- Преподавателю
- Математика
- Элективный курс Математика и Экономика
Элективный курс Математика и Экономика
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Конистяпина Г.А. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №51
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБУ лицея № 51
___________ И.В. Щелакова
«_____»_________20 г.
-_
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ
«МАТЕМАТИКА И ЭКОНОМИКА»
10 классы.
Срок реализации: I полугодие.
Учитель математики:
Конистяпина
Галина Александровна
Тольятти, 2014г
Программа элективного курса по математике
«Математика и экономика»
для 10 классов.
Учитель МБУ лицея №51:
Конистяпина Галина Александровна
Структура программы:
-
Пояснительная записка.
-
Цели и задачи курса.
-
Учебно-тематический план.
-
Содержание программы.
-
Литература.
I. Пояснительная записка.
Выпускники лицея, в основном, поступают в различные технические вузы с целью приобретения какой- либо инженерной специальности, но довольно значительная их часть идут и на экономические факультеты. Кроме того, жизненные ситуации часто ставят перед людьми задачи, требующие элементарных знаний финансовой экономики, умения производить процентные вычисления.
Знакомство учащихся с экономико-математическими методами дают им возможность выявлять закономерности при изучении сложных экономических процессов и явлений, прогнозировать их развитие и активно влиять на них с целью достижения оптимальных результатов хозяйственной деятельности предприятия.
На задачи, в которых говорится о ценообразовании, в школьном курсе уделяется недостаточное внимание, а между тем с ценами на товары и услуги люди встречаются каждый день и именно школьная математика в ответе за то, чтобы эти встречи не обращались для людей финансовыми потерями.
Популярные задачи финансовой экономики представляют интерес не только для будущих финансистов, но и для всех людей. С такими задачами приходится иметь дело при оформлении в банке сберегательного вклада или кредита, покупке товаров в рассрочку, при выплате пени, налогов, страховании и т.д. Такие задачи выразительно демонстрируют практическую ценность математики и позволяют активизировать учебную деятельность.
Форма занятий позволяет формировать социально-личностные компетенции (логическое мышление, формулирование и доказательство гипотез, речь и т.д.).
На уроках можно использовать фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся класса. Эта форма работы развивает точную, лаконичную речь, способность собираться с мыслями и принимать решения. Ученики могут и самостоятельно, в микрогруппах, в сотрудничестве с учителем выполнять различные задания в соответствии со своими познавательными приоритетами и возможностями, на занятиях организуется обсуждение этой работы, а также разнообразных творческих заданий( например, сравнение различных видов сберегательных вкладов, анализ эффективности работы предприятия и т.д.).
Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем и задачи для самостоятельного (или домашнего решения). Основные формы организации учебных занятий рассказ, беседа , семинар.
Предлагаемые задачи различны по уровню сложности от простых упражнений на применение изученных формул до конкурсных и олимпиадных . Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, все занятия направлены на развитие учащихся к предмету.
Блочное построение курса дает возможность учащимся, пропустившим по каким-либо причинам часть курса, спокойно подключиться к работе над другими разделами.
Цели курса:
1.Формирование понимания необходимости математических знаний для решения большого круга реальных жизненных задач.
2.Интеллектуальное развитие учащихся , формирование качеств мышления , характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе , для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Задачи курса:
1.Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности.
2.Решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов.
3.Сформировать умение решать задачи на оптимизацию.
4.Привить учащимся основы экономической грамотности.
5.Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- понимать содержательный смысл терминов «процент», «издержки», «спрос», «предложение», «эластичность спроса и предложения», «выручка», «рыночная цена», «потребительский излишек»;
- знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- уметь анализировать функции спроса и предложения, определять рыночную цену;
- производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- определять эластичность спроса и предложения;
- находить наибольшую прибыль с учетом издержек на производство товара;
- решать задачи на оптимизацию;
- вычислять дополнительный доход.
II. Учебно - тематический план.
Тема
Всего часов
1.Нахождение процентов от числа и обратная задача
2
2.Повышение и понижение величины на x%
2
3.Определение характера изменения цены и процент этого изменения
2
4. Основные положения банковского процента
1
5.Формулы сложных процентов
3
6. Понятие спроса и предложения
1
7. Сравнение прироста капитала при различных условиях размещения
1
8. Задачи экономического содержания на производительность труда
1
9. Издержки, затраты и прибыль
2
10. Контролирующая самостоятельная работа
2
Учебно-тематическое планирование элективного курса "Математика и экономика".
№
Тема урока
Кол-во часов
Требования к уровню подготовки учащихся
Тип урока
Межпредметные связи
1
Нахождение процентов от числа и обратная задача.
2 ч
Знать понятие процента, правила нахождения процента от числа и число по его проценту.
Уметь находить процент от числа и число по его проценту.
Урок-практикум
2
Нахождение процентов от числа и обратная задача.
Знать правила нахождения процентного отношения двух чисел.
Уметь находить процентное отношение двух чисел, сравнивать проценты от двух чисел.
Урок-практикум
География
Астрономия
3
Повышение и понижение величины на х%.
2 ч
Знать формулы увеличения и уменьшения числа а на х% :
а(1±)
Уметь решать задачи на увеличение и уменьшение цены а на х%.
Урок-лекция
4
Повышение и понижение величины на х%.
Знать формулы последовательного повышения(понижения) цены товара несколько раз.
Уметь находить цену товара при изменении её на различное число процентов несколько раз.
Практическая работа
5
Определение характера изменения цены и процент этого изменения.
2 ч
Знать характер изменения цены товара, используя формулы сравнения двух величин.
Уметь находить процент изменения цены, анализировать реальные ситуации.
Урок-лекция
6
Определение характера изменения цены и процент этого изменения.
Знать, как находить процент изменения курса доллара (евро) по отношению к рублю и наоборот.
Уметь решать задачи на вычисление изменения курса доллара (евро) по отношению к рублю.
Урок-практикум
7
Основные положения банковского процента.
1 ч
Знать понятия процентной ставки банка, капитализации вкладов.
Уметь применять понятие процентной ставки и начисления доходов по вкладу в решении банковских задач.
Урок-лекция
Экономическая география
8
Формулы сложных процентов.
3 ч
Знать формулу сложных процентов при фиксированных процентах и сроках вклада.
Уметь использовать формулу сложных процентов при капитализации вкладов.
Урок-лекция
9
Формулы сложных процентов.
Знать формулу сложных процентов, вычислять размер вклада через n лет при капитализации и годовой ставке пополнения в х%.
Уметь решать задачи на вычисление банковского процента за несколько лет.
Урок-исследования
10
Формулы сложных процентов.
Знать формулу сложных процентов при вычислении размера вклада через n лет при годовой ставке выемки денег в х%.
Уметь применять формулу выемки вклада A(1- )n при решении задач вычисление максимальной ( или минимальной) суммы остатка в сейфе банка.
Урок-лекция
Физика
11
Понятие спроса и предложения.
1 ч
Знать, что понятия спроса и предложения можно описать с помощью линейной и квадратичной функции.
Уметь применять математические знания о функциях к решению задач на вычисление спроса и предложения.
Урок-лекция
12
Сравнение прироста капитала при различных условиях помещения.
1 ч
Знать, как выбрать наилучший вариант прироста капитала при различных условиях помещения денег в различные банки.
Уметь вычислять разницу прироста вкладов в нескольких банках при различных процентах х начисления.
Урок проблемного изложения
13
Задачи экономического содержания на производительность труда.
1 ч
Знать, как вычислять и сравнивать производительность труда, определять процент повышения производительности для оптимизации производства.
Уметь решать задачи на производительность труда экономического содержания.
Урок-лекция
Физика
14
Издержки, затраты и прибыль.
2 ч
Знать понятия накладных, общих и прочих расходов, понятие прибыли.
Уметь отличать накладные расходы от общих и прочих, решать задачи на снижение затрат и увеличение прибыли.
Урок-практикум
15
Издержки, затраты и прибыль.
Знать, что уменьшение затрат увеличивает доход.
Уметь вычислять процентное отношение расходов к прибыли, выбирать оптимальный вариант действий из всех возможных.
Комбиниро-ванный урок
16-17
Контролирующая самостоятельная работа.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся по теме «Математика и экономика».
Урок контроля, оценки и коррекции знаний
III. Содержание программы.
Тема 1.Нахождение процентов от числа и обратная задача.(2 ч.)
История появления процентов. Решение основных задач на проценты: а)нахождение процента от числа; б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процентного отношения двух чисел.
Актуализация знаний об арифметических и алгебраических приемах решения задач.
Тема 2.Повышение и понижение цены на x%.(2 ч.)
Решение задач на последовательное изменение цены. Использование схем при решении задач.
Формулы увеличения (уменьшения) числа a на x% a(1±)
Тема 3.Определение характера изменения цены (2 ч.).
Определение процента новой цены от старой и наоборот.
Анализ реальных ситуаций, взятых из жизни.
Формулы процентного сравнения:
А > В на (100)%, B<A на (100)%
Тема 4. Основные положения банковского процента( 1 ч.)
Рассмотреть понятия процентной ставки банков, капитализации вкладов, доходов по вкладу, прибыли.
Тема 5. Формулы сложных процентов. (2 ч.)
Решение задач с помощью формул сложных процентов: A=A0(1±)n. Капитализация вкладов.
Тема 6. Понятия спроса и предложения( 1 ч.)
Линейная и квадратичная функция в задачах на нахождение спроса и предложения.
Тема 7. Сравнение прироста капитала при различных условиях размещения( 1 ч.)
Решение задач на выбор наилучшего варианта прироста капитала при различных условиях помещения вкладов в разные банки.
Тема 8. Задачи экономического содержания на производительность труда( 1 ч.)
Вычисление и сравнение производительности труда, определять процент повышения производительности для оптимизации производства.
Тема 9. Издержки и выручка( 2 часа).
Понятия расходов: накладные, прочие, общие. Задачи на соотношение между издержками и выручкой на производстве, на нахождение наибольшей прибыли с учетом издержек, на вычисление дополнительного дохода.
Тема 10. Контролирующая самостоятельная работа (2 ч.)
1 вариант.
1. Цена входного билета на стадион была 18 р. После снижения входной платы число зрителей увеличилось на 50%, а выручка выросла на 25%. Сколько стал стоить билет после снижения?
2. Зонт стоил 360 р. В ноябре цена зонта была снижена на 15%, а в декабре еще на 10%. Какой стала стоимость зонта в декабре?
3. Если положить на вклад «Накопительский» некоторую сумму денег, то ежегодно она увеличивается на одно и то же число процентов от имеющейся на вкладе суммы. Вкладчик положил на этот вклад 30000 р. и три года подряд не пополнял свой вклад и не снимал с него деньги. За три года вложенная им сумма денег увеличилась на 9930 р. На сколько процентов ежегодно увеличивается сумма денег, положенная на вклад «Накопительный»?
4. При покупке ребенку новых лыж с ботинками родителям пришлось заплатить на 35% больше, чем два года назад, причем лыжи подорожали с тех пор на 20%, а ботинки - на 70%. Сколько процентов от стоимости лыж с ботинками составляла два года назад стоимость лыж?
5. Предприятие предполагает продать продукции на 5% больше, чем в прошлом году. На сколько процентов ему надо понизить цену, чтобы получить на 0,8% больше денег, чем в прошлом году?
6. За хранение денег сбербанк начисляет вкладчику 8% годовых. Вкладчик положил на счет в банке 5000 р. и решил в течение пяти лет не снимать деньги со счета и не брать процентные начисления. Сколько денег будет на счету вкладчика через год, через пять лет?
7. На деньги, размещенные в банках, за год начисляется определенный процент, свой для каждого банка. Если 1/5 некоторой суммы положить в первый банк, то через год сумма вклада превысит исходную сумму на 106%. Если же 1/ 4 суммы положить в первый банк, а остальные деньги - во второй банк, то через год сумма вкладов будет такой же, как и при размещении 1/2 исходной суммы во втором банке, а остальных денег - в третьем банке . И, наконец, при размещении всей суммы во втором банке через год вклад станет на 5% больше, чем сумма вкладов в первом, втором и третьем банках, если разместить в них деньги в равных долях. Найдите процент, начисляемый на вклады во втором банке.
8. Молокозавод планирует увеличить выпуск продукции на 10%. На сколько процентов увеличится чистая прибыль завода, если отпускная цена его продукции возросла на 15%, а ее себестоимость для завода, которая до этого составляла 34 отпускной цены, увеличилась на 20%?
2 вариант.
1. Билет в кинотеатр стоил в среднем 100 р. После повышения цены число зрителей уменьшилось на 20%, а выручка выросла на 20%. Сколько стал стоить билет после повышения?
2. Саша за весну похудел на 20%, за лето поправился на30%, за осень похудел на 20%, за зиму поправился на 10%. Как изменился его вес?
3. Во время сезонных распродаж цена товара ежедневно снижалась на 10% по сравнению с ценой в предыдущий день. В первый день распродажи цена куртки была 3000 р. Определите, сколько раз снижалась цена куртки, если она была продана по цене на 813 р. меньше первоначальной?
4. Сумма денег , положенная на вклад ежегодно увеличивается на одно и то же число процентов. Вкладчик положил 40000 р. Через три года сумма стала 53240 р. Найти банковский процент по этому виду вклада.
5. Предприятие предполагает продать продукции больше, чем в прошлом году. При этом, чтобы получить на 0,8% больше денег надо понизить цену на 4%. На сколько процентов больше продукции, чем в прошлом году планирует изготовить предприятие?
6. За хранение денег сбербанк начисляет 9% годовых. Вкладчик положил 20000 р. Сколько денег будет на вкладе через 5 лет, через 10 лет?
7. Стоимость молока увеличилась на 30%, а мороженого на 10%, в результате чего стоимость состоящего из них молочного коктейля возросла на 25%. Сколько процентов от стоимости коктейля составляла стоимость мороженого до повышения?
8. В результате расширения сотовой связи и одновременного удешевления тарифов на 50% , ежемесячный объем продаж ее услуг вырос в 3 раза. Через сколько месяцев дополнительная прибыль, полученная компанией компенсирует затраты на расширение, если они составили половину прежнего годового дохода компании?
Литература.
-
М.Л.Галицкий и др. «Сборник задач по алгебре», 8-9 кл.
-
М.Л. Галицкий и др. «Углубленное изучение курса алгебры и математического анализа».
-
Г.П. Башарин «Начала финансовой математики».
-
Быков А.А. «Решение задач по математике в тестовой форме». Государственный университет-высшая школа экономики.
-
И.В.Липсиц «Экономика без тайн»
-
Е.В.Савицкая, С.Ф.Серегина «Уроки экономики в школе»(книга 2,пособие для учителя).
-
«Математика ЕГЭ-2012» (учебно-тренировочные тесты) под редакцией Ф.Ф.Лысенко.
-
А.С.Симонов «Проценты и банковские расчеты»(Математика в школе.-№4-1998.
-
Е.Вигдорчик,Т.Нежданова «Элементарная математика в экономике и бизнесе».