Проблемы методики подготовки учащихся основной школы к олимпиадам по математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы методики подготовки учащихся основной школы к олимпиадам по математике

Математическое образование имеет особое значение для формирующегося информационного общества, так как во многих отраслях человеческой деятельности наблюдается потребность в специалистах, владеющих современными, универсальными математическими методами моделирования и исследования реальных процессов и явлений. Важной тенденцией современного отечественного образования является осуществление комплекса мер по приведению системы образования в соответствие с современными мировыми стандартами.

Главная задача политики образования России - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования как на усвоение определенной суммы знаний, так и на развитие личности. Опора на богатейший опыт российской и советской школы, сохранение лучших традиций математического образования являются важными условиями для повышения качества общего образования.

Мощным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.

Математические олимпиады школьников России имеют достаточно большую историю. В 2015 году научная и педагогическая общественность будет отмечать 80-летний юбилей со времени проведения первой Московской олимпиады школьников по математике, а в прошлом году такой же юбилей отмечала Ленинградская олимпиада.

Прогресс в развитие олимпиад с 90-х гг. XX века принесли информационные и коммуникационные технологии (ИКТ). Так, широкую известность через сеть Интернет в России получили Международный конкурс-игра «Кенгуру. Математика для всех» (М.И. Башмаков), «Русский медвежонок» (И.С. Рубанов), дистанционная олимпиада «Эйдос» (A.B. Хуторской), «Английский Бульдог», «Инфознайка», Московский интеллектуальный марафон, турниры Архимеда, математические бои, турниры городов и др. В частности, большую популярность приобрел в России конкурс-игра «Кенгуру. Математика для всех». Этот конкурс охватывает учащихся со 2 по 11 класс и привлекает своей доступностью, он стал способом общения на разном уровне - от школьного класса до национального региона. Школьникам, принимающим участие в таких олимпиадах, предоставляется возможность увидеть, как решают предлагаемые задачи в других школах, городах и даже регионах.

Многие ученые и педагоги внесли большой вклад в становление олимпиад в России, в разработку методики организации проведения олимпиад. Проблемам подготовки к предметным олимпиадам по математике были посвящены диссертационные исследования Г.И. Алексеевой, И.С. Петракова, Г.А. Тонояна.

По мнению, М.И. Баишевой [], обучение решению нестандартных задач на раннем этапе при подготовке к олимпиадам могло бы развивать математические способности и интерес к предмету у учащихся и повышать квалификацию учителей массовой школы.

В работе М.И. Баишевой определены основные направления и разработаны методические требования к совершенствованию подготовки учащихся 3-5 классов к олимпиадам по математике, ориентированные на развитие познавательного интереса и способностей к предмету; предложен новый подход в обучении учащихся решению нестандартных задач - поэтапное решение опорных, аналогичных, развивающих задач; определены формы и методы использования средств ИКТ в процессе подготовки и проведения олимпиад. М.И. Баишева рассматривает две основные формы внеклассной работы, со школьниками: математический кружок и математическую игру. Математический кружок представлен ею как основной путь подготовки школьников к математическим олимпиадам.

Анализ развития математического олимпиадного движения позволил сделать вывод, что в нем произошли существенные изменения, которые требуют новых подходов к совершенствованию методики подготовки и проведения математических олимпиад.

Несмотря на то, что современная школа накопила богатый опыт проведения кружковых занятий по математике, неразрывно связанных с подготовкой к олимпиадам, в этом направлении имеются свои проблемы. Недостаточно разработан вопрос участия и подготовки к олимпиадам школьников среднего звена. В настоящее время, учитывая переход школ на новый образовательный стандарт, требования к учителям возрастают. ФГОС ООО предполагает активное участие в предметных олимпиадах. Учителя общеобразовательных школ испытывают нехватку современной методической литературы, предназначенной для работы со способными учащимися по организации и проведению кружковых занятий, олимпиад по математике.

К началу XXI века в нашей стране появилось большое количество школ нового типа (лицеи, гимназии, колледжи и т.д.), куда попадают ученики, проявляющие повышенный интерес к тем или иным предметам, прошедшие отборочные конкурсы. В них в основном обучаются учащиеся с 5 класса. В школах нового типа на изучение математики предоставляется большее количество часов, чем в массовых школах, предметы ведутся высококвалифицированными преподавателями по специальным программам. Уровень задач, который предлагается на математических олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на занятиях математических кружков. Учителя этих школ не видят перспектив участия своих учеников в математических олимпиадах из-за большой конкуренции с учащимися из лицеев, колледжей, гимназий. В существующей учебно-методической литературе по подготовке к олимпиадам не в полной мере учитывается уровень подготовки учащихся массовых школ.

Учителя готовят учащихся к олимпиадам, опираясь на свой собственный опыт, взгляды, как правило, работа ведется на эмпирическом уровне без теоретической основы. Один вопрос остается: как научить учащихся решать нестандартные задачи?

Под олимпиадной задачей понимается задача, для которой характерна нестандартность условий и методов решения, требующих известной изобретательности. Исходя из этого разработаны следующие требования к олимпиадным задачам: они должны соответствовать программе курса математики; быть нестандартными по своей тематике, иметь оригинальные и изящные решения; быть максимально понятными, с более краткими условиями; допускать вариативность решения; соответствовать тому уровню или тому этапу, на котором они предлагаются; быть доступными для решения. При составлении задач желательно соблюдать принцип преемственности, т.е. учитывать задачи, которые были на других олимпиадах (форму их подачи, уровень сложности). Если учащийся участвует в олимпиаде, выходящей за рамки школы, необходимо учитывать разницу в учебных программах.

На данный момент в нашей стране наблюдается дисбаланс математических знаний обучающихся и требований, предъявляемых к этим знаниям на олимпиадах. Наше исследование посвящено разработке методики обучения решению олимпиадных задач и предполагает создание пособия, включающего разбор олимпиадных задач, для учителей и учащихся основной школы.











Библиографический список

  1. Алексеева Г.И. Из истории становления и развития математических олимпиад: опыт и проблемы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Якутск, 2002.

  2. Баишева М.И. О конкурсе-игре «Кенгуру. Математика для всех» // Прохоровские чтения. Якутск, 2003.

  3. Баишева М.И., Алексеева Г.И., Дмитриев И.Г. Олимпиады по математике. Якутск: ИРО МО PC (Я), 2003.

  4. Балк М.Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1956.

  5. Баишева М.И., Совершенствование методики подготовки учащихся к олимпиадам по математике: дис.: 2004/ Марина Ивановна Баишева; Москва-2004.

© 2010-2022