возникает минутное оживление и кто-то из учащихся уже успел спросить и записать решение.

Но главные причины списывания заключаются в следующем: кто-то в классе хочет списать, потому что не уверен в своих знаниях и есть ученики, которые готовы «помочь». Помогают либо из ложного чувства товарищества, либо под влиянием «коллективного убеждения» класса. Следовательно, прежде всего учитель должен устранить эти главные причины списывания.

Для этого, во-первых, контрольная работа должна быть посильной для всех учащихся без исключения. И каждый ученик должен быть уверен в том, что выполнит контрольную работу. Зная, какими знаниями располагает, тот или иной ученик, учитель включает в содержание доступный ему материал, но заключающий в себе и преодолимые трудности.

Во-вторых, сильные учащиеся должны быть загружены полностью до момента окончания контрольной работы. Причем каждый должен быть загружен так, что если отвлекся, например кому-то помочь, то может не успеть написать всю работу и получить за это «4» или даже «3».

Следовательно, такая желаемая обстановка в классе может исключить списывание на контрольных работах и приучить учащихся к должному порядку. сформировать твердое убеждение в том, что любую работу нужно выполнять исключительно ответственно, добросовестно, качественно.

В контрольные работы принято включать задания не самые трудные, а те, которые раньше выполняли дети. Задания должны быть только такие, какие уже встречались школьникам.

Далее, в контрольной работе упражнения желательно располагать в порядке возрастающей трудности и так, чтобы первые упражнения мог выполнить каждый учащийся.

Чтобы полностью загрузить всех учеников в продолжение всей работы до самого ее конца, предлагается поступить следующим образом: предлагается такое количество упражнений, чтобы все их никто в классе не успел выполнить за отведенное время. Объем задания сразу не устанавливается. Например даны 7 заданий. Сразу после окончания работы учитель выясняет, что 7 не выполнил никто, 6 - 2-3 ученика. Тогда учитель объявляет, что за верное выполнение 6 заданий будет выставляться оценка «5». Т.о. устанавливается верхний максимальный предел для лучших учеников данного класса. При таком подходе включаются сразу все учащиеся, никто не теряет ни одной минуты, не отвлекается в продолжение всей работы.

Подобные контрольные работы благодаря соревновательному эффекту побуждают всех учащихся работать максимально сосредоточенно и позволяют все время увеличивать объем заданий с учетом возможностей самих учащихся данного класса.

Чтобы указанный соревновательный эффект проявился в наибольшей мере, нужна еще и соответствующая организация работы. К организованности учащихся можно приучить очень быстро.

Учитель объясняет, что на контрольной работе необходимо соблюдать следующий прядок. Садимся ровно, тетрадь располагаем перед собой. Читаем текст задания. Ручки в это время никто не берет. Задаем вопросы по тексту задания, но не по способу решения и не переговариваемся. К работе приступим по команде и закончим тоже, все одновременно. Во время работы нельзя задавать вопросы, поворачиваться, менять позу, раскрывать книги, тетради с записями. Все это необходимо, чтобы не мешать работе своих товарищей.

Далее учитель улыбается, чтобы успокоить и снять напряжение, и предлагает приступить к работе. В продолжение всей контрольной работы учитель ни в коем случае не ходит по классу, а стоит впереди и наблюдает за порядком. Если кто-то хочет нарушить одно из указанных требований, то перед этим обязательно смотрит на учителя: следит ли он. А так как в спокойной обстановке и при полной тишине в классе заметно любое движение, то учащийся, приподняв голову, почти всегда встречает взгляд учителя.

Если же кто-то нарушил порядок, учитель взглядом дает понять, что заметил нарушение, а после окончания работы может объявить, что контрольную работу этого ученика проверять не будет. Но ни в коем случае нельзя за какое-либо нарушение ставить «2». Оценка ставится за знание, а не за дисциплину.

Перед окончанием работы учитель объявляет: «Осталась минута». Это делается для того, чтобы все успели завершить очередное задание, закончить мысль. Затем объявляется: «Работу закончить». Все кладут ручки, закрывают тетради и сдают учителю. После чего, разрешается разговаривать, обсуждать работу, смотреть в книги, в тетради, задавать вопросы.

Тут же сразу проводится анализ контрольной работы. Поэтому она должна быть закончена за некоторое время до звонка. Именно сразу после окончания контрольной работы учащиеся проявляют повышенный интерес к содержанию работы, горячо обсуждают и внимательно выслушивают способы решения, возможные ошибки, различные варианты оформления записей и т. п.

На другой день или позже учащиеся уже теряют интерес к содержанию работы и многие интересуются только оценкой.

После контрольной работы принято проводить урок, посвященный исправлению ошибок. Но совершенно очевидно, что исправить ошибки учеников за один урок невозможно. Поэтому значение этого урока в другом. Учитель раздает проверенные тетради и просит рассмотреть исправленные ошибки, сказать на какое они правило.

На последних уроках учитель отводит время на повторение, работает над тем учебным материалом, который послужил источником ошибок.

К описанному порядку учащиеся привыкают очень быстро сначала на кратковременных контрольных работах, а потом и на более длительных.

Некоторые учителя используют следующий прием.

Кратковременные контрольные работы ученики выполняют в тетради, под лист которой подкладывается отдельный лист с копиркой. Копию работы они сдают учителю и сразу проверяют свои решения по абзацам, появляющимся на доске. При этом возникает деловая, оживленная дискуссия. Учащиеся очень заинтересованно участвуют в ней, сразу же вносят необходимые поправки в свои тетради и ставят себе прогнозируемые ими оценки. Анализ контрольной работы сразу после ее окончания по заранее подготовленным решениям с ошибками и по остающимся у учащихся копиям работ гораздо эффективнее, чем на следующем уроке, когда многие уже забывают ход решения.

Некоторые учителя ограничиваются контрольными работами, рассчитанными на целый урок и проводимыми в конце изучаемого раздела или в конце четверти. Желательно проводить так же кратковременные контрольные работы длительностью 5-10 минут. Такие работы имеют большой учебно-воспитательный эффект. Они помогают активизировать деятельность учащихся на каждом уроке, приучают к постоянной сосредоточенности и дают возможность своевременно судить о качестве усвоения изучаемого материала.


© 2010-2022