Урок по теме Римские цифры - Волшебные цифры

Раздел Математика
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Волшебные цифры»


Цели: -систематизировать и обобщить знания о цифрах и числах;

-познакомить с первыми девятью римскими цифрами;

-закрепить знания состава чисел 2-9;

-развивать речь, мыслительные операции, математические
способности;

-совершенствовать вычислительные навыки

Оборудование: интерактивная доска, счетные палочки таблица с
изображением римских цифр, исследовательская работа.

Ход урока


I.Организационное начало.

1)Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

2)-Дети нам тепло? (Да)

-В классе светло? (Да)

-Прозвенел уже звонок? (Да)

-Уже закончился урок? (Нет)

-Только начался урок? (Да)

-Гостям мы рады? (Да)

-Повернитесь, поприветствуем гостей. (Здравствуйте)

-Хотите учиться? (Да)

-Значит можно садиться

3)Проверка рабочих мест

1.Учебник

2.Рабочая тетрадь

3.Пенал

4.Файл с материалом

5.Счетные палочки

II.Актуализация опорных знаний.

-Сегодня мы отправимся в далекие страны -

волшебные и реальные (настоящие), и города.

Тысячи километров их разделяют.

-Как думаете, на каком виде транспорта условно будем
передвигаться

(мне кажется на самолете, поезде…потому)

-Выполнив задание мы подтвердим одно из ваших
высказываний

1)Диктант по клеточкам

-Отступите вниз 2 клетки

-Вправо 6 клеточек, поставьте точку

-Диагональ на 1 клетку влево вниз

-Вниз 1 клетка

-Диагональ влево - вниз 2 клетки

-Вправо 2 клетки

-Вниз 2 клетки

-Диагональ влево - вниз 1 клетка

-Вправо 1 клетка

-Диагональ вправо - вниз 1 клетка

-Диагональ вправо - вверх 1 клетка

-Вправо 1 клетка

-Диагональ влево - вверх 1 клетка

-Вверх 2 клетки

-Вправо 2 клетки

-Диагональ влево - вверх 2 клетки

-Вверх 1 клетка

-Диагональ влево - вверх 1 клетка

-Что получилось?

-Почему будем путешествовать именно на этом виде
транспорта? (нужно делать все быстро, а урок 35 минут…
может, полетим на далекие расстояния?)

2)Чистописание, порядковый счет, классификация.

-Но пред полетом необходимо выполнить определенные
условия

Разгадав загадки, мы определим эти условия.

а) Два кольца, но без конца

В середине нет гвоздя

Если я повернусь

То совсем не изменюсь

Ну, какая цифра я? (8) - запишите с новой строки

б) Вид её - как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А лентяи её - нет (2) - запишите, отступая вправо 1 клетку

в) Есть, друзья, такая птица:

Если сядет на страницу,

Очень рад бываю я,

А со мною вся семья (5) - запишите, через 1 клетку

г) Эта цифра - кочерга,

У неё одна нога,

Посредине поясок,

Назови меня, дружок! (7) - запишите, через клетку

д) Отгадайте-ка, ребятки:

Что за цифра - акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на 3 меньше станет (6) - запишите, через 1 клетку

-Что мы записали? (цифры)

-Что такое цифра? (знак для обозначения числа)

-Расставьте числа в порядке возрастания.

-Прочитайте слово хором (Билет)

Да необходимо приобрести билет, а цена билета следующее
задание.

3)Разбейте числа на 2 группы, т.е. классифицируйте по какому-то признаку.

-четные 2, 6, 8

-нечетные 5, 7

4)Перед взлетом проверяют двигатель и герметизируют салон. Мы с вами тоже условно это сделаем, выполнив такие задания.

а) Назови соседей числа - 8

- 12

- 15

б) Какое число стоит между числами:

- 9 и 11;

- 15 и 17

в) Назовите числовые выражения, значения которых равны 6.

д) Самолет к вылету готов начинаем отсчет от 11

III. Физминутка - «Самолет».

Наш веселый самолет

Отправляется в полет.

Правое плечо вперед,

Левое плечо вперед,

Полетел наш самолет.


IV. Постановка проблемы.

1)Чтобы обозначить высоту, на которой летит наш самолет, возьмите желтый листик и скажите:

-Что это? (Отрезок)

-Как сделать его числовым? (Расставить цифры)

-Что такое цифра? (Знак для обозначения числа)

-Расставьте

-С какой цифры начнем? (0)

-Что знаете о 0?

-Какая же высота нашего полета? (9 единиц)

-Что можно увидеть с помощью числового отрезка (Место
каждого числа)

-Какой же вывод о каждом следующем и предыдущем

числе мы можем сделать? (Следующее - на 1 больше

предыдущего, числа - правее всегда больше, числа левее

всегда меньше)

2)Работа с книгой - волшебная страна.

В полете пассажиров обслуживают бортпроводники или стюардессы. Бортпроводниками сегодня будут (по рядам). Они будут помогать вести полет и следить, чтоб аварийных ситуаций не было.

Они раздали нам литературу для того, чтобы полет проходил в обычной обстановке, и каждый бы занимался любимым делом, а мы открываем привычную литературу.

а) На табло самолета высветилось «Волшебная страна»

-Что увидели ещё на табло? (Отрезок)

-Он обычный? (Нет)

-Чем он необычный (Вместо цифр, предметные рисунки)

-Можем по волшебному отрезку сравнить предметы?

-Каким правилом воспользуемся (левее, правее)

-Что следует за грибком?

-Что предшествует елке?

-На сколько, бабочка больше, чем грибок?

б) Жители волшебной страны нас не отпустят, пока мы не выполним их задания.

-Решение выражений

№ 1 (Решаем по цепочке с 1 ряда, обращаясь к табло)

в) Сравнение необычных чисел, выражений.

-Какое задание необходимо выполнить? (Сравнить необычные числа и выражения)

Сравнить нам поможет также необычный волшебный числовой отрезок

-Груша левее чашки значит ставлю 

-К одинаковому слагаемому прибавляют еще число большее нуля, то получится большее число

-Из одного и того же число вычитают число, значит оно будет меньше

-Если из числа вычесть тоже число получиться 0

-= потому, что слагаемее одинаковые

- т.к. первые слагаемые одинаковые, а слева +1, справа 2

- т.к. уменьшенные - одинаковые, но слева -1, а справа 2

г)№ 3 Самостоятельная работа

Необходимо правильно подобрать волшебные числа, чтобы выполнялось условие.

Бортпроводники проверяют правильность выполнения задания.

Физминутка.

В полете многие пассажиры отдыхают, спят. Выполним и мы это условие.

Нам радостно, нам весело!

В полёте мы с утра

Но вот пришло мгновение

Для отдыха пора

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротики закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать, даже шутку.

Чтоб не видеть никого,

А себя лишь одного!

V.Работа над новой темой

Знакомство с римскими цифрами

1)Наш самолет снова идет на посадку, мы должны определить место, куда мы должны приземлиться.

А узнать город мы сможем, выполнив такое задание: «Сосчитай, и по координате-результату простите название города.

5 + 4 - 2 + 1 - 6 + 2 + 3 = 7

3 - Москва

7 - Рим - Прочтем хором название города

9 - Киев

(Да, это Рим - столица республики Италии, расположенной на Апеннинском полуострове

-Коль мы оказались в Риме, как думаете, что ждет нас здесь

(-может, новые задания,

-может, новые знания

-может, римские цифры)

2)А раскроет нам тайну, что ожидает нас здесь, пилот нашего полета Кириченко Тимур. Он здесь уже бывал, все исследовал и разведал.

-Уважаемые пассажиры оставайтесь на своих местах и прослушайте информацию.

-Презентация Кириченко Тимура (исследовательская работа «Римские цифры»)

-Итак, что же ожидает нас в этом городе. (Знакомство с римскими цифрами)

3)Так как наш пилот в совершенстве владеет информацией о римских цифрах,он будет моделировать у доски, а вы палочками на своих местах

Сравните таблицу в учебнике верхнюю строчку и нижнюю, что замечаете (1 - I палочка, 2 - II палочки)

-Кто помнит, на что похожа 5?(на ладонь). Выложите на парте цифру 5

-Как получили 4 (Это 5 без одного). Где находится 1 палочка левее или правее? Левее, значит 5 на 1 меньше - а это IV

-6 - Где находится палочка (правее), значит 5 на 1 больше - а это VI.

-7 - Как получить, это 5 и 2, значит, правее к пяти, сколько палочек приписать

-8 - VIII

-Вспомним рассказ Тимура. 9 палочек перечеркивали 1 палочкой и получили 10, т.к. это длинная запись, условились писать X

-А 9 - это 10 без 1 - IX - палочка левее 10

4)-Понравилось вам исследовать новые знания? (Да)

-Продолжим путешествие.

Посмотри на задание 5 в учебнике и продолжите, смою фразу:

Оказывается, с римскими цифрами можно записывать и вычислять выражения.

Попробуем?

-Счет по цепочке, а образец записи цифр у доски.

5)№ 6 самостоятельная работа, проверка бортпроводниц

6)№ 7 у доски

-Что нужно сделать (на примере образца 1 - сосчитать предметы и записать числа. Причем,

справа - римские,

слева - арабские (обычные для нас)

Соединить равные числа при помощи линейки

VI.Закрепление

Мы научились записывать числа и даже считать при помощи них, но мы русские люди должны знать, зачем они нам, и где они используются.

-Какие предположения:

Слово пилоту -


VII.Труд

Давайте мы поупражняемся в изобретении часов



VIII.Время на наших часах показывает: «Пора домой»

Мы приземляемся, а дома вы расскажите своим родителям, где мы побывали и что нового узнали.

IX.Итог

-На самолете мы летали? (Да)

-В Риме побывали? (Да)

-Буквы изучили? (Нет)

-Цифры узнали? (Да)

-Гостей удивляли? (Да)

-Может вы устали? (Да)

-Отдохнуть вам нужно? (Да)

-Тогда идите на переменку дружно!!!


© 2010-2022