- Преподавателю
- Математика
- Структура современного урока с точки зрения системно-деятельностного подхода к обучению
Структура современного урока с точки зрения системно-деятельностного подхода к обучению
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фадеева Н.О. |
Дата | 04.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу Стандарта основного общего образования. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей развития детей и подростков. Системно-деятельностный подход задает ориентиры в педагогическом проектировании. И в первую очередь, он ориентирует учителя на организацию активной учебно-познавательной деятельности обучающихся и учебного сотрудничества в целях обеспечения личностного и социального развития обучающихся. Деятельность школьников на уроке как специфическая для человека форма активности, включающая в себя постановку цели, выбор средств, выполнение действий, оценку результата - и есть показатель качества урока с точки зрения осуществления деятельностного подхода.
По словам Г. В. Дорофеева, на современном этапе происходит "переориентация системы обучения на приоритет развивающей функции обучения по отношению к его образовательной, информационной функции, перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися на формирование умений использовать информацию" Иными словами, обучение математике должно быть ориентировано "не столько на собственно математическое образование, в узком смысле слова, сколько на образование с помощью математики". (Георгий Владимирович Дорофеев, доктор физико-математических наук, профессор кафедры алгебры и геометрии МГПУ, российский специалист по математике, автор многих учебных пособий как для основной и старшей школы, так и для поступающих в ВУЗы.)
Основными принципами построения школьного курса математики на основе системно-деятельностного подхода должны стать:
-
принцип системного построения курса;
-
принцип описания курса в единстве общего, особенного и единичного;
-
принцип оптимального сочетания фундаментальности и профессиональной направленности обучения курсу;
-
принцип предметной деятельности при изучении курса;
-
принцип развивающего обучения.
Основной формой организации обучения является урок. Построение урока в логике системно - деятельностного подхода значительно отличается от традиционного.
(слайды 5-6).
Учителю необходимо знать:
- принципы построения урока (слайд 7)
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Учителю необходимо знать:
- примерную типологию уроков (слайды 8 - 12)
Классификация уроков по ведущей дидактической цели и месту урока в системе уроков и других форм организации обучения включает следующие типы:
-
урок ознакомления учащихся с новым материалом;
-
урок закрепления и повторения знаний;
-
комбинированный урок;
-
урок общения и систематизации изученного;
-
урок выработки и закрепления умений и навыков;
-
уроки проверки знаний и разбора проверочных работ.
Учителю необходимо знать:
структуру урока (слайды 13 - 22) в рамках системно-деятельностного подхода.
- учитель создает проблемную ситуацию;
- ученик принимает проблемную ситуацию;
- вместе выявляют проблему;
- учитель управляет поисковой деятельностью;
- ученик осуществляет самостоятельный поиск;
- учитель с учениками обсуждают результаты.
Критерии результативности урока (слайды 23 - 24).
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения; приветствуется рефлексия. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)
С целью определения соответствия организации образовательного процесса требованиям Стандарта используется рабочий инструмент - карта наблюдения урока (слайд 25). Она применима как на этапе проектирования урока, так и на этапе реализации проекта урока. В ней заложены показатели реализации на уроке деятельностного подхода.
Другой рабочий документ - Технологическая карта урока (слайды 26 - 29) не является нормативным и, значит, обязательным документом. Но, как показывает практика, целесообразность составления и использования технологических карт заключается в том, что эта работа помогает учителю организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, т.е. как процесс, формирующий универсальные учебные действия. С этих позиций карта действительно становится рабочим инструментом учителя. При условии неформального подхода к составлению технологических карт педагог может выстроить систему работы по достижению обучающимися планируемых результатов, эффективно контролировать и корректировать этот процесс. На начальном этапе эта работа требует немалых временных затрат, но по мере совершенствования навыков ее трудоемкость уменьшается.
Для педагога образовательная технология деятельностного подхода позволяет:
-
достигать поставленных целей по конкретному учебному предмету;
-
обеспечивать внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, демократизации, преемственности, личностно ориентированного подхода;
-
ориентировать на развитие творческой деятельности, готовности к саморазвитию.
Итак, технология обучения в деятельностной модели обучения, ориентирующейся на личность ученика, с позиции самого ученика состоит в осуществлении разного вида деятельности для решения проблемных задач, имеющих для учащегося личностно смысловой характер.