Разработка урока по теме Решение треугольников

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №27 - 28

Тема: « Решение треугольников».


Цели:

  1. Познакомить обучающихся с методами решения треугольников;

  2. Закрепить знания обучающихся теорем синусов и косинусов, научить применять эти теоремы в ходе решения задач.

  3. Познакомить обучающихся с измерительными работами на местности, основанными на использовании теорем синусов и косинусов.

  4. Совершенствовать навыки решения задач.

  5. Развивать память, внимание и логическое мышление обучающихся в ходе решения задач.

  6. Вырабатывать трудолюбие, целеустремленнось.

Урок №27

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.


  1. Актуализация знаний и умений обучающихся.

  1. Проверка выполнения домашнего задания (разбор нерешенных задач).

  2. Проверка изученного материала.

Обучающиеся на отдельных листочках доказывают изученные теоремы и сдают учителю.

Вариант I

Сформулируйте и докажите теорему косинусов.

Вариант II

Сформулируйте и докажите теорему о площади треугольника.

Вариант III

Сформулируйте и докажите теорему синусов.

  1. Изучение нового материала.

1. Решением треугольника называется нахождение всех его шести элементов (то есть трех сторон и трех углов) по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник.

2. При решении треугольников используют теоремы синусов и косинусов, причем при вычислении углов треугольника предпочтительнее использовать теорему косинусов, а не теорему синусов. Например, зная три стороны треугольника, для вычисления первого угла применяем теорему косинусов, а для вычисления второго угла можно использовать как ту, так и другую теоремы. Но поскольку синус угла равен синусу смежного с ним угла, то нахождение синуса угла еще не позволяет определить сам угол - он может быть острым или тупым. Если же вычислить косинус угла, то по его знаку и величине угол определяется однозначно.

3. Рассмотрим три задачи на решение треугольника:

1) решение треугольника по двум сторонам и углу между ними;

2) решение треугольника по стороне и прилежащим к ней углам;

3) решение треугольника по трем сторонам.

При этом будем пользоваться следующими обозначениями для сторон треугольника АВС: АВ = с; ВС = а; СА = b.

4. В тетрадях обучающиеся оформляют таблицу-памятку:

Разработка урока по теме Решение треугольников

Разработка урока по теме Решение треугольников

Разработка урока по теме Решение треугольников

c =Разработка урока по теме Решение треугольников;

cos A = Разработка урока по теме Решение треугольников;

Разработка урока по теме Решение треугольниковB = 180° - (Разработка урока по теме Решение треугольниковA +Разработка урока по теме Решение треугольниковC)

Разработка урока по теме Решение треугольниковA = 180° - (Разработка урока по теме Решение треугольниковB +Разработка урока по теме Решение треугольниковC);

b = Разработка урока по теме Решение треугольников;

c = Разработка урока по теме Решение треугольников

cos A = Разработка урока по теме Решение треугольников;

cos B = Разработка урока по теме Решение треугольников;

Разработка урока по теме Решение треугольниковC = 180° - (Разработка урока по теме Решение треугольниковA +Разработка урока по теме Решение треугольниковB)

Измерительные работы на местности, основанные на использовании теорем синусов и косинусов


1. Тригонометрические формулы используются при проведении различных измерительных работ на местности.

В 8 классе вы определяли высоту предмета и расстояние до недоступной точки на основе теоремы подобия треугольников. В 9 классе эти же задачи решают с применением тригонометрических функций.

2. Обучающиеся самостоятельно читают материал пункта 100 учебника.

3. Обсуждение прочитанного материала, используются рисунки 295 и 296 учебника.


  1. Формирование умений и навыков обучающихся. Решение задач.

1. По рисунку 294 обучающиеся самостоятельно разбирают решение примера на странице 259 учебника.

2. Решить задачу № 1025 (б, в, г, ж, и) на доске и в тетрадях, используя таблицы Брадиса и микрокалькуляторы.

3. Решить задачу № 1021 на доске и в тетрадях.

4. Совместно с обучающимися разобрать и зафиксировать в тетрадях решение задачи № 1033 по рисунку 297.

5. Решить задачи № 1060 (в), 1061 (в) и 1062.

6. Решить задачу № 1036 по рисунку 298.

7. Решить задачу № 1037 (использовать рисунок 296 учебника).

8. Решить задачу № 1038 по рисунку 299.


  1. Итоги урока.

Подведение итогов урока - выставление отметок обучающимся.


  1. Домашнее задание: изучить материалы пунктов 96-100; решить задачи №№ 1025 (а, д, е, з), 1060 (г), 1064.



Урок №28.


Систематизировать, повторить и обобщить изученный материал; научить применять полученные знания к решению задач.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.


  1. Актуализация знаний и умений обучающихся.

  1. Проверка выполнения домашнего задания (разбор нерешенных задач).

  2. Повторение и обобщение изученного материала.

1. Сформулировать теорему о площади треугольника.

2. Сформулировать теорему синусов.

3. Сформулировать теорему косинусов.

4. Объяснить применение теоремы косинусов при решении треугольников.

5. В какой задаче на решение треугольников можно применять только теорему синусов?

6. Рассказать решение задачи по нахождению высоты предмета и расстояния до недоступной точки с помощью тригонометрических функций.

7. Формулы приведения (записать на доске).

  1. Решение задач.

  1. Рассмотреть задачи нерешенные на предыдущем уроке.

  2. Решить задачу № 1059 на доске и в тетрадях.

Пусть АВСD - выпуклый четырехугольник, О - точка пересечения его диагоналей, Разработка урока по теме Решение треугольниковAOB = .

Тогда SАВСD = SАОВ + SВОС + SСОD + SАОD.

Найдем площадь каждого из четырех треугольников, пользуясь теоремой о площади треугольника. Учитывая, что sin (180° - ) = sin  и АС = АО + ОС, ВD = ВО + ОD, получаем:

SАВСD = Разработка урока по теме Решение треугольниковAC ∙ BD ∙ sin .

2. Решить задачу № 1063.

Решение

SАВС = SАВD + SАСD или воспользуемся формулой площади треугольника: Разработка урока по теме Решение треугольниковbc ∙ sin = Разработка урока по теме Решение треугольниковxc ∙ sinРазработка урока по теме Решение треугольников+ Разработка урока по теме Решение треугольниковxb ∙ sinРазработка урока по теме Решение треугольников, где x = AD.

Отсюда, учитывая, что sin  = 2sinРазработка урока по теме Решение треугольников∙ cosРазработка урока по теме Решение треугольников, находим х: х = Разработка урока по теме Решение треугольников.



  1. Подведение итогов урока.


  1. Домашнее задание: повторить тему «Векторы», материал пунктов 76-100; решить задачи №№ 1024, 1035.

4


© 2010-2022