Поурочные планы по геометрии Смежные и вертикальные углы

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поурочные планы по геометрии 7 класс по теме «Смежные и вертикальные углы»

Смежные и вертикальные углы (7 часов)

Цели: ввести понятия смежных и вертикальных углов; научить применять свойства этих углов при решение задач и различать их.

Урок 16
Смежные углы

Цели: дать определение смежных углов; научить применять теорему о смежных углах при решении задач.

Ход урока

I. Организационный момент.

Формулировка темы и постановка цели урока.

II. Анализ контрольной работы.

III. Проверка домашнего задания.

Во время проверки домашнего задания два ученика решают задачи по карточкам, затем всем классом разбирают правильность решения и оценивают ответы одноклассников.

Карточка 1

Известно, что  МРК =  CDE. Запишите все равные стороны и углы этих треугольников.

Карточка 2

Дано:  МВЕ =  КОР, DE = 4,5 см, DB = 9 см, D = 60°, В = 30°.

Найти соответствующие стороны и углы треугольника. Чему они равны?

IV. Изучение нового материала.

1. На доске нарисованы смежные углы, по ним дается определение:

Два угла называются смежными, если у них одна общая сторона, а другие стороны являются дополнительными полупрямыми.

2. Сформулировать теорему о смежных углах.

Сумма смежных углов равна 180°.

Вынести доказательство на доску.

3. Записать следствия из данной теоремы.

Если два угла равны, то смежные с ними углы равны.

Если угол не развернутый, то его градусная мера меньше 180°.

Угол, смежный с прямым углом, есть прямой угол.

V. Решение задач.

1. Решение задач по готовым чертежам.

Поурочные планы по геометрии Смежные и вертикальные углы

Дано: 1 -  2 = 30°. Дано: 1 = 2 - 90°.

Найдите: 1, 2. Найдите: 1, 2.

Решение:

Выразим угол 1 через угол 2, получим 1 = 30 ° + 2. Так как сумма смежных углов равна 180°, то получим уравнение, где 2 примем за новую переменную х. Решим полученное уравнение:

30° + х + х = 180°

2х = 150°

х = 75°

2 = 75°, значит, 1 = 30° + 75° =
= 105°.

Ответ: 1 = 105°, 2 = 75°.

Вторая задача решается аналогично.

Ответ: 1 = 45°,

2 = 135°.

2. Решение задач 3, 4, 5 по учебнику.

VI. Итог урока.

Задание на дом: пункты 14; вопросы 1, 4, 5; задачи 1, 2, 6.

Дополнительная задача.

Поурочные планы по геометрии Смежные и вертикальные углы

Прямая а пересекает стороны угла А. Докажите, что 1 = 2, если известно, что 3 = 4.

Урок 17
Смежные углы

Цели: закрепить полученные знания о смежных углах; научить применять теорему о смежных углах при решении задач.

Ход урока

I. Организационный момент.

Формулировка темы и постановка цели урока.

II. Проверка домашней работы.

III. Решение задач.

1) Смежные углы относятся как 1 : 2 . Найдите эти смежные углы.

2) Один из смежных углов больше другого на 20°. Найдите эти углы.

3) Один из углов, образовавшихся при пересечении двух прямых, равен 21°. Найдите остальные углы.

4) Меньший из смежных углов в 4 раза меньше разности этих смежных углов. Найдите эти смежные углы.

5) Докажите, что сумма каждых трех углов, не прилежащих один к другому и образуемых тремя прямыми, проходящими через одну точку, равна двум прямым углам.

IV. Итог урока.

- Могут ли два смежных угла быть оба:

1) острыми;

2) тупыми;

3) прямыми?

- Какой вывод можно сделать из этого?

Задание на дом: пункт 14.

Дополнительные задачи.

1. Один из смежных углов составляет 0,2 другого. Найдите эти смежные углы.

2. Один из четырех углов, образовавшихся при пересечении двух прямых, в 11 раз меньше суммы трех остальных углов. Найдите эти четыре угла.

Урок 18
Вертикальные углы

Цели: ввести понятие вертикальных углов; доказать теорему о вертикальных углах; научить применять знания о вертикальных углах при решении задач.

Ход урока

I. Организационный момент.

Формулировка темы и постановка цели урока.

II. Устная работа.

Задача 1.

Один из углов, полученный при пересечении двух прямых, равен 118°. Найдите остальные три угла.

Задача 2.

Дополните рисунок, чтобы образовалось четыре смежных угла.

Поурочные планы по геометрии Смежные и вертикальные углы

III. Изучение нового материала.

1. Вспомнить, что такое дополнительные прямые, после чего дать определение вертикального угла.

2. Записать теорему: Вертикальные углы равны. Доказательство разбирается всем классом, оформляется на доске и записывается учащимися в тетрадь.

IV. Решение задач.

1. Коллективный разбор задачи.

Найти: АОВ,АОD,CОВ.

Поурочные планы по геометрии Смежные и вертикальные углы

2. Решение задач 7, 9 по учебнику.

V. Итог урока.

- Что такое вертикальные углы?

- Какими свойствами они обладают?

- В чем различие между вертикальными и смежными углами?

Задание на дом: пункты 15; задачи 8, 10, 12.

Урок 19
Перпендикулярные прямые.
Доказательство от противного

Цели: ввести понятие перпендикулярной прямой, перпендикуляра; познакомить с методом доказательства от противного.

Ход урока

I. Организационный момент.

Формулировка темы и постановка цели урока.

II. Проверка домашнего задания.

Один ученик решает задачу 11, затем проводится коллективное обсуждение решения этой задачи.

III. Изучение нового материала.

1. Ввести понятия перпендикуляра, перпендикулярной прямой, основания перпендикуляра, обозначения перпендикуляра.

Две прямые называются перпендикулярными, если они пересекаются под прямым углом.

На рисунке ас.

Поурочные планы по геометрии Смежные и вертикальные углы

Перпендикуляром к данной прямой называется отрезок прямой, перпендикулярной данной, который имеет одним из своих концов их точку пересечения. Этот конец называется основанием перпендикуляра.

2. Прочитать пункт 17, сделать выводы и записать их в тетрадь.

Доказательство от противного состоит в том, что нужно сделать предположение, противоположное тому, которое утверждается в теореме. Затем путем рассуждений, опираясь на аксиомы и ранее доказанные теоремы, приходим к выводу, противоречащему либо условию теоремы, либо какой-то аксиоме. На этом основании заключаем, что наше предположение было неверным, а значит, верно утверждение теоремы.

3. Доказать теорему о перпендикулярных прямых.

Через каждую точку прямой можно провести перпендикулярную ей прямую, и только одну.

Для доказательства использовать метод от противного.

4. Показать, как строить перпендикулярные прямые.

IV. Решение задач.

1. Дополнительная задача.

Даны АОЕ - развернутый, АОВ на 40° меньше, чем DOE, ВОС на 40° больше, чем DOС. Доказать, что СО || АЕ.

2. Решить задачи 13, 14.

V. Практическая работа.

Необходимо построить произвольный треугольник, отметить на каждой стороне точку, назвать ее и провести перпендикуляры через эти точки к сторонам треугольника.

VI. Итог урока.

- Что такое перпендикулярные прямые?

- Что называется перпендикуляром?

- Что такое основание перпендикуляра?

- В чем заключается смысл доказательства от противного?

Задание на дом: пункты 16, 17, 19; задачи 23, 24.

Урок 20
Решение задач

Цель: выработать у учащихся умение применять полученные знания при решении задач.

Ход урока

I.Организационный момент.

Формулировка темы и постановка цели урока.

II. Анализ практической работы.

Объявить результаты, выявить ошибки, сделать работу над ошибками.

III. Решение задач.

1. Три точки В, С, D лежат на одной прямой. Известно, что ВD = 17 см, = 25 см. Какой может быть длина отрезка ВС?

2. Сумма вертикальных углов МОЕ и DОС, образованных при пересечении прямых МС и , равна 204°. Найдите угол МОD.

3. С помощью транспортира начертите угол, равный 78°, и проведите биссектрису смежного с ним угла.

4. Лежат ли точки M, N, P на одной прямой, если МР = 5 см, MN = 12 см, PN = 8 см. В каком случае это возможно?

5. Найдите все неразвернутые углы, образованные при пересечении двух прямых, если один из них на 83° больше другого.

IV. Итог урока.

Задание на дом: решить задачи.

1) Сумма углов равна 178°. Докажите, что эти углы не могут быть смежными.

2) Разность смежных углов равна 54°. Определите величину другого угла.

Урок 21
Решение задач

Цели: повторить, систематизировать и обобщить знания по теме.

Ход урока

I. Организационный момент.

Формулировка темы и постановка цели урока.

II. Решение задач.

1. Сумма трех углов, образованных при пересечении двух прямых, на 280° больше четвертого угла. Найдите эти углы.

2. Сумма вертикальных углов в 5 раз меньше угла, смежного с каждым из них. Найдите эти вертикальные углы.

3. Какое наименьшее число лучей можно провести из одной точки, чтобы все углы, ограниченные соседними лучами, были острыми?

4. Точки А, В и С лежат на одной прямой, причем длина отрезка ВС больше длины отрезка АС в 3 раза, а длина отрезка АВ меньше длины ВС на 3,6 см. Найдите длину отрезка АС.

Задание на дом: повторить изученный материал, подготовиться к контрольной работе. Решить задачи:

1) Найдите неразвернутые углы, образованные при пересечении двух прямых, если разность двух из них равна Поурочные планы по геометрии Смежные и вертикальные углы.

2) Сумма вертикальных углов АОВ и СОD, образованных при пересечении прямых АD и ВС, равна 108°. Найдите угол ВОD.

Урок 22
Контрольная работа № 2 по теме
«Смежные и вертикальные углы»

Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся.

Контрольную работу можно провести по вариантам.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Выполнение работы.

Вариант 1

1. Прямые АВ и СD пересекаются в точке О.

а) Выпишите две пары смежных углов. Каким свойством они обладают?

б) Какие из углов, образовавшихся при пересечении этих прямых, равны? Как они называются?

2. а) Один из смежных углов в 3 раза меньше другого. Найдите эти углы.

б) Могут ли два смежных угла быть тупыми? Ответ обоснуйте.

Вариант 2

1. Прямые РН и ОМ пересекаются в точке Х.

а) Выпишите две пары смежных углов. Каким свойством они обладают?

б) Какие из углов, образовавшихся при пересечении этих прямых, равны? Как они называются?

2. а) Один из смежных углов на 50° меньше другого. Найдите эти углы.

б) Может ли один из вертикальных углов быть тупым? Ответ обоснуйте.

III. Итог урока.

Задание на дом: повторить § 1, 2; вопросы на с. 15-16, 26.

Можно провести контрольную работу с использованием дифференцированных заданий.

Задания на оценку «3»

Карточка 1

1. Известно, что АВС =KHP. Запишите равные углы и стороны в данных треугольниках.

2. Сформулируйте основные свойства принадлежности точек и прямых на плоскости.

3. По рисунку выполните задания.

Поурочные планы по геометрии Смежные и вертикальные углы

а) Среди углов, полученных при пересечении прямых АD и ВС, найдите и запишите углы, смежные с АОС.

б) Дайте определение смежных углов.

4. а) Постройте отрезок АВ = 3 см.

б) На отрезке АВ отметьте точку С так, чтобы АС = 3 см.

в) Найдите длину отрезка ВС.

Карточка 2

1. По рисунку ответьте на вопросы.

Поурочные планы по геометрии Смежные и вертикальные углы

а) Через какие точки проходит прямая g?

б) Какие точки лежат на прямой f?

в) Каким прямым принадлежит точка Q?

2. а) Назовите все углы, изображенные на рисунке.

Поурочные планы по геометрии Смежные и вертикальные углы

б) Назовите луч, проходящий между сторонами угла АВD.

в) Чему равна градусная мера угла ABD?

3. Проведите полупрямую АВ. Отложите от этой полупрямой угол ВАС, равный 70°, причем точки С и D лежат в одной полуплоскости. Определите взаимное расположение полупрямых АС и АВ.

4. Прямые ВD и АС пересекаются в точке О. Найдите градусную меру угла СОD, если АОД = 138°.

Задания на оценку «4»

Карточка 1

1. Сформулируйте основное свойство принадлежности точек и прямой на плоскости.

2. Сформулируйте определение равных треугольников.

3. Сформулируйте и докажите теорему о вертикальных углах.

4. Разность смежных углов равна 40°. Определите величину большего угла.

5. Точка С лежит на прямой АВ между А и В. Известно, что отрезок АС на 6 см меньше отрезка ВС. Найдите длину отрезков АС и ВС, если АВ = 24 см.

Карточка 2

1. Сформулируйте и докажите теорему о смежных углах.

2. Сформулируйте основное свойство существования треугольника, равного данному.

3. Сформулируйте основное свойство расположения точек на прямой.

4. На отрезке АС, длина которого равна 24 см, отмечена точка В. Найдите расстояние между серединами отрезков АВ и ВС.

5. Прямые АВ и СD перпендикулярны и пересекаются в точке О. Найдите угол между биссектрисой АОС и полупрямой, дополнительной к ОС.

Карточка 3

1. Сформулируйте основное свойство измерения углов.

2. Сформулируйте основное свойство откладывания углов.

3. Докажите, что если два угла равны, то смежные с ними углы равны.

4. Градусные меры двух углов относятся как 2 : 3. Могут ли эти углы быть вертикальными?

5. От данной полупрямой отложены АВС = 56° и ABD = 43°. Найдите DCB.

Карточка 4

1. Сформулируйте основное свойство измерения углов.

2. Докажите, что если два смежных угла равны, то вертикальные им углы равны.

3. Какими свойствами обладает разбиение плоскости на две полуплоскости?

4. Градусные меры двух углов, которые получаются при пересечении двух прямых, относятся как 11 : 9. Найдите эти углы.

5. Луч c проходит между сторонами угла (аb), равного 120°. Чему равны углы (ас) и (), если угол (ас) в три раза больше угла ()?

Задания на оценку «5»

Карточка 1

1. Точки А и В принадлежат прямой с. Различны ли прямые АВ и с?

2. Верно ли утверждение: На полупрямой от данной точки можно отложить только один отрезок, равный данному? Объясните ответ.

3. Сумма двух углов равна 178°. Докажите, что эти углы не могут быть смежными.

4. Длина отрезка АВ равна 5 см. На отрезке отмечены точки М и Р так, что АМ = 3,1 см и РВ = 2,6 см. Найдите длину отрезка МР.

5. Может ли луч с проходить между сторонами угла (аb), если (ас) = 27°, (сd) = 73°, (аb) = 70°?

Карточка 2

1. Ответьте на вопросы и выполните задания:

а) На сколько частей разделят плоскость три прямые, пересекающиеся в одной точке?

б) На сколько частей разделят плоскость три попарно пересекающиеся прямые?

в) На плоскости отмечены семь точек. Любые четыре из них не лежат на одной прямой. Проведите три прямые так, чтобы в каждой части плоскости оказалось ровно по одной точке. Покажите на рисунке, как это можно сделать.

2. Верно ли утверждение: На одной полупрямой от ее начала можно отложить только один угол, равный данному? Ответ объясните.

3. Докажите, что биссектрисы углов, образовавшихся при пересечении двух прямых, перпендикулярны или образуют развернутый угол.

4. Разность двух углов равна 178°. Докажите, что эти углы могут быть вертикальными.

5. Длина отрезка АВ равна 1,5 см, на луче АВ отмечена точка М так, что АМ = 0,7 см, а на луче ВА отмечена точка Р так, что ВР = 2,1 см. Найдите длину отрезка МР.


© 2010-2022