Пропорция на службе здоровья человека

Проектная работа по математике по теме «Пропорция». Работу можно использовать как дополнительный материал при изучении темы, так и часть большой проектной работы.Цель:  Проверить важность применения пропорции и  выяснить практическую направленность её применения. Задачи, которые решает данная работа: ·        Нахождение фактов, связанных с «божественной пропорцией», подтверждающих её важную роль, красоту математики и практическое применение. ·        Проведение исследования с учащимися 7 класса с цель выявления их пропорциональности и определения оптимальной высоты каблука c учетом медицинских показателей.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №5»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«ПРОПОРЦИЯ НА СЛУЖБЕ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА»

Автор: Иванова Екатерина,

ученица 7 «А» класса

Руководитель: Говердовская Ирина Николаевна,
учитель математики




Нижневартовск

2013

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Применение пропорции в различных сферах искусства. 4

Глава 2. Пропорция в человеке. 5

Глава 3. 5

Исследование «Определение оптимальной высоты каблука в сочетании с пропорциональностью человека». 5

Заключение. 9

Список используемых информационных ресурсов. 10








Введение

В геометрии существует два сокровища - теорема Пифагора и деление отрезка в крайнем и среднем отношении. Первое можно сравнить с ценностью золота, второе можно назвать драгоценным камнем.

Иоганн Кеплер



Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета вызван жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе которой поставлена симметрия и «золотое сечение», способствует наилучшему зрительному восприятию. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении, т. е. в отношении «золотого сечения» - высшее проявление структурного и функционального совершенства искусства, техники, природы и человека.

В последнее время вопросу о пропорции уделяется большое внимание: написано множество научных статей, большое количество книг, посвящено ряд телепередач, имеется много информации в Интернет-ресурсах и т.д. и т.п. Данный проект также не обошел стороной этот вопрос, но только лишь с той точки зрения, чтобы показать практическое его применение. «Божественная пропорция» находится не только вокруг нас, но и у нас, её можно найти и использовать.

Название проекта: «Влияние пропорции на формирование гармонии тела» выбрано не случайно, так как в нем идёт не просто повествование о пропорции, но и ответ на вопрос: всегда ли стремление к пропорциональности тела полезно для здоровья? А также приведены результаты исследования: определение оптимальной высоты каблука, не вызывающей нарекания со стороны врачей. Сделаны выводы и даны определенные рекомендации.

Цель проекта:

Проверить важность применения пропорции и выяснить практическую направленность её применения.

Задачи проекта:

  1. Нахождение фактов, связанных с «божественной пропорцией», подтверждающих её важную роль, красоту математики и практическое применение.

  2. Проведение исследования с учащимися 7 класса с цель выявления их пропорциональности и определения оптимальной высоты каблука.

Методы:

  1. Аналитический метод (сбор и обработка информации).

  2. Исследовательский метод (сбор и обработка фактов).











Глава 1. Применение пропорции в различных сферах искусства.

Знаете ли вы что такое пропорция?

Слово «ПРОПОРЦИЯ» (от латинского proportio) означает «соразмерность», «определённое, соотношение частей между собой.

ПРОПОРЦИЯ - равенство двух отношений. «Божественная пропорция» - это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть к меньшей, или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему.

Из выше сказанного логично вытекает вопрос: пропорция - это только математическое понятие или оно имеет еще и практическое применение? То есть пропорция необходима нам только как один из способов решения задач или её применение может принести ощутимую пользу? Постараемся в этом разобраться.

НПропорция на службе здоровья человекаПропорция на службе здоровья человекааверняка всем нам не раз приходилось задумываться о том, почему природа способна создавать такие удивительные гармоничные структуры, которые восхищают и радуют глаз. Почему художники, поэты, композиторы, архитекторы создают восхитительные произведения искусства из столетия в столетие. В чем же секрет и какие законы лежат в основе этих гармоничных созданий? В течение тысячелетий многие мыслители, начиная с Пифагора и Платона и заканчивая Лосевым и Флоренским, искали ответ на этот вопрос. И большинство из них пришло к заключению, что в мире царит Всеобщая Гармония, основанная на Золотом Сечении.

ЗПропорция на службе здоровья человекаолотое Сечение пронизывает всю историю искусства. Пирамида Хеопса, самая известная из Египетских пирамид, знаменитый греческий храм Парфенон, большинство греческих скульптурных памятников, непревзойденная "Джоконда" Леонардо да Винчи, картины Рафаэля, Шишкина и современного русского художника Константина Васильева, этюды Шопена, музыка Бетховена, Чайковского и Бэллы Барток, "Модулор" Корбюзье, стихи Пушкина и Шота Руставли - вот далеко не полный перечень выдающихся произведений искусства, наполненных чудесной гармонией, основанной на Золотом Сечении.

В эпоху Возрождения математическое понятие - золотая пропорция было возведено в ранг главного эстетического принципа. В «Трактате о живописи» излагаются сведения о пропорциях.

Разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, Леонардо да Винчи пытался на основе литературных сведений древности восстановить так называемый «квадрат древних».

З

Леонардо да Винчи. Квадрат древних.наменитый зодчий Ле Корбюзье нашел отношение золотого сечения во многих пропорциях человеческой фигуры и часто применял при их изображении.

ГПропорция на службе здоровья человекалава 2. Пропорция в человеке.

Еще в Древнем Египте за единицу измерения тела принимали длину стопы, в более поздние времена - длину среднего пальца руки. Легко убедиться, что высота человека составляет в среднем 7 длин его стопы.

Немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг измерил около двух тысяч немецких тел и пришёл к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. Деление тела точкой пупа - важнейший показатель золотого сечения.

Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13:8=1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8:5=1,6. У новорождённого пропорция составляет отношение 1:1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской. Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела - длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д. Еще в Древнем Египте за единицу измерения тела принимали длину стопы. Одним из показателей пропорциональности человека является отношение роста человека к длине его стопы. Оно должно быть 7 : 1.

Пропорция на службе здоровья человека






Глава 3.

Исследование «Определение оптимальной высоты каблука в сочетании с пропорциональностью человека».

Мы стали замечать, что девочки нашего класса постоянно носят обувь на высоком каблуке. Перед нами встали вопросы:

  1. Почему они носят такую обувь?

  2. КПропорция на службе здоровья человекаак это сказывается на их здоровье?

Пропорция на службе здоровья человекаПропорция на службе здоровья человека


Моду на высокие каблуки ввел Людовик XIV, не отличавшийся высоким ростом. В 1680 г. приобрели популярность туфли на таком высоком каблуке, что дамы могли ходить на них, только опираясь на трость. Мода стала повальной, и понадобились специальные указы, регламентировавшие высоту каблуков по сословиям.

В 1950 г. модельер Сальваторе Феррагамо изобрел шпильку: в качестве опоры для каблука он предложил длинный стальной стержень-стилет. Сегодня врачи выступают против каблуков: слишком высокие, они являются причиной проблем со здоровьем, от мозолей до потери памяти.

Так каким должен быть идеальный каблук? Не слишком тонким, даже если он невысок - иначе сильно возрастает нагрузка на пятку. Оптимальная высота каблука - 3-5 см. После неоднократных социологических опросов оказалось, что около 80% мужчин обращают внимание на женщин, если на ней туфли на высоком каблуке и только 4% говорят, что такая обувь им не нравится. Обувь на высоком каблуке делает женщину элегантнее. Особенно высоким каблуком «увлекаются» девушки-подростки в возрасте 14-16 лет. Но за неземную красоту нужно платить.

Что же говорит медицина по этому поводу?

КПропорция на службе здоровья человекааждый лишний сантиметр каблука увеличивает нагрузку на позвоночник на 10 кг, а давление на пальцы ног - на 25%.

Норвежские ученые в результате экспериментов сделали выводы, что те, кто постоянно ходит на высоком каблуке, страдают ослаблением памяти и замедлением мыслительных процессов. Это происходит в связи с ухудшением притока крови к голове.

С точки зрения врача-лимфолога, для оптимального функционирования суставно-мышечного насоса (для которого критично ношение обуви без каблуков или на толстой платформе), профилактики варикоза и тромбоза вен нижних конечностей, а также заболеваний опорно-двигательного аппарата, включая позвоночник, стопы (профилактика плоскостопия) и ахиллово сухожилие (которое паталогически укорачивается при ношении высоких каблуков), наилучшим считается каблук высотой 3-5 сантиметров, достаточно широкий или танкетка.

После таких выводов поневоле приходится задуматься о безобидности наших каблуков.

Что же делать? Не отказаться же от такой красоты?

Так каким должен быть идеальный каблук, чтобы человек был идеально пропорционален, и это не вредило его здоровью?

Нами было проведено исследование.

Целью данного исследования было определение идеального каблука с точки зрения пропорциональности человека - это с одной стороны и с точки зрения врачей - с другой стороны.

Объект исследования: учащиеся 7 класса.

В исследовании приняло участие 23 учащихся: 15 девочек, 8 мальчиков.

Предмет исследования: определение оптимальной высоты каблука с точки зрения сохранения здоровья.

Этапы исследования:

  1. Измерение длины стопы и роста учащихся.

  2. Вычисление высоты каблука с тоски зрения пропорциональности каждого респондента через нахождение коэффициента пропорциональности.

  3. СПропорция на службе здоровья человекаоотнесение найденной высоты каблука с оптимальной высотой каблука по медицинским показателям.

Пропорция на службе здоровья человекаПропорция на службе здоровья человека


Данные исследования учащихся класса

№ п/п

пол

длина стопы, см

идеальный рост, см

фактический рост, см

разница, см

допустимая высота каблука (с точки зрения врачей), см

разница между каблуком "пропорциональности" и медицинской нормой, см

дополнительная нагрузка на позвоночник в кг.

1

ж

24,5

171,5

155

16,5

4

12,5

125

2

ж

23,5

164,5

164,5

0

4

-4

-40

3

ж

21,9

153,3

153

0,3

4

-3,7

-37

4

ж

24,5

171,5

164

7,5

4

3,5

35

5

м

24,3

170,1

162

8,1

4

4,1

41

6

ж

24,7

172,9

168

4,9

4

0,9

9

7

м

24,5

171,5

151,5

20

4

16

160

8

м

25

175

164,5

10,5

4

6,5

65

9

м

27,7

193,9

171

22,9

4

18,9

189

10

ж

25,4

177,8

168

9,8

4

5,8

58

11

м

26

182

158

24

4

20

200

12

ж

25,2

176,4

170

6,4

4

2,4

24

13

м

27,2

190,4

173,5

16,9

4

12,9

129

14

ж

21,9

153,3

154

-0,7

4

-4,7

-47

15

ж

22,9

160,3

159

1,3

4

-2,7

-27

16

м

26,4

184,8

162

22,8

4

18,8

188

17

ж

24,8

173,6

163,5

10,1

4

6,1

61

18

ж

24

168

155

13

4

9

90

19

м

24,1

168,7

150

18,7

4

14,7

147

20

ж

25,2

176,4

159

17,4

4

13,4

134

21

ж

24,3

170,1

169,5

0,6

4

-3,4

-34

22

ж

22,9

160,3

152

8,3

4

4,3

43

23

ж

25,2

176,4

167

9,4

4

5,4

54

Так как одним из показателей пропорциональности является отношение роста человека к длине его ступни, и оно должно быть 7:1, то полученные результаты говорят о том, что в классе 22% пропорциональных учащихся, а на долю остальных приходится 79%.

Пропорция на службе здоровья человека



Так как 35% учащихся класса составляют мальчики, которым нет необходимости увеличивать свой рост за счет каблуков, таким образом можно помочь оставшимся 44% девочек, чтобы хотя бы визуально они были пропорциональными. Ответ заключается в определении оптимальной высоты каблука, который равен разности идеального (пропорционального) роста и действительного роста учащегося. Например, если длина стопы равна 22 см, то идеальный рост учащегося должен быть равен 154 см. Фактический же его рост - 150 см, значит, оптимальная высота каблука должна быть 4 см. Так как, по рекомендациям врачей, оптимальный каблук должен быть равен 4 см, то в данном случае нет дополнительной нагрузки на позвоночник.

Если же длина стопы равна 24,5 см, идеальный рост - 171,5 см, фактический - 155 см, значит, идеальная высота каблука (для достижения пропорциональности) должна быть 16,5 см. После вычитания оптимального размера каблука - 4 см, получим 12,5 см. Дополнительная нагрузка на позвоночник равна 125 кг. Поневоле задумаешься над вопросом: быть красивой или здоровой? Выбирать вам.

Пропорция на службе здоровья человека

Таким образом, была определена индивидуальная высота каблука каждого ученика класса. А всем девочкам класса рекомендовано носить каблуки, не превышающие 4 см. Таким образом, нагрузка на позвоночник не будет превышать предельно допустимой нормы.

Выводы и рекомендации:

    1. Оптимальная высота каблука должна составлять 4 см, т. к. каждый лишний сантиметр увеличивает нагрузку на позвоночник на 10 кг, а давление на пальцы ног - на 25%.

  1. Если вам не хочется избавляться от уже имеющейся обуви с каблуком выше 4 см, то выполняйте следующие рекомендации:

  • Так как пользоваться красотой ежедневно нецелесообразно, стоит приберечь любимую обувь на высоком каблуке для парадных выходов и важных встреч.

  • В школе всегда имейте сменную обувь.

  • Не ходите в обуви на высоких каблуках дома, даже если вам комфортно. Ходите босиком как можно чаще, ведь это не только приятно, но и полезно.

  • Косметический уход за ногами - это неотъемлемая часть ухода за всем телом.

  • Обувь подбирается с учетом удобства, размера, специфики ношения и только потом моды и красоты.

  • Ноги должны «дышать» воздухом. Зимой нужно ходить не менее 30 минут в день без обуви, без носочков и чулок. Летом нужно носить открытую обувь на босую ногу.

  • Как можно чаще делайте массаж ступней ног. Массаж можно делать перед телевизором смотря любимые передачи. Для усиления эффекта массажа, для восстановления сил хорошо делать массаж с эфирным мятным или коричным маслом.

Будьте красивы, женственны и здоровы.
















Заключение.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Важность применения пропорции неоспорима, так как она нашла свое место во все сферах искусства, техники и природе.

  2. Пропорция влияет на формирование гармонии тела по средствам определения оптимальной высоты каблука.

  3. Оптимальная высота каблука должна составлять 4 см, т. к. каждый лишний сантиметр увеличивает нагрузку на позвоночник на 10 кг, а давление на пальцы ног - на 25%.

Учащиеся класса были ознакомлены с результатами нашего исследования. И многие девочки приняли, на мой взгляд, правильное решение: пока позвоночник ещё не окончательно сформирован, особенно необходимо прислушаться к мнению врачей.

В ходе выполнения исследовательской работы я получила навыки: определять коэффициент пропорциональности каждого ученика нашего класса и оптимальную высоту каблука.

Так же научилась самостоятельно работать с информационными ресурсами: дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.

Данная работа не носит завершенный характер, так как существует много сфер деятельности человека, где применяется «Божественная пропорция».

Работа выполнена, но многое еще впереди!



Список используемых информационных ресурсов.


  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История древнего мира; учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Просвещение 2001

  2. Математика. Еженедельная учебно-методическая газета, № 12. 2003

  3. Mukovosdesingn.com.ua/about_desingn/art_1/2. http//pyramids.ru/egupt htm

  4. statusnew.ru/komilfo/kabluki.html

  5. top-land.ru/index.php?s=2&id=371

  6. medstelki.ru/content/view/3/






© 2010-2022