- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по мтематике для 6 класса
Рабочая программа по мтематике для 6 класса
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Веретенникова А.В. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рассмотрено на заседании | Составлена на основе рекомендованной |
Методического объединения | государственной программы и |
«01» июня 2015 г. | требований к минимуму содержания |
|
|
Принято на заседании |
|
Педагогического совета |
|
от 01.06.2015г. Протокол № 6 |
|
|
|
Утверждена |
|
Приказом директора школы № 83 |
|
от 02.06.2015 г. |
|
М.П. |
|
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике 2015-2016 учебный год_
6 класс
Составитель Веретенникова А.В.
Лудорвай, 2015
Математика, 6 класс
Пояснительная записка
Настоящая программа по математике для 6 класса основной образовательной школы создана на основе нормативных документов:
-
Стандарт среднего (полного) образования по математике. Базовый уровень. Базисный учебный план 2004г.
-
Обязательный минимум основного общего образования по математике.
-
Требования к уровню подготовки выпускников по математике.
-
Примерная программа основного общего образования по математике.
-
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по математике.
-
При создании рабочей программы по математике 6 класс использована Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы/авт.-сост. В.И. Жохов. - М.:Мнемозина,2010. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения математики, которые определены стандартом.
Количество часов в неделю - 5, в год - 170.
Программа рассчитана на продуктивный и репродуктивный уровень усвоения. При репродуктивном усвоении учащийся лишь воспроизводит ранее усвоенную информацию (в речи или в уме) о методах деятельности и в практически неизменном виде применяет ее для выполнения типовых действий. Мастерство выполнения действий, в свою очередь, зависит от полноты усвоения. При продуктивном усвоении учащийся не только воспроизводит ранее усвоенную информацию и применяет ее в деятельности, но и преобразует ее для использования в нестандартных (нетиповых) условиях.
Данная рабочая программа направлена на учащегося 6 класса общеобразовательной школы.
Изучение математики в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе преподавания математики в 6 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обратить внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
-
работы с математическими моделями, приемами их построения и исследования;
-
методами исследования реального мира, умения действовать в нестандартных ситуациях;
-
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
-
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
-
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
-
использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
-
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Тематическое планирование конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное поурочное распределение учебных часов.
При изучении математики у учащегося сформируются следующие компетенции:
-
Ценностно-смысловые компетенции
-
Общекультурные компетенции
-
Информационные компетенции
-
Коммуникативные компетенции
-
Социально-трудовые компетенции
-
Компетенции личностного самосовершенствования
Формы контроля. Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме решения ситуационных задач, индивидуального опроса, работы по карточкам, проверке домашнего задания. Большое внимание уделяется самостоятельным работам. В конце изучения каждой главы предусмотрены контрольные работы. В конце учебного года проводится промежуточная аттестация в виде итоговой контрольной работы за весь учебный год.
График контрольных работ составляется учителем по рекомендуемой форме
-
№ п/п
Тема контрольной работы
Дата по плану
Дата по факту проведения
1
Диагностическая контрольная работа
2
Контрольная работа №1: по теме «Делимость чисел».
3
Контрольная работа №2 по теме «Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями»
4
Контрольная работа №4 по теме «Умножение обыкновенных дробей».
5
Контрольная работа №5 по теме «Деление обыкновенных дробей».
6
Контрольная работа №6 по теме «Деление и умножение обыкновенных дробей».
7
Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции»
8
Контрольная работа №8 по теме «Отношения и пропорции».
9
Контрольная работа № 9 по теме «Положительные и отрицательные числа».
10
Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
11
Контрольная работа №11 по теме « Умножение и деление рациональных чисел. Свойства действий с рациональными числами».
12
Контрольная работа №12 по теме «Решение уравнений».
13
Контрольная работа №13 по теме «Решение уравнений».
14
Контрольная работа №14 по теме «Координаты на плоскости».
15
Итоговая контрольная работа
Календарно - тематическое планирование составляется учителем по рекомендуемой форме
№
четверти
Раздел (глава)
Тема
Кол-во часов
Элементы обязательного минимума содержания предмета
ДЕЛИМОСТЬ ЧИСЕЛ (20 ч)
Делители и кратные.
1
Натуральные числа. Десятичная система счисления. Степень с натуральным показателем.
Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.
Делители и кратные.
1
Делители и кратные
1
Признаки делимости на 10, 5 и 2.
1
Признаки делимости на 10, 5 и 2.
1
Признаки делимости на 10, 5 и 2.
1
Признаки делимости на 3 и на 9.
1
Признаки делимости на 3 и на 9.
1
Простые и составные числа.
1
Простые и составные числа.
1
Разложение на простые множители
1
Разложение на простые множители.
1
Диагностическая контрольная работа
1
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.
1
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.
1
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.
1
Наименьшее общее кратное
1
Наименьшее общее кратное
1
Наименьшее общее кратное.
1
Контрольная работа №1: по теме «Делимость чисел».
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДРОБЕЙ С РАЗНЫМИ ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ (22ч)
Основное свойство дроби.
1
Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.
Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.
Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.
Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений.
Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями.
Основное свойство дроби.
1
Сокращение дробей.
1
Сокращение дробей.
1
Сокращение дробей
1
Приведение дробей к общему знаменателю.
1
Приведение дробей к общему знаменателю.
1
Приведение дробей к общему знаменателю.
1
Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.
1
Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.
1
Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.
1
Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.
1
Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.
1
Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями.
1
Контрольная работа №2 по теме «Сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями»
1
Сложение и вычитание смешанных чисел.
1
Сложение и вычитание смешанных чисел.
1
Сложение и вычитание смешанных чисел.
1
Сложение и вычитание смешанных чисел.
1
Сложение и вычитание смешанных чисел.
1
Сложение и вычитание смешанных чисел.
1
Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ (32ч)
Умножение дробей.
1
Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.
Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.
Отношение, выражение отношения в процентах.
Умножение дробей.
1
Умножение дробей.
1
Умножение дробей.
1
Нахождение дроби от числа.
1
Нахождение дроби от числа.
1
Нахождение дроби от числа.
1
Нахождение дроби от числа.
1
Нахождение дроби от числа.
1
Применение распределительного свойства умножения.
1
Применение распределительного свойства умножения.
1
Применение распределительного свойства умножения.
1
Применение распределительного свойства умножения.
1
Применение распределительного свойства умножения.
1
Контрольная работа №4 по теме «Умножение обыкновенных дробей».
1
Взаимно обратные числа.
1
Взаимно обратные числа.
1
Деление.
1
Деление.
1
Деление.
1
Деление.
1
Деление.
1
Контрольная работа №5 по теме «Деление обыкновенных дробей».
1
Нахождение числа по его дроби.
1
Нахождение числа по его дроби.
1
Нахождение числа по его дроби.
1
Нахождение числа по его дроби.
1
Нахождение числа по его дроби.
1
Дробные выражения.
1
Дробные выражения.
1
Дробные выражения.
1
Контрольная работа №6 по теме «Деление и умножение обыкновенных дробей».
1
ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ (19ч)
Отношения.
1
Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире.
Представление зависимости между величинами в виде формул.
Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.
Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.
Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений.
Отношения
1
Отношения.
1
Пропорции.
1
Пропорции.
1
Пропорции.
1
Пропорции
1
Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
1
Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
1
Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
1
Прямая и обратная пропорциональные зависимости.
1
Контрольная работа №7 по теме «Отношения и пропорции»
1
Масштаб.
1
Масштаб.
1
Длина окружности, площадь круга.
1
Длина окружности, площадь круга.
1
Шар.
1
Шар
1
Контрольная работа №8 по теме «Отношения и пропорции».
1
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА (13ч)
Координаты на прямой.
1
Натуральные числа.
Рациональные числа. Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Степень с целым показателем.
Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Координаты на прямой.
1
Координаты на прямой.
1
Противоположные числа.
1
Противоположные числа.
1
Модуль числа.
1
Модуль числа.
1
Сравнение чисел.
1
Сравнение чисел.
1
Сравнение чисел.
1
Изменение величин.
1
Изменение величин.
1
Контрольная работа № 9 по теме « Положительные и отрицательные числа».
1
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (11ч)
Сложение чисел с помощью координатной прямой.
1
Натуральные числа.
Рациональные числа. Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Степень с целым показателем.
Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Сложение чисел с помощью координатной прямой.
1
Сложение отрицательных чисел.
1
Сложение отрицательных чисел.
1
Сложение чисел с разными знаками.
1
Сложение чисел с разными знаками.
1
Сложение чисел с разными знаками.
1
Вычитание.
1
Вычитание.
1
Вычитание.
1
Контрольная работа №10 по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
1
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (12ч)
Умножение.
1
Натуральные числа.
Рациональные числа. Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Степень с целым показателем.
Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Умножение.
1
Умножение.
1
Деление.
1
Деление.
1
Деление.
1
Рациональные числа.
1
Рациональные числа.
1
Свойства действий с рациональными числами.
1
Свойства действий с рациональными числами.
1
Свойства действий с рациональными числами.
1
Контрольная работа №11 по теме « Умножение и деление рациональных чисел. Свойства действий с рациональными числами».
1
РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ (13ч)
Раскрытие скобок.
1
Рациональные числа. Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Степень с целым показателем.
Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Этапы развития представления о числе.
Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Представление зависимости между величинами в виде формул.
Уравнения и неравенства. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение.
Раскрытие скобок.
1
Раскрытие скобок.
1
Раскрытие скобок.
1
Коэффициент.
1
Коэффициент.
1
Подобные слагаемые.
1
Подобные слагаемые.
1
Подобные слагаемые.
1
Контрольная работа №12 по теме «Решение уравнений».
1
Решение уравнений.
1
Решение уравнений.
1
Решение уравнений.
1
Решение уравнений.
1
Контрольная работа №13 по теме «Решение уравнений».
1
КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ (13ч)
Перпендикулярные прямые.
1
Числовые функции. Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции. Чтение графиков функций.
Координаты. Изображение чисел очками координатной прямой.
Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых.
Связь между площадями подобных фигур.
Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.
Перпендикулярные прямые.
1
Параллельные прямые.
1
Параллельные прямые.
1
Координатная плоскость.
1
Координатная плоскость.
1
Координатная плоскость.
1
Столбчатые диаграммы.
1
Столбчатые диаграммы.
1
Графики.
1
Графики.
1
Графики.
1
Контрольная работа №14 по теме «Координаты на плоскости».
1
ИТОГОВОЕ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ.(13ч)
Действия с дробями.
1
Натуральные числа. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем.
Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.
Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.
Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Рациональные числа. Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Степень с целым показателем.
Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Этапы развития представления о числе.
Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире.
Представление зависимости между величинами в виде формул.
Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.
Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.
Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя - степени десяти в записи числа.
Действия с дробями.
1
Сложение и вычитание чисел с разными знаками.
1
Сложение и вычитание чисел с разными знаками.
1
Умножение и деление чисел с разными знаками.
1
Умножение и деление чисел с разными знаками.
1
Решение уравнений.
1
Решение уравнений.
1
Координаты на плоскости.
1
Итоговая контрольная работа
1
Повторение. Решение задач.
1
Повторение. Решение задач.
1
Повторение. Решение задач.
1
Требования к уровню подготовки учащихся за курс математики 6 класса.
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
-
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математический язык может описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
Арифметика
уметь
-
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
-
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты - в виде дроби и дробь - в виде процентов
-
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные числа; находить значения числовых выражений;
-
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
-
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
-
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
-
решать линейные уравнения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
-
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов.
Алгебра
уметь
-
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать из формул одну переменную через остальные;
-
решать линейные уравнения;
-
изображать числа точками на координатной прямой;
-
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
Геометрия
уметь
-
распознавать изученные геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать изученные геометрические фигуры;
-
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
-
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы;
-
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
-
вычислять средние значения результатов измерений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
распознавания логически некорректных рассуждений;
-
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
-
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
-
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов.
УМК
-
Программа. Планирование учебного материала. Математика. 5-6 классы/авт.-сост. В.И. Жохов. - М.:Мнемозина,2010.
-
Учебник: «Математика 6 класс» Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С Чесноков, С.И.Шварцбурд, изд. М.: Мнемозина,2011г
Литература для учителя
-
Жохов В.И., Преподавание математики в 5 и 6 классах.-М.Мнемозина, 2004-2007.
-
Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.-М.Просвещение, 1990-2000.
-
Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. - М.Просвещение, 1995-1996.
-
Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2003.
-
Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно»: книга для учащихся.М.Просвещение: АО «Учебная литература» 1996.
-
Диск. Математика поурочные планы. 5-6 классы по учебникам Н.Я. Виленкина и др.
Литература для учащихся
-
Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 6 класса.-М.Просвещение, 1990-2000.
-
Шарыгин И.Ф., Шевкин К.И. Математика. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. - М.Просвещение, 1995-1996.
-
Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы.-М.Издательство «Первое сентября» 2003.
-
Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно»: книга для учащихся.М.Просвещение: АО «Учебная литература» 1996.
-
Вычисляем без ошибок. Работы с самопроверкой для учащихся 5-6 классов/ С.С. Минаева-М.:Издательство «Экзамен»
-
Н.Я.Виленкин и др. «Математика 5 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. - Москва: Мнемозина, 2008;