Факультатив Решаем проектные задачи

Факультатив «Решаем проектные задачи» будет являться для учеников накоплением опыта, обсуждением полученных знаний, переходом от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, переходом от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика. Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда приходят не за отметкой, а за радостью п...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

Факультатив «Решаем проектные задачи».

Класс __6 А_.

Учебный год _2014-2015__.

Образовательная область _математика____

Компонент (федеральный, региональный, школьный)___________________.

Учитель _Александрова С.Н._, категория ___I_____



РАССМОТРЕНА на заседании ШМО

учителей ____________________________.

протокол № от « » 2014 г.

СОГЛАСОВАНА

Зам. директора по НМР _______Л.И.Семёнова

«____» ________ 201__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор _______О.П.Матвеева

Приказ № ______ от «____» _________ 2014_г.




г. Усолье-Сибирское






"Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам" Ф.Нейман.

Пояснительная записка

Приоритетом среднего образования в соответствии с новым федеральным государственным стандартом является формирование у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Важной составляющей образовательного процесса становится использование в обучении приёмов и методов, формирующих у детей самостоятельность в усвоении учебного материала, в поиске, сборе и анализе информации, оценка результатов своей работы. Эту проблему можно решить, используя технологию проектной деятельности Проектное обучение ценно тем, что оно ориентирует обучающихся на создание образовательного «продукта», т.е. школьники индивидуально или в группах за определённое время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую работу по заданной теме. Проектные задачи можно считать прообразом проектной деятельности основной школы.

Чтобы подготовить детей 5х классов к полноценной проектной деятельности в основной школе, лучше всего использовать для решения проектных задач часть учебного времени, отведённого на повторение и закрепление изученного материала в классе, а также во внеурочное время.

Решение проектных задач позволяет раскрыть способности и индивидуальные особенности детей, даёт им возможность приложить свои знания, а затем показать другим самостоятельно достигнутый результат.

Задача учителя современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся сформировать познавательные действия и операции, научиться думать, рассуждать, догадываться, анализировать, создавать программы рационального решения той или иной учебной проблемы.

Актуальность данного факультатива

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счет усвоения определенного количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:

- 10% от того, что они читают;

- 26% от того, что они слышат;

- 30% от того, что они видят;

- 50% от того, что они видят и слышат;

- 70% от того, что они обсуждают с другими;

- 80% от того, что основано на личном опыте;

- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;

- 95% от того, чему они обучаются сами.

Следовательно, факультатив «Решаем проектные задачи» будет являться для учеников накоплением опыта, обсуждением полученных знаний, переходом от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, переходом от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда приходят не за отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия, только здесь идёт оценка развития учащегося в сравнении с самим собой, а не соответствие нормам и требованиям стандарта образования.

Новизна курса заключается в том, что обучение навыкам проектной деятельности является требованием новых ФГОС основного общего образования, как составляющей личностного и метапредметного развития школьников.

Программа курса составлена с учетом психологических особенностей пятиклассников, их уровня развития, рассчитана на среднего ученика. Материал курса излагается логически, доступным языком, опирается на достижения современной науки, расширяет базовые знания обучающихся 5-7 классов.

Проведение курса направлено на достижение следующих целей:

цель обучения - формирование у обучающихся методологических знаний и практических умений по линии сюжетных задач. Вооружить обучающихся способами и методами обработки и представления информации. совершенствовать умение связно, логично и мотивированно излагать выводы.

цель развития - Развить исследовательские и коммуникативные способности ребенка, развить умение собирать информацию и отображать ее в проекте, развитие творческих способностей обучающихся, мышления, формирование и развитие исследовательских умений учащихся на основе обучения преобразованию задачной ситуации в учебный проект.

воспитательная цель - формирование у учащихся положительных мотивов учебной деятельности, привитие познавательного интереса, навыков сотрудничества с другими людьми.

Задачи:

• содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;

• формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;

• стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;

• поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;

• научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

• научить принимать самостоятельные аргументированные решения;

• научить работать в команде, выполняя разные социальные роли;

• развитие у учащихся логических способностей;

• формирование пространственного воображения и графической культуры;

• привитие интереса к изучению предмета;

• расширение и углубление знаний по предмету;

• выявление одаренных детей;

• формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;

• адаптация к переходу детей в среднее звено обучения.

Структура программы:

• титульный лист;

• пояснительная записка;

-актуальность курса;

-новизна курса;

  • Рекомендуемые формы и методы проведения занятий;

  • материально-технические условия реализации программы;

  • планируемые результаты;

  • проектная деятельность;

  • отличительные особенности курса и принципы отбора материала;

• учебно-тематическое планирование;

• содержание курса

• список литературы;

• приложение.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий.

Самым главным методом проведения факультативных занятий будет метод проектов.

Изложение теоретического материала факультативных занятий может осуществляться с помощью традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного оборудования. На занятиях применяются различные формы работы, такие как групповые, парные, индивидуальные. На каждом из этапов обучения предполагается выполнение и защита творческих работ учащихся - «продукта»(мини-проекты). Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Учителем могут использоваться

• общеисследовательские методы ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)

• эмпирические ( наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия)

• умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием:

• мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

• презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

• коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

• поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

• информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

• проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Материально-технические условия реализации программы.

Для проведения факультативного занятия необходимо наличие:

  • кабинета;

  • ТСО;

  • компьютера;

  • мультимедийного проектора;

  • экрана.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны научиться

  • анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, находить рациональные, оригинальные способы решения, делать выводы; находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;

• решать задачи на смекалку, на сообразительность;

  • решать олимпиадные задачи;

  • уметь составлять занимательные задачи;

  • работать в коллективе и самостоятельно;

  • расширить свой математический кругозор;

  • пополнить свои математические знания;

  • научиться работать с дополнительной литературой;

  • уметь проводить математическое исследование;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках.

Результатом деятельности учащихся на факультативных занятиях является проведение математических и межпредметных исследований, успешное участие в муниципальных и региональных олимпиадах, всероссийских конкурсах, Интернет-олимпиадах, научно-практических конференциях по математике.

Проектная деятельность-

важная составляющая образовательного процесса, и для успешного её осуществления в основной и средней школе необходимо сформировать базовые умения и навыки, развить аналитические, познавательные, коммуникативные способности ребёнка на начальной ступени обучения. Решение проектных задач - оптимальный инструмент для учителя и родителей на пути к этой цели.

Проектные задачи носят предметный, межпредметный и метапредметный характер, способствуют развитию познавательных способностей, способности к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, формируют самостоятельность обучающегося, его аналитические умения. Содержание каждой задачи основано на богатом культурном наследии - сказках, притчах, легендах народов мира - и носит воспитательный характер.

Метод проектов позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать дело по душе, в соответствии со своими устремлениями и возможностями, освоить необходимые знания и навыки, способствуя зарождению интереса к последующей деятельности.

Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.

Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Оптимальный состав группы - 15 человек. Занятие не должно длиться более 40 минут. Частота занятий - 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных часа в 5 классе.

Отличительные особенности проектной деятельности и принципы отбора материала:



  1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы - нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях. К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов использую крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Это так называемые среднесрочные проекты (макро-проекты), применяемые в основном во внеурочных формах работы (кружки, факультативы, элективные курсы).


  1. Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи. Участников проекта разбить на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества учеников в классе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.


  1. Поиск информации- обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.


  1. Результат работы - продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.

5. Презентация результатов- представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации.

При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их. Вычисляется средний балл за каждый проект и выставляется оценка в зависимости от количества набранных баллов: более 85 баллов - «отлично», от 65 до 80 баллов - «хорошо», от 50 до 65 баллов - «удовлетворительно», менее 60 баллов - доработать.

Тематическое распределение часов

Тема

кол-во часов

теория

практика

  1. Вводное занятие.

2

2

0

  1. План работы над проектом.

2

2

0

  1. Определение тематического поля и темы проекта.

2

1

1

  1. Работа по сбору материала и его классификация.

4

1

3

  1. Наблюдение и эксперимент.

4

1

3

  1. Подготовка и защита проекта

16

2

14

  1. Как работать вместе?

2

1

1

  1. Экспертиза деятельности

2

2

0

Всего за курс обучения:

34

12

22

Содержание материала.


  1. Вводное занятие

• для чего создается проект, виды проектов;

• чем вызвана необходимость его создания;

• как в дальнейшем будет использоваться данный проект;

• каким должен быть проект (определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта);

• кто будет создавать проект (как определить группу учащихся по работе в проекте и, распределение обязанностей).


  1. План работы над проектом (познакомить учащихся с планом работы над проектом)


  • определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;

  • выдвижение гипотезы их решения;

  • обсуждение методов исследования;

  • оформление конечных результатов;

  • анализ полученных данных;

  • подведение итогов;

  • корректировка;

  • получение выводов


  1. Определение тематического поля и темы проекта


  • поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

• обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов.


  1. Работа по сбору материала и его классификация


  • обучение работе в Интернете по сбору и изучению информации(первичное изучение источников информации; сбор и анализ информации)

  • виды справочной литературы.

  • особенности словарных статей в разных источниках информации.

  • составление справочника по теме проекта.

  • поиск недостающей информации для проекта.

  • составление алгоритма работы со справочной литературой.

  • Способы первичной обработки информации

  • Чтение текста с пометками (приём ИНСЕРТ).

  • Составление информационных таблиц.

  • Обсуждение полученной информации.

  • Правила составления ДЕНОТАТНОГО ГРАФА.

  1. Наблюдение и эксперимент


  • Свойства предметов.

  • Проведение эксперимента. Ведение записей в процессе эксперимента.

  • Получение данных для проекта путём наблюдения (эксперимента).


  1. Как работать вместе


  • Что такое команда. Правила групповой работы.

  • Способы разрешения конфликта.

  • Три способа группового взаимодействия.


  1. Подготовка и защита презентации

• Воплощение в жизнь поставленных задач;

• Работа в программе Power Point;

• Работа в программе Publisher;

• Составление таблиц, диаграмм;

  • Написание рефератов;


  1. Экспертиза деятельности


  • Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности.

  • Формула успешной деятельности.

  • Сильные и слабые стороны работы над проектом.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Содержание учебного материала

Количество

часов

Вводное занятие

2

1

01.09.14

Каким должен быть проект (определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта)

1

2

08.09.14

Кто будет создавать проект (как определить группу учащихся по работе в проекте и, распределение обязанностей)

1

План работы над проектом

2

3

15.09.14

Определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования

1

4

22.09.14

Обсуждение методов исследования; выдвижение гипотезы их решения

1

Определение тематического поля и темы проекта.

2

5

29.09.14

Поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта

1

6

06.10.14

Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов

1

Работа по сбору материала и его классификация.

4

7

13.10.14

Обучение работе в Интернете по сбору и изучению информации (первичное изучение источников информации; сбор и анализ информации)

1

8

20.10.14

Виды справочной литературы; особенности словарных статей в разных источниках информации;

составление справочника по теме проекта.

1

9

27.10.14

Поиск недостающей информации для проекта; составление алгоритма работы со справочной литературой.

1

10

10.11.14

Способы первичной обработки информации

1

Наблюдение и эксперимент.

4

11

17.11.14

Свойства предметов.

1

12

24.11.14

Проведение эксперимента. Ведение записей в процессе эксперимента.

1

13

01.12.14

Получение данных для проекта путём наблюдения (эксперимента).

1

14

08.11.14

Получение данных для проекта путём наблюдения (эксперимента).

1

Подготовка и защита проекта

16

15

15.11.14

Воплощение в жизнь поставленных задач

1

16

22.11.14

Работа в программе Power Point

1

17

12.01.15

Работа в программе Power Point

1

18

19.01.15

Работа в программе Publisher

1

19

26.01.15

Работа в программе Publisher

1

20

02.02.15

Составление таблиц, диаграмм

1

21

09.02.15

Составление таблиц, диаграмм

1

22

16.02.15

Написание рефератов

1

23

02.03.15

Написание рефератов

1

24

09.03.15

Написание рефератов

1

25

16.03.15

Написание рефератов

1

26

30.03.15

Написание рефератов

1

27

06.04.15

Написание рефератов

1

28

13.04.15

Написание рефератов

1

29

20.04.15

Написание рефератов

1

30

27.04.15

Написание рефератов

1

Как работать вместе?

2

31

04.05.15

Что такое команда. Правила групповой работы.

1

32

11.05.15

Способы разрешения конфликта. Три способа группового взаимодействия.

1

Экспертиза деятельности

2

33

18.05.15

Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности.

1

34

25.05.15

Формула успешной деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом.

1




ПРИЛОЖЕНИЕ

(Можно провести как промежуточную проверку умения работать с проектом; работа в группах. Итоговый проект будет каждый составлять индивидуально).


Проект к арабской сказке «Нищий и счастье»

Однажды вечером нищий возвращался к себе домой. Проклиная свою судьбу, он горько жаловался:

-Счастье… Где оно, Счастье? Будь проклято это Счастье!

Судьба захотела, чтобы Счастье откликнулось и пришло послушать жалобы и стенания. И вот, едва лишь нищий произнёс эти слова, Счастье схватило его за руку и сказало:

-Иди ко мне. Не бойся. Я - твоё Счастье.

Счастье подняло его в воздух и унесло далеко-далеко; потом оно опустило его у входа в пещеру и промолвило:

-Там внутри пещеры, скрыты все сокровища мира. Спустись и возьми себе, что захочешь. Но не бери слишком много. Пусть твоя ноша будет лёгкой, чтобы ты смог дотащить её до дому. Дорога предстоит длинная и трудная, и ты пойдёшь один, без попутчика. Если уронишь ношу на землю, навсегда потеряешь её. Будь благоразумным и не жадничай.

Так сказало Счастье и скрылось. Нищий спустился в пещеру, и у него разбежались глаза от множества сокровищ и драгоценных камней. Он начал хватать самые красивые и наполнять ими свой мешок. Через час он вышел из пещеры, неся на плечах тяжёлую ношу.

Сделав несколько шагов со своим мешком, нищий задохнулся от усталости; обильный пот выступил на его лице, покрыл всё тело. Он почувствовал. Что силы его иссякли и он не может дальше тащить свой груз.

«А что если я опущу мешок на землю и покачу его? - подумал он. - Не может быть, чтобы не докатил его домой целым».

Так он и сделал. Торжествуя и предвкушая радость от обладания богатством, покатил нищий набитый мешок. Но почти у самого дома он разогнул спину - и мешок вдруг исчез. Руи бедняка сжимали воздух. Он огляделся вокруг, стал кричать и плакать, проклиная свою несчастную долю.

И в тот же миг снова появилось Счастье. Гневно посмотрело оно на него и сказало:

-Ты преступник перед своим счастьем и самим собой. Тебя ничто не удовлетворяет, тебе не хватает никакого богатства. Тебе дано было много, и ты должен был взять столько, сколько мог унести. Но ты пожадничал и взвалил на себя непосильную ношу. Теперь ты потерял всё. Пусть это послужит тебе уроком, научит довольствоваться небольшим.

Описание проектной задачи

Вы знаете, что не в богатстве счастье, и всё же постарайтесь помочь нищему из далёкого-далёкого века стать счастливым и богатым. Для этого вам придётся побывать в пещере, где спрятаны богатства, внимательно их изучить и заказать у Счастья - хранителя сокровищ, ровно столько драгоценностей для нищего, чтобы он был счастлив, имея дом, жену и лавку. Для этого заполните графу заказа в таблице.

Вы располагаете следующими материалами:


  • Таблица № 1. Перечень наименований металлов и минералов с указанием их веса и стоимости (можно самим составить).

  • Таблица № 2. Показатели выносливости человека.

  • Таблица № 3. Соотношение стоимости при натуральном обмене товаров.

Задание № 1. Распределите названия полезных ископаемых на две группы - металлы и минералы:

Яшма, кремний, золотоносная руда, опал, свинец, рубин, сапфир, серебро, алмаз, уран, ртуть, аметист, горный хрусталь, гранит, изумруд, платина, бирюза, топаз, кварц, железо, медь, гранат.

Задание № 2. Учитывая единицу стоимости и количество спрятанных в пещере богатств, заполните нищему мешок в таком объёме, чтобы он не надорвался от тяжести и не навредил своему здоровью. При этом помните, что нищему нужно пронести ношу 20 км до своего дома, не останавливаясь на отдых, а возраст мужчины 40 лет.

Задание № 3. Посчитайте, какое богатство будет иметь нищий, если донесёт свой груз до дома. Помните, что полученное богатство нищему нужно поменять на какой-то товар, чтобы иметь сначала дом, потом жену, а затем торговую лавку.

Таблица № 1.Перечень наименований металлов и минералов с указанием их веса и стоимости

Наименования металлов и минералов

Единица стоимости по 20 - балльной шкале

Количество в весе (единица измерения)

Ваш заказ

Наименования металлов и минералов

Единица стоимости по 20 - балльной шкале

Количество в весе (единица измерения)

Ваш заказ

алмаз

20

30 карат

медь

5

1 тонна

аметист

10

100 карат

манускрипт

20

5 кг

бирюза

5

500 граммов

опал

10

5000 г

горный хрусталь

5

30 кг

ртуть

3

5 литров

гранат

10

600 карат

рубины

15

50 карат

гранит

1

50 тонн

сапфиры

10

100 карат

изумруд

15

5 карат

серебро

15

20 кг

железо

2

10 тонн

свинец

2

500 кг

золотоносная руда

5

5 тонн

топаз

10

10 кг

кварц

2

300 кг

платина

20

1 кг

кремний

1

500 кг

уран

20

50 кг


яшма

5

20 кг

Таблица № 2. Показатели выносливости человека.

2 км

5 км

7 км

10 км

12 км

15 км

17 км

20 км

22 км

25 км

27 км

30 км

35 лет

40 кг

35 кг

30 кг

25 кг

20 кг

15 кг

10 кг

7 кг

5 кг

3 кг

2 кг

1 кг

40 лет

40 кг

35 кг

30 кг

25 кг

20 кг

10 кг

7 кг

5 кг

3 кг

2 кг

1 кг

1 кг

45 лет

35 кг

30 кг

25 кг

20 кг

10 кг

7 кг

5 кг

3 кг

2 кг

1 кг

1 кг

0 кг

50 лет

35 кг

30 кг

25 кг

15 кг

10 кг

5 кг

3 кг

2 кг

1 кг

1 кг

0 кг

0 кг

55 лет

30 кг

25 кг

20 кг

15 кг

7 кг

3 кг

2 кг

1 кг

1 кг

0 кг

0 кг

0 кг

60 лет

20 кг

15 кг

10 кг

7 кг

5 кг

2 кг

1 кг

1 кг

0 кг

0 кг

0 кг

0 кг

65 лет

10 кг

7 кг

5 кг

3 кг

2 кг

1 кг

1 кг

0 кг

0 кг

0 кг

0 кг

0 кг

70 лет

7 кг

5 кг

3 кг

2 кг

1 кг

1 кг

0 кг

0 кг

0 кг

0 кг

0 кг

0 кг

Таблица № 3. Соотношение стоимости при натуральном обмене товаров.

Обменная стоимость

Наименования металлов и минералов

Обменная стоимость

Жилище

10 верблюдов, или 100 овец, или 5 скаковых лошадей, или 20 коров

Алмаз (30 карат)

2 верблюда

Аметист

20 овец, или 1 конь, или 3 коровы

Бирюза (50г)

1 овца

Выкуп невесты

5 верблюдов, или 60 овец, или 3 коня, или 4 ковра

Горный хрусталь (1кг)

1 верблюд, или 10 овец, или 1 ковёр

Гранат (100 карат)

5 овец

Опал (1кг)

1 ковёр или 3 овцы

Помещение для торговой лавки

3 верблюда, или 20 овец, или 2 коня, или 2 ковра

Рубины (10 карат)

2 ковра, или 1 верблюд

Сапфиры (100 карат)

20 овец, или 1 конь, или 3 ковра

Серебро (1 кг)

2 ковра, и 1 верблюдли

Товар для лавки (ткани)

1 верблюд, или 10 овец, или 1 конь, или 2 ковра

Изумруд (5 карат)

10 верблюдов, 100 овец, или 5 скаковых лошадей, или 20 ковров

Вам удалось нищего сделать счастливым?

Пример межпредметного проекта Как понять «мерить на свой аршин»?

(русский язык, литература, математика)

Тип проекта: исследовательский

Цель:


  • Исследовать учебники 5-6 классов русского языка, литературы и математики и выяснить, как часто употребляются в них старинные меры (практическая);

  • Воспитать любовь и уважение к истории своей страны, своего народа. (педагогическая).

Задачи:

1. Познакомиться с историей появления метрической системы.

2. Исследовать учебники 5-6 классов русского языка, литературы и математики.

3.Выяснить, актуальны ли старинные меры в русской литературе.

Задачи проекта:

1. Сбор и анализ материала по поставленной проблеме.

2. Аналитическая работа, расчёты, выполнение творческих заданий.

3.Научить формулировать выводы на основе собранного материала.

Вопросы проекта:

1. Проследить историю возникновения меры длины и веса на Руси, ее совершенствование от времен образования Руси до наших дней.

2. Изучить и проанализировать в различных источниках старинные единицы измерения;

3. Практическое сравнение старинных русских мер длины и веса с современными.

Необходимое оборудование:


  1. Экран

  2. Компьютер

  3. Принтер

  4. Планшеты

  5. Учебники

  6. Художественная литература

  7. Подручные средства для выполнения творческих заданий

Актуальность проекта:

Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как метрология всегда находится в центре внимания человеческой деятельности. Поэтому именно эта тема нас заинтересовала, появился интерес к истории математики, к истории нашей Родины.

Аннотация:

В работе детей речь идёт о старинных мерах длины. Ребята выдвигают гипотезу, что, изучая старинные меры, мы знакомимся с историей развития общества, узнаём о жизни людей, о прогрессе, без которого мы бы сейчас не знали современные меры длины.

Актуальность работы заключается в том, что шестиклассники исследуют значимость старинных мер длины в современном мире, в котором мы живём, на материалах учебников русского языка, литературы, математики и произведений художественной литературы. Таким образом, мы приобщаемся к истории, учимся любить её, видеть изменения, которые происходят в жизни. Старинные меры длины - это ещё имена, имена нарицательные.

Для исследования используют разнообразные методы (этимологический, словообразовательный, измерительный), так как работа связана с предметом русский язык, литература, математика. Хочется отметить, что проделана огромная работа : исследованы старинные меры длины c точки зрения актуальности их употребления в современных учебниках русского языка, литературы, математики; сопоставлены старые и новые меры, составлены таблицы, созданы буклеты.

Работа имеет практическую направленность. Данные исследования расширяют знания современных учеников о старинных мерах длины, истории развития общества. Работа по теме прививает любовь знаниям, особенно к тем, которые двигают прогресс.

Предполагаемые продукты проекта:

  1. Реферат

  2. Презентация

  3. Буклеты

  4. Творческая работа

  5. Блиц-опрос

Достигаемые результаты по ФГОС:

  • Личностные - 2; 3; 4; 5; 6; 7;

  • Метапредметные - 1; 2; 3; 4; 5; 6; 8; 9; 11;

  • Предметные

  1. Литература-1; 2; 4; 5; 6;

  2. Математика-1; 2; 5; 8; 9; 14

  3. Русский язык - 1; 5; 6; 7

Замысел реализации проекта:

если изучить старинные меры, то они не будут вызывать затруднения при чтении литературы, решении задач и будут понятны.

Подробное описание проекта по этапам:

Этап проекта

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Комментарии

Организационный

Организация деятельности учащихся через ознакомительную беседу по теме проекта

Взаимодействие с учителем во время ознакомительной беседы

Дети проявляют активность, справляются с заданием с помощью учителя

Целепологания,

Постановка задач

Организация работы по самостоятельному формированию учащимися целей и задач к проекту

Анализировать материал беседы, входящей презентации, делать выводы и обобщения.

Планирования

деятельности

Под руководством учителя и по желанию детей организуем распределение на группы

Договариваются о совместных действиях: организация групп, рспределение обязанностей, выбор старшего группы.

Все дети включились в работу

Осуществления

деятельности

Контроль за работой в группах и помощь, если она необходима

Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий.

1.Поиск материала в Интернете;

2.Аналитическая работа с учебниками, с художественной литературой;

3.Творческие работы

4.Блиц- опрос среди учеников в других классах

Трудности возникли при выполнении аналитической работы с учебниками и художественной литературой, в творческой работе.

Оценки результата,

рефлексии

Организуем работу по выбору лучшихвариантов выступлений

Учитывают разные мнения и стремятся координации различных позиций в сотрудничестве. Строят речевое высказывание в устой и письменной форме. Выступление представителей от групп перед участниками проекта. Комментарии, исправление своих ошибок

Подготовка презентаций, буклетов, творческих работ, выступлений.

Содержание анкеты

Отношение к занятиям

Всегда 2 б.

Иногда 1 б

Никогда 0 б

А

  1. на занятиях бывает интересно

  2. нравится педагог

  3. нравится, когда хвалят

Б

  1. родители заставляют учиться

  2. занимаюсь, так как это мой долг

  3. занятия полезны для жизни

В

  1. узнаю много нового

  2. занятия заставляют много думать

  3. нравится работать на уроке

Г

  1. на уроках всё даётся легко

  2. с нетерпением жду урока

  3. интересно узнать больше



А - ситуативный интерес

Б - занятия по необходимости

В - интерес к предмету

Г - познавательный интерес.

АНКЕТА



1. Считаешь ли ты, что знания, полученные на факультативе, пригодятся тебе в жизни?

- да,

- нет,

- не знаю.

2. Почему ты посещаешь факультатив?

- заставляют,

- интересно,

- туда ходит мой друг.

3. Рассказываешь ли ты своим родителям о том, что ты узнал на факультативе?

- всегда,

- иногда,

- никогда.

4. Какойфакультатив по выбору ты ввел бы?

5. Считаешь ли нужным оставитьданный факультатив в нашей школе?

- да,

- нет,

- не знаю.

Тест на выявление мотивации учащихся (можно дать только три ответа):

Дорогие ребята! Внимательно прочитайте анкету и подчеркните в ней три пункта, которые отвечают твоим мыслям, стремлениям, чувствам, желаниям.

1. Я учусь потому, что на уроке интересно

2. Я учусь, потому, что заставляют родители

3. Я учусь потому, что хочу больше знать

4. Я учусь, чтобы потом хорошо работать

5. Я учусь, чтобы доставить радость родителям

6. Я учусь, чтобы не отставать от товарищей

7. Я учусь, чтобы не опозорить свой отряд и класс

8. Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой

9. Я учусь потому, что нравится учитель

На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№ 3, 4, 8. На выявление внешних положительных мотивов направлены вопросы №№ 1, 5, 9. На выявление внешних отрицательных мотивов направлены вопросы №№ 2, 6, 7.

Вопросы для беседы с родителями.

1. Пути формирования мотивации в учебной деятельности детей в современных условиях.

2. Практические советы родителям для повышения мотивации детей к обучению

• Учите ребенка правильно выбирать цель деятельности с точки зрения понимания «Зачем это нужно именно тебе, а не родителям или учителям». Для этого ставьте перед ребенком следующие вопросы: «Какого результата ты стремишься достичь в обучении?», «Кем ты себя видишь в будущем?», «Что ты можешь сделать для этого?», «Кто тебе может помочь?» и т. д.

• Давайте своему ребенку право на ошибки. Не осуждайте, а помогайте учиться преодолевать трудности - это формирует уверенность в своих возможностях и способностях, повышает самооценку.

• Формируйте ответственность.

• Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результат вне зависимости от того, будет он положительным или отрицательным.

• Анализируйте прошлые успехи и достижения, даже если они были совсем незначительными. Таким образом, вы поддерживаете попытки ребенка добиться новых результатов.

• Повторяйте и закрепляйте успехи. Повторяя вчерашнюю работу, дети используют уже отшлифованные знания и умения, поэтому делают меньше ошибок, зато переживают чувство успешности.

• Учите ребенка не бояться трудностей. Пусть он чувствует, что вы всегда готовы прийти ему на помощь.

• Учите ребенка не просто учиться, а получать удовольствие от процесса и результата выполненной работы.

• Всегда объясняйте своему ребенку причины ваших требований и требований учителей.



Список литературы и Интернет-ресурсов



  1. В.Н.Суслов «Решаем проектные задачи» 4-5 класс, Ростов-на-Дону «Легион», 2012

  2. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 - 6 классов сред школ. - М.: «Просвещение», 2004 г.

  3. Баврин, И. И. Старинные задачи: кн. для учащихся / И.И.Баврин, Е.А.Фрибус. - М. : Просвещение, 1994.

  4. Энциклопедия для детей. Математика.- М.: «Аванта+». 1998.

  5. Воронько Т.А.. Задачи исследовательского характера. //Математика в

школе. - 2004. - № 8. С. 10-11.

  1. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.

  2. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков,С.И. Щварцбурд Математика 5 класс, издательство «Мнемозина», Москва, 2006.

  3. Г.И. Глейзер «История математики в школе»IV- VI классы. - Москва «Просвещение», 1981.

  4. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин «За страницами учебника математики»Москва «Просвещение», 1989.

  5. Ю.Г. Круглов, библиотека словесника «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва «Просвещение», 1980.

  6. dissercat.com/content/razrabotka-sistemy-organizatsii-issledovatelskoi-raboty-uchashchikhsya-v-protsesse-izucheniy#ixzz2f36XMaKB

  7. images.yandex.ru

  8. shkolo.ru›zakonyi-slozheniya

  9. bymath.net›studyguide/ari/ari4.html

  10. for-schoolboy.ru

  11. nashol.com

  12. eek.diary.ru

  13. lohmatik.ru›Lohmatik/str1_60_2.php

  14. vse-dlya-detey.ru›shkolnye-uchebniki…

  15. Кугут Ирина Анатольевна, учитель географии МОУ СОШ №32 «Эврика-развитие» г.

Волжского

n.ru/communities.aspx?cat_no=72958&lib_no=148707&tmpl=lib, 4 поток: it-

n.ru/communities.aspx?cat_no=72958&lib_no=227095&tmpl=lib.

17. 12mesyatcev.ru/

18. festival.1september.ru/

19. publ.lib.ru/ARCHIVES/M/MESHEN_P'er_Fransua_Andre/_Meshen_P.F.A..html

  1. alcala.ru/brokgauz-slovari/izbrannoe/slovar-M/M7931.shtml

  2. historica.ru/index.php?mode=threaded&pid=627460&showtopic=11668

  3. patiks.ru/

  4. По материалам сайтов :omedb.ru; russianamerica.com; wikipedia.org.

  5. untitled.png

  6. astro.websib.ru/astro/7/glava7



© 2010-2022