Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Учебная дисциплина «Математика» является естественнонаучной, формирующей базовые знания для освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин. После изучения материала каждого раздела студент должен выполнить домашнюю контрольную работу. Контрольная работа выполняется в отдельной тетради. Условие задачи переписывается полностью. Решение примеров сопровождается краткими и чёткими пояснениями. Для подготовки к зачёту необходимо ответить на вопросы, которые указаны в конце методических рекомен...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ОГБОУ СПО «Смоленский техникум железнодорожного транспорта, связи и сервиса»










МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


для реализации программы дисциплины


«Математика»


Задание на контрольную работу №1




по специальности 190623 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».























Смоленск, 2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная дисциплина «Математика» является естественнонаучной, формирующей базовые знания для освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин.

После изучения материала каждого раздела студент должен выполнить домашнюю контрольную работу. Контрольная работа выполняется в отдельной тетради. Условие задачи переписывается полностью. Решение примеров сопровождается краткими и чёткими пояснениями.

Для подготовки к зачёту необходимо ответить на вопросы, которые указаны в конце методических рекомендаций.

Дисциплина «Математика» изучается на 1 курсе по заочной форме обучения. По учебному материалу выполняется одна контрольная работа.

Контрольная работа выполняется в соответствии с заданным вариантом в сроки, обусловленные учебным планом. Вариант контрольной работы определяется двумя последними цифрами шифра студента по таблице вариантов, которые помещены перед каждым заданием на контрольную работу.

Контрольная работа выполняется в отдельной тетради в клеточку черной или синей пастой. На контрольную работу наклеивается титульный лист с номером работы; наименованием предмета; фамилией, именем и отчеством студента и преподавателя; полным шифром студента и основой обучения. На первом листе контрольной работы записывается вариант студента и перечисляются соответствующие ему задания контрольной работы. Каждое задание выполняется с нового листа через клетку. В конце контрольной работы приводится список используемой литературы, а также дата выполнения и подпись студента.

После проверки работы преподавателем, студент должен выполнить работу над ошибками (если они имеются в работе). Работа над ошибками выполняется в той же тетради после рецензии преподавателя и сдается на повторную проверку.


ТАБЛИЦА ВАРИНТОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №1

Задание на контрольную работу №1 составлено в 50 вариантах. Каждый вариант состоит из 9-и примеров.

В соответствии с таблицей 1 необходимо по двум последним цифрам шифра выбрать номера контрольных вопросов, на которые необходимо дать ответы.


Таблица 1


Две последние цифры шифра

Вариант

Номера примеров

Две последние цифры шифра

Вариант

Номера примеров

1

2

3

4

5

6

01 или 51

1

4,58,66,91,122,

155,182,212,243

26 или 76

26

29,38,87,116,147,156,209,241,267

02 или 52

2

5,53,67,92,130,

161,189,216,250

27 или 77

27

28,31,73,117,150,

160,211,217,268

03 или 53

3

6,49,75,93,127,

157,183,220,244

28 или 78

28

26,37,79,118,148,157,207,227,269

04 или 54

4

7,57,68,94,132,

162, 190,215,252

29 или 79

29

22,43,84,119,151,

153,210,218,270

05 или 55

5

11,48,77,95,126,

154,184,222,254

30 или 80

30

19,53,80,120,149,161,208,230,271

06 или 56

6

17,59,69,96,133,

160,191,225,245

31 или 81

31

25,52,74,91,122,

158,211,224,270

07 или 57

7

2,56,76,97,131,

163,185,221,255

32 или 82

32

20,51,81,92,132,

154,208,219,242

08 или 58

8

3,52,70,98,128,

156,192,214,251

33 или 83

33

26,44,75,93,123,159,206,228,243

09 или 59

9

9,47,78,99,124,

159,186,223,246

34 или 84

34

10,37,76,94,133,

155,210,220,272

10 или 60

10

12,55,71,100134,

153,193,217,253

35 или 85

35

28,36,77,95,124,

180,205,229,271

11 или 61

11

18,51,72,101,129,

164,187,224,247

36 или 86

36

16,54,83,96,134,

152,209,240,270

12 или 62

12

10,54,74,102,125,

158,194,218,249

37 или 87

37

15,36,82,97,125,

181,204,223,266

13 или 63

13

8,50,79,103,135,

165,195,219,248

38 или 88

38

11,55,78,98,135,

176,207,239,267

14 или 64

14

1,60,73,104,123,

152,188,213,242

39 или 89

39

24,35,66,99,126,

178,197,228,268

15 или 65

15

13,42,64,105,138,164,196,234,256

40 или 90

40

29,45,68,100,136,173,196,237,269

16 или 66

16

14,39,61,106,143,

169,199,212,257

41 или 91

41

22,56,67,101,127,

175,203,221,265

17 или 67

17

16,47,63,107,145,

165,201,233,258

42 или 92

42

17,34,72,102,137,

177,195,229,264






Продолжение таблицы 1

Две последние цифры шифра

Вариант

Номера примеров

Две последние цифры шифра

Вариант

Номера примеров

1

2

3

4

5

6

18 или 68

18

21,38,62,108,139,

170,204,214,259

43 или 93

43

21,33,69,103,128,

174,202,238,263

19 или 69

19

24,41,65,109,142,166,197,213,260

44 или 94

44

30,60,63,104,138,170,194,227,262

20 или 70

20

25,32,90,110,137,

163,205,225,261

45 или 95

45

14,32,70,105,129,

171,201,230,261

21 или 71

21

15,40,86,111,144,

171,202,232,262

46 или 96

46

12,59,64,106,139,

167,193,236,260

22 или 72

22

30,48,88,112,141,167,198,215,263

47 или 97

47

13,58,71,107,130,

172,200,222,259

23 или 73

23

20,39,89,113,146,

162,203,226,264

48 или 98

48

23,57,65,108,140,168,192,231,258

24 или 74

24

23,49,85,114,140,172,200,216,265

49 или 99

49

18,46,62,109,131,

169,199,235,257

25 или 75

25

27,50,90,115,136,

168,206,231,266

50 или 100

50

27,32,61,110,141,

166,190,226,256


ПРИМЕРЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ №1


Системы уравнений 1-30

Пользуясь формулами Крамера, решить систему уравнений.

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»1. x+y-z=36 №2. 2x-4y+9z=28 №3. x+y+z=36 №4. 3x+5y+3z=16

x+z-y=13 7x+3y-6z=-1 2x -3z=-17 x+2y+z=8

y+z-x=7 7x+9y-9z=5 6x -5z=7 x-7y-2z=5

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

№5. 4x+y-3z=-1 №6. 4x-3y+z=43 №7. 3x+y+2z=11 №8. 2x+3y+4z=15

8x+3y-6z=-1 x+y-z=3 2x+2y-3z=9 x+y+5z=16

x+y-z=-1 2x+y =13 x-5y-8z=23 3x-2y+z=1


Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

№9. 5x-19y-z=26 №10. 6x+3y-5z=0 №11. x+2y+z=4 №12. 2x+y=5

2x-5y-z=6 9x+4y-7z=3 3x-5y+3z=1 x+3z=16

8x-31y-4z=35 14x+6y-11z=6 2x+7y-z=8 5y-z=10

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

№13. 7x+2y+3z=15 №14. 2x-y+5z=27 №15. x-4y-2z=0 №16. 3x+y-2z=6

5x-3y+2z=15 5x+2y+13z=70 3x-5y-6z=-21 5x-3y+2z=-4

10x-11y+5z=36 3x-z=-2 3x+y+z=-4 4x-2y-3z=-2

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

№17. 5x+6y-2z=12 №18. 12x-13y-4z=-10 №19. 8x-y+3z=22 №20 . 7x-2y=-24

2x+5y-3z=9 7x-9y-11z=0 4x+y+6z=-1 6x-4y-5z=-37

4x-3y+2z=-15 12x-17y-15z=-7 13x+y+16z=5 4x+3y+6z=13

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»21. 3x+2y-4z=8 №22. 2x-5y+3z=4 №23. 3x-3y+2z=2 №24. 3x+2y-4z=8

2x+4y-5z=11 4x+3y-5z=2 4x-5y+2z=1 2x+4y-5z=11

4x-3y+2z=1 5x+4y-2z=18 5x-6y+4z=3 4x-3y+2z=1




Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»25. 4x-2y-z=3 №26. x+y+z=4 №27. 2x+y-2z=1 №28. x-y+3z=-4

2x+y=8 x+2y+3z=7 x-y+3z=4 2x+y-2z=5

1,5x=4,5 x+y+5z=8 3x+y+z=4 3x+3y+z=6


Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

№29. 4x-y+2z=8 №30. 2x+y-2z=4

3x-2y+5z=14 3x-y-5z=12

5x+3y-3z=2 4x+3y+2z=3


Функции. Последовательности. 31-121

Пределы. Найти пределы.


№31. lim (x+3)2 -9

x→0 x


№32. lim x2+3x

x→0 x2+x


№33. lim x2+x-6

x→2 x-2


№34. lim x2-25

x→5 x+5


№35. lim x2-121

x→11 x-11


№36. lim x2+3x-10

x→-5 x+5


№37. lim x2-1

x→1 2x2-x-1


№38. lim x2+3x+2

x→-1 x+1


№39. lim 49-x2

x→-7 x+7


№40. lim x2-x-6

x→3 x-3


№41. lim x2+x-12

x→3 x-3


№42. lim x2-64

x→8 8-x


№43. lim x3+27

x→-3 2x2-3x-27

№44. lim 2x2+3x-35

x→-5 3x2+16x+5


№45. lim x2-5x+6

x→2 x2-12x+20


№46. lim x2+5x+6

x→-2 x2+x-2


№47. lim x2-4

x→2 x2-2x


№48. lim 2x2+7x+6

x→-2 x+2


№49. lim x2-6x+9

x→3 x2-3x


№50. lim x2-5x+6

x→2 x-2


№51. lim x2-4x

x→0 x2+x


№52. lim x2-5x+6

x→3 x-3


№53. lim (x+4)2-16

x→0 x


№54. lim x2-x-6

x→-2 x+2


№55. lim x2+3x+2

x→-2 x+2


№56. lim x2+2x

x→0 x2+x


№57. lim (x+2)2-4

x→0 x


№58. lim x2-4x+4

x→2 x-2


№59. lim 36-x2

x→-6 x+6


№60. lim x2-5x+25

x→5 x2-5x


№61. lim 10-3x2

x→∞ 2x2+7


№62. lim x+x3

x→∞ x3+2x2


№63. lim 2x2-x+1

x→∞ x+4x2 -3x


№64. lim 6x2+x3

x→∞ 4x3-7


№65. lim 5x2-7x+3

x→∞ 4x2+3x-1


№66. lim x2-1

x→∞ 2+x2

№67. lim 9x2+3x-1

x→∞ x2


№68. lim 3x2-2x3-4

x→∞ 7x3+x2-5x


№69. lim 3x2-4

x→∞ 5x3+x2


№70. lim 8x3-16x

x→∞ 2x+2x3

№71. lim 5x2-3x+6

x→∞ 3-10x2


№72. lim 8x3+16x4-3

x→∞ 2+x-8x4


№73. lim 10x+8x2-4x

x→∞ 2x2-5x+3


№74. lim 6x2+3

x→∞ 2x2-2


№75. lim 8x3-4x2+1

x→∞ 4x3-3


№76. lim 3x2+4x-1

x→∞ 3+6x2-3x


№77. lim x2+1

x→∞ x2


№78. lim 2x

x→∞ x-1


№79. lim x4+x5

x→∞ 3x2-2x5


№80. lim 1-x2

x→∞ 1+2x2


№81. lim x3-3

x→∞ x3


№82. lim 2-x2

x→∞ 3+3x2

№83. lim 8-x+x2

x→∞ 3+2x2


№84. lim 3-x+x3

x→∞ 16+4x3


№85. lim 5+x

x→∞ x2-1


№86. lim x2-1

x→∞ x2+1


№87. lim 3x2+2x3

x→∞ 2x3-5


№88. lim x+x2

x→∞ 3x+2x2


№89. lim x2+x-3

x→∞ 2x2-1


№90. lim -3x2+4x3

x→∞ 2x3+5


№91. lim 3

x-2 x+2


№92. lim 5

x→4 2x-8


№93. lim 2

x→1 x-1


№94. lim 8

x→3 2x-6


№95. lim 5

x→∞ x-2


№96. lim 4

x→∞ x2+x


№97. lim 8

x→∞ x-1


№98. lim 2

x→4 8-2x

№99. lim 3

x→∞ 2x+1


№100. lim 5

x→∞ x+1


№101. lim 3

x→∞ x-1


№102. lim 2

x→∞ 2x+3


№103. lim 3

x→5 10-2x


№104. lim 2

x→5 2x-10


№105. lim 5

x→∞ 6x+1


№106. lim 2

x→3 6-2x


№107. lim 8

x→1 x-1


№108. lim 5

x→3 21-7x


№109. lim 3

x→4 12-3x


№110. lim 3

x→∞ 2x-4


№111. lim 5

x→∞ 6x-8


№112. lim 8

x→1 1-x


№113. lim 4

x→∞ 2x+1


№114. lim 2

x→3 9-3x

№115. lim 3

x→∞ 3x+1



№116. lim 5

x→∞ 2x-4


№117. lim 8

x→∞ 3x+1


№118. lim 3

x→∞ 4x-1


№119. lim 5

x→4 8-2x


№121. lim -3x2+4x3

x→∞ 2x3+5


№120. lim 2

x→6 12-2x


Производная функция. 122-151

Найти производную функцию.



№122. a) y=5x4+3sin x -cos x+9

б) f (x)=(x3-2x+7) 4f ′ (2)-?


№123. а) y=x3*4√x-3* 3√x-2

б) f (x)=3sin2x f ′ ( П/6)-?


№124. а) 3x2-8/3x2+8

б) f (x)=arcos 2x f ′ (1/4)-?


№125. а) y=(5x3-3)*(6x2+1) y′(2)-?

б) f (x)=cos(3x2-1)


№126. а) y=4√x3*x2*√x-1* 5√x-2

б) f (x)=sin23x f ′ (П/18)-?


№127. а) y=x3*√x2/4√x3*√x

б) y=sin25x y′(П/20)-?


№128. а) y=(x3+4)*(x2+x-1) y′(2)-?

б) f (x)=cos(x3-2)


№129. а) y=x4-3/x4+3

б) f(x)=cos3x*(sin3x+1) f ′ (П/24)-?


№130. а) y=x4-3cos x+3sin x-ln x+29

б) f (x)=sin x*tg x f ′ (П/4)-?


№131. а) y=3√x+2/3*3√x2-3/3√x+25

б) y=ctg x-sin3x y′(П/6)-?


№132. а) y=4ln x+x3 y′(2)-?

б) y=5sin3x


№133. а) y=x5+2ln x y′(-2)-?

б) f (x)=3sin(2x2-1)


№134. а) y=(2+sin x)/sin x y′(П/4)-?

б) y=(x2+3)*√(x2-3)


№135. а) y=arcos x+arcsin x y′(1/√2)-?

б) y=ln(4x3+x)5


№136. а) y=2arcsin x+3arccos x y′(1/2)-?

б) f (x)=ln (x2+3)/(x2-3)


№137. а) y=(ln x+2)/(2-ln x)

б) y=52x-1


№138. а) y=(ex-1)/(ex+1)

б) y=tg24x


№139. а) y=(2-sin x)/(2+sin x) y′(П/3)-?

б) y=ln(3x2-2)6


№140. а) y=cos x-sin x y′(П/4)-?

б) y=ln((x3-3)/(x3+3))


№141. а) y=cos x*(2+sin x)

б) f (x)=3*5√(3x2-1)3 f ′(0)-?


№142. а) y=5x4-3sin x+6cos x-ln x+11

б) f (x)=(x3+1)* 3√(x2-1)2 f ′(1)-?


№143. а) y=(3+sin x)*(3-sin x) y′(П/4)-?

б) y=ln(x3+5)4


№144. а) f (x)=(e x+2)/(ex-2)

б) y=sin x*cos x


№145. а) f (x)=2sin x*(1-cos x) f ′(П/3)-?

б) y=ln(x2-4)/(x2+4)

№146. а) f (x)=(x2-3x+1)/(x2+1) f ′(-1)-?

б) y=(sin x+2)*cos x


№147. а) y=10x4-e2x+√2

б) y=(x3-1)/(x3+1) y′(0,5)-?


№148. а) y=x2*ex*x+3xy′(0)-?

б) f (x)=ln 7√x3/(x-1)


№149. а) y=5√(4x2-3)

б) y=5sin2x y′(0)-?


№150. а) y=sin3 (8x2-1)

б) y=(3x2-1)/(2x+1) y′(0)-?


№151. а) y=(8x2-1)*(4x-3) y′(1)-?

б) y=ln (3-x2)/(3+x2)


Дифференциал функции. 152-181

Найти приближенное значение функции.


№152. y=3x2-x+2 при x=2, x=0,01

№153. y=2x2+3x-2 при x=3, x=0,002

№154. y=3x2+2x+10 при x=5, x=0,001

№155. y=3x2+4x при x=10, x=0,001

№156. y=4x2-5x при x=5, x=0,001

№157. y=2x3-x+10 при x=2, x=0,001

№158. y=5x2-3x+5 при x=5, x=0,02

№159. y=4x3-2x при x=5, x=0,001

№160. y=6x2+2x-1 при x=10, x=0,001

№161. y=6x3-2x при x=10, x=0,01

№162. y=4x2+2x при x=2, x=0,001

№163. y=5x3-2x при x=2, x=0,002

№164. y=4x2-3x при x=3, x=0,001

№165. y=5x3-2x при x=2, x=0,002

№166. y=7x3-x при x=2, x=0,002

№167. y=3x2+5x+1 при x=3, x=0,001

№168. y=x3+2x при x=2, x=0,1

№169. y=x2-2x при x=1, x=0,01

№170. y=2x3+5 при x=2, x=0,001

№171. y=x3 при x=10, x=0,03

№172. y=2x2-3x при x=5, x=0,01

№173. y=3x2-2x+4 при x=4, x=0,02

№174. y=2x2+2x-1 при x=3, x=0,02

№175. y=3x2+2x-3 при x=2, x=0,01

№176. y=3x3-2x при x=2, x=0,01

№177. y=2x2-x+3 при x=1, x=0,1

№178. y=3x2+2x-2 при x=3, x=0,02

№179. y=5x3+2x при x=2, x=0,001

№180. y=3x2+2x-1 при x=5, x=0,02

№181. y=2x2+3x-4 при x=3, x=0,01


Дифференциал функции. 182-211

Найти дифференциал функции.


№182. y=7x4-cos(x3+2)+ln x №205. y=e 3x*x-1+sin 4x

№183. y=√(5x3-x+1) +sin(1-10x) №206. y=3x*sin 5x

№184. y=ln(x6-3)+tg x2 №207. y=e cos2x-tg 3x

№185. y=arccos 7x-3ln sin x №208. y=√(3x2-1)+cos 6x

№186. y=e cos x+√(3x2-1) №209. y=√3*x3+sin 3x2

№187. y=cos43x №210. y=e sin x+cos(8x2-1)

№188. y=x4*ctg 2x №211. y=3x4+cos 7x3

№189. y=e sin 3x-ln sin x

№190. y=0,5 arcsin 4x+cos7x

№191. y=√(9x3-x)+4e √x

№192. y=√2*x4+cos 4x2

№193. y= 5x2+sin 8x2

№194. y=√(3x2-1)+cos 8x

№195. y=arctg 2x+5sin x

№196. y=arcsin 3x+3x2-ln x

№197. y=x3*tg 3x

№198. y=sin56x

№199. y=ln(x5+2)+sin 2x

№200. y=3x*x-1+ln cos x

№201. y=3√x+sin 6x

№202. y=tg(3x-1)+ln 2x

№203. y=3sin x+sin 6x2

№204. y=ctg 3x-2tg x


Неопределенный интеграл. 212-241

Найти неопределенный интеграл.


№212. a) ∫(1-6√x +9 5√x4)dx; б) ∫x*dx/√(1-4x2); в) ∫cos 2x*dx/(5+sin 2x).

№213. a) ∫e x*dx/3√(1+e x); б) ∫x*sin(x2+1)dx; в) ∫x*e xdx.

№214. a) ∫e xdx/(e x-2); б) ∫x3*3√(1-3x4)dx; в) ∫cos(3-7x)dx.

№215. a) ∫(x3-1/√x)dx; б) ∫dx/sin23x; в) ∫x*sin x dx.

№216. a) ∫(5/cos2(5x+2))dx; б) ∫(3x2-4x3+3)dx; в) ∫ln x dx.

№217. a) ∫(x/√(1+3x2))dx; б) ∫(sin x+3x2-2)dx; в) ∫(sin x*cos3x)dx.

№218. a) ∫(2x+1)2dx; б) ∫cos x*e sin xdx; в) ∫cos2x*sin x dx.

№219. a) ∫sin5x*cos x dx; б) ∫x*cos x dx; в) ∫(x+√x-2x)dx.

№220. a) ∫√(3x-1)dx; б) ∫x*ln x dx; в) ∫(7x6-1/x+e x)dx.

№221. a) ∫(5x4-3√x2+1)dx; б) ∫(sin 3x/(cos3x-2))dx; в) ∫6x(x2-1)4dx.

№222. a) ∫(5x3-8/x-sin x)dx; б) ∫sin 6x dx; в) ∫sin3x*cos x dx.

№223. a) ∫(2sin x+3cos x)dx; б) ∫x3*sin 3x4 dx; в) ∫(e x/1+e x) dx.

№224. a) ∫((x2+x+5)/2x)dx; б) ∫x2*3√(7+x3) dx; в) ∫sin 2x/(4-cos 2x)dx.

№225. a) ∫(3x+1)2/x dx; б) ∫sin4x/(1+cos 4x)3dx; в) ∫(2x3-2)5*x2 dx.

№226. a) ∫((2+x)/x)2 dx; б) ∫ e x+2dx; в) ∫x*ln x dx.

№227. a) ∫x2*cos x3 dx; б) ∫(x3+2x)/x dx; в) ∫(3x3-2)5*x2dx.

№228. a) ∫(3√x-3/4 3√x2)dx; б) ∫x2*cos(3-x3)dx; в) ∫(2x+1)/(x2+x+1)dx.

№229. a) ∫(x3+2x+3sin x)dx; б) ∫x3*sin3x4dx; в) ∫(ln x)/x2dx.

№230. a) ∫(e x+3x-2√x)dx; б) ∫x/(5-x2) dx; в) ∫(ln x)/x4 dx.

№231. a) ∫(4x-3*3√x2) dx; б) ∫e cos x*sin x dx; в) ∫(ln x)/x3dx.

№232. a) ∫(3x2+4√x3-2)dx; б) ∫x3/(1+x4)dx; в) ∫sin4x*cos x dx.

№233. a) ∫2/√(1-x2)dx; б) ∫cos x/(7-3sin x)dx; в) ∫x9*3√(x10-5)dx.

№234. a) ∫(4x4-2x3+x2)/x2dx; б) ∫sin x/(2-5cos x)dx; в) ∫(3x4-5)6*x3dx.

№235. a) ∫x3*(1+7x)dx; б) ∫(x2+1)/(x3+3x)dx; в) ∫(sin √x)/√x dx.

№236. a) ∫(arctg3x)/(1+x2)dx; б) ∫x5/(1+x6)dx; в) ∫(e x+4x+4sin x)dx.

№237. a) ∫(arcsin2x)/√(1-x2)dx; б) ∫(4x3+3x2+x)/x dx; в) ∫(6x-1)/(3x2-x)dx.

№238. a) ∫x3/(x4+2)dx; б) ∫x4(5x5+5)3dx; в) ∫(3√x+2x-sin x) dx.

№239. a) ∫(cos2x+3)/cos2x dx; б) ∫sin3x*cos x dx; в) ∫(1+x5)7*x4dx.

№240. a) ∫(5x-1/x5+3/cos2x)dx; б) ∫sin x*cos5x dx; в) ∫tg x dx.

№241. a) ∫(2*sin3x+3)/sin2x dx; б) ∫x2/√(x3-1)3 dx; в) ∫ctg x dx.


Определенный интеграл. 242-271

Вычислить определенные интегралы.


0 0

№242. a) ∫(3x2+1)dx; б) ∫sin2x*cos x dx.

-1 -П/2

1 3Π/2

№243. a) ∫(1/2x+4x2)dx; б) ∫ cos x/3 dx.

-1 0


1 1

№244. a) ∫(2x+1)dx; б) ∫x2*e x*x*xdx.

0 0


0 1

№245. a) ∫(√x+1/√x)dx; б) ∫√(1-x) dx.

1 0


1 0

№246. a) ∫(3x2-3√x)dx; б) ∫sin x * e cos x dx.

-1 -П/2


4 П /4

№247. a) ∫(3x2-2x+4)dx; б) ∫sin 8x dx. 1 -П/8



2 2

№248. a) ∫2dx/5x; б) ∫e x/(e x-1) dx.

1 0


8 2

№249. a) ∫(2+x)/x2dx; б) ∫ x4 dx/(1+x5).

2 0


2 П/4

№250. a) ∫(2x2+1)/x dx; б) ∫sin x*cos5 x dx.

1 -П/2


1 0

№251. a) ∫(1-3√x2) dx; б) ∫sin(4x+ П/4) dx.

-1 -П/4


4 2

№252. a) ∫x+1/√x dx; б) ∫(x5-x)/(1-3x2+x6)dx.

1 0


2 2П

№253. a) ∫dx/ 3√x2; б) ∫sin x/(cos x+1) dx.

1 3/2П


4 П/4

№254. a) ∫(0,5x3-3√x) dx; б) ∫ dx/sin22x.

1 П/8


3 П/3

№255. a) ∫(x2-3x) dx; б) ∫cos(3x-П/3) dx.

0 0


2 2

№256. a) ∫2x(1+x2) dx; б) ∫е 2x-1dx.

1 0,5


8 2

№257. a) ∫(x-3√x)/x dx; б) ∫x √(5x2+1) dx.

1 1


2 П/4

№258. a) ∫(x-1)2/x2 dx; б) ∫е sin xcos x dx.

1 0

П/2 3

№259. a) ∫(3cos x+2sin x) dx; б) ∫е 2x /(10-е 2x) dx.

0 0

0,5 П/3

№260. a) ∫2 dx/√(1-x2); б) ∫cos4x*sin x dx.

0 0


П √П

№261. a) ∫(x*cos x+1)/x dx; б) ∫x*sin x2 dx.

П/2 0


П/3 П/2

№262. a) ∫(2/cos2x +sin x) dx; б) ∫sin(П -4x) dx.

0 0


П 0

№263. a) ∫(е x-cos x) dx; б) ∫3x3/4√(1+x4) dx.

0 -1

1 0

№264. a) ∫3 dx/(1+x2); б) ∫x2*еx*x*x-1 dx.

√3/3 1


√3/2 1

№265. a) ∫ dx/2√(1-x2); б) ∫x3/(1+x4) dx.

√2/2 -3

4 2

№266. a) ∫[(x-3)2-4] dx; б) ∫5 dx/√(5x-1).

1 1

1 1

№267. a) ∫(2x+4x2-5) dx; б) ∫(2x3+1)4*x2 dx.

-1 0

2 П/2

№268. a) ∫(3x3-2x+8) dx; б) ∫sin x*cos2x dx.

0 0

1 П/2

№269. a) ∫(2- √x3) dx; б) ∫cos x dx/(2-sin x).

0 0

9 П/6

№270. a) ∫(1-x)/√x dx; б) ∫е sin x*cos x dx.

1 0

4 П/3

№271. a) ∫(2x+3x2-5) dx; б) ∫sin x dx/(3-cos x).

0 0



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОРАБОТЫ №1

Системы линейных уравнений

Определителем третьего порядка Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» называется число, которое может быть найдено следующими способами:

1. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

2. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика».

Решение системы уравнений

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»


методом Крамера осуществляется по формулам:

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»где

. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Пример. Решить систему линейных уравнений по формулам Крамера Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Решение. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Ответ. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Вычисление пределов функций


Число Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» называется пределом последовательности x12,…,xn , если для всякого сколь угодно малого положительного числа Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» найдется такое положительное число N, что Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» при Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . В этом случае пишут: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Число Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» называется пределом функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» при Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , если для любого сколь угодно малого Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» найдется такое Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , что Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» при Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Это записывают так: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Аналогично Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , если Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» при Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Условно записывают Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , если Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» при Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , где М - произвольное положительное число. В этом случае функция Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» называется бесконечно большой при Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Если Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , то функция Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» называется бесконечно малой при Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Практическое вычисление пределов основывается на следующих теоремах.

Если существуют Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» и Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , то

  1. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

  2. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»;

  3. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»;

  4. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

  5. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»(при Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» ).

Путем элементарных рассуждений, основанных на свойствах пределов, можно получить следующие наиболее часто встречающиеся пределы (постоянная Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» ):

1) Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

2) Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

3) Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

4) Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

5) Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

6) Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»(первый замечательный предел);

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»(второй замечательный предел) Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» ,

Функция Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» называется непрерывной в точке если:

1) эта функция определена в некоторой окрестности и точки Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» ;

2) существует предел Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» ;

3) этот предел равен значению функции в точке Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , т.е. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

При нахождении пределов часто используется тот факт, что все основные элементарные функции непрерывны при всех значениях Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , для которых они определены.

Пример 1. Вычислить Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Решение. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Пример 2. Вычислить Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Решение. Здесь Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» и Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Так как Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , то

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика».

Пример 3. Вычислить предел Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Решение. Здесь Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» и Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Так как Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , то

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Неопределенность Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Неопределенности такого вида возникают при вычислении пределов типа: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , если Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

При этом возможны частные случаи:

  1. Числитель Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» и знаменатель Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» дроби  многочлены.

Для вычисления предела необходимо разложить числитель и знаменатель на множители и сократить дробь на множитель, порождающий нуль.

Пример 4. Вычислить предел Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Решение. Здесь Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» и Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Имеем неопределенность Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Разложим числитель и знаменатель на множители. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Пример 5. Найти Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Решение. Разложим на множители числитель и знаменатель дроби:

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

2. Числитель или знаменатель дроби, или оба содержат иррациональность. Для решения примера необходимо освободиться от иррациональности, умножив числитель и знаменатель дроби на сопряженное выражение, сократить дробь на множитель, порождающий нуль.

Пример 6. Вычислить Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Решение. При Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» числитель и знаменатель стремятся к нулю. Так как Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» то теорему о пределе частного применять нельзя. Для раскрытия неопределенности Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» умножим числитель и знаменатель дроби на выражение, сопряженное знаменателю, получим:

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Пример 7. Найти Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Решение. При Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» числитель и знаменатель стремятся к нулю. Для раскрытия неопределенности Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» умножим числитель и знаменатель на выражение, сопряженное знаменателю по формуле разности кубов. Тогда получим:

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»=Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

3. Выражение содержит тригонометрические функции. Для решения примера необходимо путем тригонометрических и алгебраических преобразований свести его к первому замечательному пределу.

Пример 8. Найти Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Решение. Подстановкой предельного значения Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» убедимся, что имеем неопределенность Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Применяем тригонометрическую формулу Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , преобразуем полученное выражение, сводим к первому замечательному пределу.

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Неопределенность вида Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

1. Числитель и знаменатель дроби при Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» - полиномы.

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Для раскрытия неопределенности целесообразно числитель и знаменатель разделить на степень с наивысшим показателем, а затем перейти к пределу.

Пример 9. Найти Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Решение. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Пример 10. Найти Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Решение. Поделим числитель и знаменатель дроби на старшую степень Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» (выбираем из двух вариантов Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» и Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» ), т.е на Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Тогда Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Неопределенность вида Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Неопределенности такого вида появляются при решении примеров вида: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , где Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» или Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , где Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Преобразуя выражения, сводим их ко второму замечательному пределу.

Пример 11. Найти Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Решение. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»






Дифференциальные исчисления функций одной переменной

Функция Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» описывает зависимость между двумя переменными ве­личинами Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» и Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Если независимая переменная Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» в точкеМетодические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» получила прираще­ние Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» (т.е. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» ), то переменная Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» получит приращение Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Предел отношения Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , если Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» стремится к нулю, называется производной функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» в точке Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» и обозначается Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» или Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Операция нахождения производной функции называется дифференцированием. Функция, имеющая производную в некоторой точке, называется дифференцируемой в этой точке.

Производная сложной функции


Пусть Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , где Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» является не независимой переменной, а функцией независимой переменной Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , т.е. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Таким образом, Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . В этом случае функция Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» называется сложной функцией Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , а переменная Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»  промежуточным аргументом.

Производная сложной функции находится на основании следующей теоремы: если Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» и Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» - дифференцируемые функции своих аргументов, то производная сложной функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» существует и равна произведению производной функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» по промежуточному аргументу Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» на производную промежуточного аргумента Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» по независимой переменной Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Эта теорема распространяется и несложные функции, которые задаются с помощью цепочки, содержащей три звена и более.

Формулы дифференцирования

С - постоянная, Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» и Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» функции аргумента Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

1. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

4. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

7. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

2. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

5. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

3. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

6. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»


Основные элементарные функции

Сложные функции


Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»


Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»


Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

10а

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»


Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

11а

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»


Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

12а

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»


Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

13а

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»


Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

14а

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»


Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

15а

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»


Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

16а

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»


Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

17а

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»


Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

18а

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»


Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

19а

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»


Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

20а

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»


Пример 1. Найти производную функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Решение. Данная функция есть алгебраическая сумма функций. Дифференцируем ее, используя формулы 3, 5 и 8: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Пример 2. Найти производную функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Решение: применив последовательно формулы 4, 3, 5 и 8, имеем

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика».

Пример 3. Найти производную функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Решение. Применяя формулы 6, 3, 7 и 1, получим:

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Пример 4. Найти производную функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» и вычислить ее значение при Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Решение. Это сложная функция с промежуточным аргументом Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Используя формулы 8а и Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» 13, имеем: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Вычислим значение производной при Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика».

Пример 5. Найти производную функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Решение. Используя правило дифференцирования произведения и соответствующие формулы нахождения производных, получим

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика».

Пример 6. Найти производную функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Решение: используя правило дифференцирования частного и соответствующие формулы нахождения производных, получим

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Пример 7. Найти производную функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Решение: полагая Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , получим Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Пример 8. Найти производную функции.

Решение. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Производные высших порядков


Производная функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» в общем случае является функцией от Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Если от этой функции вычислять производную, то получим производную вто­рого порядка или вторую производную функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Второй производной функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» называется производная от ее пер­вой производной Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Вторая производная функции обозначается одним из символов: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Аналогично определяются и обозначаются производные любого порядка. Например, производная третьего порядка: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

ПМетодические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»ример 10. Найти вторую производную функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Решение. Сначала найдем первую производную:

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Дифференцируя еще раз, найдем вторую производную:

Пример 11. Найти вторую производную функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Решение. Сначала найдем первую производную этой сложной функции:

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Дифференцируя еще раз, найдем вторую производную:

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Неопределенный интеграл.


Определение: функция F(x) называется первообразной для функции f(x) в промежутке Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , если в любой точке этого промежутка ее производная равна f(x):

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика».

Определение: совокупность первообразных для функции f(x) называется неопределенным интегралом и обозначается символом Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Таким образом, Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Здесь f(x)- подынтегральная функция, Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» - подынтегральное выражение, С - произвольная постоянная.

Основные свойства неопределенного интеграла.

  1. Если функцияМетодические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» имеет первообразную, то Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

  2. Если Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» - дифференцируемая функция, то Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

  3. Если функцияМетодические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» имеет первообразную, то при Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» верно равенство Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

  4. Если функцияМетодические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» и Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» имеют первообразные, то Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Таблица неопределенных интегралов.

1. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» ;

8. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» ;

2. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

9. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» ;

3. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» ;

10. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

4. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» ;

11. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

5. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» ;

12. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

6. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» ;

13. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

7. Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» ;

Пример 1. Для функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , найти первообразную F(x), график которой проходит через точку (2;2).

Решение: так как при всех Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» верно равенство Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» то Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» - одна из первообразных функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Следовательно, Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» С - некоторая постоянная. Постоянную С находим из условия F(2)=2, то есть Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» откуда Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Значит, Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Пример 2. Найти интеграл Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика».

Решение: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Пример 3. Найти интеграл Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика».

Решение: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»

Пример 4. Найти интеграл Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика».

Решение: так как Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , то Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Пример 5. Найти интеграл.

Решение: так как Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , тМетодические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»о Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Пример 6. Найти интеграл Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Решение: так как Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , то Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Пример 7. Найти интеграл Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Решение:Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика»


Определенный интеграл.


Пусть функция Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» определена на отрезке Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Разобьем этот отрезок на n частей точками Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , выберем на каждом элементарном отрезке Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» произвольную точку Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» и обозначим через Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» длину каждого такого отрезка.

Определение. Интегральной суммой для функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» на отрезке Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» называется сумма вида Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Определение. Определенным интегралом от функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» на отрезке Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» называется предел интегральной суммы при условии, что длина наибольшего из элементарных отрезков стремится к нулю: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Для любой функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , непрерывной на отрезке Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , всегда существует определенный интеграл Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Для вычисления определенного интеграла от функции Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» в том случае, когда можно найти соответствующий неопределенный интеграл Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , служит формула Ньютона - Лейбница: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , то есть определенный интеграл равен разности значений первообразной при верхнем и нижнем пределах интегрирования.

При вычислении определенного интеграла методом замены переменной (способом подстановки) определенный интеграл Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» преобразуется с помощью подстановки Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» в определенный интеграл относительно новой переменной Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . При этом старые пределы интегрирования Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» и Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , которые находятся из исходной подстановки: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Таким образом, имеем Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Пример 1. Вычислить определенный интеграл: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Решение:

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика».

Пример 2. Вычислить определенный интеграл: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Решение: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Пример 3. Вычислить определенный интеграл: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика».

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика».

Пример 4. Вычислить определенный интеграл: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Решение: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Пример 5. Вычислить определенный интеграл: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Решение: положим Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , тогда Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Вычисляем новые пределы интегрирования: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Поэтому

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика».

Пример 6. Вычислить определенный интеграл: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» .

Решение: преобразуем подкоренное выражение: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Положим Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , откуда Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Найдем новые пределы интегрирования: Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» , Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика» . Следовательно,

Методические рекомендации для реализации программы дисциплины «Математика».

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Определение функции. Способы задания функции. Основные элементарные
    функции.

  2. Определение предела функции. Основные теоремы о пределах.

  3. Определение непрерывности функции. Точки разрыва.

  4. Производная функции. Определение. Геометрический смысл производной.

  5. Уравнение касательной и нормали к кривой.

  6. Производная функции. Физический смысл производной.

  7. Производные высших порядков.

  8. Производная второго порядка и её механический смысл.

  9. Производная. Правила дифференцирования.

  10. Формулы дифференцирования.

  11. Сложная функция. Правило дифференцирования сложных функций.

  12. Дифференциал функции. Определение. Геометрический смысл дифферен­циала.

  13. Приложение дифференциала к приближённым вычислениям.

  14. Необходимые и достаточные условия возрастания и убывания функции.

  15. Точки экстремума. Необходимое условие существования экстремума.

  16. Экстремумы функции. Достаточные условия существования экстремума.

  17. Выпуклость и вогнутость кривой.

  18. Точки перегиба. Необходимое и достаточное условие существования точки
    перегиба.

  19. Схема исследования функций и построения графиков.

  20. Первообразная. Неопределённый интеграл. Геометрическая интерпретация.

  21. Основные свойства неопределённого интеграла.

  22. Таблица основных интегралов.

  23. Непосредственное интегрирование.

  24. Методом замены переменных.

  25. Метод интегрирования по частям.

  26. Определённый интеграл. Геометрический смысл определённого интеграла.

  27. Основные свойства определённого интеграла. Формула Ньюто­на - Лейбница.

  28. Вычисление определённого интеграла методом замены переменной.

  29. Вычисление площадей плоских фигур.






СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Лисичкин В.Т., Соловейчик И.Л. «Математика», М., «Высшая школа», 1991 г.

  2. Зайцев И.Л. «Элементы высшей математики для техникумов»,

  3. М., «Высшая школа», 1974 г.

  4. Мордкович А.Г. «Математический анализ», М., «Высшая школа», 1990 г.

  5. Судоплатов С.В., Овчинникова Е.В. «Элементы дискретной математики», М., «Инфра-М», 2002 г.

  6. Яковлев Г.Н. «Алгебра и начала анализа для техникумов», ч. 2, М., «Высшая школа».

  7. Цыпкин А.Г. «Справочник по математике», М., «Высшая школа», 1983г.

  8. Выгодский М.Я. «Справочник по высшей математике», М., «Роскнига», 2001 г.


© 2010-2022