• Преподавателю
  • Математика
  • Творческая работа, посвященная актуальным вопросам преподавания естественнонаучных дисциплин в современной школе

Творческая работа, посвященная актуальным вопросам преподавания естественнонаучных дисциплин в современной школе

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

профессионального образования «Сокольский техникум индустрии

сервиса и предпринимательства»

















Эссе по математике







Выполнила учитель математики

Шапалина Н. А.























п.Сокольское

2012г.







Первое условие, которое надлежит выполнять в математике, - это быть точным, второе - быть ясным и, насколько можно, простым.

(Г. Лейбниц)

В настоящее время традиционный взгляд на содержание обучения математике, её роль в общем образовании пересматривается и уточняется. Важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех учащихся. Для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка. Основными составляющими элементами образования выступают три цели образовательного процесса: овладение учащимися системой математических знаний, умений и навыков, дающей представление о предмете математики, воспитание, как важнейший компонент социальной адаптации личности, развитие, как процесс приобщения человека в современном обществе.

Математика является основой, к которой обращаются все остальные предметы общеобразовательного процесса.

Ценность математического образования определяется огромным потенциалом, которым оно обладает в сфере интеллектуального развития, воспитания и просвещения учащихся.

Учитывая это, я определила следующие цели математического образования: интеллектуальное развитие учащихся, развитие логического, алгоритмического и эвристических составляющих мышления, характерных для математической деятельности, овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и для использования в будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования. В целом же это подготовка выпускника, способного адаптироваться к современным условиям нашего общества.

Для жизненной самореализации, возможности продуктивной деятельности в информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации.

Математика является очень значимым, но достаточно сложным предметом, но обучать математике необходимо всех. Отечественное математическое образование было единым в том смысле, что все школы того времени работали по одной программе. В настоящее время ситуация в корне изменилась. Разработана примерная программа учебной дисциплины «Математика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования авторским коллективом (Башмаков М. И., академик РАО, доктор физ.-мат. педагогических наук, профессор и Луканкин А. Г., кандидат физико-математических наук, доцент). Рабочая программа по математике разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 03-1180).

Современный учитель, составляя свою рабочую программу, вправе адаптировать её под конкретное количество часов, конкретный профиль и т. д. Существует огромное количество учебников и учебных пособий и для учащихся и для педагогов. Я работаю по учебникам Ю. М. Колягин и др. «Алгебра и начала анализа» 10, 11класс, Л. С. Атанасян и др. «Геометрия. 10-11 класс», И. М. Смирнова. «Геометрия 10-11кл.» Я считаю, что именно эти учебники являются тем источником информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме содержание предмета, предусмотренное образовательными стандартами содержание.

Пытаюсь использовать в своей работе новинки методической литературы для организации внеурочной деятельности, проведения недели математики, открытых уроков. Для лучшего усвоения материала один раз в неделю выдаю на дом карточки с индивидуальным заданием, которые составляю сама.

Одной из эффективных форм обучения математике, способствующей развитию практических навыков и умений, являются практические и лабораторные работы. Я думаю, что эти работы способствуют развитию у учащихся наблюдательности, воображения, сравнения, анализа, что наиболее важно при изучении геометрии. Практические и лабораторные работы позволяют учащимся более осознанно изучить математические зависимости между величинами, применение вычислительных инструментов на практике, с приемами составления таблиц (например, десятичных и натуральных логарифмов), способы построения графиков, различные исследования, с целью установления новых для учащихся математических фактов.

Олимпиады имеют огромное значение для выявления одарённых детей. Участие в олимпиаде, как я считаю, с одной стороны - это математическое соревнование, а с другой - оно даёт возможность сравнить свои успехи в изучении математики с успехами других.

Характерное для нашего времени использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогической деятельности открывает для учителей математики уникальные возможности активизации процессов познания, индивидуальной и коллективной деятельности учащихся. Однако компьютерные технологии в обучении математики могут использоваться не только как средство обучения и контроля знаний, но и как инструмент для реализации исследовательской математической деятельности. Поэтому целесообразно изучение последних достижений науки на факультативных занятиях. Последние десятилетия математика оказывает огромное влияние во все сферы науки и практики.

Однако школьная математика никогда не сможет угнаться за развитием науки, да, по сути, и не нужно этого делать.

Роль информатизации в образовании имеет огромное значение. Все дети вокруг себя видят телевизор, компьютер, принтер, электронная книга, интернет и др. За последние годы произошёл большой подъём в сторону информатизации всего современного общества, а значит и образовательного процесса. Без компьютера уже невозможно представить современного человека, современное образовательное учреждение. Урок становится более интересным и насыщенным, если применять ИКТ. На таком уроке дети работают более активно, развивается познавательный интерес. Применять ИКТ можно на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, объяснение нового материала, а также мотивации, актуализации знаний, закреплении ЗУН, для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля, организации самостоятельной работы с сиюминутной проверкой.

В преподавании математики использование ИКТ я начала с печатных дидактических материалов (карточки для контрольных, самостоятельных, индивидуальных работ, тесты и др.), использование учащимися Интернета для подбора информации к написанию рефератов, для выполнения творческих, исследовательских, проектных работ. Применяю в своей работе диски (электронное приложение), которые приходят вместе с газетой «Математика», а также ресурсы сети Интернет. Эти материалы я использую не в готовом виде, а перерабатываю их, а также делаю собственные презентации к урокам с помощью программы Microsoft Power Point. Урок с использованием презентации получается более ярким, динамичным, больше заданий можно сделать за короткий период, что позволяет экономить время на уроке. Удобство презентации в том, что всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная доска не может вместить тот объём, который можно поместить на слайд). Я считаю, что применение компьютера для обучения учащихся - это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних подростков, их запросы и интересы. На мой взгляд, использование ИКТ в учебном процессе - это требование времени, что позволяет вовлечь обучающихся в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний. Однако хотелось бы отметить, что новые информационные технологии, используемые в образовательном процессе, направлены на улучшение и облегчение качества процесса обучения, но, ни в коем случае не смогут заменить живого общения с преподавателями, и являются лишь дополнением к использующимся средствам обучения.

Для улучшения качества знаний и умений на своих уроках я использую индивидуально-дифференцированную методику обучения математике, потому что работаю с учащимися, у которых разный уровень подготовки.

Я считаю, главные задачи современного образования - раскрытие способностей каждого подростка, а также их развитие с учетом индивидуальных возможностей, воспитание порядочного и патриотичного человека, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.



© 2010-2022