- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс по математике 10класс
Элективный курс по математике 10класс
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хомутова Н.Н. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МИШКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Стародубского муниципального района, Брянской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании МО Зам.директора по УВР Директор МБОУ
Протокол №1 Е.А.Шершень________ «Мишковская СОШ»
___________ Е.Н.Мисливец______
31.08.2015
Рабочая программа
элективного курса « Подготовка к ЕГЭ »
Предмет: математика
Класс: 10
Учитель: Хомутова Н.Н.
Пояснительная записка.
Программа учебного предмета - «Математика» для 10 класса, рассчитана на 35 часов, вводится с целью расширения и углубленного изучения отдельных разделов основного курса математики и подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 классов к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс средней полной школы и предусматривает их подготовку к дальнейшему математическому образованию.
Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов государственной (итоговой) аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задания с параметром. Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т. к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащихся и их математической культуры.
Решению задач с параметром в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся не справляются с такими задачами, причиной является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного учебного предмета, «Математика», для решения задач с параметром.
Многообразие задач с параметром охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметром можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики.
Знание методов решения, позволяет преодолеть инерцию мышления учащегося, формирует его волю и характер, самостоятельные и исследовательские навыки, формирует умения использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для построения и исследования простейших математических моделей; развивает логическое мышление, алгоритмическую культуру, творческие способности, необходимые для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности.
Цели курса:
-
расширение и углубление изучения отдельных разделов основного курса математики;
-
подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ;
-
формирование у учащихся умений и навыков решения задач с параметрами;
-
вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, способствующую развитию логического мышления, алгоритмической культуры, а также развитию интеллектуальных и коммуникативных качеств, необходимых для продолжения образования и для адекватной социальной адаптации учащихся в современный период.
-
развитие устойчивого интереса учащихся к математике;
-
воспитание средствами математики культуры личности: чувства патриотизма, умения планировать свою деятельность, понимания сложности математики для развития индивидуальной траектории и современного общества.
Учебно - тематический план.
-
Первоначальные сведения (2 ч.)
Цель: дать первоначальное представление учащемуся о параметре и помочь привыкнуть к параметру, к необычной форме ответов при решении уравнений.
Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр.
Основные приемы решения задач с параметром.
Решение простейших уравнений с параметром.
-
Решение линейных уравнений (и уравнений приводимых к линейным), содержащих параметр (2 ч.)
Цель: поиск решения линейных уравнений в общем виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра.
Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр.
Решение уравнений, приводимых к линейным.
Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр.
Геометрическая интерпретация.
Решение системных уравнений.
-
Решение линейных неравенств, содержащих параметр (2 ч.)
Цель: выработать навыки решения стандартных неравенств и приводимых к ним; углубленное изучение методов решения линейных неравенств с параметром.
Определение линейного неравенства.
Алгоритм решения неравенства.
Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметром.
Исследование полученного ответа.
Обработка результатов, полученных при решении.
-
Квадратные уравнения, содержащие параметр (4 ч.)
Цель: формировать умения и навыки решения квадратных уравнений с параметром.
Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследование количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование трехчлена.
Алгоритм решения уравнений.
Аналитический способ решения.
Графический способ.
Классификация задач, с позиции применения к ним методов исследования.
-
Решение неравенств (второй степени), содержащих параметр (3 ч.)
Цель: выработать навыки решения стандартных неравенств и приводимых к ним; углубленное изучение методов решения квадратных неравенств с параметром.
Определение неравенства второй степени.
Алгоритм решения неравенства.
Решение стандартных неравенств второй степени, простейших неравенств второй степени с параметром.
Исследование полученного ответа.
Обработка результатов, полученных при решении.
-
Рациональные уравнения с параметром (5 ч.)
Цель: формировать умения и навыки решения рациональных уравнений с параметром
Алгоритм решения уравнений.
Аналитический способ решения.
Графический способ.
Классификация задач, с позиции применения к ним методов исследования.
-
Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами (2 ч.)
Цель: познакомить с многообразием задач с параметрами.
Область значений функции.
Область определения функции.
Монотонность. Координаты вершины параболы.
-
Текстовые задачи с использованием параметра (4 ч.)
Цель: формировать умения и навыки решения текстовых задач с параметром.
Текстовые задачи содержащие параметр.
-
Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем (7 ч.)
Цель: формировать умения и навыки определения количества решений рациональных уравнений, неравенств и их систем с параметром.
Количество решений уравнений с параметром.
Количество решений неравенств с параметром.
Системы уравнений с параметром.
Системы неравенств с параметром.
-
Нестандартные задачи (4 ч.)
КТП учебного предмета математика.
№
Тема/тип
Дата провед.
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
Контрольно-оценочная деятельность
По плану
Факт.
Знать/понимать
Уметь
Общеучебные
умения и навыки
Форма
Вид
1.
Основные понятия уравнений с параметрами
Аналитическое определение параметра
Приёмы решения задач с параметрами.
Знать: определение уравнения
Уравнений с параметрами
Понимать:
Основные приемы решения задач с параметрами
Уметь:
Применять определения и свойства абсолютной величины.
Вести сравнение фактов: выделение главного, существенного, аргументирование различных этапов выполнения.
ФО ИРК
Текущий
Цель: выявить уровень понимания учебного материала.
2
Основные понятия уравнений с параметрами
Знать: определение уравнения
Уравнений с параметрами
Понимать: основные приемы решения задач с параметрами
Уметь:
Применять определения и свойства абсолютной величины.
Отыскание связи между изучаемым теоретическим материалом и практическим заданием; умение слушать и быть выслушанным.
УО ИРД
Текущий
Цель: определить уровень распознания и запоминания учебного материала
3
Уравнения с параметрами (первой степени)
Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр.
Знать: основные приемы и методы решений первой степени с параметрами
Понимать: новые понятия характерны для данных уравнений
Уметь: решать уравнения первой степени, содержащих параметр.
Соотнесение своего мнения с мнением одноклассников, коллективное сотрудничество, умение определить свое место в этой деятельности
УО
Текущий
Цель: актуализация опорных знаний и умений учащихся.
4
Уравнения с параметрами (первой степени)
Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр
Знать: основные приемы и методы решений первой степени с параметрами
Понимать: новые понятия характерны для данных уравнений
Уметь: решать уравнения первой степени, содержащих параметр.
Вести сравнение фактов; выделение главного, существенного, аргументирование различных этапов выполнения
ФО ИРК
Текущий
Цель: выявите уровень понимания учебного материала
5
Неравенства с параметрами (первой степени)
Определение линейного неравенства. Алгоритм решения неравенства. Исследование полученного ответа. Обработка результатов, полученных при решении.
Знать: алгоритмы, способы, приемы решения неравенств первой степени с параметрами
Понимать: основные приемы решения неравенств первой степени с параметрами
Уметь: применять алгоритмы, способы и приемы при решении неравенств первой степени с параметрами
Отыскание связи между изучаемым теоретическим материм и практическим заданием; умение слушать и быть выслушанным.
УО ИРД
Текущий
Цель: определить уровень распознания и запоминания учебного материала
6
Неравенства с параметрами (первой степени)
Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами.
Знать: алгоритмы, способы, приемы решения неравенств первой степени с параметрами.
Понимать: основные приемы решения неравенств первой степени с параметрами
Уметь: применять алгоритмы, способы и приемы при решении неравенств первой степени с параметрами
Соотнесение своего мнения с мнением одноклассников, коллективное сотрудничество, умение определить свое место в этой деятельности
УО
Текущий
Цель: актуализация опорных знаний и умений учащихся
7
Уравнения с параметрами (второй степени)
Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследование количества корней, в зависимости от дискриминанта
Знать: зависимость корней уравнения от дискриминанта
Понимать: основные приемы решения уравнений второй степени с параметрами.
Уметь: применять алгоритм при решении уравнений второй степени с параметрами.
Вести сравнение фактов; выделение главного, существенного, аргументирование различных этапов выполнения.,
ФО ИРК
Итоговый,
Цель: выявите уровень понимания учебного материала
8
Уравнения с параметрами (второй степени)
Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследование количества корней, в зависимости от дискриминанта
Знать: алгоритм решения уравнений.
Понимать: основные приемы решения данных уравнений.
Уметь: применять теорему Виета при решении уравнений данного вида.
Отыскание связи между изучаемым теоретическим материалом и практическим заданием; умение слушать и быть выслушанным.
УО ИРД
Текущий
Цель: определить уровень распознания и запоминания ученого материала.
9
Уравнения с параметрами (второй степени)
Аналитический способ решения
Знать: общий вид данных уравнений, алгоритм решения уравнений
Понимать: основные приемы решения данных уравнений аналитическим способом
Уметь: применять алгоритм при решении уравнений второй степени с параметрами.
Исследование по алгоритму. Владение монологической математической устной и письменной речью.
УО
Текущий
Цель: актуализация опорных знаний и умений учащихся
10
Уравнения с параметрами (второй степени)
Аналитический способ решения
Знать: общий вид данных уравнений, алгоритм решения уравнений
Понимать: основные приемы решения данных уравнений аналитическим способом
Уметь: применять алгоритм при решении уравнений данного вида
Вести сравнение фактов; выделение главного, существенного, аргументирование различных этапов выполнения.
ФО ИРК
Текущий
Цель: выявите уровень понимания учебного материала
11
Неравенства с параметрами (второй степени)
Решение неравенств с параметрами второй степени
Знать: общий вид данных неравенств, алгоритм решения неравенств.
Понимать: основные приемы решения данных неравенств
Уметь: применять алгоритм при решении неравенств данного вида.
12
Неравенства с параметрами (второй степени)
Решение неравенств с параметрами второй степени
Знать: общий вид данных неравенств, алгоритм решения неравенств.
Понимать: основные приемы решения данных неравенств
Уметь: применять алгоритм при решении неравенств данного вида.
Отыскание связи между изучаемым теоретическим материалом и практическим заданием; умение слушать и быть выслушанным
УО ИРД
Текущий
Цель: определить уровень распознания и запоминания ученого материала.
13
Неравенства с параметрами (второй степени)
Решение неравенств с параметрами второй степени
Знать: общий вид данных неравенств, алгоритм решения неравенств.
Понимать: основные приемы решения данных неравенств
Уметь: применять алгоритм при решении неравенств данного вида.
Вести сравнение фактов; выделение главного, существенного, аргументирование различных этапов выполнения
УО
Текущий
Цель: актуализация опорных знаний и умений учащихся
14
Рациональные уравнения с параметрами
Решение рациональных уравнений с параметрами
Знать: определение рационального уравнения содержащего параметр, основные методы их решения.
Понимать: основные приемы решения рационального уравнения, содержащего параметр
Уметь: применять алгоритм при решении рациональных уравнений данного вида
Вести сравнение фактов; выделение главного, существенного, аргументирование различных этапов выполнения.
ФЩ ИРК
Текущий
Цель: выявите уровень понимания учебного материала
15
Рациональные уравнения с параметрами
Решение рациональных уравнений с параметрами
Знать: определение рационального уравнения содержащего параметр, основные методы их решения.
Понимать: основные приемы решения рационального уравнения, содержащего параметр
Уметь: применять алгоритм при решении рациональных уравнений данного вида
16
Контрольная работа №1 по теме «Уравнения и неравенства с параметрами»
Понятие уравнений и неравенств с параметрами.
Знать: общий вид данных уравнений и неравенств, алгоритм решения уравнений и неравенств. Понимать: применение различных случаев решения уравнений и неравенств с параметрами.
Уметь: применять алгоритм при решении уравнений и неравенств с параметрами
Отыскание связи между изучаемым теоретическим материалом и практическим заданием; умение слушать и быть выслушанным
УО ИРД
Текущий
Цель: определить уровень распознания и запоминания ученого материала.
17
Графические приемы при решении
Графический способ
Знать: графические приемы при решении уравнений и неравенств с параметрами
Понимать: применение различных случаев графического решения уравнений и решений с параметрами
Уметь: применять графические приемы при решении уравнений и неравенств данного вида.
Исследование по алгоритму. Владение монологической математической устной и письменной речью.
УО
Текущий
Цель: актуализация опорных знаний и умений учащихся
18
Графические приемы при решении
Графический способ
Знать: графические приемы при решении уравнений и неравенств с параметрами
Понимать: применение различных случаев графического решения уравнений и решений с параметрами
Уметь: применять графические приемы при решении уравнений и неравенств данного вида.
Вести сравнение фактов; выделение главного, существенного, аргументирование различных этапов выполнения
ФО ИРК
Текущий
Цель: выявите уровень понимания учебного материала
19
Свойства квадратичной функции
Свойства квадратичной функции; область определения функции, область значений функции. Монотонность. Координаты вершины параболы.
Знать: определение квадратичной функции, области определения и области значений функции.
Понимать: построение графика квадратичной функции.
Уметь: находить координаты вершины параболы, строить график данной функции. Находить область определения и область значений данной функции.
Соотнесение своего мнения с мнением одноклассников, коллективное сотрудничество, умение определить свое мнение в этой деятельности.
УО ИРД
Текущий
Цель: определить уровень распознания и запоминания ученого материала
20
Свойства квадратичной функции
Свойства квадратичной функции; область определения функции, область значений функции. Монотонность. Координаты вершины параболы.
Знать: определение квадратичной функции, области определения и области значений функции.
Понимать: построение графика квадратичной функции.
Уметь: находить координаты вершины параболы, строить график данной функции. Находить область определения и область значений данной функции
Вести сравнение фактов; выделение главного, существенного, аргументирование различных этапов выполнения
УО
Текущий
Цель: актуализация опорных знаний и умений учащихся
21
Текстовые задачи с использованием параметров
Текстовые задачи, содержащие параметр.
Знать: алгоритм решения уравнений по условию задач.
Понимать: применение различных случаев решения уравнений в зависимости от параметра
Уметь: составлять уравнение по условию задачи, содержащее параметр.
Вести сравнение фактов; выделение главного, существенного, аргументирование различных этапов выполнения
ФО ИРК
Текущий
Цель: выявите уровень понимания учебного материала
22
Текстовые задачи с использованием параметров
Текстовые задачи, содержащие параметр.
Знать: алгоритм решения уравнений по условию задач.
Понимать: применение различных случаев решения уравнений в зависимости от параметра
Уметь: составлять уравнение по условию задачи, содержащее параметр.
Отыскание связи между изучаемым теоретическим материалом и практическим заданием; умение слушать и быть выслушанным.
УО ИРД
Текущий
Цель: определить уровень распознания и запоминания ученого материала
23
Текстовые задачи с использованием параметров
Текстовые задачи, содержащие параметр.
Знать: алгоритм решения уравнений по условию задач.
Понимать: применение различных случаев решения уравнений в зависимости от параметра
Уметь: составлять уравнение по условию задачи, содержащее параметр.
Вести сравнение фактов; выделение главного, существенного, аргументирование различных этапов выполнения
УО
Итоговый
Цель: актуализация опорных знаний и умений учащихся
24
Контрольная работа №2 по теме «Свойства квадратичной функции. Решение текстовых задач»
Свойства квадратичной функции, параметры в текстовых задачах.
Знать: основные приемы решения текстовых задач, свойства квадратичной функции.
Понимать: применение различных случаев решения задач.
Уметь: составлять сравнение по условию задачи и использовать свойства квадратичной функции.
Вести сравнение фактов; выделение главного, существенного, аргументирование различных этапов выполнения
ФО ИРК
Текущий
Цель: выявите уровень понимания учебного материала
25
Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем
Определение количества решений уравнений, неравенств и их систем с параметром
Знать: основные приемы решения уравнений, неравенств и их систем.
Понимать: применение различных случаев решения неравенств, уравнений и их систем.
Уметь: применять алгоритм при решении неравенств, уравнений и их систем.
Отыскание связи между изучаемым теоретическим материалом и практическим заданием, умение слушать и быть выслушанным.
УО ИРД
Текущий
Цель: определить уровень распознания и запоминания ученого материала
26
Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем
Определение количества решений уравнений, неравенств и их систем с параметром
Знать: основные приемы решения уравнений, неравенств и их систем.
Понимать: применение различных случаев решения неравенств, уравнений и их систем.
Уметь: применять алгоритм при решении неравенств, уравнений и их систем.
Соотнесение своего мнения с мнением одноклассников, коллективное сотрудничество, умение определить свое мнение в этой деятельности.
УО
Текущий
Цель: актуализация опорных знаний и умений учащихся
27
Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем
Определение количества решений уравнений, неравенств и их систем с параметром
Знать: основные приемы решения уравнений, неравенств и их систем.
Понимать: применение различных случаев решения неравенств, уравнений и их систем.
Уметь: применять алгоритм при решении неравенств, уравнений и их систем.
Вести сравнение фактов; выделение главного, существенного, аргументирование различных этапов выполнения
ФО ИРК
Текущий
Цель: выявите уровень понимания учебного материала
28
Уравнения и неравенства с параметрами с различными условиями
Способы решения неравенств с параметрами с различными условиями
Знать: основные приемы решения неравенств с различными условиями.
Понимать: применение различных способов решения.
Уметь: применять алгоритмы при решении неравенств с различными условиями.
Отыскание связи между изучаемым теоретическим материалом и практическим заданием, умение слушать и быть выслушанным.
УО ИРД
Текущий
Цель: определить уровень распознания и запоминания ученого материала
29
Уравнения и неравенства с параметрами с различными условиями
Способы решения неравенств с параметрами с различными условиями
Знать: основные приемы решения неравенств с различными условиями.
Понимать: применение различных способов решения.
Уметь: применять алгоритмы при решении неравенств с различными условиями.
Соотнесение своего мнения с мнением одноклассников, коллективное сотрудничество, умение определить свое мнение в этой деятельности.
УО
Текущий
Цель: актуализация опорных знаний и умений учащихся
30
Уравнения и неравенства с параметрами с различными условиями
Способы решения неравенств с параметрами с различными условиями
Знать: основные приемы решения неравенств с различными условиями.
Понимать: применение различных способов решения.
Уметь: применять алгоритмы при решении неравенств с различными условиями.
Вести сравнение фактов; выделение главного, существенного, аргументирование различных этапов выполнения
ФО ИРК
Текущий
Цель: выявите уровень понимания учебного материала
31
Контрольная работа №3 по теме «Уравнения и неравенства с параметрами с различными условиями»
Уравнения и неравенства с параметрами с различными условиями
Знать: основные способы решения неравенств с параметрами с различными условиями.
Понимать: основные приемы решения неравенств данного вида.
Уметь: применять алгоритмы при решении неравенств данного вида
Отыскание связи между изучаемым теоретическим материалом и практическим заданием, умение слушать и быть выслушанным.
УО ИРД
Текущий
Цель: определить уровень распознания и запоминания ученого материала
32
Нестандартные задачи
Решение нестандартных задач с параметрами.
Знать: основные свойства абсолютной величины, искусственные приемы решения неравенств, содержащих модуль и параметр.
Понимать: основные приемы решения неравенств
Уметь: использовать свойства абсолютной величины при решении неравенств содержащих модуль и параметр
Соотнесение своего мнения с мнением одноклассников, коллективное сотрудничество, умение определить свое мнение в этой деятельности.
УО
Текущий
Цель: актуализация опорных знаний и умений учащихся
33
Нестандартные задачи
Решение нестандартных задач с параметрами.
Знать: основные свойства абсолютной величины, искусственные приемы решения неравенств, содержащих мо
дуль и параметр.
Понимать: основные приемы решения неравенств
Уметь: применять алгоритмы при решении уравнений данного вида
Вести сравнение фактов; выделение главного, существенного, аргументирование различных этапов выполнения
ФО ИРК
Текущий
Цель: выявите уровень понимания учебного материала
34
Нестандартные задачи
Решение нестандартных задач с параметрами
Знать: основные свойства и способы решения данных уравнений и неравенств.
Понимать: основные приемы решения показат. И логарифм. уравнений и неравенств.
Уметь: применять алгоритмы при решении уравнений данного вида
Отыскание связи между изучаемым теоретическим материалом и практическим заданием, умение слушать и быть выслушанным
УО ИРД
Текущий
Цель: определить уровень распознания и запоминания ученого материала
35
Итоговая контрольная работа
Уравнения, неравенства, задачи с параметрами.
Знать: основные свойства и способы решения данных уравнений и неравенств.
Понимать: основные приемы решения задач с параметрами.
Уметь: решать задачи с параметрами.
Вести сравнение фактов; выделение главного, существенного, аргументирование различных этапов выполнения
УО еР
Текущий
Цель: актуализация опорных знаний и умений учащихся
Литература
-
Власова А. П. Задачи с параметрами. Логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений. 10 - 11 кл. учебное пособие / А. П. Власова, Н. И. Латанова. - М.: Дрофа, 2005.
-
П. И. Горнштейн, В. Б. Полонский, М. С. Якир. Задачи с параметрами. 3-е издание, дополненное и переработанное. = М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2005.
-
Математика. «Первое сентября». № 4, 22, 23 - 2002 г.; № 12, 38 - 2002 г.
-
Материалы по подготовке к ЕГЭ 2001 - 2010 г.