Доклад на РМО И презентация Развитие творческих способностей учащихся

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей учащихся

В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности - это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».

Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Чтобы у школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.
Вот например у шофёра, пришедшего утром в гараж, не запускается мотор. Неисправность может быть и в системе питания, и зажигания, и электропроводки, и в самых различных частях. Ни один ученик и инструктор не могут предусмотреть все возможные поломки и неисправности и научить этому шофёра, как это делается при обучении вождению машины. Значит, это тоже новая задача. Надо самому поразмыслить, найти её решение. И, хотя она очень сложна, её можно уже отнести к творческим задачам.

Любой педагог знает, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность - умственная деятельность ученого, делающего великое открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней «механике». Но самое важное то, что для ребенка естественнее и потому гораздо легче изучать и усваивать новое, действую подобно ученому (проводить собственные исследования - наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в готовом виде.

Система работы с учащимися.
Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность осуществляется в двух направлениях:
1. Урочная деятельность:
 творческие задания
 моделирование эксперимента
 проблемный вопрос
 проведение наблюдения
 постановка опыта
 проектирование
2. Внеурочная деятельность:
Массовая:
 конкурсы
 олимпиады
 предметные недели
 конференции
Групповая:
 научное общество гимназистов
 факультативы, элективные курсы
 творческие краткосрочные и долгосрочные проекты
Индивидуальная:
 исследовательская работа
 проект
 творческая работа

Огромное значение для развития творческих способностей учащихся имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа учащихся, которая способствует не только развитию способностей ребенка.

Учебно-исследовательская деятельность школьников- это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствует формированию новых знаний.

Для того, чтобы ребенок хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь учителя, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности.

Например, при изучении темы « Проценты» (Слаид 2)

Целью урока ставим вопрос зачем нужны проценты ,а домашнее задание можно дать в виде творческой работы (Слаид3-9) .

При выполнении которой помогают родители. Исследовательскую деятельность школьников можно развивать как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Основной урочной исследовательской деятельности является самостоятельная деятельность учащихся по решению проблемных задач урока, поставленных учителем. Помимо урока, учащиеся могут проводить исследовательскую работу, которая заключается в домашних заданиях исследовательского характера по различным предметам.

Инструментом для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности школьника, является занимательные задачи (задачи «на соображение», «на догадку», головоломками, нестандартные задачи, логические задачи, творческие задачи). Их можно успешно использовать на уроках в качестве дополнительного, вспомогательного пути для тренинга мышления и формирования элементов творческой деятельности. Например, можно поставить проблемный вопрос( слаид4-12)

Исследовательские домашние задания должны быть снабжены четкими, понятными и логическими инструкциями по выполнению заданий следующими словами( слаид13)

Исследуй…., определи…, понаблюдай…, изучи и сравни…, сделай вывод…, опиши увиденное…, сопоставь и проанализируй...


Много десятилетий подряд к учителю часто обращали требование добиться всеобщей высокой успеваемости. Это породило такое явление как завышение оценок. Но беда не только в этом. Сформировался особый тип учителя со смещенными педагогическими ценностями. Такой учитель, безусловно, труженик. На его уроках полный порядок, успеваемость в его классах 100 %, многие ученики получают по его предмету оценки «4» и «5». Однако, «почему-то» из его учеников почти никто не выбирает в дальнейшем математику как область своих интересов и мало кто поступает в вузы, требующие хорошей математической подготовки.

Дело в том, что на уроках такого учителя царит атмосфера страха и угнетения. Учащиеся боятся высказать свои сомнения, боятся обнаружить непонимание какого- то вопроса. Они не любят ни учителя, ни предмет, который он преподает. Получается, что учитель дает знания ради знаний.

По моему мнению, нельзя судить об учителе по числу плохих и хороших оценок в его классе. Во главу угла нужно поставить воспитание интереса к математике и развитие творческих способностей детей. Именно такой подход обеспечивает гуманное отношение к ученику.

Всем известно, что тот предмет, который преподается в атмосфере дружелюбия и увлечённости, ребята любят больше всего.

Первоочередной задачей урока считаю создание в классе атмосферы свободного общения, всеобщей заинтересованности. Своих учеников я называю только по именам. Учащимся разрешаю отвечать не поднимаясь с места, сидя. Создается впечатление, что идет не опрос, а обычная дружеская беседа. Одновременно экономится время и исчезает повод для лишнего шума.
Проблема познавательного интереса - одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.
Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала - " Смертельный грех учителя - быть скучным". Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.



.








© 2010-2022