- Преподавателю
- Математика
- Факультатив Решаем проектные задачи
Факультатив Решаем проектные задачи
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Александрова С.Н. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА
Факультатив «Решаем проектные задачи».
Класс __6 А_.
Учебный год _2014-2015__.
Образовательная область _математика____
Компонент (федеральный, региональный, школьный)___________________.
Учитель _Александрова С.Н._, категория ___I_____
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО
учителей ____________________________.
протокол № от « » 2014 г.
СОГЛАСОВАНА
Зам. директора по НМР _______Л.И.Семёнова
«____» ________ 201__ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______О.П.Матвеева
Приказ № ______ от «____» _________ 2014_г.
г. Усолье-Сибирское
"Очень хорошо помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать очень осторожно, нужно делать так, чтобы ученик не заметил помощи и подсказки и верил, что все это он делает сам" Ф.Нейман.
Пояснительная записка
Приоритетом среднего образования в соответствии с новым федеральным государственным стандартом является формирование у школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности. Важной составляющей образовательного процесса становится использование в обучении приёмов и методов, формирующих у детей самостоятельность в усвоении учебного материала, в поиске, сборе и анализе информации, оценка результатов своей работы. Эту проблему можно решить, используя технологию проектной деятельности Проектное обучение ценно тем, что оно ориентирует обучающихся на создание образовательного «продукта», т.е. школьники индивидуально или в группах за определённое время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую работу по заданной теме. Проектные задачи можно считать прообразом проектной деятельности основной школы.
Чтобы подготовить детей 5х классов к полноценной проектной деятельности в основной школе, лучше всего использовать для решения проектных задач часть учебного времени, отведённого на повторение и закрепление изученного материала в классе, а также во внеурочное время.
Решение проектных задач позволяет раскрыть способности и индивидуальные особенности детей, даёт им возможность приложить свои знания, а затем показать другим самостоятельно достигнутый результат.
Задача учителя современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся сформировать познавательные действия и операции, научиться думать, рассуждать, догадываться, анализировать, создавать программы рационального решения той или иной учебной проблемы.
Актуальность данного факультатива
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счет усвоения определенного количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе. Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
- 10% от того, что они читают;
- 26% от того, что они слышат;
- 30% от того, что они видят;
- 50% от того, что они видят и слышат;
- 70% от того, что они обсуждают с другими;
- 80% от того, что основано на личном опыте;
- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
- 95% от того, чему они обучаются сами.
Следовательно, факультатив «Решаем проектные задачи» будет являться для учеников накоплением опыта, обсуждением полученных знаний, переходом от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, переходом от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.
Факультативные занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда приходят не за отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия, только здесь идёт оценка развития учащегося в сравнении с самим собой, а не соответствие нормам и требованиям стандарта образования.
Новизна курса заключается в том, что обучение навыкам проектной деятельности является требованием новых ФГОС основного общего образования, как составляющей личностного и метапредметного развития школьников.
Программа курса составлена с учетом психологических особенностей пятиклассников, их уровня развития, рассчитана на среднего ученика. Материал курса излагается логически, доступным языком, опирается на достижения современной науки, расширяет базовые знания обучающихся 5-7 классов.
Проведение курса направлено на достижение следующих целей:
цель обучения - формирование у обучающихся методологических знаний и практических умений по линии сюжетных задач. Вооружить обучающихся способами и методами обработки и представления информации. совершенствовать умение связно, логично и мотивированно излагать выводы.
цель развития - Развить исследовательские и коммуникативные способности ребенка, развить умение собирать информацию и отображать ее в проекте, развитие творческих способностей обучающихся, мышления, формирование и развитие исследовательских умений учащихся на основе обучения преобразованию задачной ситуации в учебный проект.
воспитательная цель - формирование у учащихся положительных мотивов учебной деятельности, привитие познавательного интереса, навыков сотрудничества с другими людьми.
Задачи:
• содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;
• формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;
• стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
• поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
• научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
• научить принимать самостоятельные аргументированные решения;
• научить работать в команде, выполняя разные социальные роли;
• развитие у учащихся логических способностей;
• формирование пространственного воображения и графической культуры;
• привитие интереса к изучению предмета;
• расширение и углубление знаний по предмету;
• выявление одаренных детей;
• формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности;
• адаптация к переходу детей в среднее звено обучения.
Структура программы:
• титульный лист;
• пояснительная записка;
-актуальность курса;
-новизна курса;
-
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий;
-
материально-технические условия реализации программы;
-
планируемые результаты;
-
проектная деятельность;
-
отличительные особенности курса и принципы отбора материала;
• учебно-тематическое планирование;
• содержание курса
• список литературы;
• приложение.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий.
Самым главным методом проведения факультативных занятий будет метод проектов.
Изложение теоретического материала факультативных занятий может осуществляться с помощью традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного оборудования. На занятиях применяются различные формы работы, такие как групповые, парные, индивидуальные. На каждом из этапов обучения предполагается выполнение и защита творческих работ учащихся - «продукта»(мини-проекты). Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Учителем могут использоваться
• общеисследовательские методы ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)
• эмпирические ( наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия)
• умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием:
• мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
• презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
• коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
• поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
• информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
• проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Материально-технические условия реализации программы.
Для проведения факультативного занятия необходимо наличие:
-
кабинета;
-
ТСО;
-
компьютера;
-
мультимедийного проектора;
-
экрана.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны научиться
-
анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, находить рациональные, оригинальные способы решения, делать выводы; находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»;
• решать задачи на смекалку, на сообразительность;
-
решать олимпиадные задачи;
-
уметь составлять занимательные задачи;
-
работать в коллективе и самостоятельно;
-
расширить свой математический кругозор;
-
пополнить свои математические знания;
-
научиться работать с дополнительной литературой;
-
уметь проводить математическое исследование;
-
применять полученные знания, умения и навыки на уроках.
Результатом деятельности учащихся на факультативных занятиях является проведение математических и межпредметных исследований, успешное участие в муниципальных и региональных олимпиадах, всероссийских конкурсах, Интернет-олимпиадах, научно-практических конференциях по математике.
Проектная деятельность-
важная составляющая образовательного процесса, и для успешного её осуществления в основной и средней школе необходимо сформировать базовые умения и навыки, развить аналитические, познавательные, коммуникативные способности ребёнка на начальной ступени обучения. Решение проектных задач - оптимальный инструмент для учителя и родителей на пути к этой цели.
Проектные задачи носят предметный, межпредметный и метапредметный характер, способствуют развитию познавательных способностей, способности к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, формируют самостоятельность обучающегося, его аналитические умения. Содержание каждой задачи основано на богатом культурном наследии - сказках, притчах, легендах народов мира - и носит воспитательный характер.
Метод проектов позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать дело по душе, в соответствии со своими устремлениями и возможностями, освоить необходимые знания и навыки, способствуя зарождению интереса к последующей деятельности.
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора.
Для успешного достижения поставленных целей и задач при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности. Это можно выявить при беседе с учителем начальной школы, а так же по результатам школьных олимпиад или вводного тестирования за курс начальной школы. Оптимальный состав группы - 15 человек. Занятие не должно длиться более 40 минут. Частота занятий - 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 учебных часа в 5 классе.
Отличительные особенности проектной деятельности и принципы отбора материала:
-
Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы - нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков (мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока или применением данной темы в различных жизненных ситуациях. К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания вопросов использую крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по математике. Это так называемые среднесрочные проекты (макро-проекты), применяемые в основном во внеурочных формах работы (кружки, факультативы, элективные курсы).
-
Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи. Участников проекта разбить на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества учеников в классе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.
-
Поиск информации- обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.
-
Результат работы - продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
5. Презентация результатов- представление готового продукта. Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации.
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий. Учащиеся с интересом смотрят работы других и с помощью учителя учатся оценивать их. Вычисляется средний балл за каждый проект и выставляется оценка в зависимости от количества набранных баллов: более 85 баллов - «отлично», от 65 до 80 баллов - «хорошо», от 50 до 65 баллов - «удовлетворительно», менее 60 баллов - доработать.
Тематическое распределение часов
Тема
кол-во часов
теория
практика
-
Вводное занятие.
2
2
0
-
План работы над проектом.
2
2
0
-
Определение тематического поля и темы проекта.
2
1
1
-
Работа по сбору материала и его классификация.
4
1
3
-
Наблюдение и эксперимент.
4
1
3
-
Подготовка и защита проекта
16
2
14
-
Как работать вместе?
2
1
1
-
Экспертиза деятельности
2
2
0
Всего за курс обучения:
34
12
22
Содержание материала.
-
Вводное занятие
• для чего создается проект, виды проектов;
• чем вызвана необходимость его создания;
• как в дальнейшем будет использоваться данный проект;
• каким должен быть проект (определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта);
• кто будет создавать проект (как определить группу учащихся по работе в проекте и, распределение обязанностей).
-
План работы над проектом (познакомить учащихся с планом работы над проектом)
-
определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
-
выдвижение гипотезы их решения;
-
обсуждение методов исследования;
-
оформление конечных результатов;
-
анализ полученных данных;
-
подведение итогов;
-
корректировка;
-
получение выводов
-
Определение тематического поля и темы проекта
-
поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
• обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов.
-
Работа по сбору материала и его классификация
-
обучение работе в Интернете по сбору и изучению информации(первичное изучение источников информации; сбор и анализ информации)
-
виды справочной литературы.
-
особенности словарных статей в разных источниках информации.
-
составление справочника по теме проекта.
-
поиск недостающей информации для проекта.
-
составление алгоритма работы со справочной литературой.
-
Способы первичной обработки информации
-
Чтение текста с пометками (приём ИНСЕРТ).
-
Составление информационных таблиц.
-
Обсуждение полученной информации.
-
Правила составления ДЕНОТАТНОГО ГРАФА.
-
Наблюдение и эксперимент
-
Свойства предметов.
-
Проведение эксперимента. Ведение записей в процессе эксперимента.
-
Получение данных для проекта путём наблюдения (эксперимента).
-
Как работать вместе
-
Что такое команда. Правила групповой работы.
-
Способы разрешения конфликта.
-
Три способа группового взаимодействия.
-
Подготовка и защита презентации
• Воплощение в жизнь поставленных задач;
• Работа в программе Power Point;
• Работа в программе Publisher;
• Составление таблиц, диаграмм;
-
Написание рефератов;
-
Экспертиза деятельности
-
Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности.
-
Формула успешной деятельности.
-
Сильные и слабые стороны работы над проектом.
Календарно-тематическое планирование
-
№
Дата
Содержание учебного материала
Количество
часов
Вводное занятие
2
1
01.09.14
Каким должен быть проект (определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта)
1
2
08.09.14
Кто будет создавать проект (как определить группу учащихся по работе в проекте и, распределение обязанностей)
1
План работы над проектом
2
3
15.09.14
Определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования
1
4
22.09.14
Обсуждение методов исследования; выдвижение гипотезы их решения
1
Определение тематического поля и темы проекта.
2
5
29.09.14
Поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта
1
6
06.10.14
Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов
1
Работа по сбору материала и его классификация.
4
7
13.10.14
Обучение работе в Интернете по сбору и изучению информации (первичное изучение источников информации; сбор и анализ информации)
1
8
20.10.14
Виды справочной литературы; особенности словарных статей в разных источниках информации;
составление справочника по теме проекта.
1
9
27.10.14
Поиск недостающей информации для проекта; составление алгоритма работы со справочной литературой.
1
10
10.11.14
Способы первичной обработки информации
1
Наблюдение и эксперимент.
4
11
17.11.14
Свойства предметов.
1
12
24.11.14
Проведение эксперимента. Ведение записей в процессе эксперимента.
1
13
01.12.14
Получение данных для проекта путём наблюдения (эксперимента).
1
14
08.11.14
Получение данных для проекта путём наблюдения (эксперимента).
1
Подготовка и защита проекта
16
15
15.11.14
Воплощение в жизнь поставленных задач
1
16
22.11.14
Работа в программе Power Point
1
17
12.01.15
Работа в программе Power Point
1
18
19.01.15
Работа в программе Publisher
1
19
26.01.15
Работа в программе Publisher
1
20
02.02.15
Составление таблиц, диаграмм
1
21
09.02.15
Составление таблиц, диаграмм
1
22
16.02.15
Написание рефератов
1
23
02.03.15
Написание рефератов
1
24
09.03.15
Написание рефератов
1
25
16.03.15
Написание рефератов
1
26
30.03.15
Написание рефератов
1
27
06.04.15
Написание рефератов
1
28
13.04.15
Написание рефератов
1
29
20.04.15
Написание рефератов
1
30
27.04.15
Написание рефератов
1
Как работать вместе?
2
31
04.05.15
Что такое команда. Правила групповой работы.
1
32
11.05.15
Способы разрешения конфликта. Три способа группового взаимодействия.
1
Экспертиза деятельности
2
33
18.05.15
Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности.
1
34
25.05.15
Формула успешной деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом.
1
ПРИЛОЖЕНИЕ
(Можно провести как промежуточную проверку умения работать с проектом; работа в группах. Итоговый проект будет каждый составлять индивидуально).
Проект к арабской сказке «Нищий и счастье»
Однажды вечером нищий возвращался к себе домой. Проклиная свою судьбу, он горько жаловался:
-Счастье… Где оно, Счастье? Будь проклято это Счастье!
Судьба захотела, чтобы Счастье откликнулось и пришло послушать жалобы и стенания. И вот, едва лишь нищий произнёс эти слова, Счастье схватило его за руку и сказало:
-Иди ко мне. Не бойся. Я - твоё Счастье.
Счастье подняло его в воздух и унесло далеко-далеко; потом оно опустило его у входа в пещеру и промолвило:
-Там внутри пещеры, скрыты все сокровища мира. Спустись и возьми себе, что захочешь. Но не бери слишком много. Пусть твоя ноша будет лёгкой, чтобы ты смог дотащить её до дому. Дорога предстоит длинная и трудная, и ты пойдёшь один, без попутчика. Если уронишь ношу на землю, навсегда потеряешь её. Будь благоразумным и не жадничай.
Так сказало Счастье и скрылось. Нищий спустился в пещеру, и у него разбежались глаза от множества сокровищ и драгоценных камней. Он начал хватать самые красивые и наполнять ими свой мешок. Через час он вышел из пещеры, неся на плечах тяжёлую ношу.
Сделав несколько шагов со своим мешком, нищий задохнулся от усталости; обильный пот выступил на его лице, покрыл всё тело. Он почувствовал. Что силы его иссякли и он не может дальше тащить свой груз.
«А что если я опущу мешок на землю и покачу его? - подумал он. - Не может быть, чтобы не докатил его домой целым».
Так он и сделал. Торжествуя и предвкушая радость от обладания богатством, покатил нищий набитый мешок. Но почти у самого дома он разогнул спину - и мешок вдруг исчез. Руи бедняка сжимали воздух. Он огляделся вокруг, стал кричать и плакать, проклиная свою несчастную долю.
И в тот же миг снова появилось Счастье. Гневно посмотрело оно на него и сказало:
-Ты преступник перед своим счастьем и самим собой. Тебя ничто не удовлетворяет, тебе не хватает никакого богатства. Тебе дано было много, и ты должен был взять столько, сколько мог унести. Но ты пожадничал и взвалил на себя непосильную ношу. Теперь ты потерял всё. Пусть это послужит тебе уроком, научит довольствоваться небольшим.
Описание проектной задачи
Вы знаете, что не в богатстве счастье, и всё же постарайтесь помочь нищему из далёкого-далёкого века стать счастливым и богатым. Для этого вам придётся побывать в пещере, где спрятаны богатства, внимательно их изучить и заказать у Счастья - хранителя сокровищ, ровно столько драгоценностей для нищего, чтобы он был счастлив, имея дом, жену и лавку. Для этого заполните графу заказа в таблице.
Вы располагаете следующими материалами:
-
Таблица № 1. Перечень наименований металлов и минералов с указанием их веса и стоимости (можно самим составить).
-
Таблица № 2. Показатели выносливости человека.
-
Таблица № 3. Соотношение стоимости при натуральном обмене товаров.
Задание № 1. Распределите названия полезных ископаемых на две группы - металлы и минералы:
Яшма, кремний, золотоносная руда, опал, свинец, рубин, сапфир, серебро, алмаз, уран, ртуть, аметист, горный хрусталь, гранит, изумруд, платина, бирюза, топаз, кварц, железо, медь, гранат.
Задание № 2. Учитывая единицу стоимости и количество спрятанных в пещере богатств, заполните нищему мешок в таком объёме, чтобы он не надорвался от тяжести и не навредил своему здоровью. При этом помните, что нищему нужно пронести ношу 20 км до своего дома, не останавливаясь на отдых, а возраст мужчины 40 лет.
Задание № 3. Посчитайте, какое богатство будет иметь нищий, если донесёт свой груз до дома. Помните, что полученное богатство нищему нужно поменять на какой-то товар, чтобы иметь сначала дом, потом жену, а затем торговую лавку.
Таблица № 1.Перечень наименований металлов и минералов с указанием их веса и стоимости
Наименования металлов и минералов
Единица стоимости по 20 - балльной шкале
Количество в весе (единица измерения)
Ваш заказ
Наименования металлов и минералов
Единица стоимости по 20 - балльной шкале
Количество в весе (единица измерения)
Ваш заказ
алмаз
20
30 карат
медь
5
1 тонна
аметист
10
100 карат
манускрипт
20
5 кг
бирюза
5
500 граммов
опал
10
5000 г
горный хрусталь
5
30 кг
ртуть
3
5 литров
гранат
10
600 карат
рубины
15
50 карат
гранит
1
50 тонн
сапфиры
10
100 карат
изумруд
15
5 карат
серебро
15
20 кг
железо
2
10 тонн
свинец
2
500 кг
золотоносная руда
5
5 тонн
топаз
10
10 кг
кварц
2
300 кг
платина
20
1 кг
кремний
1
500 кг
уран
20
50 кг
яшма
5
20 кг
Таблица № 2. Показатели выносливости человека.
2 км
5 км
7 км
10 км
12 км
15 км
17 км
20 км
22 км
25 км
27 км
30 км
35 лет
40 кг
35 кг
30 кг
25 кг
20 кг
15 кг
10 кг
7 кг
5 кг
3 кг
2 кг
1 кг
40 лет
40 кг
35 кг
30 кг
25 кг
20 кг
10 кг
7 кг
5 кг
3 кг
2 кг
1 кг
1 кг
45 лет
35 кг
30 кг
25 кг
20 кг
10 кг
7 кг
5 кг
3 кг
2 кг
1 кг
1 кг
0 кг
50 лет
35 кг
30 кг
25 кг
15 кг
10 кг
5 кг
3 кг
2 кг
1 кг
1 кг
0 кг
0 кг
55 лет
30 кг
25 кг
20 кг
15 кг
7 кг
3 кг
2 кг
1 кг
1 кг
0 кг
0 кг
0 кг
60 лет
20 кг
15 кг
10 кг
7 кг
5 кг
2 кг
1 кг
1 кг
0 кг
0 кг
0 кг
0 кг
65 лет
10 кг
7 кг
5 кг
3 кг
2 кг
1 кг
1 кг
0 кг
0 кг
0 кг
0 кг
0 кг
70 лет
7 кг
5 кг
3 кг
2 кг
1 кг
1 кг
0 кг
0 кг
0 кг
0 кг
0 кг
0 кг
Таблица № 3. Соотношение стоимости при натуральном обмене товаров.
Обменная стоимость
Наименования металлов и минералов
Обменная стоимость
Жилище
10 верблюдов, или 100 овец, или 5 скаковых лошадей, или 20 коров
Алмаз (30 карат)
2 верблюда
Аметист
20 овец, или 1 конь, или 3 коровы
Бирюза (50г)
1 овца
Выкуп невесты
5 верблюдов, или 60 овец, или 3 коня, или 4 ковра
Горный хрусталь (1кг)
1 верблюд, или 10 овец, или 1 ковёр
Гранат (100 карат)
5 овец
Опал (1кг)
1 ковёр или 3 овцы
Помещение для торговой лавки
3 верблюда, или 20 овец, или 2 коня, или 2 ковра
Рубины (10 карат)
2 ковра, или 1 верблюд
Сапфиры (100 карат)
20 овец, или 1 конь, или 3 ковра
Серебро (1 кг)
2 ковра, и 1 верблюдли
Товар для лавки (ткани)
1 верблюд, или 10 овец, или 1 конь, или 2 ковра
Изумруд (5 карат)
10 верблюдов, 100 овец, или 5 скаковых лошадей, или 20 ковров
Вам удалось нищего сделать счастливым?
Пример межпредметного проекта Как понять «мерить на свой аршин»?
(русский язык, литература, математика)
Тип проекта: исследовательский
Цель:
-
Исследовать учебники 5-6 классов русского языка, литературы и математики и выяснить, как часто употребляются в них старинные меры (практическая);
-
Воспитать любовь и уважение к истории своей страны, своего народа. (педагогическая).
Задачи:
1. Познакомиться с историей появления метрической системы.
2. Исследовать учебники 5-6 классов русского языка, литературы и математики.
3.Выяснить, актуальны ли старинные меры в русской литературе.
Задачи проекта:
1. Сбор и анализ материала по поставленной проблеме.
2. Аналитическая работа, расчёты, выполнение творческих заданий.
3.Научить формулировать выводы на основе собранного материала.
Вопросы проекта:
1. Проследить историю возникновения меры длины и веса на Руси, ее совершенствование от времен образования Руси до наших дней.
2. Изучить и проанализировать в различных источниках старинные единицы измерения;
3. Практическое сравнение старинных русских мер длины и веса с современными.
Необходимое оборудование:
-
Экран
-
Компьютер
-
Принтер
-
Планшеты
-
Учебники
-
Художественная литература
-
Подручные средства для выполнения творческих заданий
Актуальность проекта:
Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как метрология всегда находится в центре внимания человеческой деятельности. Поэтому именно эта тема нас заинтересовала, появился интерес к истории математики, к истории нашей Родины.
Аннотация:
В работе детей речь идёт о старинных мерах длины. Ребята выдвигают гипотезу, что, изучая старинные меры, мы знакомимся с историей развития общества, узнаём о жизни людей, о прогрессе, без которого мы бы сейчас не знали современные меры длины.
Актуальность работы заключается в том, что шестиклассники исследуют значимость старинных мер длины в современном мире, в котором мы живём, на материалах учебников русского языка, литературы, математики и произведений художественной литературы. Таким образом, мы приобщаемся к истории, учимся любить её, видеть изменения, которые происходят в жизни. Старинные меры длины - это ещё имена, имена нарицательные.
Для исследования используют разнообразные методы (этимологический, словообразовательный, измерительный), так как работа связана с предметом русский язык, литература, математика. Хочется отметить, что проделана огромная работа : исследованы старинные меры длины c точки зрения актуальности их употребления в современных учебниках русского языка, литературы, математики; сопоставлены старые и новые меры, составлены таблицы, созданы буклеты.
Работа имеет практическую направленность. Данные исследования расширяют знания современных учеников о старинных мерах длины, истории развития общества. Работа по теме прививает любовь знаниям, особенно к тем, которые двигают прогресс.
Предполагаемые продукты проекта:
-
Реферат
-
Презентация
-
Буклеты
-
Творческая работа
-
Блиц-опрос
Достигаемые результаты по ФГОС:
-
Личностные - 2; 3; 4; 5; 6; 7;
-
Метапредметные - 1; 2; 3; 4; 5; 6; 8; 9; 11;
-
Предметные
-
Литература-1; 2; 4; 5; 6;
-
Математика-1; 2; 5; 8; 9; 14
-
Русский язык - 1; 5; 6; 7
Замысел реализации проекта:
если изучить старинные меры, то они не будут вызывать затруднения при чтении литературы, решении задач и будут понятны.
Подробное описание проекта по этапам:
Этап проекта
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Комментарии
Организационный
Организация деятельности учащихся через ознакомительную беседу по теме проекта
Взаимодействие с учителем во время ознакомительной беседы
Дети проявляют активность, справляются с заданием с помощью учителя
Целепологания,
Постановка задач
Организация работы по самостоятельному формированию учащимися целей и задач к проекту
Анализировать материал беседы, входящей презентации, делать выводы и обобщения.
Планирования
деятельности
Под руководством учителя и по желанию детей организуем распределение на группы
Договариваются о совместных действиях: организация групп, рспределение обязанностей, выбор старшего группы.
Все дети включились в работу
Осуществления
деятельности
Контроль за работой в группах и помощь, если она необходима
Используют поиск необходимой информации для выполнения заданий.
1.Поиск материала в Интернете;
2.Аналитическая работа с учебниками, с художественной литературой;
3.Творческие работы
4.Блиц- опрос среди учеников в других классах
Трудности возникли при выполнении аналитической работы с учебниками и художественной литературой, в творческой работе.
Оценки результата,
рефлексии
Организуем работу по выбору лучшихвариантов выступлений
Учитывают разные мнения и стремятся координации различных позиций в сотрудничестве. Строят речевое высказывание в устой и письменной форме. Выступление представителей от групп перед участниками проекта. Комментарии, исправление своих ошибок
Подготовка презентаций, буклетов, творческих работ, выступлений.
Содержание анкеты
Отношение к занятиям
Всегда 2 б.
Иногда 1 б
Никогда 0 б
А
-
на занятиях бывает интересно
-
нравится педагог
-
нравится, когда хвалят
Б
-
родители заставляют учиться
-
занимаюсь, так как это мой долг
-
занятия полезны для жизни
В
-
узнаю много нового
-
занятия заставляют много думать
-
нравится работать на уроке
Г
-
на уроках всё даётся легко
-
с нетерпением жду урока
-
интересно узнать больше
А - ситуативный интерес
Б - занятия по необходимости
В - интерес к предмету
Г - познавательный интерес.
АНКЕТА
1. Считаешь ли ты, что знания, полученные на факультативе, пригодятся тебе в жизни?
- да,
- нет,
- не знаю.
2. Почему ты посещаешь факультатив?
- заставляют,
- интересно,
- туда ходит мой друг.
3. Рассказываешь ли ты своим родителям о том, что ты узнал на факультативе?
- всегда,
- иногда,
- никогда.
4. Какойфакультатив по выбору ты ввел бы?
5. Считаешь ли нужным оставитьданный факультатив в нашей школе?
- да,
- нет,
- не знаю.
Тест на выявление мотивации учащихся (можно дать только три ответа):
Дорогие ребята! Внимательно прочитайте анкету и подчеркните в ней три пункта, которые отвечают твоим мыслям, стремлениям, чувствам, желаниям.
1. Я учусь потому, что на уроке интересно
2. Я учусь, потому, что заставляют родители
3. Я учусь потому, что хочу больше знать
4. Я учусь, чтобы потом хорошо работать
5. Я учусь, чтобы доставить радость родителям
6. Я учусь, чтобы не отставать от товарищей
7. Я учусь, чтобы не опозорить свой отряд и класс
8. Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой
9. Я учусь потому, что нравится учитель
На выявление внутренних мотивов направлены вопросы №№ 3, 4, 8. На выявление внешних положительных мотивов направлены вопросы №№ 1, 5, 9. На выявление внешних отрицательных мотивов направлены вопросы №№ 2, 6, 7.
Вопросы для беседы с родителями.
1. Пути формирования мотивации в учебной деятельности детей в современных условиях.
2. Практические советы родителям для повышения мотивации детей к обучению
• Учите ребенка правильно выбирать цель деятельности с точки зрения понимания «Зачем это нужно именно тебе, а не родителям или учителям». Для этого ставьте перед ребенком следующие вопросы: «Какого результата ты стремишься достичь в обучении?», «Кем ты себя видишь в будущем?», «Что ты можешь сделать для этого?», «Кто тебе может помочь?» и т. д.
• Давайте своему ребенку право на ошибки. Не осуждайте, а помогайте учиться преодолевать трудности - это формирует уверенность в своих возможностях и способностях, повышает самооценку.
• Формируйте ответственность.
• Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результат вне зависимости от того, будет он положительным или отрицательным.
• Анализируйте прошлые успехи и достижения, даже если они были совсем незначительными. Таким образом, вы поддерживаете попытки ребенка добиться новых результатов.
• Повторяйте и закрепляйте успехи. Повторяя вчерашнюю работу, дети используют уже отшлифованные знания и умения, поэтому делают меньше ошибок, зато переживают чувство успешности.
• Учите ребенка не бояться трудностей. Пусть он чувствует, что вы всегда готовы прийти ему на помощь.
• Учите ребенка не просто учиться, а получать удовольствие от процесса и результата выполненной работы.
• Всегда объясняйте своему ребенку причины ваших требований и требований учителей.
Список литературы и Интернет-ресурсов
-
В.Н.Суслов «Решаем проектные задачи» 4-5 класс, Ростов-на-Дону «Легион», 2012
-
И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 - 6 классов сред школ. - М.: «Просвещение», 2004 г.
-
Баврин, И. И. Старинные задачи: кн. для учащихся / И.И.Баврин, Е.А.Фрибус. - М. : Просвещение, 1994.
-
Энциклопедия для детей. Математика.- М.: «Аванта+». 1998.
-
Воронько Т.А.. Задачи исследовательского характера. //Математика в
школе. - 2004. - № 8. С. 10-11.
-
Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.
-
Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков,С.И. Щварцбурд Математика 5 класс, издательство «Мнемозина», Москва, 2006.
-
Г.И. Глейзер «История математики в школе»IV- VI классы. - Москва «Просвещение», 1981.
-
И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин «За страницами учебника математики»Москва «Просвещение», 1989.
-
Ю.Г. Круглов, библиотека словесника «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», Москва «Просвещение», 1980.
-
dissercat.com/content/razrabotka-sistemy-organizatsii-issledovatelskoi-raboty-uchashchikhsya-v-protsesse-izucheniy#ixzz2f36XMaKB
-
images.yandex.ru
-
shkolo.ru›zakonyi-slozheniya
-
bymath.net›studyguide/ari/ari4.html
-
for-schoolboy.ru
-
nashol.com
-
eek.diary.ru
-
lohmatik.ru›Lohmatik/str1_60_2.php
-
vse-dlya-detey.ru›shkolnye-uchebniki…
-
Кугут Ирина Анатольевна, учитель географии МОУ СОШ №32 «Эврика-развитие» г.
Волжского
n.ru/communities.aspx?cat_no=72958&lib_no=148707&tmpl=lib, 4 поток: it-
n.ru/communities.aspx?cat_no=72958&lib_no=227095&tmpl=lib.
17. 12mesyatcev.ru/
18. festival.1september.ru/
19. publ.lib.ru/ARCHIVES/M/MESHEN_P'er_Fransua_Andre/_Meshen_P.F.A..html
-
alcala.ru/brokgauz-slovari/izbrannoe/slovar-M/M7931.shtml
-
historica.ru/index.php?mode=threaded&pid=627460&showtopic=11668
-
patiks.ru/
-
По материалам сайтов :omedb.ru; russianamerica.com; wikipedia.org.
-
untitled.png
-
astro.websib.ru/astro/7/glava7